Светофоры и их сигналы пдд по темам
Тема 6. Сигналы светофора и регулировщика. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн
Классификация транспортных светофоров.
Классический трёхсекционный транспортный светофор с вертикальным (реже с горизонтальным) расположением сигналов.
Такие светофоры применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях, а также на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах, пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.
Светофоры с дополнительными секциями.
Светофоры с дополнительными секциями применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях.
Светофоры с функцией регулирования движения в определённых направлениях.
Такие светофоры применяют в тех случаях, когда хотят организовать бесконфликтное движение транспорта в пределах перекрёстка.
То есть, если уж на таком светофоре загорелся зелёный сигнал, то, двигаясь через перекрёсток, уступать дорогу никому не придётся.
При этом над каждой полосой висит свой персональный светофор и показывает разрешённые направления движения с данной полосы.
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Такие светофоры применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
Реверсивные светофоры.
Реверсивные светофоры любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.
Двухсекционный светофор.
Двухсекционные светофоры допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе.
Два красных попеременно мигающих сигнала или один красный мигающий сигнал, или один белый мигающий сигнал.
Такие светофоры применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Светофоры с красными сигналами любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ.
Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.
Четырёхсекционный светофор с сигналами белого цвета.
Эти светофоры предназначены для регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
Применение таких светофоров даёт возможность организовать на перекрёстке бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств (движение маршрутных ТС не пересекается с движением остального транспорта).
Пешеходный светофор.
Пешеходные светофоры применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры для велосипедистов.
Такие светофоры применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или с регулируемым пешеходным переходом.
Это либо специальный «велосипедный» светофор, либо обычный светофор (уменьшенного размера) с дополнительной табличкой.
Несколько слов о сигналах регулировщика.
Когда вы начнёте активно ездить по дорогам общего пользования, то светофоры вам будут встречаться часто. А вот регулировщик сегодня – явление крайне редкое. Поэтому даже водители со стажем не всегда уверенно себя ведут, увидев на перекрёстке вместо привычного светофора «непривычного» регулировщика.
А между тем в арсенале регулировщика всего-то три сигнала.
Сигнал 1 – правая рука, поднята вверх.
Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз. (Попробуйте постоять с разведёнными в стороны руками хотя бы пару минут, и вы поймёте, почему Правила разрешили регулировщику показывать этот сигнал и так, и так).
Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.
И, собственно, всё. Больше у регулировщика ничего нет. Правда, при этом он может повернуться к вам либо грудью, либо спиной, либо правым или левым боком, и это тоже имеет значение.
О том, что означает каждый сигнал регулировщика, мы подробно поговорим в Теме 6.2, но сначала поговорим о сигналах светофоров.
xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai
Классный час по ПДД "Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика"
Открытый классный час
Тема: Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика.
Цель: Ознакомить ребят с сигналами дополнительных секций светофора, сигналами регулировщика, повторить основные Правила дорожного движения.
План:
1. Организационный момент.
2. Стихотворение о светофоре.
3. Новый материал.
4. Стихотворение о пешеходном светофоре.
5. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель объявляет тему занятия.
2. Стихотворение о светофоре
Выходят три ученика, они изображают цвета светофора и каждый держит в руках круг своего цвета.
Дети читают стихотворения.
1-й ученик:
Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофор - учитель строгий.
Пешеходу он твердит:
«Стоп! Внимание!
Прочь с дороги!
Переход пока закрыт!
Путь опасен! Пережди!» (Слайд №1)
2-й ученик:
А теперь у светофора
Загорелся желтый глаз.
Это значит - очень скоро
Светофор пропустит нас.
Свет зеленый светофора,
Но не движется народ.
Знай: пойдут машины скоро
Здесь на левый поворот.
Светит стрелка небольшая, (Слайд №2)
Переход не разрешая.
3-й ученик:
Светофор-распределитель
Объявляет: «Стой, водитель!
Ставь машину в нужный ряд.
Пешеходы, проходите,
А машины постоят». ( Слайд №3)
Остановлено движенье!
Пешеходам - уваженье!
Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам.
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.
А не то, пожалуй, можно
Под колеса угодить.
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья.
Учитель: А сейчас ребята, давайте посмотрим на некоторые картинки и вспомним знаки дорожного движения.
3. Новый материал
Учитель:
- Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться, и пешеходам было безопасно, на улицах и дорогах установлены светофоры. (Слайд №4) Что означает слово «светофор»? Почему его так назвали?
Об этом рассказывает ученик.
Ученик:
- Слово это состоит из двух частей: «свет» и «фор». Первая часть всем понятна. Вторая часть произошла от греческого слова «фарос», что означает «несущий» или «носитель», то есть «светофор» означает «несущий свет». Светофор имеет три разных сигнала: красный, желтый, зеленый.
Учитель:
- Как вы думаете, почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?
Ребята отвечают. Выслушав все ответы, учитель подводит итог:
- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.
Учитель:
- Послушаем рассказ об истории возникновения светофоров.
Ученик:
- Светофору уже более 100 лет. Первые светофоры-фонари работали на светильном газе, затем появились уличные светофоры в виде невысокого столба с вращающейся стрелкой, а еще позже - и электрические светофоры с цветными стеклами - секторами. Сейчас светофорами управляют сложные вычислительные устройства.
Учитель:
- Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.
Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев.
Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные, или транспортные, светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала - красный, желтый, зеленый.
Вы уже знакомы со значением каждого сигнала светофора.
Вопросы детям:
а) Что обозначает зеленый сигнал светофора и где он расположен?
Ответ: зеленый сигнал светофора располагается у вертикальных светофоров в их нижней части, у горизонтальных с правой стороны. При зеленом сигнале светофора разрешается движение через перекресток транспорту во всех направлениях, если нет дополнительной секции со стрелкой. А пешеходам разрешается переходить улицу, если нет специальных пешеходных светофоров.
б) Что означает желтый сигнал светофора?
Ответ: желтый сигнал светофора обозначает, что скоро будет смена сигнала - с запрещающего на разрешающий или наоборот. При желтом сигнале транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий у перекрестка - приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекрестке, должен продолжить движение и освободить перекресток.
в) Для чего устанавливается мигающий сигнал светофора и что он означает?
Ответ: зеленый мигающий сигнал светофора означает, что время действия зеленого сигнала истекает, и скоро будет включен запрещающий сигнал. Постоянно мигающий желтый сигнал означает, что перекресток нерегулируемый.
Учитель:
- Красный сигнал светофора запрещает любое движение транспортных средств и пешеходов. Если запрещающий сигнал застал вас на середине проезжей части, то следует остановиться на линии, разделяющей противоположные транспортные потоки, и там дождаться следующего зеленого сигнала. Если вы преодолели большую часть проезжей части, то вам разрешается закончить переход, соблюдая повышенную осторожность. В случае, если пешеход только начал переходить улицу, он должен вернуться на тротуар.
В последние годы потоки транспортных средств на улицах и дорогах сильно возросли, на перекрестках стало скапливаться большое количество автомобилей, и на перекрестках с интенсивным движением стали устанавливать трехсекционные светофоры с дополнительными секциями - стрелками. ( Слайд №5)
Дополнительные секции располагают сбоку основной вертикальной секции светофора слева или справа, а иногда и с двух сторон. В дополнительной секции, расположенной слева, загорается зеленая стрелка, обращенная в левую сторону, а в секции справа стрелка обращена направо.
Зеленые стрелки показывают водителям, куда разрешено движение. Они могут загораться одновременно с зеленым и красным сигналами основной секции светофора.
Далее учитель вместе с учениками рассматривают движение автомобиля в различных ситуациях по рисункам.
Если у светофора секция расположена слева, то все транспортные средства могут выезжать на перекресток для поворота налево лишь тогда, когда загорится зеленая стрелка в этой секции.
При наличии светофора с дополнительными секциями пешеходам разрешается переходить улицу лишь в том случае, когда загорается зеленый сигнал в основной секции.
Зеленая стрелка в правой секции разрешает автомобилям поворот направо. Если правая зеленая стрелка горит в сочетании с красным или желтым сигналом основной секции, то водитель транспортного средства поворачивает направо не сразу, он должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся в поперечном направлении, на основной зеленый сигнал своего светофора.
Пешеходам переходить улицу можно только при зеленом сигнале основной секции светофора, потому что при включении правой секции со стрелкой в ее направлении начнут поворачивать транспортные средства, и пешеход, нарушающий правила перехода, может попасть под колеса.
Дополнительные секции, расположенные по обе стороны светофора, также могут включаться в сочетании, как с красным сигналом, так и с зеленым в основной секции. Переходить улицу в этом случае можно только на зеленый сигнал основного светофора.
Когда стрелка горит одновременно с основной зеленой секцией, то пешеходам при переходе улицы следует быть особенно внимательными, так как в любой момент на их пути может возникнуть поворачивающий автомобиль! В то же время водитель обязан пропустить пешехода, переходящего проезжую часть.
Иногда на перекрестках можно встретить четырех - или пятисекционные горизонтальные светофоры. Зеленые стрелки по краям их направлены как налево, так и направо. В этом случае переходить улицу разрешается только на основной зеленый сигнал светофора.
Для пешеходов существуют специальные двухсекционные светофоры.
4. Стихотворение о пешеходном светофоре
Ученики с эмблемами красного и зеленого человечков читают стихотворение.
Красный человечек:
Охраняют пост два брата:
Каждый - бравый часовой.
Вы запомните, ребята,
Кто из них вам скажет: «Стой!»
Братец красный очень строгий,
Он спешит предупредить:
«Стойте, дети, здесь опасно
Вам сейчас переходить!»
Зеленый человечек:
Вслед зеленый братец, мило
Улыбаясь, говорит:
«Ваше время наступило,
Проходите, путь открыт!»
Красный и зеленый - вместе:
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
И они не подведут.
Учитель:
- Не заметить, не понять сигналы пешеходного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если он так и кричит каждому: «Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Светится красный человечек - стой неподвижно, как он. Светится зеленый, идущий человечек - и вы переходите дорогу!».
На крупных магистралях светофоры переключаются автоматически, последовательно на каждом перекрестке, и если водитель выберет установленную скорость, то он сможет проехать все перекрестки без остановок. Так действует «зеленая волна».
Сейчас в крупных городах применяются светофоры с автоматическим переключением. Они настроены таким образом, что для движения транспорта по основной магистрали отводится большее количество времени, чем для движения по второстепенной. Таким же образом настраивают и пешеходные светофоры. Для движения транспортных средств отводится больше времени, чем для движения пешеходов.
5. Сигналы регулировщика
Учитель:
- Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом. Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты «хозяина дороги».
Для нас, пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к нам грудью или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора. Поднял регулировщик жезл вверх - можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.
Если регулировщик повернулся к тебе боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.
Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие.
6. Решение кроссворда.
В заключение нашего занятия мы решаем занимательные кроссворды.
7. Итог урока
Учитель подводит итог занятия, кратко излагая основные положения урока.
Литература
1. Правила дорожного движения Российской Федерации (с комментариями и рисунками). Санкт-Петербург, 1996. .
2. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. Учебное пособие. М, 1981.
3. Внеклассные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. УГАИ Пермской области, 1995.
infourok.ru
Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы светофора.
Классный час
Барабанова Екатерина Яковлевна
учитель начальных классов
МАОУ - Лопушской СОШ имени писателя Н.М.Грибачева
1 класс
Тема: ДДТТ. Сигналы для регулирования дорожного движения.
Сигналы светофора.
Цели: 1. Создать условия для расширения знаний детей о правилах дорожного движения в условиях улицы.
2. Повторить и закрепить знания о светофоре и его сигналах, познакомить с видами светофоров. Довести до сознания детей важность сигналов светофора.
3. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
4. Развивать у детей инициативу, творчество и активность в процессе игры
Оборудование: макет светофора, плакаты «Правила дорожного движения», шаблоны для изготовления светофора
Ход классного часа
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели.
- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном – о правилах дорожного движения. Наша школа находится недалеко от большой дороги, по которой движется множество автомобилей. Они мчатся порой на большой скорости. Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Вы ездите с мамами на автобусе в город, ходите в магазин. Чтобы спокойно переходить улицу надо знать правила дорожного движения.
(Слайд 2)
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила дорожного движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
(Ю.Яковлев)
– Что же это за правила?
(ответ детей)
(Слайд 3) (Слайд 5) (Слайд 7)
(Слайд 9) (Слайд 11)
1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Не ходить по мостовой шоссе. (Слайд 4)
2. На загородной дороге идти по обочине на встречу движущемуся транспорту. (Слайд 6)
3. Не переходить улицу перед близко идущим транспортом. (Слайд 8)
4. Не играйте на улице. Не катайтесь по улице на санках, коньках. (Слайд 10)
5. На велосипедах по улицам городов разрешается ездить ребятам с 14 лет. (Слайд 12)
- Я предлагаю вам пофантазировать. Подумайте, что может случиться с мальчиком, который нарушает правила дорожного движения.
Нарушение правил движения приводит к тому, что появляются пострадавшие, которые пострадали по собственной вине.
Мы живем в небольшом селении, где не так много машин, как в городе. Но все машины едут и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Это правила дорожного движения. Ещё 3 января 1683 года Петром I были введены правила дорожного движения на лошадях. А в 1812 году в Москве уже действовали настоящие правила. Они ограничивали скорость езды, указывали, где можно, а где нельзя останавливаться. Эти правила дополнялись и изменялись.
– Где можно переходить улицу?
(по пешеходным переходам)
- Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (Слайд13)
– Где нельзя играть?
(на проезжей части) (Слайд14)
– Что надо сделать, прежде чем начать переходить улицу?
(посмотреть налево и направо, убедиться, что вблизи нет машин, только тогда переходить)
(Слайд 15)
Помните: игры на улице в любой момент могут обернуться бедой. Всегда выполняйте правила дорожного движения. (Слайд 16)
III. Сигналы светофора
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу. (Слайд 17)
Трудолюбивый работник – светофор – лучший друг и помощник водителей и пешеходов на перекрестке. Здесь все слушаются только его.
Красный сигнал светофора сообщает, что всякое движение запрещено. (Слайд 18)
Желтый – внимание, говорит о смене сигналов. Двигаться нельзя. (Слайд 19) Если пешеход не успел перейти дорогу, при включении желтого сигнала, он должен остановиться на середине проезжей части (островок безопасности).
При зеленом сигнале светофора разрешено двигаться всем транспортным средствам. Путь свободен. Это и сигнал для пешеходов. (Слайд 20)
Пешеходный светофор – зеленый – силуэт идущего человека,
красный – силуэт стоящего человека. (Слайд 21)
Для лучшей организации движения на широких перекрестках с интенсивным движением часто стоит милиционер – госавтоинспектор. Он поворачивает туловище то направо, то налево, поднимает руку вверх, в сторону, вперед или опускает её. Он регулирует движение, помогает пешеходам и водителям. Регулировщик подает сигналы жезлом. Какие это сигналы мы познакомимся на следующем занятии. (Слайд
IV. Сообщение учащихся о светофоре «А знаете ли вы? »
А знаете ли вы… (Слайд 23)
что…светофоры появились на улицах городов не так давно, вместе с первыми регулировщиками. Но первые светофоры совсем не были похожи на нынешние. Со всех четырех сторон на них было тоже по три цветных стекла – зеленое, желтое и красное, но по этим стеклам медленно ползла большая черная стрелка.
Понятно, что такие светофоры были очень неудобны. Перекресток свободен, а ты жди, пока стрелка доползет до зеленого стекла.
Затем появились светофоры с переключающимися огоньками, какие мы уже привыкли видеть.
Но за сорок лет и эти светофоры сильно изменились.
Первые светофоры подчинялись руке регулировщика. Он следил за движением машин у перекрестка, и переводя ручку светофора, включал то зеленый свет пешеходам, а красный машинам, то желтый свет всем, то красный свет пешеходам, а машинам – зеленый.
Затем появились светофоры – автоматы. Они сами, без помощи регулировщика включали попеременно зеленый свет, через несколько минут – желтый, немного погодя – красный. И так круглые сутки.
А знаете ли вы…
Почему светофор называется светофором? (Слайд24)
Слово составлено из двух частей: свет и фор
Свет и есть свет
А фор?
Слово фор произошло от греческого форос, что означает несущий или носитель.
А всё вместе – светофор – значит носитель света, несущий свет.
Он и верно несет свет, причем трех разный цветов: красный, желтый, зеленый.
Почему для светофора были выбраны три цвета: красный, желтый и зеленый?
Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днем и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.
Зеленый виден хуже, но зато в спектре он стоит далеко от красного и его нельзя спутать.
V. Повторение сигналов светофора в форме игры «Доскажи словечко».
Учитель (раскрывает книгу и читает).
Начинаем разговор про трехглазый...
Ну, кто мне подскажет нужное слово?
Учащиеся. Светофор!!! (Слайд 25)
Учитель. Правильно. Когда я при чтении буду останавливаться, подсказывайте мне нужные слова. Договорились?
Учащиеся. Договорились!
Учитель. Тогда продолжаю читать...
Он не зря горит над нами разноцветными (огнями).
Красный глаз его горит.
Сядь поближе,— (говорит).
Вот он смотрит желтым глазом:
Приготовиться к (рассказу)!
Вот горит зеленый глаз —
начинается (рассказ)!
Во всех городах и в любые года
по улицам шли пешеходы (всегда).
И каждый, идущий куда-то,
считался прохожим, ребята.
Спешили прохожие или брели
с утра и до самого вечера,
а те, что навстречу по улице шли,
считались прохожими (встречными).
Но кроме прохожих в любые года,
конечно, проезжие были (всегда).
И в древности даже
на улице каждой
колеса скрипели,
подковы (звенели).
Но только была еще в те времена
для ноги колес мостовая одна:
прохожий проходит, и здесь же
на лошади скачет (проезжий).
Вот, скажем, прохожий идет по делам
и песню мурлычет беспечно,
а из-за угла, опустив удила,
выносится всадник (навстречу).
Пока ему кто-то кричит: «Тормози!» —
прохожий уже очутился в (грязи).
Чародей. (с радостью). Идет он, хромая, обратно...
Кому это будет приятно?
Учитель. И чтобы ходить, ничего не боясь,
придумали люди проезжую (часть).
И делать там нечего пешим —
у пеших своя, пешеходная часть,
где нету дороги (проезжим).
Давайте представим такую картину:
идут пешеходы в костюмах старинных.
И там, где идти им положено,
вдоль стен тротуары (проложены).
Копыта стучат по старинным камням.
Весь транспорт еще — лошадиный.
И кучер старинный
старинным коням
приказ выкликает старинный:
то «Ну!» говорит,
то «Тпру!» говорит —
и транспорт идет
или транспорт стоит.
Хоть слушался он без ошибки,
но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход,
сойдя с тротуара, легко (перейдет)!
Чародей. (ехидно). И были в те давние поры
еще ни к чему светофоры.
Учитель. Но как-то,
за транспортом конным вдогонку,
по рельсам проехала первая (конка).
И сто пассажиров с поклажей
проехало в том (экипаже),
потом пожалели трудяг-лошадей,
и кто-то придумал трамвай для (людей).
А вскоре и автомобили
колеса свои закрутили!
Чародей. (с удовольствием).
Они зафырчали, по улицам мчась...
Учитель. А вспомните на проезжую (часть):
автобус, троллейбус,
трамвай и такси...
Чародей. И вся мостовая спешит — колесит!
Учитель. Конечно же — транспорту некогда.
А как же прохожему быть?
Неужто спешить ему некуда
и незачем (переходить)?
А если спешу я и хочется мне
скорей очутиться на той стороне?
Мне срочно!
Мне спешно!
Мне важно!
Чародей. ...Сойти с тротуара так страшно!
Учитель. Так как же, скажите, проспект перейти?
Чародей. А может быть, очередь тут завести?
Учитель. А может, кому-нибудь нам поручить
за ней справедливо и строго (следить)?
Вот едут машины, положим —
положено ждать их (прохожим).
Дождались? Теперь проходите.
Теперь уж, водители, (ждите).
Чародей. Кому же поручим мы этот дозор?
Учитель. Вот тут-то на помощь пришел (светофор)!
И стал он следить за дорогой в три глаза,
и стал отдавать он такие (приказы):
красный глаз — стоять приказ.
Желтый глаз мигнет народу —
приготовьтесь к (переходу)!
А зеленый загорится — путь свободен.
Сам решай:
Можешь смело торопиться,
можешь топать (не спеша).
Чародей. Просто?
Учитель. Просто!
Чародей. Ясно?
Учитесь. Ясно!
VI. Физкультминутка
Игра «Светофор»
Два ряда – две команды.
Светофор.
Участники игры должны быть очень внимательны. Когда ведущий зажигает зеленый свет, то ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут.
Когда горит желтый свет – ребята хлопают в ладоши.
При красном свете в зале должна быть тишина.
VII. Работа творческой мастерской
Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание.
Изготовить светофор по шаблону. (Слайд26)
Подготовить стихи о светофоре.
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Жди сигнала для движенья.
Переходить ребята могут!
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Светофоровы огни.
Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый – проходи!
Придумать сказку о светофоре.
Составим сказку:
В некотором городе, на некотором перекрестке, жил был трехглазый Светофор. Он был строгий, как все светофоры на свете. Непрерывно и четко светофор подмигивал людям и автомобилям тремя глазами: красным, желтым и зеленым: Стоп! Внимание! Идти! И все люди, и все автомобили уважали его, потому что он заботился о них.
Правда, случалось, какой-нибудь человек срывался с места (ему, наверное, казалось, что он очень смелый) и бежал через улицу на красный свет. О! Как тогда сердился Светофор. Он готов был схватить за шиворот нарушителя и рассказать ему об ужасных происшествиях, свидетелем которых он был. Но… Светофор не делал этого потому, что у него была очень ответственная работа. И, уйди он хоть на секунду с поста, могла произойти катастрофа, а Светофор этого боялся.
И он гордо стоял, четко нёс свою службу на перекрестке. Днем стоял… И ночью не дремал…
Для выполнения задания дается 10 минут.
VIII. Отчёт работы творческой мастерской (Слайд 27)
Демонстрация модели светофора.
Литературная композиция.
Прослушивание сказки.
- Спасибо за работу!
Литература:
материалы для презентации взяты из интернета:
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=255767544-50-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=284924353-02-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=322917467-23-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=678527821-15-72&n=21
пешеходный переход
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=203623452-70-72&n=21
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=291838554-03-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11120935-62-72&n=21
http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=235737978-12-72&n=21
infourok.ru
Занятие №4 по ПДД 3 класс "О светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика."
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика
Цель занятия: Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах. Вспомнить сигналы регулировщика.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают об истории создания светофора. Дополняет их ответы.
Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.
У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.
Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.
Современный светофор - это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Сигналы располагаются в строгой последовательности - сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Красный сигнал светофора, подчеркивающий опасность и запрещающий движение располагается сверху, чтобы его было лучше видно.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что действие сигналов светофора ограничено во времени. Объясняет, что в светофоре зеленый сигнал сменяется желтым для того, чтобы транспорт и пешеходы, находящиеся на перекрестке, могли закончить движение через него. Желтый сигнал сменяется красным. Когда время действия зеленого сигнала истекает, он начинает мигать, предупреждая участников движения о том, что скоро включится сигнал красного цвета. Учитель обращает внимание учащихся на то, что если зеленый сигнал светофора начал мигать, необходимо воздержаться от перехода проезжей части.
Некоторые светофоры дополнительно оснащены звуковым сигналом. Одновременно с включением зеленого сигнала светофора включается звуковой сигнал. Это помогает слепым пешеходам или людям с ограниченным зрением переходить проезжую часть.
На многих перекрестках светофоры имеют дополнительную секцию, которая разрешает или запрещает движение только в одном направлении, например, направо или налево.
Для регулирования движения пешеходов или велосипедистов могут применяться специальные двуцветные светофоры с изображенными на них соответственно человечком или велосипедистом. Включение красного сигнала запрещает движение пешеходам или велосипедистам, включение зеленого сигнала движение разрешает.
На железнодорожных переездах устанавливаются специальные светофоры, имеющие один или два фонаря красного цвета. При приближении поезда светофор автоматически включается, и фонари начинают мигать, запрещая движение через переезд.
В крупных городах для регулирования движения трамваев используются специальные светофоры, имеющие четыре фонаря белого цвета - один внизу и три - вверху. Если горит нижний сигнал, то движение трамваю разрешено. Горящие верхние сигналы показывают, в каких направлениях разрешается движение.
Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме - регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл - палку с чередующимися белыми и черными полосами.
Учитель просит вспомнить учащихся, какие жесты регулировщика они знают и что эти жесты означают.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленыйсигнал светофора - автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди путь закрыт.
Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук - главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам.
Регулировщик - строгий хозяин на дороге. Все его слушаются. А не послушаешься - он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.
Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет тебе на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.
2. Практическое задание Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик.
(регулировщик)
В дороге всем ребятам Мы светим с давних пор.
Мы три родные брата
Наш домик -........
(светофор)
Чудо-палочка, она Всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер Изнутри освещена.
(жезл регулировщика)
3. Игра
Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика.
Регулировщик регулирует движение с помощью жестов.
Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) - движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед.
Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) - двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте.
Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) - пешеходы делают шаг назад.
Затем пешеходы разбиваются на две группы - справа и слева от регулировщика. Регулировщик вытягивает вперед правую руку и поворачивается к пешеходам то грудью, то спиной, то правым боком, то левым боком. Со стороны груди и спины движение пешеходам запрещено -они делают шаг назад. Когда регулировщик поворачивается к пешеходам правым или левым боком, то одна группа можно двигаться вдоль спины регулировщика - эти пешеходы делают шаг вперед. Другой группе движение запрещено - эти пешеходы делают шаг назад.
Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок.
Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Когда и где был установлен первый в мире светофор?
2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?
3. Как расположены сигналы в светофоре и почему?
4. Какие светофоры используются на железнодорожных переездах?
5. Какие светофоры используются для регулирования движения только пешеходов или только велосипедистов? Что на них изображено?
6. Какие светофоры регулируют движение только трамваев?
7. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?
8. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?
9. Для чего нужен регулировщику свисток?
infourok.ru
Беседа по ПДД "Сигналы светофора и регулировщика"
Сумасшедшие скидки в «Ленте»Только в этот четверг 9 февраля скидка 30% на конфеты в коробках! г. ТюменьПокупателямАкции и спецпредложенияКаталог товаровКонтактыtmn.lenta.comТюменьСкрыть объявление
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, и красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200×200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен :
рассмотрите рисунок
«Реверсивный» светофор
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
Внимание! Курсанты часто делают ошибку при решении экзаменационных билетов только из-за того, что считают этот светофор трамвайным и не обращают внимание на строки в определении «..а также для других маршрутных транспортных средств..»
«Бело-лунный» светофор для маршрутных транспортных средств
Если нижняя секция «Бело-лунного» светофора включена, то разрешенные направления движения для маршрутных транспортных средств определяются очень легко. Стрелка, которая мысленно образуется между нижней и включенной верхней секцией, указывает конкретное разрешенное направление.
В правом нижнем углу на рисунке ни одну из стрелок провести невозможно, так как нет начала стрелки. Следовательно, движение запрещено во всех направлениях.
6.9. Круглый бело-лунный мигающийсигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения: (ст.12.12 КоАП)
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперёд:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
Обычно человеку «непосвященному» трудно разобраться в этом огромном пункте ПДД и, как следствие этого, понять и запомнить сигналы регулировщика многим не удается.
Давайте попробуем применить «теорию углов» и несложную школьную арифметику: 2+2=4.
РЕГУЛИРОВЩИК ВЫТЯНУЛ ПРАВУЮ РУКУ ГОРИЗОНТАЛЬНО ВПЕРЁД
В данном случае, явно виден угол 90*, который образует тело и правая рука регулировщика
Определите угол 90*
Продлите стороны этого угла и нарисуйте стрелки.
Этими стрелками регулировщик указывает на две стороны перекрёстка, движение с которых он разрешает. Две другие стороны (за спиной и справа от регулировщика) находятся вне угла и поэтому движение с этих сторон запрещено (4 — 2 = 2).
Теперь для тех, кто находится перед регулировщиком и слева от него, необходимо определить разрешенные направления движения (из 4-х возможных), которые не будут «ломать» конструкцию угла , рассмотрите рисунок:
Не «ломайте» угол
Со стороны груди регулировщика логичным получается лишь одно направление — направо. А со стороны его левого бока таких направлений выходит целых четыре, поскольку все они явно «вписываются» в наш угол. Обратите внимание на правило, которое здесь применимо при повороте налево: «Если можно налево, то можно и развернуться».
Как же все это вместе выглядит на обычном перекрестке? Давайте посмотрим на рисунок «Проезд перекрёстка по полосам»:
Проезд перекрестка по полосам
Чтобы Вы могли самостоятельно и уверенно расставлять стрелки разрешенных направлений движения для каждой машины, Вам придется еще познать правила расположения машин на проезжей части и правила маневрирования (см. разделы 8 и 9 ПДД). Необходимо также решить проблему взаимоотношений с пешеходами.
Кстати, с пешеходами несложно. То, чему нас учили в детстве, остается в силе: «Посмотри налево, посмотри направо». Если слева и справа нет приближающегося транспорта, то переходить дорогу можно.
Водители, поворачивающие направо, обязаны уступить дорогу пешеходу, так как появляются они не слева и не справа от пешехода, а из-за его спины.
Что касается направлений движения по полосам, то основные правила на эту тему изображены на рисунке «Разрешённые направления движения по полосам»:
Разрешенные направления движения по полосам
Движение прямо может запретить дорожный знак, разметка и т.п., но при отсутствии запрета двигаться прямо разрешается с любой полосы. Повороты и разворот допускается производить только из крайних положений (см. п. 8.5).
Трамвай!
Часто сложности у курсантов автошкол возникают именно по этому вопросу.
При наличии регулировщика трамваи имеют право двигаться только по принципу: «Из руки о руку, строго по углу» рисунок » Направление движения трамваев:
Направление движения трамваев
Причем данное правило применимо и к этой позиции регулировщика, и к следующей. А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать разрешенные направления движения для всех, кто изображен на рисунке:
Практическая работа
При этом придерживайтесь определенной последовательности: пешеход — трамвай — автомобиль. Именно так предусмотрено соответствующими пунктами ПДД.
Надеюсь, Вы успешно выполнили «практическую работу». Теперь ни на экзаменах, ни на дороге этот сигнал регулировщика Вам не страшен.
РЕГУЛИРОВЩИК ОПУСТИЛ ПРАВУЮ РУКУ ВНИЗ ИЛИ ВЫТЯНУЛ ОБЕ РУКИ В СТОРОНЫ
Здесь тоже есть угол, называется он «открытым» и составляет 180°
Определите угол 180*
Есть ещё одна подсказка. Своим телом регулировщик как бы делит всё видимое пространство на две абсолютно симметричные половины.
Изучите рисунки:
Не «ломайте» угол 180*
Проезд перекрестка по полосам
Направление движения трамваев
А для закрепления пройденного материала, выполните самостоятельное задание:
Самостоятельная работа
Обычно курсанты стараются запомнить сигналы регулировщика, а надо понимать принципы, по которым строится работа регулировщика на перекрёстке, тогда в реальной жизни на дороге Вы всегда сможете понять любой из его жестов.
РЕГУЛИРОВЩИК ПОДНЯЛ ПРАВУЮ РУКУ ВВЕРХ (ВЕРТИКАЛЬНО)
В данном случае
Попробуйте найти угол
угол, который помог нам разобраться с предыдущими позициями регулировщика, указывает в небо! Вывод — двигаться нельзя никому, в том числе и пешеходам!
Запомните, если регулировщик начинает поднимать свою правую руку вверх в тот момент, когда Вы въезжаете на перекрёсток или уже находитесь на нём, то он рассчитывает на то, что Вы закончите проезд этого перекрёстка. Ведь в отличие от »слепого» светофора, регулировщик всё видит и знает, когда и какой сигнал лучше подать.
С основными сигналами регулировщика вы познакомились, и надеюсь, теперь они вам понятны.
«На бумаге все легко и просто, а как на дороге со всем этим разобраться?» — спросите вы.
Поверьте, на дороге тоже несложно, надо только соблюдать некоторые условия.
Приближайтесь к любому перекрестку с разумной скоростью. Чтобы увидеть и правильно оценить дорожную обстановку, необходим запас времени, который можно получить, лишь снизив скорость движения.
Учитесь смотреть на дорогу не через окно своей «железной коробчонки», а как бы со стороны. Тогда любая дорожная ситуация читается как с листа.
Решайте задачи на дороге так же, как вы решаете на листе бумаги. Сначала общее решение для всех, кто находится рядом, и лишь затем плавно вытекающее из общего решение лично для себя. Тогда действия других водителей не будут для вас неожиданными, а ваши собственные поступки не удивят остальных.
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться вуказанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика, водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Вы подъехали к перекрестку, который встретил вас запрещающим сигналом светофора или регулировщика. В каком конкретном месте на дороге надо остановить свою машину?
Последовательность выбора правильного места для остановки предлагается следующая:
Варианты остановки перед перекрестком при запрещении движения
При наличии стоп-линий (дорожная разметка 1.12) остановиться надо перед ней.
Дорожный знак «Cтоп-линия» (знак 6.16) указывает место для остановки в том случае, когда разметка 1.12 отсутствует или не видна (например, занесена снегом).
Если нет ни разметки, ни знака, то остановиться следует так, чтобы не мешать пешеходам переходить дорогу. Для этого необходимо провести воображаемую линию, соединяющую ближние к вам границы тротуаров.
А если нет ничего из вышеперечисленного? Тогда вы должны остановиться перед воображаемой линией границы пересекаемой проезжей части, не создавая помех транспорту, движущемуся по ней.
Не ориентируйтесь по месту установки светофора, так как вовсе не обязательно, что он будет расположен именно в той точке, где вы обязаны остановиться! Если стоп-линия находится после светофора, кто-нибудь сзади может «подвинуть» вас до положенного места. А светофоров на перекрестке обычно бывает много, и если один из них окажется у вас за спиной, то остальные будут видны.
Другое дело, когда перекрестка нет. Например, вы должны остановиться перед регулируемым пешеходным переходом. В отсутствие дорожной разметки 1.12 и знака 6.16 светофор может указать правильное место для остановки.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
В случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Следует различать два режима работы регулировщика.
Регулировщик дает конкретное указание лично вам. В этом случае вы обязаны следовать этому указанию, даже если для его выполнения вам придется нарушить требования дорожных знаков, линий разметки, правил остановки и стоянки, расположения на проезжей части дороги и т. д. (см. п. 1.3).
Регулировщик подает сигналы одновременно всем водителям. При этом, как правило, он находится в центре перекрестка, а для регулирования движения использует выше рассмотренные основные жесты. Для такого случая запомните правило: Отменяются сигналы светофора и знаки приоритета, но все остальные знаки и правила продолжают действовать.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения озапрещении движения через переезд.
infourok.ru
Классный час на тему: Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика
Открытый классный час
Тема: Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика.
Цель: Ознакомить ребят с сигналами дополнительных секций светофора, сигналами регулировщика, повторить основные Правила дорожного движения.
План:
1. Организационный момент.
2. Стихотворение о светофоре.
3. Новый материал.
4. Стихотворение о пешеходном светофоре.
5. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель объявляет тему занятия.
2. Стихотворение о светофоре
Выходят три ученика, они изображают цвета светофора и каждый держит в руках круг своего цвета.
Дети читают стихотворения.
1-й ученик:
Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофор - учитель строгий.
Пешеходу он твердит:
«Стоп! Внимание!
Прочь с дороги!
Переход пока закрыт!
Путь опасен! Пережди!» (Слайд №1)
2-й ученик:
А теперь у светофора
Загорелся желтый глаз.
Это значит - очень скоро
Светофор пропустит нас.
Свет зеленый светофора,
Но не движется народ.
Знай: пойдут машины скоро
Здесь на левый поворот.
Светит стрелка небольшая, (Слайд №2)
Переход не разрешая.
3-й ученик:
Светофор-распределитель
Объявляет: «Стой, водитель!
Ставь машину в нужный ряд.
Пешеходы, проходите,
А машины постоят». ( Слайд №3)
Остановлено движенье!
Пешеходам - уваженье!
Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам.
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.
А не то, пожалуй, можно
Под колеса угодить.
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья.
Учитель: А сейчас ребята, давайте посмотрим на некоторые картинки и вспомним знаки дорожного движения.
3. Новый материал
Учитель:
- Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться, и пешеходам было безопасно, на улицах и дорогах установлены светофоры. (Слайд №4) Что означает слово «светофор»? Почему его так назвали?
Об этом рассказывает ученик.
Ученик:
- Слово это состоит из двух частей: «свет» и «фор». Первая часть всем понятна. Вторая часть произошла от греческого слова «фарос», что означает «несущий» или «носитель», то есть «светофор» означает «несущий свет». Светофор имеет три разных сигнала: красный, желтый, зеленый.
Учитель:
- Как вы думаете, почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?
Ребята отвечают. Выслушав все ответы, учитель подводит итог:
- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.
Учитель:
- Послушаем рассказ об истории возникновения светофоров.
Ученик:
- Светофору уже более 100 лет. Первые светофоры-фонари работали на светильном газе, затем появились уличные светофоры в виде невысокого столба с вращающейся стрелкой, а еще позже - и электрические светофоры с цветными стеклами - секторами. Сейчас светофорами управляют сложные вычислительные устройства.
Учитель:
- Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.
Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев.
Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные, или транспортные, светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала - красный, желтый, зеленый.
Вы уже знакомы со значением каждого сигнала светофора.
Вопросы детям:
а) Что обозначает зеленый сигнал светофора и где он расположен?
Ответ: зеленый сигнал светофора располагается у вертикальных светофоров в их нижней части, у горизонтальных с правой стороны. При зеленом сигнале светофора разрешается движение через перекресток транспорту во всех направлениях, если нет дополнительной секции со стрелкой. А пешеходам разрешается переходить улицу, если нет специальных пешеходных светофоров.
б) Что означает желтый сигнал светофора?
Ответ: желтый сигнал светофора обозначает, что скоро будет смена сигнала - с запрещающего на разрешающий или наоборот. При желтом сигнале транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий у перекрестка - приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекрестке, должен продолжить движение и освободить перекресток.
в) Для чего устанавливается мигающий сигнал светофора и что он означает?
Ответ: зеленый мигающий сигнал светофора означает, что время действия зеленого сигнала истекает, и скоро будет включен запрещающий сигнал. Постоянно мигающий желтый сигнал означает, что перекресток нерегулируемый.
Учитель:
- Красный сигнал светофора запрещает любое движение транспортных средств и пешеходов. Если запрещающий сигнал застал вас на середине проезжей части, то следует остановиться на линии, разделяющей противоположные транспортные потоки, и там дождаться следующего зеленого сигнала. Если вы преодолели большую часть проезжей части, то вам разрешается закончить переход, соблюдая повышенную осторожность. В случае, если пешеход только начал переходить улицу, он должен вернуться на тротуар.
В последние годы потоки транспортных средств на улицах и дорогах сильно возросли, на перекрестках стало скапливаться большое количество автомобилей, и на перекрестках с интенсивным движением стали устанавливать трехсекционные светофоры с дополнительными секциями - стрелками. ( Слайд №5)
Дополнительные секции располагают сбоку основной вертикальной секции светофора слева или справа, а иногда и с двух сторон. В дополнительной секции, расположенной слева, загорается зеленая стрелка, обращенная в левую сторону, а в секции справа стрелка обращена направо.
Зеленые стрелки показывают водителям, куда разрешено движение. Они могут загораться одновременно с зеленым и красным сигналами основной секции светофора.
Далее учитель вместе с учениками рассматривают движение автомобиля в различных ситуациях по рисункам.
Если у светофора секция расположена слева, то все транспортные средства могут выезжать на перекресток для поворота налево лишь тогда, когда загорится зеленая стрелка в этой секции.
При наличии светофора с дополнительными секциями пешеходам разрешается переходить улицу лишь в том случае, когда загорается зеленый сигнал в основной секции.
Зеленая стрелка в правой секции разрешает автомобилям поворот направо. Если правая зеленая стрелка горит в сочетании с красным или желтым сигналом основной секции, то водитель транспортного средства поворачивает направо не сразу, он должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся в поперечном направлении, на основной зеленый сигнал своего светофора.
Пешеходам переходить улицу можно только при зеленом сигнале основной секции светофора, потому что при включении правой секции со стрелкой в ее направлении начнут поворачивать транспортные средства, и пешеход, нарушающий правила перехода, может попасть под колеса.
Дополнительные секции, расположенные по обе стороны светофора, также могут включаться в сочетании, как с красным сигналом, так и с зеленым в основной секции. Переходить улицу в этом случае можно только на зеленый сигнал основного светофора.
Когда стрелка горит одновременно с основной зеленой секцией, то пешеходам при переходе улицы следует быть особенно внимательными, так как в любой момент на их пути может возникнуть поворачивающий автомобиль! В то же время водитель обязан пропустить пешехода, переходящего проезжую часть.
Иногда на перекрестках можно встретить четырех - или пятисекционные горизонтальные светофоры. Зеленые стрелки по краям их направлены как налево, так и направо. В этом случае переходить улицу разрешается только на основной зеленый сигнал светофора.
Для пешеходов существуют специальные двухсекционные светофоры.
4. Стихотворение о пешеходном светофоре
Ученики с эмблемами красного и зеленого человечков читают стихотворение.
Красный человечек:
Охраняют пост два брата:
Каждый - бравый часовой.
Вы запомните, ребята,
Кто из них вам скажет: «Стой!»
Братец красный очень строгий,
Он спешит предупредить:
«Стойте, дети, здесь опасно
Вам сейчас переходить!»
Зеленый человечек:
Вслед зеленый братец, мило
Улыбаясь, говорит:
«Ваше время наступило,
Проходите, путь открыт!»
Красный и зеленый - вместе:
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
И они не подведут.
Учитель:
- Не заметить, не понять сигналы пешеходного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если он так и кричит каждому: «Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Светится красный человечек - стой неподвижно, как он. Светится зеленый, идущий человечек - и вы переходите дорогу!».
На крупных магистралях светофоры переключаются автоматически, последовательно на каждом перекрестке, и если водитель выберет установленную скорость, то он сможет проехать все перекрестки без остановок. Так действует «зеленая волна».
Сейчас в крупных городах применяются светофоры с автоматическим переключением. Они настроены таким образом, что для движения транспорта по основной магистрали отводится большее количество времени, чем для движения по второстепенной. Таким же образом настраивают и пешеходные светофоры. Для движения транспортных средств отводится больше времени, чем для движения пешеходов.
5. Сигналы регулировщика
Учитель:
- Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом. Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты «хозяина дороги».
Для нас, пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к нам грудью или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора. Поднял регулировщик жезл вверх - можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.
Если регулировщик повернулся к тебе боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.
Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие.
6. Решение кроссворда.
В заключение нашего занятия мы решаем занимательные кроссворды.
7. Итог урока
Учитель подводит итог занятия, кратко излагая основные положения урока.
Литература
1. Правила дорожного движения Российской Федерации (с комментариями и рисунками). Санкт-Петербург, 1996. .
2. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. Учебное пособие. М, 1981.
3. Внеклассные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. УГАИ Пермской области, 1995.
nsportal.ru