Страны с правосторонним движением


Страны с лево- и правосторонним движением

Левостороннее движение Правосторонее движение
Австралия
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Бангладеш
Барбадос
Бермудские острова
Ботсвана
Бруней-Даруссалам
Бутан
Британские Виргинские острова
Виргинские острова США
Гайана
Гонконг
Гренада
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Кения
Кипр
Кирибати
Кокосовые (Килинг) острова
Лесото
Маврикий
Макао
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Мозамбик
Монтсеррат
Намибия
Науру
Непал
Ниуэ
Новая Зеландия
Остров Норфолк
Остров Рождества
Каймановы острова
Острова Кука
Острова Тёркс и Кайкос
Пакистан
Папуа-Новая Гвинея
Питкерн
Самоа
Свазиленд
Святая Елена
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Сент-Китс и Невис
Сейшелы
Сингапур
Великобритания
Соломоновы острова
Суринам
Таиланд
Танзания
Токелау
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Фиджи
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Япония
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Американское Самоа
Ангола
Андорра
Антарктида
Аргентина
Армения
Аруба
Афганистан
Багамы
Бахрейн
Беларусь
Белиз
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Босния и Герцеговина
Бразилия
Британская территория в Индийском океане
Буркина-Фасо
Бурунди
Вануату
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гаити
Гамбия
Гана
Гваделупа
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Германия
Гернси
Гибралтар
Гондурас
Гренландия
Греция
Грузия
Гуам
Дания
Джерси
Джибути
Доминиканская Республика
Египет
Западная Сахара
Израиль
Иордания
Ирак
Иран
Исландия
Испания
Италия
Йемен
Кабо-Верде
Казахстан
Камбоджа
Камерун
Канада
Катар
Киргизия
Китай
Колумбия
Коморы
Конго
Демократическая Республика Конго
Косово
Коста-Рика
Кот д’Ивуар
Куба
Кувейт
Лаос
Латвия
Ливан
Ливия
Либерия
Лихтенштейн
Литва
Люксембург
Мавритания
Мадагаскар
Майотта
Мали
Малые Тихоокеанские отдаленные острова США
Марокко
Мартиника
Маршалловы острова
Мексика
Микронезия
Молдова
Монако
Монголия
Мьянма
Нигер
Нигерия
Нидерландские Антилы
Нидерланды
Никарагуа
Новая Каледония
Норвегия
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Остров Буве
Остров Клиппертон
Остров Мэн
Остров Святого Мартина
Остров Херд и острова Макдональд
Палау
Оккупированная палестинская территория
Панама
Ватикан
Парагвай
Перу
Польша
Португалия
Пуэрто-Рико
Республика Македония
Реюньон
Россия
Руанда
Румыния
Сан-Марино
Сан-Томе и Принсипи
Саудовская Аравия
Северная Корея
Северные Марианские острова
Сен-Бартельми
Сен-Пьер и Микелон
Сенегал
Сербия
Сирия
Словакия
Словения
Соединенные Штаты Америки
Сомали
Судан
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Тайвань (Китай)
Тимор-Лесте
Того
Тонга
Тунис
Туркмения
Турция
Узбекистан
Украина
Уоллис и Футуна
Уругвай
Фарерские острова
Филиппины
Финляндия
Фолклендские (Мальвинские) острова
Франция
Французская Гвиана
Французская Полинезия
Французские Южные территории
Хорватия
Центральноафриканская Республика
Чад
Черногория
Чешская Республика
Чили
Швейцария
Швеция
Шпицберген и Ян Майен
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эландские острова
Эль-Сальвадор
Эритрея
Эстония
Эфиопия
Южная Джорджия и Южные Сандвичевы острова
Южная Корея

questhint.ru

Переход на правостороннее автомобильное движение в Исландии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переход на правостороннее автомобильное движение в Исландии или День «H» (исл. H-dagurinn или Hægri dagurinn) — день, когда Исландия перешла с левостороннего на правостороннее автомобильное движение. Переход произошёл 26 мая 1968 года в 6:00 утра[1].

Когда в 1793 году Дания переходила на правостороннее движение, Исландия, будучи на тот момент под управлением Дании, не поменяла сторону движения из-за низкой интенсивности движения на дорогах, а планируемый в начале XX века переход на правостороннее движение был прерван из-за Второй мировой войны, так как в это время страна находилась под британской военной оккупацией и военного дорожного трафика было больше, чем гражданского[2].

13 мая 1964 года парламент Исландии (альтинг) сделал следующее заявление: «Альтинг настоятельно рекомендует правительству как можно скорее изучить, как лучше совершить переход на правостороннее движение»[3].

В 1965 году был принят закон, согласно которому в 1968 году Исландия перейдёт на движение по правой стороне дороги[4]. Решение Швеции в 1967 году изменить движение в своей стране на правостороннее, чтобы таким образом привести его в соответствие с другими скандинавскими странами, также оказало влияние на решение исландского правительства[5][6]. Ещё одной причиной стало увеличение потока туристов из США и континентальной Европы[4].

Для выполнения этой задачи была собрана Комиссия по дорожному движению (исл. Umferðarnefnd). Издержки перехода составили более 33 млн крон для переоборудования автобусов и 12 млн крон для изменения инфраструктуры. В ночь перед сменой были заменены 1662 дорожных знака по всей стране, а всего было заменено 5727 дорожных знаков [7].

Единственным пострадавшим в день перехода стал мальчик на велосипеде, который сломал ногу[8].

В соответствии с эффектом Пельцмана, число дорожно-транспортных происшествий резко сократилось после перехода, так как водители поначалу были более внимательны на непривычной стороне дороги, однако вскоре число ДТП вернулось к допереходным показателям[9].

  1. ↑ Hægri umferð á Íslandi (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26. maí 1968), С. 1.
  2. ↑ 45 ár frá hægri umferð (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26. maí 2013).
  3. ↑ Hægri handar akstur — H-dagurinn (исланд.) // Umferð : журнал. — Рейкьявик, 1964. — Nóvember (nr. 7). — S. 3. — ISSN 2251-4147.
  4. 1 2 Iceland To Try Righthand Drive (англ.), Sarasota Herald-Tribune (26 April 1965), С. 2.
  5. Peter Kincaid. The Rule of the Road: An International Guide to History and Practice. — Greenwood Press, 1986. — 266 с. — ISBN 9780313252495.
  6. ↑ The Autocar: A Journal Published in the Interests of the Mechanically Propelled Road Carriage. — Iliffe, sons & Sturmey Limited, 1968-05. — 1224 с.
  7. ↑ Munið — við erum öll byrjendur (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26. maí 1968), С. 3.
  8. New York Times, 28 May 1968, p. 94.
  9. Уайлд, Джеральд. Target Risk (неопр.). — PDE Publications, 1994. — ISBN 0-9699124-0-4. Архивная копия от 4 июля 1997 на Wayback Machine

ru.wikipedia.org

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение — Википедия

Центр Стокгольма в День «H» Двуцветные перчатки, выпущенные в честь перехода

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение или День «H» (швед. Dagen H, где буква H обозначает швед. Högertrafik «правостороннее движение») — дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение 3 сентября 1967 года.

Ещё 10 февраля 1718 года правостороннее движение было официально введено в Швеции королём Карлом XII, но уже 12 декабря 1734 года это постановление было отменено, а 24 мая 1868 года согласно закону нельзя было однозначно выделить ни левостороннее, ни правостороннее движение, что в то время не имело большого значения из-за низкой интенсивности дорожного движения (конные повозки и экипажи легко находили способ разъехаться)[1].

К середине XX века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Соседние скандинавские страны (Дания и Норвегия), а также Финляндия пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же бо́льшая часть используемых в стране автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм[2][нет в источнике].

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений. Это также было связано с несчастными случаями, которые непропорционально часто происходили на длинной границе Швеции с Норвегией и Финляндией, там, где друг с другом пересекались лево- и правостороннее движения.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары. В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие — так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.

На референдуме 1955 года по вопросу смены стороны движения 85 % участников высказались против. Тем не менее, в 1963 году шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission), которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости[3].

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. На новых фарах стояла наклейка: «Отклеить 3 сентября 1967 года». Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо использовавшейся ранее жёлтой, чтобы соответствовать европейским стандартам[1].

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения 8000 автобусов за казённые деньги снабдили дверями с правой стороны, в дополнение к левым. Часть парков (например, Гётеборг) закупила новые автобусы, передав праворульные Пакистану.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»).

День «H» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали экстренные службы, коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет был дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.

В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП — как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». В первые месяцы после Дня «H» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Несмотря на то, что всё автомобильное движение было сделано правосторонним, метро и железная дорога не перешли на новую систему и используют левостороннее движение по сей день, за исключением трамвая. После дня H большинство трамвайных линий было разобрано или заброшено. Сеть сохранилась лишь в Норрчёпинге, Гётеборге и на трёх пригородных линиях в Стокгольмской области. Если у Гётеборга было достаточно средств на адаптацию трамвая под правостороннее движение, то в Стокгольме смогли лишь заказать новые автобусы, поскольку на оставшихся линиях ходили двунаправленные трамваи, где двери были с обеих сторон. Тем не менее, метро заменило большую часть трамвайных линий в Стокгольме, это решение было принято задолго до дня H.

В 1968 году, воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Левостороннее и правостороннее движение — Википедия

Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 1 октября 2010 года.
Старое название Левостороннее движение было изменено на новое: Левостороннее и правостороннее движение.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Не отражена история левостороннего движения[править код]

Статья не отражает фактическую историю левостороннего движения. Причем тут движение кораблей в акватории Британских портов? Где упоминание о том, что левостороннее движение было изначально универсальным по всему миру, и о том, что сама Россия перешла на правостороннее движение только в начале 20-го века? Зачем необоснованно ссылаться на "консервативность Англичан"? Япония никогда не находилась под влиянием Британии и т.д. Статья должна быть полностью переписана! Для более подробной информации на эту тему следует ознакомиться с англоязычной статьей Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Driving_on_the_left_or_right — Эта реплика добавлена с IP 85.140.136.5 (о.) 17:43, 18 февраля 2007 (UTC)

Вообще-то (к слову) в России не одну сотню лет правосторонне движение, а Япония в начале XX века находилась под британским влиянием... Сура 00:02, 9 декабря 2007 (UTC)

Про японию в английской статье говорилось, что пешие воины в старое время, вооружённые катанами, удобно расходились по левую сторону, а также повлияла Великобритания, помогавшая строить железнодорожный транспорт. 89.251.107.20 20:01, 18 апреля 2009 (UTC)Lethal Weapon

Наполеон

Не помню, где читал, но Наполеон являлся левшой. По той причине он ввел во франции правостороннее движение - чтобы удобнее было на лошадь садиться. — Эта реплика добавлена участником Herr Georg (о. • в.) 22:54, 4 сентября 2010 (UTC)

Гонконг - особый административный район Китайской Народной Республики, поэтому в раздел про страны с левосторонним движением не подходит Fractaler 15:57, 6 апреля 2009 (UTC)

Страны, изменившие движение[править код]

В разделе "Страны, изменившие движение" автор(ы) явно путает сторону движения и положение руля. Надо исправить. 212.176.237.179 07:20, 13 августа 2009 (UTC) Владимир

Перенесено из текста статьи[править код]

Практически везде (кроме внутренних рек) применяется левостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).

Предыдущее утверждение - полная ерунда: по МППСС встречные суда расходятся левыми бортами (http://www.mppss.ru/rules/rule14.php), значит движение - правостороннее. Расположение же постов управления судном обычно производится по диаметральной плоскости судна, а также бывает как справа, так и слева, что, в общем-то, абсолютно ничем не обсуловлено, кроме конструкции судна. На парусных яхтах бывает и по два штурвала, что не имеет никакого отношения к организации движения, а пришло из спорта - чтоб рулевому было удобнее наблюдать за парусами при различных галсах. — Эта неподписанная реплика была добавлена с IP 87.224.236.151 (обс.). Подписывайте свои сообщения с помощью ~~~~.

Статья должна быть переименована в "Право- и левостороннее движение", так как в ней говорится о двух видах движения, а не только о левостороннем. 95.30.164.76 23:00, 3 сентября 2010 (UTC)

Я считаю, статью проще переименовать в "Стороны движения", на мой взгляд так удобнее. 78.106.96.81 14:31, 7 февраля 2012 (UTC)

Ошибочно утверждение "В странах с левосторонним движением, наоборот, стоять [на эскаляторах] принято слева, а проходить справа.". Живу в Англии. СтоЯт люди на правой стороне, а проходят по левой. В подтверждение - погуглите "london tube escalator" и посмотрите на фотографии. 86.22.91.214 20:49, 28 июня 2011 (UTC)Джеб

Почитал ПДД РФ по состоянию на 2015 год, там нет требований по движению пешеходов по левой стороне дороги навстречу транспорту, сам удивился. В 2009 году точно было, позже когда-то исключили, поэтому не попадайтесь на уловки недобросовестных инспекторов ГИБДД. Это желательно внести в текст статьи? Кто-то более опытный решите. Voffk (обс) 18:39, 25 июля 2016 (UTC)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Я считаю важным это вынести сюда, т.к. поиском нашел минимум информации о том, как противостоять попыткам выписать штраф пешеходу за движение по правой стороне дороги. Все просто: если он шел по обочине, а не по проезжей части (см. определения в Правилах), либо и вовсе в зоне знака 5.21 "Жилая зона", то в этих случаях движение по правой стороне не является нарушением, это нужно знать, чтобы доказывать свою правоту в момент оформления протокола либо при его оспаривании.--Voffk (обс.) 19:35, 16 июля 2017 (UTC)

Леворульные машины в правостроннем движении удобнее левшам или правшам?--Kaiyr 14:54, 18 февраля 2012 (UTC)

На любой комментарий относительно «неудобности» праворульных автомобилей в России вы можете получить только один ответ:
Ты ездить вначале научись, а потом будешь умного из себя строить!

Вот когда проедешь тысяч 50 на праворульке (кстати, какая длина экватора?), тогда я задам вопрос: «какая машина удобней — праворулька или леворулька?»
Возможны два варианта ответов:

  1. А мне глубоко безразлично.
  2. А на праворульке удобней!!!

--Andshel 15:38, 29 января 2016 (UTC)

Не слишком рассчитываю, что перед внесением правок участники заглядывают сюда, но на всякий случай скажу:

Выхлопная труба на советских грузовиках[править код]

В статье у нас упоминается расположение выхлопной трубы. Я вот заметил, что на советских дорожных грузовиках (типа ЗИЛ-130) выхлопная труба всегда выведена в сторону центра дороги, а на грузовиках высокой проходимости (типа ЗИЛ-131) — наоборот, в сторону обочины. Есть ли в этом какой-то глубокий смысл? — Monedula 16:53, 23 июня 2014 (UTC)

Около 15 % автопарка иномарок в России, по состоянию на 1 января 2016, составляют праворульные машины, что в количественном выражении соответствует примерно 3,5 млн единиц.

Фразу: "Встречается версия, что такой порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа[7]. Но эта версия ошибочна," нужно изменить-убрать. Не является ошибочным это утверждение. Левостороннее движение возникло и распространение получило на островах и на островных государствах. Там где высокую роль играет морское сообщение: Англия, Швеция и т. д. Современные правила расхождения судов и правила которые были раньше могли существенно различаться. Причём мы можем не знать точно какими эти "неписанные" правила были раньше. Сначала зародилось парусное движение, а уж потом "моторное". В парусном мире действуют другие принципы. Там есть такие понятия как: правый галс и левый галс, наветренный и подветренный, полный курс и острый курс и в зависимости от этих обстоятельств и происходит расхождение парусников. Дело именно в "морском" обстоятельстве. Каждый житель Англии или Японии является островным жителем, чувствует себя моряком, поэтому и на островную сушу переносятся эти морские правила. К тому же есть "Внутренние пути", "Внутренние водные пути", "Морские пути", там, наверно, тоже есть какие-то расхождения, различия в правилах. Ещё из-за приливов-отливов водные пути могут пересекаться с сухопутными и даже бывают столкновения водных видов транспорта с сухопутными. Что тоже требовало своеобразной "унификации" правил.

В Осаке (а возможно и в других соседних городах региона) на эскалаторах стоят справа и идут слева, в отличие от остальной Японии.

Как езда верхом с оружием может быть по иной стороне, чем на турнире?[править код]

Там и там оружие в правой руке. Со стороны противника.

Правила разъезда воинов имеют решающее значение по одной простой причине: власть принадлежит части воинов. Кстати, у нас пешие расходятся одной стороной, а машины разъезжаются другой стороной. Пешие - это и есть народ. В том числе воины, но рядовые, власть не у них, а у всадников и то не у всех. Телегам между собой пофигу каким бортом расходиться, но если телеге надо разъехаться с вооружённым всадником, то надо одинаковыми сторонами, иначе лошадь, запряжённая в телегу, как раз ткнётся носом в нос рыцарской лошадке. Сила рук здесь значения не имеет, так как у лошади глаза есть. И она видит, что надо быстро разойтись со встречными лошадьми. При этом ей уже подсказали, какой стороной расходиться. Обратите внимание: разбита левая колея от каменоломни, где ездили тяжёлые безоружные повозки. Если бы сила рук имела значение, то уж там бы ездили по правой. Как вариант - локально, а там, где могут попадаться боевые колесницы, - по левой. Нет, зачем то к левой стороне дороги жались.

О "стихийности" правостороннего движения[править код]

Приведите пример страны, где ни своей революции, ни поддержки иностранной революции не было, но движение правостороннее. Движение может складываться стихийно в единственном случае - если государство не успело регламентировать даже движение. При этом вы утверждаете, что порядок оно уже навело, да ещё и дворянские привилегии отменило. Как и где это вообще возможно? Воняет освоением целины красной империей, либо освоением той же целины демократическим государством. И дорогами сугубо сельскими с преобладанием на них телег и тракторов.

На море есть правило "береги правый борт", идущее от расположения капитанской каюты справа. Ну а бортами расходятся левыми. Но там нет края, вдоль которого можно было бы идти постоянно, поэтому ни какого правостороннего или левостороннего движения там нет. Максимум на реке, или в узком проливе можно идти вдоль правого или левого берега. Но там накладывается ещё один фактор - осадка. Тот, у кого больше осадка, может быть вынужден идти ближе к тому берегу, у которого глубже. Отсюда даже вопрос "Какими бортами расходимся?" не на берегу в адмиралтействе, а на реке/в проливе при сближении на встречных курсах. Перенести это на сушу - хотел бы я посмотреть на на столько отмороженного островитянина.

В ЭСБЕ → В Англии был установлен впервые законный предел для веса повозок с целью предохранения Д. от порчи, и там же введено было правило, чтобы все экипажи держались правой стороны, что весьма важно, между прочим, и для сохранности пути. Возможно стоит отразить в статье. — 91.246.95.118 19:57, 11 декабря 2019 (UTC)

ru.wikipedia.org

Почему в некоторых странах левостороннее движение?

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита

      Клара — самый знаменитый носорог 18 века

      Модная римская обувь возрастом 2000 лет

      Откуда в русском языке появился мат?

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Как насекомые видят в темноте?

      Изначально морковь была фиолетового цвета

      Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Отпечатки ладоней возрастом 13 000 лет

      Это изображение Луны составлено из 50 000 отдельных фотографий

      Наглядно о том, почему скорость света не такая быстрая

      Это видео покажет, как выглядит звук

  • Рекорды
    • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      Самая высокая статуя в мире

      Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

      Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Переход на правостороннее автомобильное движение в Чехословакии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Полицейское постановление о правостороннем движении в Праге

Переход на правостороннее автомобильное движение в Чехословакии произошёл в 1938—1939 годах. До 1938 года в Чехословакии действовало левостороннее движение. В 1925 году Чехословакия приняла Парижскую конвенцию 1909 года и обязалась изменить движение на правостороннее «в разумные сроки»[1][2]. В 1931 году правительство постановило провести переход не позднее, чем через пять лет, однако этого не произошло[1][2]. Главными препятствиями стали финансовые затраты и широкое противодействие решению правительства в сельских районах. В ноябре 1938 года парламент Чехословакии наконец решил осуществить переход на правостороннее движение с 1 мая 1939 года[2].

Протекторат Богемии и Моравии[править | править код]

15 марта 1939 года чешская часть страны была оккупирована нацистской Германией и превращена в немецкий протекторат Богемии и Моравии (нем. Protektorat Böhmen und Mähren), что ускорило переход на правостороннее движение. В некоторых местах он прошёл в тот же день (например, в Остраве), остальная территория протектората сменила сторону движения 17 марта, а власти Праги взяли ещё несколько дней, чтобы осуществить переход, и провели его 26 марта[1][2].

Трамвайная инфраструктура в Праге была изменена под правостороннее движение в ноябре 1938 года. В последние дни перед переходом в газетах печатались ежедневные напоминания о нём, а на улицах и трамваях появились большие предупредительные сообщения. Водители быстро адаптировались к новой стороне дороги — число дорожно-транспортных происшествий было небольшим, и лишь один человек погиб: сорокадевятилетний Йозеф Лхоцки был сбит трамваем в Кобылисах[cs], когда он вышел на дорогу, забыв, что трамваи уже едут по другой стороне дороги[2].

Словакия во время Второй мировой войны[править | править код]

В Словакии правостороннее движение было введено постановлением правительства автономной Словакии[en] в Чехо-Словакии в конце 1938 года. Автобусы в столице Братиславе были адаптированы к новому движению в 1939 году, а последние дороги в Словакии перешли на новую систему в 1940—1941 годах[1].

Территории, которые в настоящее время являются южными приграничными регионами Словакии, тогда были частью Венгрии (по условиям Первого Венского арбитража), и поэтому перешли на правостороннее движение в конце 1941 года вместе с остальной Венгрией.

В течение многих лет левостороннее движение также использовалось на некоторых железнодорожных линиях Чехословакии, хотя в 1851 году был принят закон, предписывающий правостороннее движение. По словам историка Павла Шрайера, причины введения левостороннего движения на некоторых линиях неизвестны, но вполне возможно, что в Чехословакии вдохновлялись примерами Швейцарии или Франции, где на железных дорогах до сих пор используется левостороннее движение[3]. В Чехии частная компания KFNB (Kaiser Ferdinands-Nordbahn) была постоянным исключением: к ней, в отличие от государственных железных дорог, действующее законодательство в то время не применялось в полном объёме. На маршруте из Праги в Бенешов использовалось левостороннее движение с 1905 года до конца 1940-х годов, как на линии между Хомутовым и Хебом, где последний участок с левосторонним движением был перестроен в 2006 году. До 2009 года такое движение было на участке маршрута Богумин — Петровице-у-Карвине[en]. Последней чешской железнодорожной линией с левосторонним движением была так называемая «Фердинандка»[3], магистраль Бржецлав — Богумин, где первоначально использовалось правостороннее движение, затем с 1872 года было введено левостороннее движение, а 9 декабря 2012 года восстановлено правостороннее[4][3].

ru.wikipedia.org

Почему в одних странах правосторонее движенее, а в других левосторонее дивжение?

Думаю, это тесно связано с тем, что большинство людей – правши, и в зависимости от цели и способа передвижения им удобнее выбирать то правую, то левую сторону.

Согласно статистике, примерно 34% населения Земли ездят по левой стороне дороги, и большинство из них проживает в бывших колониях Великобритании. У такого распределения есть свое историческое обоснование.

Левостороннее движение

Во времена, когда войны были привычным делом, а люди пользовались в основном холодным оружием, левостороннее движение для правшей было предпочтительнее, потому что:

  • правая рука с оружием была ближе к противнику, соответственно, можно было быстрее вступить в бой;
  • удобнее было расходиться со встречными, так как ножны у правшей крепились с левого бока;
  • удобнее садиться на лошадь и спешиваться, так как ножны не мешали (на лошадь садились слева).

Правостороннее движение

После появления повозок, запряженных несколькими лошадьми, во многих странах стихийной нормой стало правостороннее движение. Поскольку на таких повозках, предназначенных в основном для перевозки грузов, не было места для кучера, ему приходилось ехать на одной из лошадей. Правостороннее движение давало следующие преимущества:

  • Кучер ехал на задней левой лошади, правая рука у него была свободна, что позволяло легко пользоваться кнутом;
  • Хорошо было видно колеса двигающегося навстречу экипажа, что позволяло легко разминуться.

Как всё окончательно запуталось с приходом к власти Наполеона

В дореволюционной Франции по левой стороне дороги путешествовала только знать, простолюдинам же "отводилась" правая сторона. После революции представители аристократии старались не привлекать лишнего внимания, чтобы не угодить на гильотину, поэтому тоже стали передвигаться по правой стороне дороги. Таким образом правостороннее движение стало во Франции неписанным правилом.

Когда к власти пришел Наполеон, он стал добиваться соблюдения правостороннего движения во всех завоеванных странах (Польше, Германии, Швейцарии). Естественно, что его противники во главе с Великобританией стали решительно "насаждать" левостороннее движение. Это разделение сохранилось вплоть до Первой мировой войны.

Все британские колонии были вынуждены перейти на левостороннее движение, и до сих пор оно сохранилось в Индии и некоторых бывших колониях на Африканском континенте (Египет, например, стал исключением, поскольку был завоеван Наполеоном).

В США ввели правостороннее движение, чтобы подчеркнуть свою независимость от Великобритании. Постепенно правостороннее движение распространялось все шире, особенно после того, как в Америке наладили массовое производство автомобилей. Великобритания упорно сопротивлялась изменениям.

В настоящее время только в четырех европейских странах (включая Великобританию) продолжают соблюдать левостороннее движение. Надо сказать, что попытки ввести правостороннее движение в Великобритании все же предпринималась, однако, после подсчета всех затрат, верх одержал консерватизм.

Вот так выглядит карта мира, где красным цветом обозначены страны с правосторонним движением, а синим – с левосторонним.

travelask.ru

В каких странах левостороннее движение машин: полный список

Еще до изобретения автомобиля человек заметил, что соблюдение общей договоренности осуществлять движение по одной стороне дороги способствует уменьшению столкновений транспортных средств и пробок. После того как распространённым стало передвижение на машинах, правительства большинства стран приняли соглашение о том, чтобы водители придерживались правостороннего движения. Однако некоторые государства, в силу различных особенностей, предпочли левостороннюю езду. Детальнее о том, сколько стран приняли такое решение и почему, — в нашем обзорном материале.

Что влияет на выбор направления в разных странах

Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита. Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.

Важно! Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД.

Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра. Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.

Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия. Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца . Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.

Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.

Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне. Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.

Знаете ли вы? Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День "Н"»: от швед. «högertrafik»« правостороннее движение».

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств

На заре автопрома не было чёткого размещения руля слева либо справа — выпускались машины с разным его размещением. Однако со временем традиция расположения руля слева закрепилась — так было удобнее высаживать пассажиров такси при правостороннем движении и комфортнее осуществлять обзор, когда идёшь на обгон. Кроме собственно размещения руля и водительского кресла, в автомобилях имеются и другие конструкционные отличия, на которые оказал влияние этот факт. Так, отличается устройство дворников, отвечающих за очистку лобового стекла. В машинах с левым рулём в состоянии покоя они сложены в правую сторону, в машинах с правым рулём — в левую. Переключатель дворников в леворульных средствах передвижения располагается на правой стороне рулевой колонки.

Что касается переключателей поворотов, то сегодня они во всех машинах располагаются одинаково (хотя до недавнего времени встречались модели, где они находились слева).

Необходимо отметить, что производители современных машин для массового покупателя не идут на поводу у водителей, привыкших к левостороннему передвижению, и для экономии себестоимости авто выпускают модели лишь с одним отличием — расположением водительского кресла. Остальные же параметры у леворульных и праворульных машин, как правило, одинаковы (за исключением отдельных марок).

Знаете ли вы? Производитель спортивных каров McLaren в 1992-1998 годах выпускал модель под названием McLaren F1, в которой руль и кресло водителя располагались по центру салона. В 1993-2005 годах это была самая быстрая машина в мире.

Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год

Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение. Страны, отмеченные зелёным на карте - с правосторонним движением, жёлтым - с левосторонним

Европы

Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:

  • Великобритания;
  • Мальта;
  • Ирландия;
  • Кипр.

Азии

Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:

  • Бангладеш;
  • Бруней;
  • Индия;
  • Индонезия
  • Япония;
  • Малайзия;
  • Мальдивы;
  • Непал;
  • Пакистан;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Шри-Ланка;
  • Восточный Тимор.

Африки

На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто. Среди них такие:

  • Ботсвана;
  • Кения;
  • Лесото;
  • Маврикий;
  • Мозамбик;
  • Намибия;
  • Сейшельские острова;
  • Южно-Африканская республика;
  • Свазиленд;
  • Танзания;
  • Уганда;
  • Замбия;
  • Зимбабве.

Южной Америки

На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях. И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:

  • Гайана;
  • Суринам.

Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить.

Океании

Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:

  • Австралия;
  • Фиджи;
  • Республика Кирибати;
  • Республика Науру;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Самоа;
  • Соломоновы острова;
  • Королевство Тонга;
  • Тувалу.

Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке. Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today


Смотрите также