Замена щеток ваз 2109 стартера
Замена щеток стартера ВАЗ 2115 (08,09,99,13,14) — Лада 2115, 2001 года на DRIVE2
Салам.
На днях тут завожу тачку, а она не заводится, мороз на улице сильный, думал ну наверн аккумулятор замерз.
Померил вольтметром, все в порядке. Пошел еще раз повернул ключ — щелкает релюшка а дрыгатель не заводится. Долго я не думал, всем матерым тазоводам известно в чем проблема…
Снял я значит стартер, притащил домой и решил выложить как это делается, хотя и без моих статей все есть в интернете.
Значит приступаем, для начала нужно теплое место, ветошь (если стартер грязный чтобы придать ему эстетичный видок), ключ на 10, желательно свет и по ярче, новые щетки, много терпения, и самое главное не пейте перед этим делом, а если выпили лучше отложите на ясную голову, материться будете и не раз.

ключ
1. Берем стартер

и откручиваем клему от втягивающего реле


и вот здесь 2 гайки, болты потом.
Должно у Вас получиться вот так

вынимаем ротор

2. Теперь снимаем крепление собственно самих щеток, те самые болты, на них держатся щетки, можно это сделать аккуратно пассатижами

и снимаем старые щетки

Именно они и есть причина неисправности.
3. Мы на верном пути, дальше у Вас 2 варианта, Вы можете текущие щетки перевернуть другой стороной, потому что она не изношена, либо поставить абсолютно новые (мы пойдем вторым вариантом).
Теперь начинается самый ад. Дело в том что щетки продают Вам в виде не готовом к установке

и далее необходимо их подготовить, а конкретнее нужно вставить загадочным образом пружины под щетки и не менее загадочным образом одеть их на ротор.
Я видел много разных способов извернутся и смонтировать все это дело, и считаю этот самым простым и верным.
Видите вот эти усики?

Берем пассатижи или мощный пинцет и выпрямляем их параллельно друг другу.
У Вас должно получиться вот так.

Дальше вставляем в пазы сами щетки и одеваем это барахло на ротор и удерживаем его чтобы оно не соскочило, иначе Вам придется страдать.
С обратной стороны, где выпрямляли усики, вставляем пружину и…


как Вы уже догадались загибаем их обратно! Все просто, не правда ли? Здесь именно важно Ваше терпение и трезвость, иначе вам придется не раз все делать по новой и материться.
Теперь одеваем на щетки эту преблуду обратно и прикручиваем болтами
В итоге имеем вот такой вид. (картонку (2) можно разместить сразу внутри или как я одеть на ротор) и не потеряйте шайбу (1).
www.drive2.ru
Ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими руками: схема, разборка, замена втулки
Содержание:
- Конструкция и принцип работы
- Характерные неисправности
- Диагностика
- Снятие
- Ремонт
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел | Особенности |
Электромотор | По нему через четыре щетки передается постоянный ток |
Муфта свободного хода с шестеренкой | Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля |
Тяговое реле | Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора |
Втулки | Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления. |
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
Снятие
Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.
- Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
- Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
- Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
- Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
- Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
- 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
- Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
- Щетки;
- Якорь;
- Обгонная муфта;
- Тяговое реле;
- Втулки.
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Реле
Втулки
При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.
Втулки
- В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
- Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
- Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
- Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
- Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
- Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.
Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.
Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.
Загрузка ...luxvaz.ru
Ремонт стартера КЗАТЭ 2108 — Лада 2109, 1.3 л., 1989 года на DRIVE2
Всем привет.
Ремонт машины затягивается, по разным причинам и идет медленными темпами. Вот получилось так, что стартеру пришло время сломаться. Крутил туго, потом через раз, потом вообще заклинил. Выехал я из гаража своим ходом, а в гараж пришлось закатывать руками). До этого никогда не разбирался в этих механизмах и понятия не имел что там да как. Попросил помочь папу, он раньше ремонтировал на своих машинах и уже знает что к чему. Выбрали мы свободный денек и занялись с моим стартером. Как оказалось, сложного там ничего нет.
Стартер у меня стоит обычный не редукторный. Был прикручен на двух верхних болтах (вернее, на одном болту и одной шпильке). Видно, что когда то он видимо менялся.

.
Начинаем разбирать. Запоминаем, как все прикручено, делаем пометки или записываем. Главное потом при сборке, собрать все как было и ничего не перепутать.
В стартере, так то ломаться нечему. Изнашиваются втулки и щетки.
В закромах гаража были найдены щетки, наверно от жигулей, и разные втулки.

.
Щетки подошли, втулку, которая в самом стартере стоит, нашли. а вот какая в коробке вставлена, пришлось ехать покупать в магазин.
Из инструмента нам понадобится, метчик на 14, для извлечения втулки из коробки, развертка на 12, для точного изготовления отверстия и обработки отверстия. Еще желательно найти, какую нибудь оправку для того чтобы вставить втулку в коробку.
Вот первая втулочка, выработка в ней была хорошая. Выбиваем ее.

.
И забиваем новую втулку

.
Затем берем развертку и развертываем отверстие во втулке. Делаем это аккуратно, чтобы не прослабить, несколько раз примеряя вал.

.
Так, втулку вставили и обработали. Дальше меняем щетки. И поверхность где они прилегают к якорю, лучше почистить мелкой наждачной бумагой.

Почистил, наждачкой 800
Вот так износились щетки

Износ щеток. новая, старая
Вставляем щетки, собираем стартер, в обратной последовательности. Ничего не забывая. Проверяем работу бендикса. Но если он буксовал, то вы это поймете. Втягивающее реле также. если барахлило то меняем на новое. В моем случае, втягивающее и бендикс были исправны.
Итак, стартер готов. Далее нам нужно извлечь втулку из коробки передач, которая служит второй опорой вала стартера.
Для этого берем метчик на 14 и нарезаем резьбу во втулке. делал я это сверху. Конечно это не удобно, но все же получается. снизу может удобней. но я не полез в яму.

.
Извлекаем втулку. И видим что она протерлась, вот это и является причиной что стартер перестал вообще крутить.

.
Теперь нам нужно аккуратно забить новую втулку в отверстие в коробке. Для этого нужна какая нибудь оправка. Я взял у соседа, специально выточенную оправку под стартера.

Оправка для замены втулок стартеров.
Вставляем новую втулку. В моем случае, она зашла легко. Развертывать отверстие не пришлось, так как на валу стартера уже есть выработка, и он легко вставился, Предварительно я помазал вал и зубья бендикса литолом. для лучшего скольжения.
После установки я даже не ожидал что так быстро он крутить будет. теперь работает стартер тихо и мягко. Прикрутил я его на 3 болта. Чтобы не было прогиба. Теперь надеюсь что он походит. Стартера эти вечные. главное менять втулки и щетки вовремя.
Всем удачи на дорогах!

www.drive2.ru
Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать. Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Необходимые инструменты
— Отвертка шлицевая (крестовая)
— Молоток
— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм
— Съемник стопорных колец (необязательно)
— Пассатижи
Подготовительные работы
— Снимаем стартер с двигателя автомобиля
Порядок разборки стартера 29.3708
Снимаем тяговое (втягивающее) реле.
Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.
При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.
Подробнее: «Снятие тягового (втягивающего) реле со стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера.
Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.
Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.
Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса).
Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.
Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса.
Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).
Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.
Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера.
Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.
Извлекаем привод стартера (бендикс).
Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.
Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.
Разъединяем якорь и корпус стартера.
Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.
При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.
Снимаем щетки.
При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.
Примечания и дополнения
— Как быстро и правильно собрать стартер — «Сборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
— Еще один стартер 5712.3708, устанавливаемый на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет несколько иную конструкцию, и его разборка отличается от разборки стартера 29.3708.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик включения-выключения вентилятора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Устройство стартера 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Стартер 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка замка зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
twokarburators.ru
Ремонт и замена стартера на ВАЗ 2109 своими руками
Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.

Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.
Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора
Неисправности стартера
Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.
Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :
- двигатель завёлся — неисправность реле включения;
- двигатель не завёлся — требуется замена щёток.
Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.

Где находится стартер
На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.
Как снять стартер
Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.
Пошаговая инструкция снятия стартера
- Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
- Снять колодку проводов.
- Достать красный провод (плюсовой).
- Открутить болты крепления и снять защиту картера.
- Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
- Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
- Снять стартер со шпилек.
Установка стартера проходит в обратной последовательности.

Как ремонтировать стартер
Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.
Замена втулок стартера
Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.
Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.
При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.
Замена щёток
Замена щёток производится на снятом стартере.
- Отсоединить провод от клеммы пускателя.
- Снять винты крепления крышки вала и коллектора.
- Достать уплотнительное кольцо и снять крышку.
- Снять кольцевой зажим и второе уплотнительное кольцо.
- Отвернуть гайки со стяжных шпилек.
- Снять заднюю крышку стартера.
- Демонтировать щёткодержатели.
Пружины вытолкнут щётки из конструкции. Щётки будут висеть на проводах.
Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2109 самостоятельно:
bezsto.ru
ремонт редукторного стартера и бендекса ваз 2109 — Лада 2109, 1.3 л., 1988 года на DRIVE2

началось всё пару недель назад… всё как обычно, хоть в церковь едь… проскакивает стартер… но не так как обычно это происходит а интересным образом начинает крутить двигатель и как бы срываясь продолжает в холостую… но с раза 3го-4го всёравно заводит.Потом ещё веселее картина началась… стартер стал брать на себя… причём в произвольном порядке( когда реально спешу он и замыкал=) ) ну мысли типа втягивающее, маховик, и шестерня бендекса сразу отпали… т.к. без втягивающего не срабатывал бы электродвигатель, или если вилочка погнулась то не срабатывал бы вообще( не прокручивал мотор), венец или шестерня тоже не вариант… всё происходило тихо без щелчков и каких либо посторонних звуков типа когда шестерня срывается с зацепления… грешил на сам редуктор… ибо стартер Китай… у них распространена обойма из пластика… бывает что её просто сжирают шестерёнки редуктора… вообщем снял разобрал… и сижу курю… думаю пора крестится… редуктор за 2 года работы в режиме курьер( завёл заглушил каждые 20 минут) как новый… нет даже люфтов… ну думаю всё дальше идей нет остаётся только одна деталь, взял бендекс спресовал… думаю ну там ломатся нечему вроде… и он не разборной, менять наверное надо механизм глючит… в магазе зарядили 180 грн… я прослезился и полез за молотком=))))) развальцевал, помыл, смазал, собрал, работает как часики! причина была в болоте из-за которого залипали ролики и стартер мотал в холостую! потом полез искать КОЗУ( короткое замыкание), причина была очень бональной… щёткодержатель имеет 2 + и 2-, плюсовые контакты отличались от минусовых двумя пробочками типа изоляционными… одна каким-то боком провалилась за пружину и в месте где была пустота получался зазор между корпусом стартера и направляющей щётки ну чтоб не соврать на глаз 0,5 мм… там пробивала дуга… это было видно по прогару оцинковки на корпусе! вылечил капитально=) изолентой=))))) кому интересно как разобрать собрать вот фото( правда снимал процесс сборки уже… но там всё понятно … разбирается обратно сборки!













www.drive2.ru
Лада 2108 пчела семейства пчёлиных › Бортжурнал › Ремонт стартера ВАЗ 2108 и нюансы данного обслуживания .
Решил поделиться своим опытом по данному ремонту, заодно нюансами которые у меня возникли в процессе ремонта, может кому пригодиться. Фоток не делал поэтому вставлю инетовские для разнообразия. Дело было прошлой зимой, когда был сильный снегопад решил я откопать пчелку и переехать как бы повыше)). Вставил ключик, провернул два раза стартером и всё, даже щелкать перестало. Аккумулятор отнес домой, зарядил принес обратно, поставил, а машина даже не щелкает. Кароче пришел домой, достал толстую книжку по машинке, заодно пошарился в инете, включил умняка и решил все сделать сам.
День первый.
К тому времени пчелу занесло по передний бампер, так что поза у меня была мягко говоря в виде страуса на высоком сугробе пытающегося открутить стартер в машине и при этом балансируя на снегу чтоб самому щучкой не нырнуть в освободившееся пространство)).
Открутил я легко и быстро)), на морозе часа четыре рачком с задубевшими пальцами, матюков много было. Инструменты для выполнения этого ремонта:
— ключ на 13 рожковый или накидной
— головка на 13
— трещоточная рукоятка
И вот первый нюанс, о котором раскажу в конце статьи.
Стартер у меня родной старого образца, новый покупать не захотел, говорят все знакомые что старые заводские самые выносливые, а новые фуфел полнейший. Пришлось его помыть со щеткой и почистить, заодно принес аккумулятор для проверки. После чистки и разборки решил сразу поменять щетки так как износ очень большой оказался

Так как комплектом шли втулки заодно и их решил поменять. И вот второй нюанс, о котором также в конце статьи.
Пришлось мне покупать несколько комплектов втулок и подбирать самые нормальные, после замены втулки и щеток на стартере, он был смазан в нужных местах и собран, также было почищено втягивающее, затем все было проверено дома на предмет работоспособности на аккумуляторе. Проверка оказалась удачная, делал я это первый раз, так что когда стартер крутанулся — с перепугу чуть его не упустил)).
Принес поставил его на машину, хорошо хоть не додумался болты сильно зажимать, крутанул один раз движок и опять сдох.

Пришлось мне опять включить страуса чтобы снять стартер, голове и туловищу было жарко, зато задница и ноги замерзли)). Решено было менять втулку стартера в КПП. Знакомые советовали вытащить с помощью отвертки или зубила, типо расковырять втулку, проторчавши так 3 часа на морозе понял, что ни черта у меня не получается, психанул, пошел домой.
День второй.
На следующий день после просмотра инетовских википедий, нашел дома метчики для нарезки резьбы и пошел к машине добывать злополучную втулку. Мне подошел метчик М 13.

Нюанс третий читайте в конце.
После замены втулки был установлен стартер, на удивление 0_0 он два раза провернул и опять здох. Пришлось совершить звонок другу и уже два страуса топтались по сугробу который дошел по фары, с помощью тестера было проверена вся электрическая цепь, ток был, аккумулятор заряжен полностью.
Через некоторое время наш совместный "двухъядерный процессор" начинал закипать, вот и решили переложить с больной головы на здоровую, понес я стартер в ремонт. В мастерской ремонтник поставил его на стенд, включил, и сказал, если в переводе и без матюков то получиться: зачем мы два хороших человека приперлись, у него и так работы много, этот нормальный стартер в полном порядке. Опять день прошел впустую)).
День третий.
На третий день, я взял помощь зала, позвонил всем пацанам, взяли пиво и пошли машину крутить, толпа человек 12 стоит на сугробе высотой по фары и пытаются советовать одному стоящему в позе страуса как лучше её ремонтировать.
И тут мы увидели прикол: снимаешь стартер, ложиш его на кузов сверху типо на массу и подсоединяешь провод — он работает, опускаешь его вниз крепишь на двигатель даже не засовывая его вглубь — он не работает.
Не знаю как ребята, а я чувствовал себя как на картинке

После наших совещаний мы наконец допедрили что всему виной был провод массы идущий от задней части КПП до кузова снизу, получается что под болтом который на кузове по всей видимости пошла ржавчина из за этого проседала энергия и стартер не мог прокрутить, конкретно мы не стали дальше разбираться, а просто взяли отдельный толстый провод и прикрутили к кузову где от аккумулятора сразу была прикручена масса и второй конец на коробку кпп где стояли заглушки вместо датчиков. После установки стартера, машина прекрасно завелась.
Тут мне и пригодилась помощь зала. Представляете какой я был довольный, сижу в теплой прогретой машине, подгазовываю потихоньку, а сзади и спереди 12 бугаев с матюками меня выталкивают из сугроба))
Нюансы:
1. Если собираетесь откручивать стартер запаситесь обломанным ключом на 13, а то с нормальными иногда тяжело добраться если снимать его сверху не снимая защиты.
2. Иногда втулки которые покупаете в наборе могут не подойти по ширине, не пытайтесь силой забивать втулку если она все таки шире, может лопнуть "седло" куда она вставляется, они должны входить в отверстие с небольшим усилием и возможно постукиванием молоточка, мне пришлось договариваться с продавцом на случай возврата если не подойдет. Заодно сразу проверяйте чтобы "якорь" нормально входил во втулку. Покупал втулки отдельно без набора где то есчо две пары, подошли с разных комплектов.
3. Как правило износ втулок бывает разный, подходят как правило метчики от М10 до М14, сильно широких не применяйте, иначе вместо того чтобы аккуратно извлечь вы нарежете резьбу в ненужном месте.
4. Если у вас нету съемников и метчиков чтобы выковырять втулку, не пытайтесь её доставать с отвертками и прочим колхозом, все равно мало у каво получается, прокатитесь на СТО, такой ремонт копейки стоит, ваши нервы дороже обойдутся.
www.drive2.ru
Стартер ВАЗ 2109 – схема механизма, неисправности, замена + Видео » АвтоНоватор
Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.
Схема стартера и назначение
На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.
Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.
Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.
Неисправности стартерного механизма
Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.
А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Определить поломку можно и на слух, опытные автомобилисты знают об этом. Более того, на слух можно определить неисправности ещё до выхода из строя всего агрегата. Достаточно прислушаться внимательно и по характерным звукам определить неполадки стартера:
1. При включении зажигания доносится прилипающий звук, двигатель не заводится или запускается с трудом. Проблема может заключаться в нескольких моментах. Самый очевидный вариант это разряженный АКБ или отсутствие прочной фиксации клемм. Также это может быть связано с нарушением целостности проводки стартера и тягового реле
2. Звук затрудненного вращения. Подобный шум издает ротор стартера, если тяговое в исправном состоянии. Проблема возникает из-за разряда аккумулятора, окисления контактов и банального износа.
3. Пробуксовка. Звук возникает по причине износа и поломки колец на муфте.
4. Звук заедания связан с тугим перемещением ротора.
О проблемах со стартером можно судить и по другим звукам, причиной которых могут стать неисправные подшипники, ослабление креплений и т. д. Также нередко возникает ситуация, когда после запуска двигателя шестерня стартера не отходит в обратную сторону, из моторного отсека при этом доносится характерный звук. Это значит, что тяговое не работает или заедает рычаг, необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить неисправность, т. к. эксплуатация дальнейшая приведет к быстрому износу и выходу из строя стартера.
Снятие и подключение нового стартера
Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.
Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.
Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.
Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.
Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.
carnovato.ru
Сборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Соберем ранее разобранный стартер 29.3708, применяемый на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. При сборке учтем некоторые особенности этого стартера. Каких либо особых приспособлений не применяем, используем подручные средства и обычные инструменты.
Порядок сборки стартера 29.3708
Присоединяем обмотки статора к корпусу стартера (если ранее они демонтировались)
Крепятся они при помощи больших винтов. Затягиваются с большим усилием. Поэтому для затяжки винтов желательно использовать ударную отвертку.
Устанавливаем на место щетки (если ранее они снимались)
Для каждой щетки имеется свой паз в корпусе (щеткодержателе). Вывод каждой из щеток крепится винтом. Прижимают щетки прижимные пружины, насаженные на штифты.
Устанавливаем в корпус якорь стартера
Своим коллектором он прижимается к щеткам. Утапливаем якорь в корпус до упора, преодолевая сопротивление пружин щеток. Надеваем на хвостовик якоря регулировочную шайбу и стопорим его стопорной шайбой.
Устанавливаем привод стартера (бендикс)
Вставляем его в переднюю часть корпуса стартера с лицевой стороны, шестеренкой вперед. С тыльной стороны вставляем в корпус рычаг привода и одеваем его ножки на выступы бендикса. Вставляем в паз на корпусе резиновую заглушку.
Фиксируем рычаг бендикса при помощи оси и фиксатора.
Соединяем переднюю и заднюю части корпуса стартера
Предварительно вставляем в заднюю часть корпуса пластмассовые трубчатые изоляторы стяжных винтов.
Стягиваем обе половинки стяжными винтами (ключ на 10 мм).
Устанавливаем ограничитель хода привода
Надеваем на вал кольцо ограничителя хода (пазом от бендикса). При помощи съемника устанавливаем стопорное кольцо ограничителя в проточку на валу якоря. Если нет съемника, применяем шлицевую отвертку и пассатижи.
Переворачиваем стартер и ставим его на торец вала. Сажаем кольцо ограничителя легкими ударами молотка с разных сторон, через рожковый ключ на 17, на стопорное кольцо. Оно должно плотно войти в паз кольца ограничителя.
Присоединяем защитную крышку стартера
Под нее устанавливаем резиновое уплотнительное кольцо. Крышку притягиваем двумя винтами.
Присоединяем тяговое (втягивающее) реле стартера
Между реле и корпусом стартера должна находиться прокладка. Серьга сердечника реле вдевается в паз на верхней части рычага привода.
Реле фиксируется тремя винтами. С задней части втягивающего реле на нижний болт надевается наконечник вывода обмоток статора и крепится гайкой на 13 через плоскую шайбу.
Все, стартер собран. Осталось проверить его работу и можно устанавливать на двигатель.
Примечания и дополнения
Для проверки работы стартера кладем его на корпус воздушного фильтра. Корпус стартера касается шпилек воздушного фильтра – это «масса». Штатный провод закрепляем, как и положено, на болте тягового реле – это «плюс». К положительному выводу АКБ присоединяем отрезок другого провода. Касаемся им вывода обмотки тягового реле. Если стартер исправен, шестеренка бендикса со щелчком резко выдвинется из корпуса стартера. Якорь стартера начнет быстро вращаться.
Еще статьи по стартерам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Устройство стартера 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снятие тягового (втягивающего) реле со стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Стартер 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины
— Схемы электрических соединений стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
twokarburators.ru
Реанимация стартера (замена щеточного узла) — Лада 2114, 1.6 л., 2005 года на DRIVE2
Всю зиму меня не устраивало как машина заводится. Аккум подыхал — заменил, ситуация улучшилась. Но одна проблема осталась, а именно при заводе стартер крутил раза по три и только потом авто заводилось.
Цены выросли на все и на стартер в том числе, его цена сейчас приблизилась к 5000р.
Проблема была сто процентов в щетках, поэтому мы решили обойтись бюджетным вариантом. Просто перебираем стартер.
В один из своих выходных мы не спеша решили заняться им.

Сняли. Редукторный стартер КЗАТЭ 5702 3708

Разбираем. Заметил, что резинка отошла, думаю там внутри совсем беда.Шпилька одна сломана.

Вынимаем якорь.

Состояние внутри. Корпус в ржавчине, один магнит смещен.

Ну и самое страшное на вид)) Щеточный узел.

Как оказалось большая шестерня пластиковая. Пока жива.
Далее все детали хорошо чистим и меняем щеточный узел.

Чистенькие шестеренки. Старые и новые щетки.

Чистим корпус, снимаем с магнитов всю налипшую грязь и мусор.

Чистим якорь. Затем крепим щетки к крышке. Вставляем якорь в щетки. Затем все в корпус. Чтоб без геммороя вставить якорь в щетки и сам якорь в корпус так, чтоб он не смагнитил без щеток — я использовал изоленту))) Затем спокойно извлекал ее.

Вот, что получается.

Смазываем механизм. Я использовал графитную смазку.

Собираем стартер полностью.

Готово.
После того как я поставил его обратно на место, я просто не узнал свою машину! Авто заводиться за секунду, даже не успеваю полностью ключ еще повернуть))) Такого я конечно не ожидал…
Это меня очень порадовало :)
www.drive2.ru
1. Снимите стартер (Раздел Снятие и установка на место стартера). | |
2. Отдайте гайку. | |
3. Отсоедините питающий кабель стартера от клеммы электромагнитного пускателя. | |
4. Отдайте и снимите 2 винта, крепящих крышку вала к крышке коллектора. | |
5. Снимите крышку. | |
6. Удалите уплотнительное кольцо. | |
7. Извлеките кольцевой зажим и снимите прокладку и уплотнительное кольцо. | |
8. Отдайте сквозные болты, крепящие крышку коллектора и стопор к корпусу. Произведите маркировку крышки по отношению к корпусу. | |
9. Снимите крышку коллектора. | |
10. Снимите сборку щеткодержателя, одновременно высвобождая уплотнительную прокладку питающего кабеля из хомута. Если требуется ремонт или зачистка коллектора / якоря, извлеките его из статора на этой стадии, затем снимите сборку щеткодержателей. После снятия сборки щеткодержателя пружины вытолкнут щетки из их держателей, однако щетки окажутся удерживаемыми проводами. | |
11. Осмотрите щетки на предмет обнаружения износа, при необходимости замените их. Возможно удастся отдельно приобрести щетки в автомобильных мастерских, в противном случае может быть полностью заменена сборка щеткодержателей. Перед тем, как приступать к сборке, зачистите все компоненты. Зачистите коллектор с помощью тонкой наждачной бумаги. Если коллектор чрезмерно изношен, то допускается его станочная обработка в мастерской по ремонту электрического оборудования. Удостоверьтесь, что щеткодержатели тщательно зачищены таким образом, чтобы новые щетки свободно двигались в щеткодержателе. | |
12. Частично установите на коллектор пластины щеток без щеткодержателей, затем произведите центровку щеток и наденьте на них пружины и щеткодержатели. | |
13. Если извлекался, установите на место
внутрь статора якорь.
14. Наденьте сборку щеткодержателей в комплекте на якорь коллектора, одновременно вставляя уплотнительную втулку, питающего кабеля в прорезь в корпусе. 15. Установите на якорь крышку коллектора, затем наденьте уплотнительное кольцо, прокладку (прокладки) и кольцевой зажим. Следите за тем, чтобы уплотнительное кольцо было надето правильно. 16. Установите на место крышку коллектора, следя за тем, чтобы совместились нанесенные предварительно метки взаимоположения крышки и корпуса. Вставьте и затяните сквозные болты. 17. Установите на место прокладки и кольцевой зажим, затем наденьте на крышку коллектора крышку вала и уплотнительное кольцо и затяните 2 винта. 18. Подсоедините к клемме электромагнитного пускателя питающий кабель и затяните гайку. 19. Установите на место стартер (Раздел Снятие и установка на место стартера). |
automn.ru