Жидкость для радиатора
Что заливают в радиатор своего автомобиля знающие водители? + видео » АвтоНоватор
Один из самых популярных вопросов у начинающих владельцев авто звучит обычно так: что заливают в радиатор автомобиля: антифриз, тосол, и можно ли пользоваться обычной водой? В статье будет дан ответ на этот, в общем-то, простой вопрос, будут поставлены все точки над i. Но прежде немного об устройстве авто.
Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?
Работа любого двигателя внутреннего сгорания представляет собой череду небольших взрывов смеси топлива и воздуха, которые обеспечивают поступательное движение поршней и вращение коленвала. Далее эта энергия через системы трансмиссии передается к колесам, которые вращаются с определенной скоростью, и автомобиль приходит в движение.
Естественно, что выше представлена упрощенная схема эксплуатации авто. На самом деле этот процесс намного сложнее, он постоянно развивается, усовершенствуется и усложняется. Но независимо от типа двигателя, вида топлива, при возгорании смеси выделяется огромное количество тепла. Если его вовремя не отвести, то металлические детали мотора просто выйдут из строя.
Поэтому и существует система охлаждения двигателя. Обычно она бывает трех видов:
- Жидкостная.
- Воздушная.
- Комбинированная.
Использование жидкости для охлаждения является наиболее эффективной и часто используемой системой. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко: яркий пример автомобиль Запорожец. Сочетание воздушных и жидкостных систем применяется не везде.
Охлаждающая система состоит из нескольких основных частей:
- радиатора, который представляет собой набор тонких металлических трубок (обычно из сплавов меди) и небольших емкостей для сбора и хранения жидкости;
- отопительного радиатора;
- вентилятора, который также участвует в снижении температуры за счет потока воздуха;
- каналов в частях двигателя;
- помпы, которая отвечает за движение жидкости с определенным напором;
- расширительного бачка, в котором скапливаются резервные запасы охладителя.
Когда мотор работает, то помпа приводит в движение жидкость, которая проходит через все каналы и радиаторы по замкнутому кругу. При этом значительная часть тепла отводится от металлических частей и охлаждается в трубках радиатора. При движении автомобиля дополнительно встречным потоком воздуха температура радиатора снижается.
Назначение охлаждающей жидкости для улучшения работы двигателя
Главной функцией охлаждающей жидкости является отвод излишней тепловой энергии от двигателя и стабилизация его температурного режима. Однако, помимо этого, существуют и другие, не менее важные задачи, которые выполняет охладитель в двигателе автомобиля.
К ним относятся:
- Предотвращение коррозии металлических деталей мотора.
- Смазка подшипника помпы.
- Увеличение порога закипания жидкости.
В связи с этим воду использовать в качестве охлаждающей жидкости нельзя, иначе двигатель заржавеет, а помпа придет в негодность. В аварийных случаях, когда нет специальной охлаждающей жидкости, воду можно лишь кратковременно применять для ее замены. А после этого необходимо все промыть и залить специальный раствор.
И все-таки, антифриз или тосол?
Ответ на этот вопрос только один – антифриз, который содержит все компоненты, позволяющие охладить детали мотора, смазать подшипник помпы и предотвратить коррозию металла. Некоторые отечественные автолюбители разделяют охлаждающую жидкость на два вида:
- Антифриз.
- Тосол.
Антифриз на английском языке звучит, как аntifreeze, то есть незамерзающий. Тосол также является разновидностью этого продукта. Он был изготовлен советскими специалистами для отечественной техники, в частности широкое распространение получил в автомобилях ВАЗ и означает ТОС «Технологии Органического Синтеза», а приставка ОЛ является общепринятым обозначением спиртов.
В основе антифриза находится этиленгликоль, а в тосоле содержатся спирты. Поэтому смешивать их категорически запрещено. При выборе охлаждающей жидкости необходимо руководствоваться инструкциями производителя авто.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
При выборе систем очистки воды следует учитывать технические требования производителя автомойки. Мойки высокого давления и автоматизированные системы преимущественно используют воду с особым химическим составом. Если применяется рециркуляция воды, нужно обеспечить должное качество повторно используемой воды.
Немаловажно учитывать и состав сточных вод в зависимости от используемых моющих средств. Фильтрация от нефтепродуктов недостаточна, она должна очищать воду и от ПАВ.
Фильтрация напрямую зависит от местонахождения автомойки. Например, за городом это в основном будут просто грязные авто, а в городе покрытые слоем реагентов. В этом случае применяют разные системы очистки. Использовать аппараты малой мощности тоже не стоит, это обходится дороже на практике. Для экономии можно использовать специальные восстанавливающие фильтры.
Дабы не привлекать большое количество обслуживающего персонала, многие компании отдают предпочтение автоматическим системам, но это влечет за собой расходы на повышение энергопотребления и периодическое обслуживание установок. Особенно нужно обращать внимание на покрытие оборудования, лучше выбрать антикоррозийную обработку, в условиях высокой влажности это увеличит ресурс системы.
carnovato.ru
Тест герметиков для радиатора автомобиля — рейтинг 6 лучших герметиков для системы охлаждения двигателя — журнал За рулем
Можно ли самому ликвидировать течи в системе охлаждения? И каких последствий можно ожидать?
Наблюдать, как работают герметики, очень любопытно. На глазах мощная струя постепенно превращается в прерывистую струйку, а потом и вовсе исчезает.

Наблюдать, как работают герметики, очень любопытно. На глазах мощная струя постепенно превращается в прерывистую струйку, а потом и вовсе исчезает.
Радиаторы системы охлаждения и отопителя салона иногда текут. Оправдание тому есть: большие перепады температур способствуют развитию термоусталостных процессов в тонкостенных трубках. Итог — появление микротрещин, через которые начинает сочиться жидкость. Надежнее всего заменить дефектную деталь. Но если до сервиса далеко, а ехать надо?
Старый-престарый рецепт — возить с собой упаковку сухой горчицы. Ее порошок, добавленный в антифриз, способен на время уменьшить или даже ликвидировать небольшие течи. Однако после необходимо тщательно промыть систему охлаждения, ведь горчица может забить не только микротрещины, но и сами каналы для охлаждения, трубки радиатора и особенно — печки! К счастью, сегодня есть препараты посовременнее — их и оценим.
Мы взяли шесть разных составов. Любопытно, что стандартных методик для проверки герметиков системы охлаждения нам найти не удалось — их просто н
www.zr.ru
какую жидкость для радиаторов и труб отопления выбрать, фото и видео примеры
Содержание:1. Применение антифриза в системах отопления
2. Жидкость для промывки отопительной конструкции
3. Выбор жидкости для отопительных систем
4. Выбор антифриза для труб и радиаторов
5. Нежелательное применение антифриза с этиленгликолем
6. Особенности процесса изготовления антифриза
7. Виды присадок для антифриза
8. Преимущества и недостатки антифриза
От того, какой вид жидкости используется в качестве теплоносителя в отопительной конструкции, зависит эффективность ее функционирования, стоимость обслуживания и срок эксплуатации. В том случае, когда в качестве жидкости для отопительных систем используется вода, необходимо довольно часто спускать попавший воздух из расширительного бачка с помощью специального крана. Располагают данную емкость в самой высокой точке конструкции теплоснабжения.
Необходимость в данной процедуре вызвана тем, что в воде содержится кислород, со временем вызывающий коррозийные процессы. Они происходят внутри трубопровода и радиаторов и могут привести к полному выходу из строя этих элементов отопительной системы.
Из всех видов жидких теплоносителей потребители предпочитают использовать воду, поскольку она имеет большую теплоемкость, а именно способна продолжительное время сохранять степень нагрева. Такие ее характеристики являются причиной широкого использования для обогрева домов.
Применение антифриза в системах отопления
Незамерзающая жидкость для отопительных систем известна как антифриз (детальнее: "Незамерзающая жидкость для систем отопления - делаем правильный выбор"). На фото можно увидеть, как выглядят упаковки с этим теплоносителем. Даже в самые суровые морозы он не замерзает, поэтому его широко задействуют при наличии наружных труб для теплоснабжения. Коррозийные процессы в трубопроводах и батареях, если используется антифриз для системы отопления, значительно снижаются, а значит, долговечность отопительной конструкции увеличивается. Также на внутренних поверхностях элементов системы не образуется накипь.
Жидкость для промывки отопительной конструкции
Помимо теплоносителя для отопительных систем нужно также подобрать средство для промывки ее элементов. В частных домовладениях для этих целей обычно используют водопроводную воду. Для качественного выполнения такой работы необходимо на протяжении одного часа заполнять систему раствором, содержащим каустическую соду, который прекрасно справляется с накипью и местами, где имеются коррозийные образования (прочитайте также: "Средство для промывки теплообменников котлов").
Выбор жидкости для отопительных систем
Перед тем, как подобрать жидкость для отопительных систем, следует определить, какой должна быть температура замерзания теплоносителя. Существенным фактором, оказывающим влияние на выбор, является то, что ведущие компании-производители отопительного оборудования обычно отдают предпочтение исключительно воде.
Выбор антифриза для труб и радиаторов
Чтобы подобрать жидкость для отопительных систем, учитывают вид конструкции для обогрева и материалы, из которых изготавливают ее элементы. При производстве такого оборудования в основном задействуют сталь, чугун, алюминий и пропилен. Большое значение имеет вид используемого топлива, которое предназначается для нагрева котла.
Для теплоагрегатов, функционирующих на жидком или твердом виде топлива, применяют в качестве теплоносителя разные жидкости. Поскольку антифриз обладает невысоким коэффициентом поверхностного натяжения, он характеризуется тягучестью. По этой причине при применении данного вида теплоносителя все узлы, резьбовые и сварные соединения системы должны обладать абсолютной непроницаемостью.
Антифриз не относится к жидкостям, имеющим конкретный химический состав. Данное название является обобщенным понятием, означающим любую из низкозамерзающих смесей. Антифриз используют для охлаждения двигателей и агрегатов внутреннего сгорания, работающих при температуре ниже нулевой отметки. Читайте также: "Какой теплоноситель для алюминиевых радиаторов отопления лучше использовать".
Нежелательное применение антифриза с этиленгликолем
Когда используют незамерзающую жидкость для труб отопления и других элементов отопительной конструкции, необходимо знать, что в ее составе присутствует этиленгликоль, который является химически ядовитым веществом. Поэтому для безопасной эксплуатации такого теплоносителя, следует соблюдать определенные правила безопасности. Читайте также: "Какую жидкость для отопления частного дома выбрать – использование незамерзайки".
Если возможно попадание теплоносителя из отопительной конструкции в систему водоснабжения, тогда нужно применять только антифриз, в основе которого находится пропиленгликоль, поскольку он менее токсичен. Правда, он не такой эффективный.
До того, как залить теплоноситель в ранее используемую отопительную конструкцию, ее предварительно промывают специально для этого предназначенным средством.
Особенности процесса изготовления антифриза
При производстве антифриза имеет значение, какая используется для этого вода. Поскольку от появления накипи спасает только дистиллированная вода, которая не содержит в своем составе соли. Чтобы понизить агрессивное влияние коррозии на внутреннюю поверхность элементов отопительной конструкции, в незамерзающую жидкость для радиаторов отопления и трубопроводов добавляют присадки, играющие роль ингибиторов в разрушающих металл химических реакциях.
Виды присадок для антифриза
Присадки, которые добавляют в антифриз, подразделяются на три группы:
- ингибиторы неорганические - нитраты, силикаты, фосфаты т.д.;
- гибридные добавки - органические и неорганические;
- карбоксилатные – появились недавно, но считаются наиболее перспективными в использовании присадками.
Когда в качестве теплоносителя используется незамерзающая жидкость для радиаторов отопления и трубопроводов, это позволяет использовать отопительную конструкцию в самые суровые зимние морозы.
Преимущества и недостатки антифриза
Основным преимуществом антифриза считается то, что он не замерзает при минусовых температурах. Эта жидкость отличается от воды тем, что образует аморфную структуру. Антифриз не обладает способностью увеличивать свой объем и тем самым его применение не приводит к разрушению отопительных систем. После того, как температура становится плюсовой, он вновь обладает жидкой консистенцией и может выполнять свое функциональное назначение.
Что касается недостатков антифриза, то они следующие:
- у незамерзающей жидкости при рабочей температуре теплоемкость примерно на 10-15% ниже, чем у воды и по этой причине она меньше накапливает тепло, что сказывается на затратах потребителей – им необходимо будет покупать более дорогие и мощные отопительные радиаторы;
- вязкость антифриза превышает данный показатель по сравнению с водой в 4-5 раз, что снижает скорость передвижения его по системе;
- для предупреждения завоздушивания системы отопления необходимо установить расширительный бак большого объема, поскольку при сравнении с водой коэффициент теплового расширения у антифриза больше;
- в процессе циркуляции незамерзающая жидкость может вспениться, что приводит к ограничению возможности регулировки системы (при применении термостатов).
Для удаления пузырьков воздуха необходимо после заполнения антифризом отопительной конструкции на протяжении 2-3 часов выдержать ее без давления. Также нельзя перегревать незамерзающую жидкость, иначе она потеряет свои первоначальные физические свойства.
На видео показан процесс заливки жидкости в систему отопления:
teplospec.com
Что заливают в радиатор автомобиля
Автомобильный радиатор важнейшая часть системы охлаждения современного автомобиля. Оттого как она работает, зависит собственно и работоспособность двигателя в целом. Безусловно, все знают принцип работы ДВС. Он основан на череде мелких взрывов топлива в блоке цилиндров. Неудивительно, что в результате этого узлы и агрегаты всего механизма в процессе работы разогреваются до очень высоких температур и испытывают колоссальные нагрузки. Если полученную во время работы тепловую энергию своевременно не отводить из моторного отсека, то достаточно будет всего одной поездки, чтобы определенные узлы и агрегаты ДВС полностью вышли из строя. Ради того, чтобы этого не произошло и работает система охлаждения.
Виды систем
В современных автомобилях встречается 3 вида систем охлаждения, каждая из них имеет свои особенности и характеристики:
- Жидкостная. Самая распространенная. Работает на основе жидкости определенного вида, которая заливается в радиаторы для автомобилей и там циркулирует по кругу
- Воздушная. Была изобретена еще до появления жидкостной системы. Сейчас она практически не встречается, по причине низкой эффективности. Яркий пример автомобиля с таким охлаждением всем известный запорожец.
- Комбинированная. Встречается довольно редко и значительно проигрывает жидкостной по всем характеристикам.
Вообще, если говорить о системах в целом, то сегодня на современных автомобилях чаще всего можно встретить именно жидкостную. Причина этого довольно проста – жидкость наиболее эффективно справляются с охлаждением металлических частей автомобильного двигателя. Главное, правильно использовать охладительную систему. А в случае с жидкостной, заливать в нее именно то, что нужно. Для этого, первым делом, следует изучить, из чего состоит система и как она работает.
Конструктивные особенности
Для человека, который незнаком с устройством даже самого примитивного двигателя внутреннего сгорания, система охлаждения может показаться крайне сложным устройством. Однако на самом деле все не так страшно и чтобы разобраться с тем как она работает достаточно изучить лишь конструктивные особенности устройства. Состоит оно из следующих частей:
- Радиатор. Его устройство схоже с самой обычно батареей в городской квартире. Разница лишь в том, что металлические трубки, из которых состоят радиаторы для автомобилей намного тоньше и сделаны из чистой меди, именно она может стать резервуаром даже для агрессивной химической жидкости.
- Вентилятор, установлен сразу за радиаторной решеткой. Включается в тот момент, когда радиатор уже не справляется с охлаждением жидкости и создает дополнительных охлаждающий эффект с помощью потоков воздуха с улицы.
- Проводные каналы и трубки в двигателе – обеспечивает доступ жидкости ко всем элементов двигателя, которые требуют охлаждения.
- Помпы и насосы, отвечающие за движение жидкости по каналам.
- Расширительный бачок – вступает в работу когда жидкость сильно нагревается и согласно законам физики начинает расширяться. Фактически бачок принимает на себя излишки охладителя и предохраняет систему от протечки. Кстати, именно в него изначально заливают охладительную жидкость, которая будет циркулировать по системе.
Следует добавить, что в любой системе охлаждения существует малый и большой круг циркуляции жидкости. Изначально когда двигатель только запущен циркуляция идет по малому кругу. Это происходит до тех пор, пока мотор не достигнет нужной температуры, в этот момент откроются специальные перепускные клапаны и жидкость перейдет на большой круг. Именно на нем происходит, и обогрев салона, поэтому тепло в автомобиле всегда становится лишь после того, как двигатель полностью прогреется.
И еще очень важно, чтобы система работала правильно подобрать подходящую жидкость. Давайте поговорим о том, как это сделать.
Что заливать в радиатор?
Итак, на сегодняшний день водители используют 3 вида жидкостей, которые можно заливать в радиаторы автомобилей любого типа:
- Дистиллированная вода.
- Тосол.
- Антифриз.
Первым делом сразу и, без сомнения, отметаем воду. Причина проста жидкость, залитая в радиатор должна не только охлаждать, но и выполнять следующие функции:
- Предотвращать коррозийные повреждения металлических частей автомобиля.
- Смазывать подшипники помпы.
- Иметь градус кипения значительно выше 100 градусов Цельсия.
Вода, как известно, ни под один из этих параметров не подходи и может скорее привести к тому, что мотор проржавеет изнутри. Использовать воду можно исключительно в сложных случаях, когда под рукой нет ничего другого. В дальнейшем рекомендует промыть системы и залить в нее нормальный охладитель.
Тосол или антифриз?
Итак, после того как мы отмели воду остаются еще два варианта тосол или антифриз. В этом случае выбор также очевиден. Идеальная жидкость для автомобильной системы охлаждения именно антифриз. Он содержит все необходимые для охлаждения компоненты, способен защитить мотор от коррозии и обладает эффектом смазки. Тосол же не более чем дешевый аналог антифриза, разработанный советскими инженерами именно для автопрома тех лет и сейчас его использование уже не желательно.
И еще тосол содержит спирт, а антифриз изготовлен на основе этиленгликоля. Смешивать их очень опасно – это может нанести серьезный вред двигателю. Поэтому если вы решили заменить охлаждающую жидкость – прежде всего, следует полностью промыть систему.
autodont.ru
Промывка системы охлаждения — Технология Римет на DRIVE2

Перегрев двигателя автомобиля случается по множеству причин – различные неисправности, использование некачественного антифриза, протечки и т.д. В зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках двигателя и трубок, из которых состоит радиатор, накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к засору узких протоков и тонких трубок радиатора, затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. Все это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей, с риском проведения преждевременного капительного ремонта.

На первый взгляд, кажется, что достаточно использовать качественную охлаждающую жидкость, своевременно доливать и менять её. Но, даже при соблюдении всех условий эксплуатации, охлаждающая жидкость дает осадок. Способ устранения неполадки относительно прост и не требует больших финансовых затрат – нужно периодически промывать систему охлаждения двигателя. Работу можно сделать самостоятельно или в специализированном сервисе. Следует взять за правило промывать систему охлаждения не менее одного раза в год.
Чем промывать систему?
В этом вопросе автолюбители могут пользоваться как богатым опытом водителей прошлых поколений, так и достижениями предприятий химической промышленности.
Средства очистки системы охлаждения:
1. Лимонная кислота способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода. Процедура очистки аналогичная — сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 мин. Затем, промыть систему дистиллированной водой. Однако, стоит понимать, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения;

2. Уксусная кислота. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Процедура аналогична — с предыдущим методом. Раствор также не в состоянии убрать все виды загрязнений;

Стоит обратить внимание на то, что уксусная и лимонная кислота оказывают негативное влияние на пластиковые детали и резиновые уплотнители.
3. Молочная сыворотка. Заливаете сыворотку, ездите на ней пару дней, затем сливаете и промываете систему охлаждения дистиллированной водой. Минус данного метода, что в молочной сыворотке содержатся натуральные кислоты и как бы вы её не процеживали, в ней остаются жиры.

Полный размер
4. Нейтральные очистители – это новый класс средств, основанный на системе катализаторов. Они единственные готовы работать со старым антифризом. Производители рекомендуют заливать такие вещества за несколько тысяч километров до предполагаемой смены охлаждающей жидкости и ездить как обычно, а потом слить ОЖ вместе со всей «гадостью», что отмоет состав.

Полный размер
Одним из таких средств, представленных автолюбителям, является мягкая промывка системы охлаждения от бренда РиМЕТ.
Эффект от применения:
— растворяет накипь и другие загрязнения до коллоидного состояния, что исключает засорение радиаторов продуктами очистки;
— улучшает теплоотвод двигателя, снижая вероятность его перегрева;
— восстанавливает производительность отопителя салона;
— способствует устранению эффекта калильного зажигания;
— останавливает коррозию металла и развитие микротрещин;
— обеспечивает поддержание чистоты системы охлаждения;
— не разрушает прокладки и герметики.
Способ применения:
Применение состава не требует замены охлаждающей жидкости!
Применение состава допускается на любой стадии использования антифриза.
На автомобилях с сильно загрязненной системой охлаждения, рекомендуется первый раз применить состав за 1500-2000 км до замены антифриза, а затем заливать в свежий антифриз после каждой его замены.
На автомобилях с исправно работающей системой охлаждения рекомендуется добавлять состав в свежий антифриз каждый раз после его заливки в целях профилактики.
1. На холодном двигателе открыть крышку радиатора системы охлаждения и откачать шприцем 200 мл охлаждающей жидкости.
Внимание! Не открывайте крышку радиатора на горячем двигателе – это опасно!
2. Емкость с промывкой интенсивно потрясти до размешивания осадка и вылить содержимое в радиатор. Закрыть крышку радиатора.
3. Если промывку сложно залить в радиатор, влейте её в расширительный бачок системы охлаждения. В этом случае эффект от применения наступит позже.
4. Запустить двигатель и приступить к обычной эксплуатации автомобиля
5. Через 1000-2000 км пробега либо при появлении устойчивых признаков нормализации работы системы охлаждения (нормализация теплового режима двигателя, улучшение работы отопителя салона) необходимо:
— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения с горячего двигателя;
— дать охлаждающей жидкости отстояться 2-3 часа и 90% жидкости (за исключением отстоявшегося осадка) залить обратно, долив необходимое количество свежей охлаждающей жидкости.
6. Если охлаждающая жидкость выработала положенный срок эксплуатации, либо сильно загрязнилась после промывки системы, смените её полностью. Для дальнейшего поддержания чистоты системы охлаждения желательно в свежую охлаждающую жидкость залить еще одну упаковку «мягкой промывки системы охлаждения»
Дозировка:
Упаковка 200 мл рассчитана на промывку системы с объемом охлаждающей жидкости до 10 литров, из расчета 20 мл на 1 литр охлаждающей жидкости. При использовании состава на автотранспорте с большим объемом системы охлаждения, применяйте его из расчета 25 мл на 1 литр охлаждающей жидкости.
Приобрести продукцию РиМЕТ можно в магазинах Вашего города, либо в нашем инернет-магазине.
Напоминаем, что при покупке в нашем интернет-магазине, предоставляется скидка 15% по промокоду RIMET_NA_DRIVE на весь ассортимент
www.drive2.ru
Сообщества › Автокосметичка (детейлинг, тесты, советы) › Блог › Тест герметиков для ликвидации течи в системе охлаждения
Коллеги, всем привет!
В период подготовки к зимнему сезону самое время проверить-заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения! Сами знаете, что к выбору тосола или антифриза стоит подходить тщательно, дабы не иметь проблем с запуском мотора в мороз или наоборот, не переживать о его перегреве. Про нормальную работу «печки» в салоне я вообще молчу.

Герметики системы охлаждения — участники теста
Но речь сейчас не об этом. Хочу затронуть тему герметичности узлов и стыков, так сам недавно принимал участие в серии экспериментов, организованных группой интернет-изданий. Я, в частности, исследовал герметизирующую способность нескольких жидких герметиков, специально разработанных для системы охлаждения. Если кто не знает, вкратце расскажу о принципе действия таких препаратов. Работают жидкие герметики следующим образом: препарат заливают на холодном движке в горловину радиатора, потом запускают мотор, и через несколько минут в том месте, где обнаружена трещина-дырка-порез, течь останавливается (или должна остановиться). Понятное дело, что при этом нужно следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке, и, если он снижается, то, в крайнем случае, следует своевременно добавлять в емкость воду.

Тестирование герметиков проводилось на таких соединителях шлангов, в которых сверлились контрольные отверстия
Если говорить конкретнее о самом тесте, то я отвечал за проверку четырех герметиков, которые были закуплены в столичных автомагазинах. Это российские Fill Inn (100 р.) и Lavr (220 р.), японский KYK (230 р.) и немецкий Liqui Moly (320 р.). Методика оценки строилась таким образом, чтобы условия испытаний были максимально приближены к реальным условиям применения герметиков.

Циркуляцию в контуре обеспечивала камазовская помпа
Роль тосола-антифриза выполняла обычная подогретая водопроводная вода, с температурой под 40-50 градусов. Контур охлаждения двигателя имитировался с помощью двух шлангов, ведра и камазовской помпы, которая гоняла по этому контуру воду. Проверку герметизации контрольного отверстия проводили на заранее продырявленном металлическом соединителе шлангов, который вставляли в контур.

Один из этапов теста — дыра в соединителе законопачена изнутри герметиком
Процесс контроля строился следующим образом: включали помпу, создавая давление в контуре и циркуляцию воды, которая начинала бить из контрольного отверстия, проделанного в соединителе шлангов. После этого в ведро выливался герметик и начинался отсчет времени до момента, пока течь не остановится. Операция повторялась несколько раз, при этом с каждым новым заходом диаметр контрольного отверстия увеличивали, используя сверла диаметром от 1 до 5 мм. Ну, а как еще узнать, какой из «химикатов» самый эффективный?

Победитель теста — немецкий герметик Liqui Moly
Каков же итог? Скажу сразу: дыру диаметром в 5 мм не смог «залатать» ни один из образцов. Как, впрочем, и течь из 4-миллиметровой пробоины. А вот отверстие в 3 мм с вытекающей из нее жидкостью смог заделать лишь немецкий Liqui Moly, причем за 7 минут. Это лучший результат в испытаниях, проведенных мной по отмеченной выше методике.

На втором месте — герметик Lavr
Далее идет отечественный Lavr, сумевший устранить течь в дыре диаметром не более 2 мм, при этом затративший и больше времени.
Еще хуже оказался результат у Fill Inn, также российского производства – препарат сумел предотвратить дальнейшее появление струи, закупорив максимальную для своих возможностей дырочку в 1,6 мм.

Третье место занял герметик Fill Inn
Аутсайдером стал японский герметик KYK, которому удалось заделать лишь отверстие в 1 мм. Впрочем, на большее, судя по инструкции на упаковке, он и не рассчитан.

Японский герметик KYK смог заделать контрольное отверстие диаметром всего 1 мм
Вот, собственно, и все, что я хотел довести до сообщества. Если кто имел подобный опыт и знает, что есть еще круче среди радиаторных герметиков, пишите в комментах. Удачи на дорогах!
www.drive2.ru
Как промыть систему охлаждения двигателя — DRIVE2
Промывка системы охлаждения двигателя – это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров. Если не промыть систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.
Ниже мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя, для чего это нужно делать, и чем её лучше промывать в домашних условиях.
Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Многие автовладельцы никак не могут понять, почему залитая недавно охлаждающая жидкость вдруг почернела как уголь? Все дело в том, что чистый антифриз заливается в грязный радиатор и проходит по загрязненным шлангам и патрубкам. Так можно бесконечно тратить деньги на охлаждающую жидкость – толку все равно не будет.
Радиатор может быть загрязнен различными отложениями. Их тип зависит от того, что используется в качестве охлаждающей жидкости. Как правило, в охлаждающую систему заливают одно из двух:
Воду. Некоторые автомобилисты до сих пор заливают её в радиатор. Однако летом вода становится источником образования накипи, которая засоряет всю систему. А зимой она может просто замерзнуть и привести в негодность двигатель, радиатор и другие элементы охлаждающей системы.
Антифриз. Это специальная жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя во время работы (подробней об антифризах читайте здесь). Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут доставить много неприятностей.
Исход такой ситуации предугадать нетрудно – постоянные перегревы мотора, отказ заводиться и так далее. Всё это приближает капитальный ремонт силового агрегата, поэтому необходимо время от времени проводить промывку системы охлаждения двигателя.
Но стоит ли ехать на СТО или можно её промыть самостоятельно? Естественно, отправить автомобиль на станцию будет оптимальным решением. Там работают квалифицированные специалисты, вооруженные необходимым инструментарием. Они смогут провести промывку охлаждающей системы в кратчайшие сроки. Другое дело, что подобные услуги стоят денег, к тому же придется на некоторое время расстаться с машиной.
Однако промыть систему охлаждения можно и самостоятельно. Это не слишком сложная процедура, так что, опираясь на рекомендации профессионалов, можно всё сделать своими руками в домашних условиях.
Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:
Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.
Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:
Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).
Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Хотим сразу отметить, что это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан.
Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).
Промывка системы охлаждения проводится элементарно:
Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.
Следующие два способа промывки будут на порядок эффективнее.
Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой

Наши отцы и деды, в своё время, систему охлаждения двигателя промывали подкисленной водой. Такой раствор шел в ход тогда, когда в слитом антифризе обнаруживалась накипь или следы коррозии. При их наличии в системе может внезапно закупориться шланг или патрубок, что приведет к неисправности всей охлаждающей системы и нежелательным последствиям для двигателя.
В данном случае простая дистиллировка уже не поможет справиться с проблемой. Для промывки системы охлаждения необходимо будет самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:
лимонная кислота;
молочная кислота;
уксусная эссенция;
каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.
Промывка выполняется следующим образом:
Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения.
Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов.
Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново.
Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.
Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем ними промывать систему охлаждения.
Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами

На сегодняшний день современная химическая промышленность предлагает нам множество вариантов специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя. Их можно разделить на четыре класса:
Кислотные;
Щелочные;
Двухкомпонентные;
Нейтральные.
Дело в том, что в системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами.
Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.
Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.
В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.
Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.
Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.
www.drive2.ru
Подобор незамерзающей жидкости для систем отопления
Теплоносителем в отопительной системе частного дома нередко выступает обычная вода. Хотя ее использование создает определенную проблему – при температуре в ноль градусов жидкость кристаллизуется, что может привести к механическому повреждению и трубопроводов, и радиаторов (батарей), и котельного оборудования. Чтобы избежать подобных проблем, применяется «незамерзайка» – специальная незамерзающая жидкость для систем отопления. По свойствам она очень напоминает автомобильные тосолы, хотя кое в чем все-таки отличается.
Виды жидкости для отопительных систем
Основная классификация незамерзающих жидкостей проводится по их составу. Так, по наличию в них основного компонента они бывают:
- Пропиленгликолевыми антифризами, созданными на основе бесцветного вязкого вещества.
- Этиленгликолевыми (так называемыми «тосолами», в автомобильных «незамерзайках» тоже применяется этиленгликоль).
- Глицериновыми. Такой вариант хотя пока встречается достаточно редко, со временем имеет шанс приобретения огромной популярности благодаря своей нетоксичности, отличной теплопроводности и температуре замерзания -40 градусов.
Различают антифризы еще и по вязкости, температуре замерзания и ценовой категории. Однако чаще всего обращают внимание именно на то, какой состав.
Антифриз (пропиленгликолевая жидкость)
Нетоксичные разновидности антифризов известны всего пару десятков лет. Они изготавливаются из пропиленгликоля и отличаются практически полной безвредностью для человека. Благодаря данному качеству именно пропиленгликолевые жидкости будут лучшим вариантом для двухконтурной системы частного дома. Их легко залить своими руками.
По инструкции такие составы позволяется применять до наступления наружной температуры –35 градусов, при меньшем уровне антифризы могут замерзать.
Безвредность пропиленгликоля доказывается хотя бы тем, что этот материал входит в список утвержденных пищевых добавок как Е1520 и часто встречается в составе кондитерских изделий, где используется для смягчения и удержания влаги. В то же время в состав пропиленгликолевого антифриза могут входить и достаточно опасные вещества – присадки, способные воздействовать на отопительную систему.
Они необходимы для того, чтобы избежать пенообразования или окисления трубопроводов и радиаторов, однако делают жидкость опасной для людей. Идентифицируется незамерзайка для отопления данного типа благодаря специально добавленному в нее зеленому красителю.
Недостатки пропиленгликоля
Недостатком антифриза на основе пропиленгликоля можно назвать сравнительно высокую стоимость. При этом его плотность меньше, чем у этиленгликолевого теплоносителя, а теплопроводность хуже. Поэтому применяется такая незамерзающая жидкость в отопительных системах квартир или домов очень редко.
Тосол (этиленгликолевый вариант)
Это широко распространенная благодаря своим отличным теплофизическим свойствам и приемлемой стоимости незамерзающая жидкость для отопления. При ее использовании в системе практически не образуются накипь и не откладываются соли. Благодаря этому можно рассматривать такую «незамерзайку» как вариант для заполнения отопительных трубопроводов и батарей. Хотя недостатков у нее много.
Отрицательные качества
В первую очередь, стоит отметить высокую токсичность этиленгликолевых жидкостей. Попадая на кожу, они вызывают серьезный ожог, а смертельной дозой может быть 100–600 мл, в зависимости от процентного содержания основного вещества. Опасными могут быть даже пары этого вида теплоносителя, поэтому его использование для отопления дома должно быть очень аккуратным, с соблюдением целого ряда правил.
При наличии в одноконтурной системе отопления расширительного бачка открытого типа использование антифриза на основе этиленгликоля категорически запрещается. Более того, любые трубопроводы, в которых он применяется, должны быть только закрытыми и полностью герметизированными. Утечка вещества может привести к неприятным последствиям для здоровья оказавшихся рядом людей.
Если система частного дома, в которой используется тосол, двухконтурная, оба контура разграничивают. Это позволяет избежать вероятности попадания антифриза в трубопровод горячего водоснабжения, необходимого для бытовых нужд.
Разбавление тосолов
Перед тем как залить своими руками «незамерзайку» на основе этиленгликоля в отопительную систему, ее разводят водой.
А чтобы не просчитаться с пропорциями, заранее рассчитывают получившуюся в результате разбавления температуру замерзания. Она заметно повышается при концентрации основного элемента меньше, чем 70 процентов.
Так, для жидкости с содержанием этиленгликоля 70% по объему разбавление в два раза приведет к тому, что она будет замерзать уже не при -60 градусах, а при -15.
Особенности использования
Главными особенностями любой разновидности незамерзающих жидкостей являются:
- кристаллизация солей и их выпадение на стенках труб и батарей (радиаторов) при достижении теплоносителем критической точки кипения;
- заметное снижение в этом случае эффективности работы системы.
Избежать таких ситуаций можно при бесперебойной работе системы нагрева котла и контроля температур. А уменьшать коррозионные свойства антифризов желательно путем добавления в них своими руками специальных ингибиторов.
x-teplo.ru
Жидкий герметик для радиатора. Польза? Вред? ⋆ I Love My Car
Течь в системе охлаждения, особенно в самый неожиданный момент, может не только сорвать планы и крепко испортить настроение. Внезапная потеря антифриза может привести к перегреву и заклиниванию двигателя. Потек антифриз, что делать? В городе решить эту проблему легко. Попроситься «на галстук» знакомому, можно вызвать эвакуатор или добраться до гаража или СТО, постоянно доливая воду. Вдали от цивилизации единственным выходом может стать жидкий герметик для радиатора. Как выбрать, что это такое и безопасны ли герметики для системы охлаждения, будем разбираться вместе.
Что такое герметик для радиатора
До появления спецсредств и автохимии на помощь на помощь дедам и прадедам приходила обычная горчица. Не само растение, а пряная приправа в виде порошка. Ходят слухи что практиковать использование горчицы начали советские военные в Афганистане. Как бы там ни было, при протечке порошок просто засыпали в систему, запускали и прогревали двигатель. Результата можно было ждать уже через несколько минут.

Порошок растворялся в воде и беспощадно закупоривал все мыслимые отверстия. Горчице не объяснишь, что латать нужно только одну брешь, поэтому она исполнительно закоксовывала все, что видела — каналы, перепускные магистрали, трубки, компенсационные отверстия, радиатор отопителя. Течь могла прекратиться, но система требовала основательной промывки, поскольку безбожно забивала каналы. Сегодня на рынке есть более цивилизованные средства и методы для того, чтобы устранить течь радиатора. Жидкие герметики для системы охлаждения представлены на рынке довольно обширно.
Виды герметиков для радиатора
Существует 2 вида герметиков и первый, самый простой — порошковый. Действует по аналогии с горчицей. Впитывает в себя жидкость, затем разбухает, тем самым цепляясь за края протечки и создавая затор. Имеет единственный плюс, это цена. В остальном эффективность у него низкая. Предотвращает лишь мелкие трещины и пробои. Также намного сильнее загрязняет систему. Впрочем, если бюджет ограничен, то на безрыбье и рак на горе свиснет.

Жидкие герметики представлены наиболее широко и пользуются определённой популярностью. По своей основе делится на несколько видов:
- Полимерный. Имеет состав на основе мелких частиц металла. Циркулирует по системе охлаждения и при контакте с кислородом обволакивает пробоину и твердеет. Является самым дорогим среди конкурентов.
- Силиконовый. Самый распространённый. Состав славится самыми высокими показателями прочности. А также своей эластичностью. Довольно жидкий, благодаря чему забирается во все стыки и щели. Наиболее эффективен для устранения мелких повреждений.
- Полиуретановый. Довольно редкий вид. Обладает высокой эластичностью и адгезионными свойствами. Устойчив к перепадам температур, но стоит довольно дорого.
В принципе, цена жидкого герметика едва ли играет решающую роль при выборе. Это не бензин и не масло, достаточно один раз купить герметик и положить его в багажник, и мы будем чувствовать себя спокойнее.
Какой герметик лучше. Цена и производители

Чтобы определиться с выбором герметика и решить какой лучше, рассмотрим несколько популярных примеров. Не все они одинаково работают, у всех разные цены и характеристики. Тесты герметиков для радиатора проводятся регулярно, поэтому мы приводим несколько таблиц с результатами тестов, основными показателями и ценами.

Изготовлен на полимерной основе. Визуально выглядит как эмульсия белого цвета. Отечественный производитель. На рынке с 1996 года. За это время хорошо зарекомендовал себя. Имеет довольно низкую цену. Отзывы по большей части положительные. Для затягивания пробоя требуется от 3 до 5 минут. Оставляет минимальное количество отложений.
Завод-изготовитель даёт гарантию на 36 часов работы. Практически срок намного выше. Широко распространён, купить можно в ближайшем автомагазине.Оптимальный выбор, благодаря соотношению цена-качество.
Цена: $1,3. Артикул: 3322.
Применение:
- Заглушите мотор.
- Дайте двигателю остыть до 60 градусов.
- Несколько раз встряхните тюбик.
- Залейте в радиатор или расширительный бочок (объем герметика на литр ОЖ инструкция не регламентирует).
- Заведите автомобиль. Дайте поработать 10-15 минут на холостом ходу.
Liqui Moly Kuhler Dichter 250 ml
Полимерная основа. Герметик от известного германского производителя. Подходит для устранения микротрещин и маленьких побоев. Преимущественно производитель указывает на содержание в составе средства водорастворимого мономера и пластиковой крошки.
Отзывы разные, от резко негативных, до крайне положительных. Связано с большим количеством подделок. Цена порядка 5,2 долларов.
Применение:
- Взболтайте средство.
- Заведите автомобиль.
- Включите печку на максимальные обороты.
- Залейте раствор в соотношении 25 ml на 1 литр ОЖ.
- Дайте поработать около 10 минут
Hi-Gear Radiator Stop Leak
Американский производитель, получил свою популярность благодаря качественным раскоксовкам топливной системы. Специализируется на добавках, присадках и прочей автохимии. Герметик позволяет устранить довольно крупные повреждения. Отзывы по большей части негативные. Причинами тому являются большое количество отложений и проблемная очистка системы.
Отмечают также позднюю активацию средства-вплоть до полу часа. В такой ситуации вероятнее всего ОЖ сохранить не удастся. Положительной стороной является самый высокий срок службы среди конкурентов-около 90 часов. Состав образует прочную оболочку, служит долгое время.
Цена: За 444ml $6.7, за 325ml просят 50 долларов. Артикул: HG9029 – 444 ml, HG9025 — 325 мл.
Применение:
- Заглушите, дайте двигателю остыть.
- Слейте 2-3 литра ОЖ.
- Тщательно встряхните баллон.
- Залейте состав в радиатор или в его верхний патрубок(15ml на 1 литр ОЖ).
- Дайте двигателю полностью остыть, затем заводите.
- Прогрейте 5-7 минут.
- Затем снова заглушите.
Подождите 10-15 минут.

Итоги подведём. Отзывы и выводы

Герметик для радиатора — не панацея. Это просто временная мера. Именно так к нему и нужно относиться. Каким бы золотым и интеллектуальным не был бы состав, он все равно будет наносить вред системе охлаждения. Проверено опытом. Применяя герметики, мы негласно подписываем условия договора с физикой и химией — платить за быструю заплатку придётся забитыми каналами системы, а также забитым радиатором печки почти во всех случаях.

Кроме этого, заливая герметик, почти на 80% можно быть уверенным, что придётся попрощаться и с помпой. Особенно это касается современных недорогих двигателей, где материалы крыльчатки помпы и её уплотнителей не самые стойкие к агрессивным средам. Да, в большинстве случаев герметик способен за 5-10 минут устранить течь в радиаторе, но судя по отзывам владельцев и личному опыту, мы можем сказать, что куда эффективнее устранять течь радиатора заменой или ремонтом протекающего элемента. Герметик — самый крайний и довольно опасный выход из ситуации.
[democracy id=»7″]3 846
Поделитесь с друзьями!
i-love-mycar.com
Жидкость для радиаторов отопления | Всё об отоплении

Что лучше применять: жидкость для батарей отопления или воду?
На российском рынке многие компании предлагают высококачественную жидкость для отопительной системы. Это незамерзающий продукт, который можно применять как в жилых, так и в производственных зданиях. Это эффективная жидкость не оставляет осадка и предотвращает коррозию отопительного прибора.
Сравнительные характеристики антифриза и воды
Для того чтобы отопительная система эффективно работала и обогревала помещение, применяли воду, но последнее время это перестало устраивать домовладельцев, и они стали отдавать предпочтение альтернативному варианту и приобретают незамерзающую жидкость — антифриз. Рассмотрим положительные и отрицательное влияние данного продукта и воды на элементы отопительной системы.
«Плюсы» антифриза
Качественная жидкость для батарей отопления должна обладать следующими показателями:
- Безопасностью, которая необходима для тех незамерзающих растворов, которые производятся на основе пропиленгликоля;
- Так как при применении отопительной системы используется широкий температурный режим, жидкость для радиаторов должна сохранять активные свойства при любой нагрузке;
- Во время эксплуатационного срока она должна иметь способность поддерживать отопительную систему в рабочем состоянии;
- От качества антифриза и обогревательного прибора, зависит полноценное функционирование всей системы во время всего эксплуатационного срока;
- Защищает от коррозии, накипи и отложений;
- Во взаимодействие с уплотнителями прибора и с прокладками не входит;
- Негорючая и не взрывоопасная;
- Обеспечивает качественную работу циркулирующего насоса.
- Антифриз используют со специальными присадками, которые не дают теплоносителю пенится, образовывать накипь на внутренней оболочке отопительных элементов, также предохраняет от образования коррозии и растворения или набухания уплотнителя;
- Незамерзающую жидкость для радиаторов отопления не обязательно сливать из системы, так как все функциональные параметры, как оборудования, узлов, так и трубопровода сохраняются и при низкой температуре воздуха;
«Минусы» антифриза
- Если в отопительной системе применяют данный теплоноситель, тогда при протечке системы в воздух выделяются вредные для здоровья человека испарения;
- Антифриз отличается агрессивностью к элементам рассматриваемой коммунальной сети;
- Так как данный теплоноситель по сравнению с водой имеет высокую вязкость (до 20%), это дает дополнительные гидравлические нагрузки на насосы, поэтому при покупке насоса выбирают модель, которая имеет запас производительности.
Это важно! Запомните, что у разных производителей антифриз для батарей отопления имеет различный состав, некоторые из них имеют такие компоненты, как: глицерин, пропиленгликоль, рассол бишофита, солевой раствор. А для того чтобы снизить нагрузку и увеличить теплоотдачу незамерзающую жидкость разводят дистиллированной водой, так как в обычной, большая концентрация соли кальция, которая откладывается на внутренних стенках труб, теплообменников и насоса.
Способ применения
Рынок предлагает большой ассортимент данной продукции, которая прошла испытания, и ее заливают в отопительные системы достаточно давно.
Эксплуатационный срок антифриза составляет от 5 до 10 сезонов.
Он бывает двух видов:
- С температурой замерзания не выше −30°C;
- С температурой замерзания не выше −65°C.
Вторая модификация может быть разбавлена водой до нужной консистенции, а для того чтобы получить первый вид необходимо в две части незамерзающей жидкости добавить одну часть воды.
Для получения −20°C — антифриз смешивают с дистиллированной водой в соотношении 1:1. При этом помните, что если вода будет иметь большую долю, чем антифриз, тогда последний потеряет свои качества.
В том случае, если хотят получить незамерзающую жидкость и добавляют в него 50% воды, тогда следует добавить и суперконцентрат, причем его количество указано в рекомендациях производителя.
Положительные свойства воды
Данный теплоноситель дешевый и легко доступный. Основными элементами отопительной системы являются нагревательные котлы, арматура и соединительные детали, которые рассчитаны на воздействие воды.
Хочется отметить тот факт, что при аварийной ситуации (во время протечек, свищей) произойдет пролив экологически чистого и безопасного для человека и окружающей среды продукта — воды.
- В том случае, если мороз наступает внезапно до запуска отопительной системы, тогда при поступлении теплоносителя в сеть может прорвать трубы или произойдет разрыв котла, а это повлечет за собой финансовые затраты;
- Если воду применяют в качестве циркулирующей жидкости постоянно, тогда внутри отопительных приборов и труб происходит отложение накипи, что приводит почти к 25 — 30% перерасходу энергии, а это приводит к увеличению платы на отопление;
- Если применяется металлический трубопровод, тогда такой теплоноситель как вода спровоцирует проявление коррозии.
Когда не рекомендуют применять антифриз?
- Так как незамерзающая жидкость по своим физико-химическим свойствам ядовитая, то в двухконтурных котлах ее не применяют, так как это влечет за собой отравление воды;
- Также антифриз не используют и в открытых системах, так как там возможно его испарение;
- Чтобы жидкость не потеряла свои химические свойства, ее не применяют в случае, если отопительная система выполнена из оцинкованного железа;
- Так как теплоемкость антифриза ниже, чем у воды необходимы батареи отопления с большей мощностью.
Заключение
Конечно, что заливать в батареи отопления воду или незамерзающую жидкость — решать потребителю, так как однозначного ответа на поставленный вопрос не существует. Выбор зависит от параметров, как отопительной системы и ее элементов, так и от свойств и качеств выбранного антифриза, поэтому при покупке того или иного продукта лучше проконсультируйтесь со специалистом.
- Биметаллические радиаторы отопления: новое слово с мире тепла
- Особенности монтажа теплого водяного пола бетонной и напольной систем
- Особенности устройства стяжки водяного теплого пола
- Как без специальных навыков установить водяной теплый пол своими руками
Подобор незамерзающей жидкости для систем отопления
Теплоносителем в отопительной системе частного дома нередко выступает обычная вода. Хотя ее использование создает определенную проблему – при температуре в ноль градусов жидкость кристаллизуется, что может привести к механическому повреждению и трубопроводов, и радиаторов (батарей), и котельного оборудования. Чтобы избежать подобных проблем, применяется «незамерзайка» – специальная незамерзающая жидкость для систем отопления. По свойствам она очень напоминает автомобильные тосолы, хотя кое в чем все-таки отличается.
Виды жидкости для отопительных систем
Основная классификация незамерзающих жидкостей проводится по их составу. Так, по наличию в них основного компонента они бывают:
- Пропиленгликолевыми антифризами, созданными на основе бесцветного вязкого вещества.
- Этиленгликолевыми (так называемыми «тосолами», в автомобильных «незамерзайках» тоже применяется этиленгликоль).
- Глицериновыми. Такой вариант хотя пока встречается достаточно редко, со временем имеет шанс приобретения огромной популярности благодаря своей нетоксичности, отличной теплопроводности и температуре замерзания -40 градусов.
Различают антифризы еще и по вязкости, температуре замерзания и ценовой категории. Однако чаще всего обращают внимание именно на то, какой состав.
Антифриз (пропиленгликолевая жидкость)
Нетоксичные разновидности антифризов известны всего пару десятков лет. Они изготавливаются из пропиленгликоля и отличаются практически полной безвредностью для человека. Благодаря данному качеству именно пропиленгликолевые жидкости будут лучшим вариантом для двухконтурной системы частного дома. Их легко залить своими руками.
По инструкции такие составы позволяется применять до наступления наружной температуры –35 градусов, при меньшем уровне антифризы могут замерзать.
Безвредность пропиленгликоля доказывается хотя бы тем, что этот материал входит в список утвержденных пищевых добавок как Е1520 и часто встречается в составе кондитерских изделий, где используется для смягчения и удержания влаги. В то же время в состав пропиленгликолевого антифриза могут входить и достаточно опасные вещества – присадки, способные воздействовать на отопительную систему.
Они необходимы для того, чтобы избежать пенообразования или окисления трубопроводов и радиаторов, однако делают жидкость опасной для людей. Идентифицируется незамерзайка для отопления данного типа благодаря специально добавленному в нее зеленому красителю.
Недостатки пропиленгликоля
Недостатком антифриза на основе пропиленгликоля можно назвать сравнительно высокую стоимость. При этом его плотность меньше, чем у этиленгликолевого теплоносителя, а теплопроводность хуже. Поэтому применяется такая незамерзающая жидкость в отопительных системах квартир или домов очень редко.
Тосол (этиленгликолевый вариант)
Это широко распространенная благодаря своим отличным теплофизическим свойствам и приемлемой стоимости незамерзающая жидкость для отопления. При ее использовании в системе практически не образуются накипь и не откладываются соли. Благодаря этому можно рассматривать такую «незамерзайку» как вариант для заполнения отопительных трубопроводов и батарей. Хотя недостатков у нее много.
Отрицательные качества
В первую очередь, стоит отметить высокую токсичность этиленгликолевых жидкостей. Попадая на кожу, они вызывают серьезный ожог, а смертельной дозой может быть 100–600 мл, в зависимости от процентного содержания основного вещества. Опасными могут быть даже пары этого вида теплоносителя, поэтому его использование для отопления дома должно быть очень аккуратным, с соблюдением целого ряда правил.
При наличии в одноконтурной системе отопления расширительного бачка открытого типа использование антифриза на основе этиленгликоля категорически запрещается. Более того, любые трубопроводы, в которых он применяется, должны быть только закрытыми и полностью герметизированными. Утечка вещества может привести к неприятным последствиям для здоровья оказавшихся рядом людей.
Если система частного дома, в которой используется тосол, двухконтурная, оба контура разграничивают. Это позволяет избежать вероятности попадания антифриза в трубопровод горячего водоснабжения, необходимого для бытовых нужд.
Разбавление тосолов
Перед тем как залить своими руками «незамерзайку» на основе этиленгликоля в отопительную систему, ее разводят водой.
А чтобы не просчитаться с пропорциями, заранее рассчитывают получившуюся в результате разбавления температуру замерзания. Она заметно повышается при концентрации основного элемента меньше, чем 70 процентов.
Так, для жидкости с содержанием этиленгликоля 70% по объему разбавление в два раза приведет к тому, что она будет замерзать уже не при -60 градусах, а при -15.
Особенности использования
Главными особенностями любой разновидности незамерзающих жидкостей являются:
- кристаллизация солей и их выпадение на стенках труб и батарей (радиаторов) при достижении теплоносителем критической точки кипения;
- заметное снижение в этом случае эффективности работы системы.
Избежать таких ситуаций можно при бесперебойной работе системы нагрева котла и контроля температур. А уменьшать коррозионные свойства антифризов желательно путем добавления в них своими руками специальных ингибиторов.
Жидкость для батарей и котлов
Для поддержания системы отопления в рабочем состоянии используются разные жидкости
Конструкция контура обогрева может быть разной и изготовленной из различных материалов. Об этом мы рассказывали в наших статьях про схемы разводки и видах труб для разных системы отопления . Единственное, что неизменно, так это наличие жидкости в контуре. Можно и без нее, конечно, но водяное отопление в приоритете. Оно надежное и эффективное, более достойной альтернативы пока не придумали. Сегодня мы расскажем вам, какие жидкости для котлов и радиаторов отопления используются в современных системах. Также поможем разобраться, какие теплоносители предпочтительней в разных ситуациях.
Какие жидкости используются в отоплении
Представьте себе дом без отопления, не можете, то-то же и оно. Теплый дом – это одна из базовых потребностей человека, наряду с пищей и питьем. Благодаря установке систем отопления наше жилье остается теплым и уютным, тогда дома хорошо. В отоплении разбираются совсем немногие, но наверняка все знают, что в батареях находится тёплая вода. На этом познания заканчиваются, не говоря уже о том, какая жидкость для котла отопления или радиаторов предпочтительней.
Теплоноситель – это не единственная жидкость в системе. Время от времени контур нуждается в чистке, которая осуществляется посредством промывочных составов.
Видов отопления, где в качестве теплоносителя применяется жидкость, два:
Да, в паровом отоплении также задействована жидкость, ведь должен же пар откуда-то браться. Есть две основные категории теплоносителей:
- замерзающая жидкость;
- незамерзающая жидкость.
К первой категории жидкости для батарей отопления относится обыкновенная вода, которая превращается в лед (кристаллизуется) при достижении температуры за бортом -1 градуса по шкале Цельсия. Ко второй категории относятся различные спиртовые составы. Конечно же, речь идет о техническом спирте и то не в чистом виде, а в качестве основы, в которую добавляются различные химические элементы. Для удобства их называют присадками. Их много, так как каждая выполняет определённую функцию.
Если нет острой необходимости использовать незамерзайки, то лучшей жидкостью для батарей отопления будет дистиллированная вода. В отличие от обычной, в ней минимальное количество разных примесей металлов, которые потом превращаются в накипь. Так как жидкости для радиаторов отопления нужно много, заполнять их покупной дистиллированной водой будет дороговато. Но есть выход, можно использовать бесплатную дождевую воду. Собрать ее проще простого.
В любом случае во всех домах есть отлив от крыши. Поставьте под него бочку, а после дождя берите воду и заливайте ее в контур. Конечно же, предварительно ее нужно профильтровать и очистить от разных механических загрязнений. Лучше если она немного постоит, чтобы тяжелые частицы выпали в осадок. Если вы считаете это неуместным, то используйте обычную воду откуда придется, главное, чтобы она была чистая.
Знаете ли вы, какое самое лучшее отопление для деревянного дома можно сделать?
Обо все про устройство отопления в деревянном доме читайте здесь .
Для парового отопления
Для парового отопления подходит только вода. Это связано с принципом работы таких контуров. Изначально жидкость для парового отопления нагревается до тех пор, пока не перейдет в газообразное состояние. Затем газ проходит через систему теплообменников, остывает и в виде конденсата стекает в емкость для его сбора. Из этой емкости он обратно подается в нагреватель. Применение антифриза невозможно, так как при нагревании он теряет свои свойства, а выделяющийся газ мало того, что ядовитый, так еще и взрывоопасен.
Для печного отопления
В этом случае могут применяться оба вида теплоносителя. Но давайте разберемся, когда в печь встраивают водяное отопление? Конечно же, на даче, где же еще? Получается, что система функционирует время от времени, а теплоноситель в ней находится всегда. То есть когда печь не протапливается, вода может замерзнуть, поэтому лучше использовать антифриз. К тому же незамерзающая жидкость для печного отопления никак не навредит самой печке. Учитывая тот факт, что такие схемы обогрева чаще всего гравитационные, то и ломаться там больше нечему.
Для газового отопления
Если в загородном доме есть газ — это большое везение. В газифицированных домах чаще всего люди живут постоянно, за исключением редких случаев. Поэтому в контурах обогрева преимущественно заливается вода. Допускается применение нетоксичной жидкости для газового отопления, но как показывает практика, в этом нет нужды, даже если котел энергозависимый. Всегда есть вариант установки альтернативного источника питания:
Помимо этого применение незамерзающей жидкости для газового котла отопления может быть ограничено производителем.
Незамерзающая жидкость для котла и батарей
Антифриз бывает разных цветов, к его составу это не имеет никакого отношения
Незамерзающая жидкость для водяного отопления применяется только в тех случаях, когда обычный теплоноситель может замерзнуть. Это относится к обогреву домов, где не живут постоянно, а также к техническим помещениям, таким как гаражи или ремонтные боксы. В общем, везде, где система протапливается нерегулярно.
В принципе все современные нагреватели не очень дружат с незамерзайками. Дело в том, что незамерзающая жидкость для котла имеет отличные от воды характеристики, а нагреватель проектируется и тестируется с учетом того, что в качестве теплоносителя будет выступать обычная вода.
Характеристики незамерзаек мы уже описывали в предыдущей статье про антифриз для системы отопления . Основные тезисы:
- высокая текучесть;
- высокая вязкость и плотность;
- сушат резину.
Сложность применения незамерзаек в современных контурах заключается в том, что не все котлы с ними совместимы. Некоторые производители категорически это запрещают, а за нарушение запрета снимают агрегат с гарантии.
И если такая отопительная жидкость для котлов на газу или твердом топливе вполне применима, то с электрическими нагревателями состав использовать не рекомендуют. В чем же дело? В электрокотле теплоноситель нагревается тэном. Температура тэна достигает 500 градусов. Жидкость контактирует с тэном напрямую, что приводит к ее закипанию. Не всей, конечно, а только той малой части, которая соприкасается с горячим металлом. Но даже этого достаточно чтобы:
- разрушалась структура присадок;
- выделялся газ;
- образовывалась пена.
В результате разрушения структуры присадок малая часть теплоносителя, которая постоянно увеличивается, становится очень агрессивной. Газ взрывоопасен и создает так называемые воздушные пробки. Это приводит к повышению давления в контуре обогрева, гидроударам и опасности взрыва. В общем, хорошего мало. К тому же пена тоже содержит в себе воздух, теплопроводность которого по сравнению даже с незамерзающей жидкостью минимальная, не говоря уже о воде. Получается, что теплоноситель не охлаждает котел в достаточной степени, агрегат просто перегревается и останавливается.
В тех случаях, когда использование незамерзающей жидкости для водяного отопления допускается, нужно уделить должное внимание выбору состава. Это должен быть специально разработанный для отопления продукт, хотя некоторые практикуют применение машинного тосола, но лучше так не делать. Для его изготовления используют низкокачественные присадки, токсичный этилен, да и предназначен он для другого. Есть высокий риск, что такой теплоноситель превратит ваш рабочий, герметичный контур в аварийный. Также высока возможность отравление парами или получение ожогов от контакта с тосолом.
Незамерзающая жидкость для радиаторов отопления особой опасности не несет, если только срок службы незамерзайки не истек и химический состав остается безвредным. Единственное, что может случиться, так это утечка в местах соединения секций, что тоже доставляет массу хлопот. Металлу, из которого изготовлены радиаторы, вреда не будет никакого, независимо алюминий это или сталь.
Обустроить печное отопление деревенского дома легко.
Жидкость для промывки отопления
Вот так проводится импульсная чистка системы водой
Помимо теплоносителя в системе отопления используется жидкость для промывки. Промывка нужна тогда, когда трубы, батареи или котел засорились. Это приводит к нарушению циркуляции, уменьшению КПД, батареи становятся холодными, все плохо. Как вода, так и незамерзающая жидкость, загрязняют систему обогрева. В воде есть примеси металлов, которые при нагревании образуют накипь, чем выше температура, тем ее больше. В воде живут аэробные бактерии, они, как и все организмы, кушают, после чего избавляются от продуктов своей жизнедеятельности прямо в трубах, образуется ил. Он постепенно скапливается и уплотняется до такой степени, что может практически перекрыть путь теплоносителю.
Незамерзайка при разных обстоятельствах тоже может выпадать в осадок:
- истечение срока службы;
- перегрев;
- реакция на цинк.
Когда загрязнение становится критичным, тогда приходит время промыть трубы и теплообменники. В качестве промывочной жидкости может выступать химическое средство или все та же вода.
Чтобы промыть систему водой нужно создать струю под высоким давлением. Такая чистка относится к механической. Варианта два:
- сбивать грязь струей;
- разрушать отложение микро гидроударами.
Соответственно нужно специальное оборудование, которое стоит немало. Нанимать людей дорого, да и чистка всей системы требуется очень редко. Многие вообще даже не думают об этом, живут себе и не переживают. Некоторые сталкиваются с проблемой, но вряд ли это происходит чаще, чем раз в десять лет. Это касательно промывки труб, а вот батареи и теплообменник котла, возможно, потребуют более частого обслуживания.
Очитку водой в основном проводят подрядческие организации, так как проще один раз купить компрессор с импульсным пистолетом, чем постоянно тратится на реагенты. Такие службы, естественно, обслуживают административные объекты. Что же касается частных лиц, то все расходы ложатся на их плечи, а работы выполняются либо самостоятельно, либо сантехником, решившим подхалтурить. Естественно, никакого оборудования, кроме своего рабочего чемодана, у него нет. Соответственно, в таких случаях чистка проводится химическими средствами.
Интересное по теме:
Бойлер косвенного нагрева
Распределительная гребенка для системы отопле.
Как отопить частный дом и удержать тепло?
Способы обогрева гаража в зимнее время
Комментарии к статье:
ReHamster. 15.03.2016 в 15:31
Недавно снова ремонтировал бойлер потому, что накипь просто таки из неоткуда вырастает. Так что нужно смотреть на качество того, что используете.
aleks.hoo. 16.03.2016 в 14:38
Это не только у вас такие проблемы. Просто нашу воду перед употребление обязательно нужно очищать.
Источники: http://santehkrug.ru/chto-luchshe-primenyat-zhidkost-dlya-batarej-otopleniya-ili-vodu.html, http://x-teplo.ru/otoplenie/sistemy/nezamerzayushhaya-zhidkost.html, http://utepleniedoma.com/otoplenie/otoplenie-doma/zhidkost-dlya-batarej-i-kotlov
teplosten24.ru
Антифриз для алюминиевых радиаторов: виды, как сделать самому?

Зачем нужен антифриз для алюминиевых радиаторов?
Содержание статьи
Всё чаще индивидуальные дома оборудуются автономными системами отопления, в которые монтируют современные облегчённые алюминиевые радиаторы. У них ненавязчивый лаконичный дизайн. Они имеют несколько конструктивных разновидностей: панели, трубчатые и секционные батареи.И ни один заказчик при этом не удивляется тому, что специалисты после установки оборудования, запитывают систему водой, обычной водой. Многие, забыв школьные уроки химии, даже не вспоминают о том, что алюминий — металл активный и в контакте с водой начинает корродировать.
Кроме этого, вода «богата» минеральными солями, из-за чего в процессе кипения образуется накипь. Далее соли и накипь откладываются на внутренних стенках радиатора и труб, что очень быстро приводит к плачевным последствиям.
Далеко не все знают, что существуют альтернативные носители тепла в отопительных контурах, не замерзающие, не вызывающие коррозийных процессов в металлах. Более того, они не наносят вреда здоровью человека в аварийных ситуациях. О том, для чего применяется антифриз в системах отопления, и как его сделать своими руками, можно будет прочесть в этом обзоре строительного журнала samastroyka.ru
Антифриз для алюминиевых радиаторов: виды и применение
Обычно эту охлаждающую жидкость связывают с автомобилями и считают единственно возможным способом её применения. Но даже антифриз, используемый в автомашинах, имеет несколько разновидностей.
Незамерзающая жидкость для отопления содержит различные присадки и добавки, которые выступают в роли ингибиторов коррозийных процессов. Поэтому следует выбирать такой состав, который предназначен для отопительных систем и выпускается изготовителями с учётом всех нюансов целевого использования. Кроме этого, у антифриза длительный срок службы: до 10 лет.
Конечно, и антифриз не идеален:
- если он произведён на основе этиленгликоля, он токсичен;
- у него более низкая, чем у воды тепловая ёмкость;
- антифриз для алюминиевых радиаторов может работать только в системе с принудительной циркуляцией, его вязкая структура не позволяет ему двигаться самотёком;
- нагреваясь, антифриз сильно расширяется;
- его текучесть в полтора раза выше воды, следовательно, нужно тщательно наблюдать за швами и соединениями;
- к контуру с антифризом запрещается подключать систему подогрева воды.
Виды антифризов
На сегодняшнее время в системах отопления применяется несколько видов антифриза: на основе этиленгликоля и пропиленгликоля. Антифриз на этиленгликоле токсичен, но более дешев в цене по сравнению с пропиленгликолем.
К тому же, основными преимуществами пропиленгликоля является отсутствие токсичности при эксплуатации и образование осадка в системах отопления. К сожалению стоит такой антифриз для алюминиевых радиаторов достаточно дорого, поэтому многие выбирают антифриз на основе этиленгликоля.
Как сделать антифриз своими руками
Антифриз с присадками достаточно дорогостоящая штука, поэтому не всегда устраивает потребителя. Но отчаиваться не стоит. Состав можно приготовить самостоятельно. Собственноручно приготовленный раствор даже лучше промышленного.
У него более низкая вязкость и меньшая текучесть, поэтому он не оказывает сильного разрушающего действия на соединения и швы в отопительной системе. Более того, использование самодельных составов наносит значительно меньший вред резиновым прокладкам, без которых в монтаже отопления не обойтись.
Для приготовления раствора нужно взять сорокапроцентный этиловый спирт и очищенную воду. Лучше брать жёсткую воду, поскольку в комплексе с этиловым спиртом такая вода препятствует оседанию накипи и осадка внутри системы. Тот осадок, который всё же оседает, легко удаляется в процессе промывки контура отопления под давлением.
Процентное состояние спирта не должно превышать 30%, тогда не происходит испарения спирта, и носитель тепла ведёт себя, как вода. Это значит, что и точка закипания будет такая же, как у воды. При нагреве теплоносителя до 85-90оС отсутствует кипение, что не даёт большого парообразования.
И, одна из самых главных характеристик такой смеси — этанол не даёт воде замёрзнуть. Это значит, что в зимний период, при аварийных ситуациях или штатных отключениях отопления нет опасности разморозить систему.
В каких пропорциях смешивать воду и спирт для антифриза
Процентное содержание этанола в составе должно быть пропорционально температурным значениям воздуха за окном.
Температура воздуха | % спирта |
— 10,6 | 20,3 |
— 23,6 | 33,8 |
— 28,7 | 39,0 |
— 33,9 | 46,3 |
Кроме этого, полезно помнить, что в литре 96% этилового спирта, спирта безводного содержится только 960 мл. Соответственно, чтобы получить раствор с 30% этанола, надо 96/30=3,2, значит, на 1 литр спирта нужно взять 3,2 литра воды.
Эти пропорции позволяют антифризу не замерзать при температуре до -20о С.
О чем не следует забывать
Есть ограничения в использовании любого антифриза в качестве теплоносителя, даже самостоятельно приготовленного.
Запрещено использовать антифриз:
- в системах с электролизными котлами;
- в открытых системах;
- когда монтаж системы осуществляется с применением оцинкованных элементов.
Если планируется использовать в отопительном контуре антифриз, эксперты не рекомендуют монтировать оборудование с использованием льняной пакли, посаженной на краску. Для этого прекрасно подходит сантехнический комплект «Унипак».
Использование при температуре ниже -20оС, (а значит, в антифризе необходимо увеличить процентное содержание спирта) приводит к образованию накипи в виде тяжело вымываемого осадка внутри труб и радиаторов.
Важно! Если планируемая рабочая температура в контуре будет выше 70оС, то применение антифриза нежелательно. Поскольку высокое расширение воды, обеспеченное спиртом, может привести к аварийной ситуации.
Профессионалы рекомендуют планировать систему на антифризе заранее, поскольку у такой системы есть свои нюансы: мощность котла, оборудование из определённых материалов. Переоборудование её после применения воды в качестве теплоносителя обойдётся недёшево.
При необходимости можно доливать носитель только той же марки, что использовался изначально.
Залить в отопительный контур антифриз для алюминиевых радиаторов отопления, или выбрать другой теплоноситель — решать будет хозяин дома. Просто важно знать, что такой вариант тоже имеет право на существование.
Оценить статью и поделиться ссылкой:samastroyka.ru