Тойота военный джип
армейская версия Toyota Mega Cruiser — «История автомобилестроения» на DRIVE2
Американский армейский внедорожник HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — "высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство") и его гражданский вариант под названием Hummer h2 стал культовым еще при жизни. Благодарю участию в резонансных военных операциях (таких, как "Буря в пустыне"), а также мощной PR-кампании со стороны Голливуда и звезд шоу-бизнеса, этот брутальный проходимец вмиг получил статус самого крутого и бескомпромиссного автомобиля 4х4 на рынке. Об этой машине написано множество статей и сняты сотни познавательных обзоров, а ее биография досконально изучена историками и энтузиастами. Куда меньше информации можно найти о японском аналоге "Хаммера" — внедорожнике Toyota Mega Cruiser и его армейском варианте под названием BXD10, который стал героем моего сегодняшнего материала.

Полный размер
Один из привезенных в Россию военных Toyota Mega Cruiser BXD10

Полный размер
Toyota Mega Cruiser была создана японцами в 1995-м году с одной амбициозной целью — догнать и перегнать "зарвавшийся" Hummer из США. Как и "американец", этот автомобиль был разработан прежде всего для военных задач – перевозка личного состава мобильных подразделений, транспортировка раненых, патрулирование труднодоступных мест, а также в качестве шасси для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО.

Полный размер
Эти машины стояли на военных складах — в резерве японской армии

Полный размер
Условно "гражданские" версии (BXD20) модели использовались также полицией и пожарными подразделениями, а ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам. Подобный вариант Mega Cruiser (заводское обозначение — BXD20) отличается закрытым 5-дверным цельнометаллическим кузовом типа универсал на 6 мест. От "вояки" авто отличался отсутствием централизованной подкачки колес, зато уже в базе был кондиционер, ремни безопасности, электропакет, мягкие, комфортабельные кресла, аудиосистема с CD-чейнджером на 6 дисков и улучшенная шумоизоляция.

Полный размер
Длина автомобиля — 5090 мм
Mega Cruiser продавался исключительно на внутреннем рынке Японии и до определенного периода даже действовал запрет на вывоз уникального внедорожника из Страны восходящего солнца. Однако, позже экспортные ограничения сняли и несколько десятков "Мег" отправились покорять дороги и бездорожье России, Казахстана и ряда других стран.

Полный размер
Дизайн отдаленно напоминает Hummer h2, хотя есть в нем что-то и от Daihatsu Taft

Полный размер
Высота аппарата — 2075 мм
Кстати, в коммерческом плане этот проект оказался провальным для Toyota, так как на его разработку было потрачено внушительный бюджет, а малый тираж авто (выпускались с 1995 по 2002-й год) и высокая цена (примерно 90 тысяч долларов) не способствовал окупаемости и популярности модели. В Японии эти машины получили неофициальное прозвище Koukidousha ("Кукидоша").

Полный размер
Еще один экземпляр в армейском цвете хаки и камуфляжным тентом
С точки зрения техники, Mega Cruiser и его военный вариант BXD10 во многом повторяет конструкцию Hummer: мощная лонжеронная рама лестничного типа, независимая торсионная подвеска всех колес, тяговитый дизельный двигатель.

Полный размер
Практичные японцы максимально унифицировали Mega Cruiser с другими легковыми и коммерческими моделями Toyota. Так, 4-цилиндровый 4,1-литровый турбодизель 15B-FTE мощностью 155 л.с. применялся на легких грузовиках и автобусах корпорации, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач и раздатка позаимствована у легендарного Toyota Land Cruiser 80. На гражданских версиях Mega Cruiser BXD20 установлено рулевое колесо от Toyota Carina, а потолочный плафон – от Toyota Corolla.

Полный размер
Капот здесь пластиковый
Несмотря на внушительные размеры, капот машины — очень легкий, так как выполнен из пластика. Средний расход топлива этого аппарата с постоянным полным приводом составляет около 15 л/100 км, поэтому 108-литровый топливный бак обеспечивает приличный запас хода. Максимальная скорость — 130 км/ч.

Полный размер
4-цилиндровый турбодизель 15B-FTE — надежен и неприхотлив
Длина 3-дверной тентованной Toyota BXD10 составляет 5090 мм, а снаряженная масса внедорожника составляет 2900 кг (грузоподъемность — 800 кг). "Мега" может похвастаться феноменальной проходимостью. Бортовые редукторы на колесах не только повышают передаточное отношение, а и позволили добиться очень внушительного дорожного просвета — 420 мм в стоке! Минимальные свесы дают возможность штурмовать преграды высотой до 1 метра.

Полный размер
Минимальный дорожный просвет — 420 мм! Шины уже стоят китайские — фирмы Taishan

Полный размер
Подвеска всех колес — независимая, торсионная
Все 3 дифференциала (межосевой и два межколесных) можно принудительно заблокировать с помощью электроники. Независимая, рычажно-торсионная подвеска BDX10 может похвастаться огромными ходами. Из интересных технических решений можно отметить тормозные диски, расположенные на полуосях, на выходе из редукторов мостов — для снижения неподрессоренных масс на колесах. Особый фетиш — централизованная система подкачки колес. Не лишним будет упомянуть 24-вольтовое электрооборудование.

Полный размер
Тормозные диски расположенные сразу на полуосях, на выходе из редукторов мостов. Подобное решение также встречается на на Alfa Romeo 75
Задние колеса — поворотные (система 4WS): на скорости до 40 км/ч они доворачиваются на угол до 12%, в сторону, противоположную передним. Благодаря данному ноу-хау, радиус разворота этой немаленькой машины составляет всего 5,6 метров.

Полный размер
Салон военной версии максимально аскетичный: только самое необходимое. Шумоизоляции отсутствует, как и ремни безопасности

Полный размер
Кондиционера здесь нет, зато есть 2 отопителя
Размер колес здесь довольно редкий — 17,5 дюймов, поэтому подобрать резину для автомобиля — задача не из легких. Благо, народные умельцы уже научились адаптировать 18-дюймовые диски от ГА
www.drive2.ru
2001 Toyota Mega Cruiser - военный
Toyota Mega Cruiser – сверхпрочный четырехдверный внедорожник, построенный Toyota в 1995 году.
Это самый большой внедорожник, когда-либо созданный Toyota.
Как и Hummer h2, этот автомобиль был разработан прежде всего для военных целей – перевозка личного состава подразделений, транспортировка раненых, патрулирование труднодоступных мест, а также в качестве базы для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО.
Продававшийся исключительно на внутреннем рынке Японии, Mega Cruiser использовался также полицией и пожарными подразделениями, тем не менее, ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам.
Таким образом производитель стремился проверить возможность массового производства подобных автомобилей, но в коммерческом плане этот проект оказался неудачным.
Основа автомобиля – лонжеронная рама лестничного типа, центральная часть которой смещена вверх. На внедорожник установлены многие элементы, которые использовались ранее на выпускавшихся Toyota транспортных средствах.
Турбодизель 15B-FTE применялся на грузовиках корпорации, 4-ступенчатаяавтоматическая коробка передач – на модели Toyota Land Cruiser 80, на гражданских версиях Toyota Mega Cruiser установлено рулевое колесо от Toyota Carina, а потолочный плафон – от Toyota Corolla.
Подвеска всех колес независимая двухрычажная. Привод постоянный полный с возможностью блокировкидифференциалов.
В военных версиях имеется система дистанционного изменения давления в шинахзадних колес. Радиус разворота транспортного средства – 5,6 метра.
В гражданской версии Toyota Mega Cruiser разработчики позаботились о комфорте в салоне.
В шестиместной машине имеется не только двухзонный кондиционер и электростеклоподъёмники, но и аудиосистема с CD-чейнджером на шесть дисков.
2001 Toyota Mega Cruiser – военный
Пробег – 26700 км
Объём двигателя: 4.1 л
Коробка передач: автомат
Тип двигателя: дизель
Привод: полный
Руль: правый
Состояние: не битый
Владельцев по ПТС: 3
Мощность двигателя: 150 л.с.
легендарный тойота мега крузер машина японской армии . очень много доработок машина в отличном состоянии.
Цена: 3 250 000
avito.ru
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
xn--80aafe9bhdrpm.com
Краткая история самого большого японского внедорожника
Как Тойота сделала свой собственный Хаммер.
Обычно компания Тойота не привыкла удивлять публику какими-то невероятными автомобилями, за исключением различных футуристических концепт-каров, которые время от времени демонстрируются ежегодно на международных автовыставках. Но в 1990-х годах компания Тойота вывела на рынок клон американского военного внедорожника Хаммер, назвав его "Mega Cruiser", чем сильно удивила весь мир.
Вы вероятно знаете эту историю: в 1992 году на мировом рынке появился гражданский внедорожник Hummer h2, который был основан на военном автомобиле армии США (HMMWV или Humvee). Так военный внедорожник Humvee стал доступен для покупки любому желающему под брендом Hammer.
Но если о внедорожниках Хаммер, которые прославились во время войны в Персидском заливе когда шла операция "Буря в пустыне" (операция армии США по освобождению Кувейта и разгрому иракской армии) знает весь мир, мало кто знает что компания Тойота спустя год после появления гражданского внедорожника Hummer h2 в 1993 году на автосалоне в Токио представила невероятный свой внедорожник, выполненный в стиле американских военных автомобилей. Автомобиль получил блестящее и загадочное имя - "Mega Cruiser".
Как и военный американский Humvee японский военный «халк» был создан не для масс, а для военных нужд Японии. В первую очередь внедорожник Toyota Mega Cruiser был создан для движения военных по пересеченной местности, для перевозки минометов, используемых в качестве ракетной платформы. В том числе японские военные стали использовать Mega Cruiser и для других военных нужд.
Ширина Mega Cruiser была примерно такая же, как и у военных автомобилей Хаммер. Правда японский клон Хаммера имел немного больше длину, которая составляла 5090 мм. Также японский военный "Крузак" был тяжелее американского военного внедорожника.
В те годы американский военный внедорожник Humvee использовал ряд дизельных моторов V8 (гражданский же автомобиль h2 под брендом Hummer также оснащался и бензиновым восьмицилиндровым двигателем).
Японский же Mega Cruiser использовал 4,1-литровый рядный четырехцилиндровый турбо дизельный двигатель ‘15B’, который в те годы часто использовался в микроавтобусах Toyota Coaster . Этот мотор имеет мощность 150 л.с.
Каждый Toyota Mega Cruiser оснащался полным приводом и тройной блокировкой дифференциалов. Мощность же с двигателя передавалась на все четыре колеса с помощью четырехступенчатой автоматической коробки передач.
Самой интересной опцией в этом мега японском внедорожнике были двойные задние стеклоочистители, которые отлично помогали очистить заднее стекло от пыли и грязи при движении по бездорожью.
Кстати, японцы также решили не останавливаться на месте и выпустили гражданскую версию военного Mega Cruiser, дав ей обозначение «BXD20» (военная версия обозначалась «BXD10»). Обычная версия внедорожника продавалась только на внутреннем рынке Японии.
Увы, этот внедорожный «халк» не получил успеха на рынке Японии, поскольку действующие в те годы налоговые ставки, а также стоимость топлива в стране восходящего солнца не позволяла обычным людям владеть этой интересной машиной. В результате эту машину могли позволить купить себе только очень богатые люди, несмотря на то что внедорожник был достаточно дешев на рынке.
В итоге сегодня в мире тяжело найти живой оригинальный внедорожник Mega Cruiser (версия BXD20). Даже в Японии на внутреннем рынке тяжело сегодня отыскать этого редкого короля дорог. В результате машина стала настоящим предметом коллекционирования не только среди поклонников японского бренда.
Интерьер Toyota Mega Cruiser BXD20
Внутри внедорожник Mega Cruiser был усеян частями от разных автомобилей Тойота, выпускаемых в начале 1990-х. К сожалению, в отличие от гражданских автомобилей "Хаммер" салон Mega Cruiser выглядел неуклюже и нелепо различными кнопками и датчиками.
Тем не менее, несмотря на эту нелепость, в салоне этого внедорожника все равно есть что-то необычные и приятное.
Производство внедорожника продолжалось с 1995 по 2002 года. Причем большинство автомобилей поставлялось для военных нужд армии Японии и различных экстренных служб.
Тогда и даже сейчас это самый большой внедорожник в истории Тойоты за всю историю производства автомобилей.
Да, сегодня у Тойоты есть большой Land Cruiser 200, которые по размерам может частично сравниться с Mega Cruiser. Но несмотря на это если сравнивать все технические характеристики Mega Cruiser, то безусловно он намного превосходит характеристики даже современного Land Cruiser 200.
1gai.ru
10 внедорожников, продержавшихся на конвейере больше 20 лет
Со временем практичные внедорожники привлекли внимание гражданских потребителей. По окончании войны многие заводы, до этого выполнявшие армейский заказ, переключились на выпуск гражданских моделей. Полноприводные автомобили успешно выходили на рынок. Впрочем, в первые послевоенные десятилетия большинство новых внедорожников по-прежнему разрабатывались и производились для нужд армии, но теперь конструкторы стали параллельно с военными разрабатывать и гражданские версии авто. Такие полувоенные-полугражданские модели порой производились без особых изменений конструкции десятки лет.
AUTO.TUT.BY предлагает обзор 10 моделей внедорожников, которые продержались на конвейере более 20 лет.
Jeep CJ-5
Страна производитель: США
Период производства: 1954-1983 (29 лет на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Открывает десятку легендарный Jeep – марка, которая дала неформальное название целому классу полноприводных автомобилей (по одной из версий, в американском армейском жаргоне словом jeep обозначалось сокращение GP: general purpose - общего назначения). Jeep CJ-5 являлся усовершенствованной моделью Willys MB – массового американского внедорожника военного времени. Аббревиатура CJ расшифровывается как Civilian Jeep - "гражданский джип". Модель пятого поколения гражданской версии Jeep вышла на рынок в 1954 году и продержалась на конвейере без малого 30 лет, причем выпуск Jeep CJ-5 продолжался и после появления новых моделей внедорожников Jeep.
С 1986 года автомобили Jeep серии CJ выпускаются под маркой Jeep Wrangler.
![]() |
Фото: netcarshow.com |
Mitsubishi Jeep
Страна производитель: Япония
Период производства: 1953-1998 (45 лет на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Автомобили марки Jeep выпускались по лицензии во многих странах мира. В 1953 году по договоренности с американской компанией на заводах Mitsubishi был начат выпуск гражданской модели Jeep. За основу был взят Jeep CJ-3 1949 года выпуска. Вначале автомобиль собирался из машинокомплектов, поставляемых из США, но с 1955 года компания Mitsubishi освоила полный цикл производства авто. Кроме классического открытого кузова Mitsubishi Jeep выпускался также в цельнометаллических двухдверных и четырехдверных кузовах. Производство японского джипа продолжалось 45 лет. За эти годы было выпущено около 200 000 автомобилей. Mitsubishi Jeep ушел с конвейера в 1998 году из-за ужесточения японского законодательства относительно выбросов в атмосферу и требований безопасности автотранспорта.
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Toyota Land Cruiser J40
Страна производитель: Япония
Период производства: 1960-1984 (24 года на конвейере)
![]() |
Фото: silodrome.com |
В начале 1950-х годов японская компания Toyota разработала собственную модель внедорожника Toyota Jeep BJ. Первые джипы поступили на службу в Национальную полицию. В 1954 модели Jeep BJ было решено дать звучное название Land Cruiser – наземный крейсер. В 1960 на конвейер вышел один из самых популярных японских внедорожников - Toyota Land Cruiser серии J40. Из-за своей выносливости и простоты джип хорошо продавался не только в Японии, но и по всему миру. В 1965 Land Cruiser J40 стал самым продаваемым автомобилем марки Toyota в США. Джип выпускался на заводах в Японии в течение 24 лет.
![]() |
Фото: silodrome.com |
Toyota Bandeirante
Страна производитель: Бразилия
Период производства: 1962-2001 (39 лет на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
С 1962 года успешный японский внедорожник Toyota Land Cruiser J40 стал выпускаться на новом заводе бразильского отделения Toyota в Сан-Бернарду-ду-Кампу. Бразильская модель Land Cruiser получила название Toyota Bandeirante. Вначале автомобиль собирался из машинокомплектов, поставляемых из Японии, но с 1968 года все комплектующие для Toyota Bandeirante стали производиться в Бразилии. В 1991 году объем производства джипов резко упал – власти Бразилии сняли многолетний запрет на импорт автомобилей, и рынок заполнили более современные, чем устаревший Bandeirante, модели внедорожников. Последний джип Toyota Bandeirante сошел с конвейера в ноябре 2001.
![]() |
Фото: carros.cozot.com.br |
Beijing BJ212
Страна производитель: Китай
Период производства: 1965-1989 (24 года на конвейере)
![]() |
Фото: lunohodov.net |
Удивительно, но почти полный китайский клон советского "козлика" УАЗ-469 - Beijing BJ212 – сошел с конвейера на 7 лет раньше своего прародителя. Производство китайского армейского внедорожника было начато в 1965 году, а советского – в 1972 году. На этот счет существует несколько версий. Согласно одной из них, советские конструкторы поделились с китайскими товарищами чертежами перспективной модели, которая как раз проходила гос. испытания в 1964 году. По другой, Beijing BJ212 – продукт промышленного шпионажа со стороны Китая, что звучит правдиво, потому как советско-китайские отношения в те годы сложно было назвать дружественными.
Как бы там ни было, Beijing BJ212 на долгие годы стал основным джипом Народно-освободительной армии Китая. Внедорожник также поставлялся в дружественные Китаю страны. Постепенно вместе с военными моделями стали выпускаться джипы для нужд народного хозяйства. Часть из них потом перешла в частные руки. С 1989 года на заводе в Пекине выпускается модернизированная версия старого внедорожника - Beijing BJ2020
![]() |
Фото: chinacartimes.com |
УАЗ-469/ УАЗ-3151
Страна производитель: СССР/Россия
Период производства: 1971-2003, 2010 (33 года на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Серийный выпуск советского армейского джипа УАЗ-469 был начат в 1972 году. Но работы по замене устаревшего ГАЗ-69 начались намного раньше. Первые опытные модели были выпущены еще в 1958 году. Прототип под маркой УАЗ-460 проходил испытания в 1962-63 годах. Первые УАЗ-469 были испытаны в 1964 году. Запуск новой модели на конвейере во многом задерживался из-за доводки модернизированного двигателя УМЗ-451М. В 1985 году проведена модернизация "козлика", автомобилю также присвоен новый индекс УАЗ-3151 согласно отраслевой системе классификации автотранспорта СССР. УАЗ-469 стал символом советского, а позже и российского армейского джипа. Модель "засветилась" во многих фильмах и компьютерных играх на военную тематику.
![]() |
Изображение: callofduty.wikia.com |
ARO 24 series
Страна производитель: Румыния
Период производства: 1972-2006 (34 года на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Первыми внедорожниками, выпущенными на заводе компании ARO (сокращение от Automobil Romanesk - "Румынские автомобили"), были IMS-57, построенные на базе советского ГАЗ-69. К 1972 году румыны разработали и выпустили собственную модель - ARO 24 серии. В линейке присутствовали двухдверная модель ARO 240, четырехдверная - ARO 244, а также пикап - ARO 243. Большинство выпущенных джипов уходило на экспорт (машины этой марки можно встретить и на дорогах Беларуси), часть продукции поставлялась в румынскую армию и другие силовые ведомства. В 1985 году был проведен рестайлинг моделей серии ARO 24. Выпуск джипов продолжался вплоть до банкротства компании в 2006 году.
![]() |
Фото: wikipedia.org |
ВАЗ-2121 "Нива"
Страна производитель: СССР/Россия
Период производства: 1977 - наши дни (37 лет на конвейере)
![]() |
Фото: en.autowp.ru |
ВАЗ-2121 "Нива" один из самых успешных автомобилей в истории советского автопрома. Конструкторы Волжского автозавода впервые решили совместить комфорт легковушки и проходимость внедорожника в одной модели и не прогадали. Новаторский джип оценили во всем мире – около 80% выпущенных машин уходили на экспорт. Партия ВАЗ-2121 была продана в Японию – страну с суровым законодательством относительно импорта автомобилей. За годы производства автомобиль был несколько раз модернизирован, в 1994-м был проведен легкий рестайлинг модели. Выпуск "Нивы" сегодня продолжается под названием LADA 4x4. Всего с конвейера ВАЗа сошло 2 млн джипов этой марки.
![]() |
Фото: en.autowp.ru |
Mercedes-Benz G-класс W460/461
Страна производитель: Австрия
Период производства: 1979 - наши дни (35 лет на конвейере)
![]() |
Фото: wallpaperup.com |
Mercedes-Benz G-класса разрабатывался как военный внедорожник, но при этом завоевал большую популярность у гражданских покупателей. Работа над джипом Mercedes-Benz была начата в 1972 году. Новая модель была представлена на автодроме "Поль Рикар" возле Ле-Кастеле на юге Франции в 1979 году, в это же время был начат ее серийный выпуск. Автомобиль сходил с конвейера в двухдверном (W460) и четырехдверном (W461) исполнении кузова. Большинство военных моделей Mercedes-Benz G-класса было доступно для покупки физическими лицами. В 1990-м специально для гражданского рынка была выпущена модель повышенной комфортности W463. Mercedes-Benz G W461 выпускается без перерыва с 1979 года и по наши дни, джип – одна из самых долгоживущих моделей концерна Daimler (дольше производятся только грузовики серии Unimog [^]).
![]() |
Фото: coches.com |
Land Rover Defender
Страна производитель: Великобритания
Период производства: 1983 - наши дни (31 год на конвейере)
![]() |
Фото: wikipedia.org |
Land Rover Defender является последней на сегодняшний момент моделью из серии британских внедорожников Land Rover, которая берет свое начало в 1948 году, когда для британской армии был разработан аналог американского Willys Jeep. Выпуск нового джипа начался в 1983 году под маркой Land Rover 90 и Land Rover 110 (цифры обозначали длину колесной базы в дюймах). В 1990 году автомобиль получил свое сегодняшнее название Defender. В 2012 году компания Rover заявила о прекращении производства Defender в 2015 году и о скором выпуске обновленной модели, призванной заменить на конвейере британского "старика".
![]() |
Фото: cars-data.com |
auto.tut.by
Военная и полицейская техника «Тойота» — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

С момента образования японского военно-промышленного комплекса, «Тойота» является его неотъемлемой частью, занимая нишу производителя лёгкой колёсной сухопутной и двусредной техники. Помимо оснащения Японской императорской армии в межвоенный период и в период Второй мировой войны и Японских сил самообороны в послевоенное время, «Тойота» экспортирует автомобили повышенной проходимости для нужд вооружённых сил и полицейских структур различных стран мира, а также частных военных компаний и частных охранных предприятий.
В годы Второй мировой войны, «Тойота», как и другие японские дзайбацу, перешла практически полностью на выпуск продукции военного назначения, только в отличие от «Мицубиси», которая в годы войны занималась танкостроением и выпуском гусеничной бронетехники, «Тойота» заняла нишу выпуска легкобронированной и небронированной колёсной техники — военных автомобилей и увеличила объёмы выпускаемой продукции для удовлетворения растущих потребностей действующей армии и флота[1]. В 1943—1944 гг. на заводах компании выпускались сухопутные и амфибийные военные грузовики (KC и KCY) и вездеходы-амфибии Су-Ки[2]. В 1945 г. Японская императорская армия передала инженерам компании «Тойота» захваченный американский военный внедорожник Willys MB с тактико-техническим заданием разработать аналогичную машину и наладить её производство в промышленных количествах, но этому помешала капитуляция Японии. Однако, через несколько лет аналог зарекомендовавшего себя джипа стал выпускаться «Тойотой» уже в гражданской модификации — Land Cruiser[3].
Помимо грузовиков и вездеходов, для военных нужд создавались карбюраторные двигатели серии «F»[en], высокие эксплуатационные качества которых объясняются именно тем, что они проектировались для использования в военных автомобилях[4].
В условиях послевоенной американской оккупации Японии, в ходе эскалации Корейской войны в начале 1950-х гг. «Тойота» и другие японские машиностроительные компании были ориентированы на выпуск колёсной техники для и Вооружённых сил США и многонационального контингента войск ООН. Именно крупные заказы Правительства США в 1950—1953 гг. не дали компании перейти к процедуре банкротства, на грани которого она находилась[4].
Хотя упомянутый выше внедорожник Land Cruiser производился для гражданского авторынка, ряд вооружённых сил капиталистических стран закупил их для своих нужд, среди прочих в свой парк их добавили Королевские военно-воздушные силы Австралии, соответственно автомобили повышенной проходимости Hilux закупил для своих нужд Королевский австралийский военно-морской флот, на оснащении которого они классифицируются как многоцелевые грузовики[5].
- ↑ Tanks & Transport Vehicles, World War 2. (англ.) / Edited by Bart H. Vanderveen. — London ; New York : Frederick Warne & Co., 1975. — P.48 — 64 p. — (Olyslager Auto Library ; 18).
- ↑ Forty, George. Japanese Army Handbook, 1939-1945. (англ.) — Stroud, Gloucestershire: Sutton Publishing Limited, 1999. — P.162-166 — 272 p. — ISBN 0-7509-1688-5
- ↑ Kuipers, J. F. J. A History of Commercial Vehicles of the World. (англ.) — Lingfield: Oakwood Press, 1972 — P.140 — 198 p.
- ↑ 1 2 Ludel, Moses. Toyota Truck & Land Cruiser Owner’s Bible: A Hands-on Guide to Getting the Most from Your Toyota Truck. (англ.) — Cambridge, MA: Bentley Publishers, 1995. — P.3-7 — 372 p. — ISBN 0-8376-0159-2.
- ↑ Vanderveen, Bart. World Directory of Modern Military Vehicles: Unarmored Vehicles from 1970. (англ.) — London: Frederick Warne (Publishers) Ltd, 1983. — P.32, 74-75 — 256 p.
ru.wikipedia.org
Военные внедорожники разных стран мира — DRIVE2
1.Тигр

Полный размер
Этот мощный внедорожник является гордостью России. Весит он 5,3 тонны, может вместить 10 человек. «Тигр» оснащен 180-сильным американским турбодизелем Cummins В-180 (рабочий объем — 5,9 л). На машину установлена БТРовская подвеска. Выпуском данного автомобиля занимается Арзамасский машиностроительный завод. Стоит модель от 100 до 120 тысяч долларов.
2.Т-98 «Комбат»

Полный размер
Российский бронированный внедорожник Т-98 «Комбат» разрабатывался для перевозки командующего состава нашей армии в зоне боевых действий. Автомобиль представлен в двух вариантах: либо 5-местный седан, либо 9(12)-местный универсал.
3."Козак"

Полный размер
«Козак» – это вполне удачный украинский армейский внедорожник, который был впервые показан в 2009-м году. Массивный автомобиль (вес- 5,5 тонн) оснащен 176-сильным турбодизельным мотором Iveco. Машина рассчитана на экипаж из 5 человек. Нужно отметить, что «Козак» имеет противоминную конструкцию днища, а кузов сделан из трех частей, которые закреплены на шасси по отдельности друг от друга. Такая необычная конструкция спасет хотя бы часть машины, если она наедет на мину. Пока проект законсервирован.
4.Дозор

Полный размер
Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению имени А.А.Морозова занимается разработкой двух моделей. «ДОЗОР-А» – это многоцелевое колесное транспортное средство, оснащенное дизельным двигателем с турбонаддувом (мощность — 122, 136 или 197 л. с.). Весит это творение 3,5 тонны, может вместить 5 человек, клиренс — 400 мм.

Полный размер
Вторую модель назвали «ДОЗОР-Б». Этот автомобиль весит намного больше — 6,3 тонны. Может вместить 11 человек. Двигатель у машины такой же, как и у версии «А». Глубина преодолеваемых бродов — до 1 м.
5.Вепрь

Полный размер
«Вепрь» — это еще одна украинская разработка. В создании этого внедорожника участвовало несколько заводов. Модель оснащена передовой электроникой, бронированным кузовом, специальным непробиваемым стеклом, двигателем от «Мотор Сич». Броня модели настолько крепкая, что пуля калибра 7,62 мм превращается в пуговицу. Двигатель «Вепря» выдает 136 л.с. Машина разгоняется до 140 км/час.
6.IVECO LMV

Полный размер
Автомашина была спроектирована с учётом опыта эксплуатации машин аналогичного назначения в ходе конфликта на Балканах в 1990-е годы. На этапе эскизного проектирования машины было принято решение обеспечить высокий уровень противоминной стойкости машины. Iveco LMV обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.
7.Mercedes Gelandewagen

Полный размер
Гелендваген в кузове W461 производится в настоящее время. Он является автомобилем «для особых условий эксплуатации» и приобретается в основном военными, спецслужбами и т. п. Данный автомобиль служит в армиях более чем 20 стран мира — таких как Германия, Швейцария, Канада, Австралия, Египет и т. д. США закупили около тысячи автомобилей гелендваген в кузове W461, так как "Хамви" не помещается в вертолёт CH-53. Выпускается в длиннобазном и короткобазном варианте, а также с кузовом «кабриолет» с брезентовым верхом. Базовая цена длиннобазного цельнометаллического автомобиля гелендваген с кузовом W461 в Германии для юридических лиц составляет 58000 евро. Продажа физическим лицам ограничена — для покупки этой машины нужен «сертификат конечного потребителя» (доказательство необходимости данного автомобиля).
8.Hummer h2

Hummer h2 выпускался в трёх общих вариантах: купе с мягким верхом, четырёхдверный универсал с жёстким верхом и версия в кузове Alpha. Другие, менее известные варианты, включают в себя двухдверный пикап, чаще всего используемый в качестве шасси для противовоздушных и других лёгких орудий, или же использоваться в качестве транспорта для войск и грузов, а также четырёхдверный кузов с покатой задней частью, именуемый slantback, который имеет тот же стиль военного Humvee, используемого америк
www.drive2.ru
Внедорожники Toyota — DRIVE2
Корни всех внедорожников марки Toyota уходят во времена Второй мировой войны. Во время вторжения на Филиппины японская армия захватила американский Bantam BRC-40 (прототип Jeep) и направила его в Японию.

Полный размер
Bantam BRC-40
Ознакомившись с трофеем японские инженеры и военные пришли к выводу — не то делаем. Главный армейский легковой автомобиль императорской армии — Type 95 Kurogane.

Type 95 Kurogane
Этот автомобильчик имел няшную внешность и очень современную конструкцию. Однако достоинства Type 95 быстро превращались в недостатки. Красивый дизайн кузова был хорош в мирное время. Он был трудоемкий и дорогой в производстве, сложный в ремонте. Это в сравнении с BRC-40, кузовные панели которого отличались невероятной простотой и любой мог на привале отрихтовать их с помощью камня.
Тоже касалось и ходовой с двигателем. Независимая передняя подвеска была хороша в теории. На практике надежностью на бездорожье не отличалась. Двухцилиндровый двигатель Type 95 был явно слабоват.

Полный размер
Type 95 Kurogane
Надо проще — решили японцы и Toyota выдали заказ на разработку внедорожного автомобиля или как был записано в тех.задании — компактный грузовой автомобиль.

Toyota model AE
Максимально используя уже имевшиеся в производстве узлы и агрегаты на Toyota начали строить прототип. Двигатель и КПП взяли от седана Toyota model AE. Двигатель «типа С» четырехцилиндровый, с рабочим объем 2258 куб.см., мощность 43 л.

Двигатель «типа С»
Дизайн кузова был выдержан в ультра спартанском стиле. В отличии от Bantam BRC-40, у которого имелся задний ряд сидений, Toyota была лишена такого излишества. За передним рядом имелся кузов. Что делало автомобиль более универсальным, на и натолкать в него солдат можно больше.

AK10

AK10
С серийным производством новинки дело не пошло. Прототип Toyota АК10 обкатали еще в 42 году. Целый год ушел на развертывание производства передних мостов и других компонентов. Только в 44 году автомобиль поставили на вооружение под обозначением Йон-Шики Когато Камоцу-Ша. Что значило — компактный грузовой автомобиль Тип-4.
Если прототип Toyota АК10 смотрел на мир двумя фарами, то построенные позже экземпляры обходились только одной. Выпустить японцам удалось только четыре экземпляра.
По завершении Второй мировой войны Япония превратилась из врага США в основного союзника этой страны в Азии.
В 1948 году, когда отношения между США и СССР становились все более напряженными, а Мао Цзедун возглавил революцию, которая привела к образованию Китайской Народной Республики, велась борьба за создание независимого государства в северной Корее, коммунизм стал стремительно распространяться по миру, и обстановка стала неустойчивой и неопределенной. В декабре того же года Америка решила, что Японию нужно срочно поддержать, как страну с сильной, независимой рыночной экономикой, которая должна стать своеобразным барьером на пути распространяющегося коммунизма. От Японии же потребовали проводить в жизнь разумную экономическую политику. Благодаря чрезвычайно жестким мерам, неуправляемую инфляцию все-таки удалось взять под контроль. После создания Национальных сил полицейского резерва Япония полностью зависела от американской стороны в плане поставок всего оборудования, поэтому очень скоро появилась необходимость развития собственной производственной базы. Одна из целей, стоящей перед японской экономикой, состояла в создании атомобиля, которые американские войска могли бы приобретать для использования во всем азиатском регионе. Японские автопромышленники получили заказ на создание опытных образцов компактных полноприводных грузовиков и других автомобилей.

Полный размер
Toyota Jeep BJ
В то время в Японии были чрезвычайно популярны джипы (Jeep), которые появились вместе с американскими военными. Джип стал символом внедорожника. Поэтому компания Toyota назвала свой первый образец Jeep.

Двигатель «типа B»
А благодаря сочетанию двигателя типа В с моделью Jeep, ему было присвоено название BJ. Масштабное производство данной модели началось только в 1953 году. Целых два года потребовалось для того, чтобы принятая модель была запущена в производство. Но уже в первый год с конвейера сошли 298 автомобилей Toyota Jeep BJ. В дополнение к патрульной машине для Национальных сил полицейского резерва, Toyota получила заказы от Министерства лесного и сельского хозяйства и от компаний энергетического сектора.

Toyota SB

Toyota SB

Toyota SB
Шасси автомобиля Toyota Jeep BJ были позаимствованы у однотонного грузовика модели SB образца 1947 года. Поэтому колесная база новой модели составила 2400 мм, что примерно на 200 мм превысило колесную базу классического автомобиля Jeep. На модель BJ устанавливался бензиновый, рядный, шестицилиндровый двигатель, типа В, с водяным охлаждением и объемом 3386 см3, сконструированный в 1937 году и использовавшийся на четырехтонных грузовиках. Максимальная мощность двигателя типа B составляла 82 л.с., а крутящий момент достигал 21,6 kgm. Тяги этого мотора хватало с избытком, поэтому в четырехскоростной трансмиссии модели BJ даже не был предусмотрен пониженный ряд.
Использование деталей от крупных грузовиков в конструкции модели BJ придавало машине очень высокую степень надежности, что позволяло ей быть многофункциональной и успешной на рынке небольших полноприводных автомобилей. В следующем, 1954 году, в июне в компанию поступила претензия по поводу нарушения прав на товарный знак от компании Willys Company, которой принадлежит изобретение первоначальной модели Jeep. Тогда технологический директор Ханджи Умехара присвоил этому полноприводному автомобилю название Land Cruiser. Остальное, как говорят, история. Land Cruiser продемонстрировал всему миру свою конкурентноспособность в борьбе с аналогичными моделями других компаний. Успех автомобиля Land Cruiser показал, что его название — не просто слова (с английского Land Cruiser переводится как "наземный крейсер").

Полный размер
Toyota Jeep BJ

Полный размер
Toyota Jeep BJ

Полный размер
Toyota Jeep BJ
Продолжение!
www.drive2.ru
Внедорожники Toyota. Бездорожники Амгу на базе военных машин Toyota. Бездорожник АМГУ
Внедорожники Toyota. Бездорожники Амгу на базе военных машин Toyota. Бездорожник АМГУ | Продажа уникального автомобиля в России
на базе военной модификации
Toyota Mega Cruiser
Преимущества
Лестничная лонжеронная рама, в середине смещенная вверх, – база Тойоты Мега Крузер.
Фирменный мотор Тойоты - турбодизель с объемом в 4,1 л. и мощностью в 170 л.с.
Система постоянного полного привода на все 4 колеса в комплекте с блокировками межколесных дифференциалов
4х-ступенчатый автомат, с функцией overdrive — возможность притормаживать двигателем.
Дисковые тормоза расположены не внутри колес, а около межосевых дифференциалов
Электросеть на 24 Вольта - гарантирует быстрый завод двигателя в сильные морозы.
Наши новости
Сейчас мы выбираем маршрут для следующих автопобед. Если у Вас есть предложения — будем признательны за конкретику! Чем дальше и непроходимей — тем лучше! Пишите в группе или на почту [email protected]! #toyoter #bezdorogniki #toyoter_ru #тойотер #амгу #бездорожники #bezdorogniki #внедорожники #наохоту … Читать далее →
Читать далееБлижайший тест-драйв планируется в марте 2018 в Разметелево, дату сообщим отдельно. Следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях: https://vk.com/toyoterclub https://www.instagram.com/toyoter.ru #toyota #megacruiser #амгу #тойотер #toyoterru #toyoter #экспедиция #menshealth #рыбачий #rybachiy #зимняявойна #автопробег #дорогамизимнейвойны #снегоболотоход #вездеход #экстрим #рыбалка #охота … Читать далее →
Читать далееУдивительная фотография под условным названием «Эффект без фотошопа». Тойотер и фотограф Иван Дементиевский — как часть горы на полуострове Рыбачий. Продолжение следует! Смотрите фото и видео автопробега «ДОРОГАМИ ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ» на нашем сайте www.toyoter.ru , в группе вКонтакте https://vk.com/toyoterclub и в Инстаграм: https://www.instagram.com/toyoter.ru/ … Читать далее →
Читать далееС наступающим 2018-м, дорогие друзья! Хорошего года, крепкого здоровья, новых друзей и приключений! Приезжайте к нам на тест-драйвы и не забывайте взять на охоту и рыбалку наши бездорожники Амгу 🙂 #toyota #megacruiser #амгу #тойотер #toyoterru #toyoter @ivandementievskiy
Читать далееМы в соц. сетях
toyoter.ru
Эволюция армейских внедорожников с 1938 года и до наших дней (28 фото) » Триникси
В начале Второй мировой войны на вооружении армий разных стран стали появляться автомобили совершенно нового класса - внедорожники. Задуманные как легкие авто с высокой проходимостью эти машины со временем превратились в хорошо защищенные транспортные средства с собственным вооружением, которые по сути представляют собой легкие броневики. Эволюцию армейских внедорожников с 1938 года и до наших дней предлагаем проследить далее.Volkswagen Typ 82. Германия. Производился с 1938 года, крупносерийно – с ноября 1940. Масса 0,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,2 литра мощностью 25 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 436 машин.
Dodge WC, США. Производился с 1940 года. Масса 2,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,8 л, мощностью 92 л.с. Максимальная скорость 92 км/ч. В различных (в том числе трехосных) модификациях произведено около 255 000 машин. Поставлялись по договору ленд-лиза в СССР, где получили прозвище «Додж три четверти» из-за грузоподъемности в 0,75 тонны.
Willys MB, США. Серийное производство началось в 1941 году. Масса 1,1 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,2 л, мощностью 60 л.с. Максимальная скорость 104 км/ч. С учетом копий Ford GPW выпущено 659 031 автомобилей, из них около 52 тысяч было поставлено в СССР по программе ленд-лиза.
ГАЗ-64, СССР. Выпускался в 1941–1943 годах. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 50 л.с. Максимальная скорость 100 км/ч. Выпущено 672 машины – около 1% от поставленных по ленд-лизу «Виллисов», по образцу которых и создавался первый советский внедорожник.

ГАЗ-67, СССР. Выпускался в 1943–1953 годах. Масса 1,32 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 54 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено всего около 95 тысяч машин, в том числе в годы войны – 4 851. Дальнейшее развитие ГАЗ-64.
Land Rover Series I, Великобритания. Производился с 1948 года. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,6 л. мощностью около 50 л.с. В различных модификация Land Rover I, II и III серий состоял на вооружении армий более чем 50 государств мира, а в некоторых состоит и до сих пор.
ГАЗ-69, СССР. Производился с 1952 по 1972 годы. Масса – 1,5 тонны. Двигатель объемом 2,1 литра, мощностью 55 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено более 600 000 машин. Экспортировался в 56 стран, кроме СССР, производился в Румынии (до 1975 года) и Северной Корее.
M151 MUTT, США. Производился в 1959–1982 годах. Масса 1,07 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,32 литра мощностью 71 л.с. Максимальная скорость 112 км/ч. Произведено более 100 000 машин. Состоял на вооружении в США до 1999 года, в настоящее время используется в армиях нескольких десятков государств.
ЛуАЗ-967, СССР. Производился в 1961–1989 годах. Масса 0,95 тонны. Двигатель объемом 1,2 литра мощностью 30 л.с.
Horch P3, Восточная Германия. Производился в 1962–1966 годах. Масса 1,86 тонны. Двигатель объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Состоял на вооружении в Национальной народной армии и пограничных войсках ГДР. Было выпущено около 3000 автомобилей.
УАЗ-469, СССР. Производился в 1972–2010 годах. Масса 1,65 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,5 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Кроме СССР, собирался на Кубе и во Вьетнаме. Поставлялся в несколько десятков государств.
Volkswagen Iltis, Западная Германия. Производился в 1978–1988 годах. Масса 1,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,7 литра мощностью 75 л.с. Выпущено 16 000 машин. С вооружения в Германии снят, в настоящее время стоит на вооружении в армиях Бельгии, Канады и Эстонии.
Mercedes-Benz G-сlass W 461, Австрия/Германия. Выпускается с 1979 года. Масса 2,3 – 2,6 тонны. Широкий диапазон устанавливавшихся двигателей, от 73 до 156 л.с. В настоящее время «служит» более чем в 20 государствах, в том числе в Германии, США, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Аргентине, Австралии, Нидерландах, Египте.
HMMWV, или Humvee, США. Выпускается с 1985 года. Масса 2,7 тонны. В начале устанавливался бензиновый двигатель объемом 5,7 литра, но вскоре его заменили на дизель объемом 6,2 литра и мощностью 160 л.с. Вариант с турбонаддувом объемом 5,5 литра имеет мощность 195 л.с. и разгоняет машину до 140 км/ч. Произведено более 280 000 экземпляров HMMWV, которые стоят на вооружении армий примерно 40 государств.
Lamborghini LM002, Италия. Выпускался в 1986–1993 годах. Масса 2,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 5,1л, мощностью 444 л.с. Максимальная скорость 188 км/ч. Всего выпущен 301 автомобиль, в том числе для вооруженных сил Ливии – 100, Саудовской Аравии – 40. Единственный серийный внедорожник компании Lamborghini.
Panhard GD VBL, Франция. Принят на вооружение французской армией в 1990 году. Масса 3,8 тонны. Двигатель мощностью 95 (в более поздних модификациях – до 129) л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Во Франции имеется порядка 1470 машин, в Мексике 1231, в Греции 243, Омане 56, Нигерии 72, Ботсване 64. Кроме этих стран, используется еще примерно десятком государств (Португалия, Грузия, Руанда, Кувейт, Индонезия и др.)
MOWAG Eagle серий I, II (на фото), III. Швейцария. Производится с 1994 года. Масса 5 тонн. Двигатель объемом 6,5л мощностью 159 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (449 штук) и Дании (36 машин).
Toyota Mega Cruiser, Япония. Производился с 1995 по 2002 годы. Масса 2,9 тонны. Дизельный двигатель объемом 4,1л мощностью 153 л.с. Состоит на вооружении Сил самообороны Японии.
URO VAMTAC, Испания. Производится с 1998 года. Масса от 3 тонн. Двигатель объемом 3 литра, мощностью 166 л.с. Произведено около 4000 штук. Стоит на вооружении в Испании (около 2900 машин), Марокко (1200 машин), Малайзии (85), Румынии (60), Бельгии, Португалии, Гане и Доминиканской республике.
Iveco LMV , Италия. Производится с 2001 года. Масса 6,5 тонн. Двигатель мощностью 185 л.с. Состоит на вооружении в Италии (более 1150 штук), Бельгии, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Испании, Норвегии, России, Словакии, Хорватии, Чехии.
RG-32 (на фото модификация RG-32M), ЮАР. Производится с 2002 года. Масса 6,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,8 литра и мощностью 150 л.с. (в модификации Scout). Максимальная скорость 120 км/ч. Всего произведено около 800 машин, стоит на вооружении в ЮАР (400 машин), Швеции (260), Египте (112), Грузии, Саудовской Аравии, Финляндии, Ирландии, Танзании и силах ООН.
MOWAG Eagle серий IV (на фото), V. Швейцария. Производится с 2003 года. Масса 7–10 тонн (в двуосном варианте). Двигатель объемом 5,9 литра мощностью 250 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (1 машина у полиции кантона Цюрих), Дании (90), Германии (848 машин в бундесвере и 10 в полиции).
Agrale Marrua, Бразилия. Производится с 2004 года. Масса 1,96 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра, мощностью 132 л.с. Максимальная скорость 128 км/ч. Состоит на вооружении в Аргентине, Бразилии, Парагвае и Эквадоре.
ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. Производится с 2005 года. Масса 6,4 тонны. Двигатель объемом 4,4 литра мощностью до 215 л.с. Максимальная скорость 160 км/ч. Состоит на вооружении в России, Армении, Беларуси , Гвинее, Иордании, Казахстане, Китае, Республике Конго, Монголии, Таджикистане, Уругвае.
VLEGA Gaucho, Аргентина/Бразилия. Производится с 2006 года. Масса 2,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,6 литра, мощностью 130 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Совместная разработка двух стран, производится в Аргентине. Состоит на вооружении в Аргентине и Бразилии, всего вооруженным силам этих двух стран планируется поставить 1200 машин.
PVP, Франция. Поставляется в войска с 2008 года. Масса 4,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра мощностью 160 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч (ограничена до 100 км/ч). Состоит на вооружении во Франции (в 2015 году общее число должно достигнуть 1500 штук), Румынии (15), Чили (9) и Того (6 машин).
СРМ-1 «Козак», Украина. Разработан в 2008–2009 годах. Масса 5,5 тонн. Дизельный двигатель объемом 3,0 литра мощностью 176 л.с. 1 машина с начала 2015 года состоит на вооружении Государственной пограничной службы Украины.
Oshkosh L-ATV, США. Выпускается с 2011 года. Масса 6,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 6,6 л, мощностью 300 л.с. Максимальная скорость 110 км/ч. Министерство обороны США планирует заменить этими машинами Humvee, потребность только для американских вооруженных сил оценивается в 54 600 автомобилей.
Отсюда
trinixy.ru
Война «тойот» — Википедия
Война «Тойот» — последняя фаза чадско-ливийского конфликта. Война названа в честь Toyota Hilux, прочного рамного джипа, который использовали вооружённые силы Чада для мобильного перемещения войск в боях против ливийцев[5]. Война закончилась в 1987 году полным поражением ливийцев[6], которые потеряли десятую часть своей армии, 7500 солдат были убиты на поле боя, к тому же чадские войска захватили у ливийцев военного оборудования на сумму 1,5 млн долларов США[6]. Потери Чада составили 1000 убитых солдат[3].
Первоначальная мотивация Каддафи его вмешательства во внутренние дела Чада состояла в намерении вернуть полосу Аузу, узкую полосу территории между Чадом и Ливией, на которую Ливия предъявляла территориальные претензии. По договору 1935 года между Францией и Италией полоса отошла Италии (договор не был ратифицирован Францией), затем в 1955 году был заключён договор между Ливией и Францией, передававший полосу Франции. После распада французской колониальной империи полоса Аузу перешла к Чаду[7]. Кроме того, идея Джамахирии предполагала объединение всех арабских государств, и создание союзного государства южнее Ливии, с перспективой распространения влияния Ливии на всю Центральную Африку и ослабление влияния Франции хорошо вписывались в эту картину[8].
В начале 1987 года (последнего года войны), ливийский экспедиционный корпус по-прежнему представлял собой серьёзную силу, включая 8000 военнослужащих, 300 танков, много единиц РСЗО и артиллерийских орудий, вертолётов Ми-24 и 60 боевых самолётов. Эти силы не были объединены в единую группировку войск, они были разделены на Оперативную группу «Юг» (принимавшей участие в боях в Тибести, 2500 солдат) и Оперативную группу «Восток», (воевавшей, главным образом, в Файя-Ларжо)[9].
Ливийские вооружённые силы превосходили чадские по уровню оснащённости, но имели целый ряд серьёзных недостатков. Ливийцы были подготовлены к ведению вооружённых действий, в которых они бы обеспечивали наземную и воздушную поддержку своим союзникам в Чаде (повстанцев, борющихся против центральной власти Нджамены), оказывать им помощь в осуществлении наземных операций и обеспечивать разведку. Однако, в 1987 году, Каддафи потерял своих союзников, так как те заключили перемирие с властями Чада. Ливийские гарнизоны на территории Чада стали напоминать изолированные и уязвимые острова. Также важным моментом является низкий моральный дух в ливийских войсках, которые воевали в чужой стране и структурная дезорганизации сухопутных войск Ливии, которые находились в не лучшей форме из-за страха Каддафи в организации военного переворота против него. Этот страх привел его к тому, что он старался избегать чрезмерного укрепления вооружённых сил страны[10][11].
Ливийцам пришлось иметь дело со значительно более морально подготовленными вооружёнными силами Чада, в состав которых входило 10 тыс. солдат под руководством опытных и способных командиров, таких как: Идрис Деби, Хассан Джамус и Хиссен Хабре. В то же время у Чада не было военно-воздушных сил, нормальной бронетехники и было всего несколько противотанковых и зенитных орудий. Но в 1987 году французские ВВС оказали помощь Чаду (начав сбивать ливийские летательные аппараты) и, что более важно, — Франция поставила в Чад 400 внедорожников марки Toyota: одна часть которых была оборудована пулемётами, а другая — ПТРК «Милан». Именно эти внедорожники, которые и дали название «война тойот», сыграли решающую роль в победе Чада в данном конфликте[12][13].
Ливийская группировка имела вполне современное на тот момент советское вооружение, включая танки Т-55, БМП-1, вертолеты Ми-24, истребители МиГ-23, комплексы ПВО.
Основной ударной силой ЧНВС были около 400 внедорожников — в основном пикапов Toyota Land Cruiser 40 и 70-й серий, вооруженных ПТРК Milan и безоткатными орудиями.
Используя партизанскую тактику с глубокими обходами и фланговыми ударами (благо, пустынная местность предоставляла для этого отличную возможность), высочайшую маневренность и быстроходность своих импровизированных боевых машин, хорошее знание местности, чадцы в двух сражениях наголову разгромили ливийскую группировку.
Потери ливийцев составили около двух тысяч человек, около 200 танков и столько же БМП, две зенитные батареи, 11 самолетов L-39. Часть вооружения, в первую очередь зенитные комплексы и самолеты, была захвачена чадцами после панического бегства ливийских солдат.
После окончания войны вопрос о государственной принадлежности полосы Аузу по согласию сторон был передан в Международный суд ООН. В соответствии с решением суда, вынесенным в 1994 году, полоса Аузу является частью Чада[14].
- ↑ H. Metz, Libya, p. 254
- ↑ M. Azevedo, Roots of Violence, p. 119
- ↑ 1 2 3 Pollack, 2002, p. 397
- ↑ Про 800 танков нужно уточнение, у ливийцев даже близко столько не было, далее ниже в статье говориться лишь про 200
- ↑ Guerrilla Trucks: Why rebels and insurgent groups the world over love the Toyota Hilux pickup as much as their AK-47s, Newsweek (14 октября 2010). Дата обращения 25 октября 2010.
- ↑ 1 2 A. Clayton, Frontiersmen, p. 161
- ↑ Brogan, Patrik World Conflicts, Bloomsbury, 1989.
- ↑ M. Azevedo, Roots of Violence, p. 151
- ↑ Pollack, 2002, p. 391
- ↑ Pollack, 2002, p. 386, 398
- ↑ S. Nolutshungu, pp. 218—219
- ↑ M. Azevedo, pp. 149—150
- ↑ Pollack, 2002, p. 391, 398
- ↑ M. Brecher & J. Wilkenfeld, p. 95
ru.wikipedia.org