Спидометр это прибор для измерения чего
Спидометр - это... Что такое Спидометр?

Спидо́метр (от англ. speed — скорость) — измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения транспортного средства.
История
Впервые прибор появился в 1901 году в автомобилях "Oldsmobile". Одна из первых моделей спидометра была сделана Николой Тесла и запатентована в 1916г. (патент № 1,209,359 выдан United States Patent Office). До сегодняшних дней этот тип спидометров не претерпел существенных изменений и используется в автостроении.
Классификация
По способу измерения
- Хронометрический — комбинация одометра и часового механизма.
- Центробежный — плечо регулятора, удерживаемое пружиной, вращается вместе со шпинделем и отбрасывается в стороны центробежной силой так, что расстояние смещения пропорционально скорости.
- Вибрационный — используется для быстровращающихся машин. Механический резонанс колебаний рамы или подшипников машины вызывает колебания градуированных язычков с частотой, соответствующей числу оборотов машины.
- Индукционный — система постоянных магнитов, вращающихся вместе с приводным шпинделем, генерирует вихревые токи в диске из меди или алюминия, помещённом в магнитное поле. Диск, таким образом, втягивается в круговое движение, но его вращение замедляется ограничительной пружиной. Диск соединен со стрелкой, показывающей скорость.
- Электромагнитный — скорость определяется по ЭДС, вырабатываемой тахогенератором, подключённым к шпинделю.
- Электронные — оптический, магнитный или механический датчик вырабатывает импульс тока за каждый оборот шпинделя. Импульсы обрабатываются электронной схемой и скорость выводятся на индикатор.
- По системе спутникового позиционирования — скорость определяется по системе спутникового позиционирования GPS электронным путём как пройденное расстояние, делённое на время пути.
По типу индикатора
Аналоговые
Стрелочный спидометр.- Стрелочный — наиболее распространён; скорость указывает вращающаяся вокруг оси стрелка;
- Ленточный — использовался на ГАЗ-24 до начала 1975 года, многих американских и некоторых европейских и японских моделях; скорость показывает лента, проходящая мимо делений на неподвижной шкале;
- Барабанный — использовался на многих довоенных автомобилях, некоторых американских автомобилях шестидесятых, а также — относительно современных моделях «Ситроена»; деления нанесены на вращающийся барабанчик и при его вращении появляются в окошке, отображая текущую скорость;
Цифровые
Индикатор цифрового спидометра представляет собой жидкокристаллический или аналогичный дисплей, отображающий скорость в виде цифр;
Цифровой спидометр.В последнем случае основной проблемой является задержка показаний: в отсутствие задержки отображения значения скорости или слишком малой задержки водитель не способен корректно воспринимать постоянно «скачущие» перед глазами цифры; при введении существенной задержки же, индикатор начинает некорректно отображать данные о скорости в данный момент времени при разгоне и торможении из-за запаздывания.
В силу этого, аналоговые индикаторы всё ещё очень широко используются, а цифровые получили распространение на относительно небольшом числе моделей; всплеск их популярности произошёл в США в конце семидесятых — восьмидесятых годах, откуда эта мода передалась японским производителям, но впоследствии на большинстве моделей их сменили традиционные стрелочные спидометры.
Часто спидометр совмещают в одном корпусе со счётчиком пройденного расстояния — одометром.
Источники и примечания
См. также
Приборы, измеряющие скорость, могут иметь другие названия:
dic.academic.ru
Приборная панель. Спидометр и одометр – в чем разница
Многие из вас слышали фразы автомобилистов «какой на спидометре пробег», «смотать спидометр», «крутилка спидометра», «моталка спидометра», «корректировка спидометра», «намотка спидометра», «как подмотать спидометр», но лишь единицы знают, что слово спидометр применяется в этих словосочетаниях ошибочно. Спидометр и одометр два абсолютно разных измерительных прибора, один из которых определяет мгновенную скорость движения автомобиля, а второй пробег в км или милях. Поэтому правильно говорить не «смотать спидометр», а «смотать одометр», «корректировка показаний одометра», а не «корректировка спидометра».
Спидометр был изобретен около ста лет назад, на заре автомобилестроения. Кто был изобретателем первого спидометра неизвестно. Считается, что первый прибор измеряющий скорость был установлен на автомобиле Oldsmobile выпущенном в 1901 году. По данным других источников, первые спидометры начала устанавливать компания FORD MOTOR Co на свои автомобили в 1910 году. Некоторые историки считают, что изобретение первого спидометра принадлежит известному изобретателю, физику, инженеру Николе Тесле, оформившему патент на изобретение №1209359 в 1916 году. Конструкция спидометра за сто лет практически не претерпела изменений, за исключением некоторых современных моделей автомобилей.

Кто изобрел одометр точно не установлено. Одни ученые приписывают изобретение одометра древнегреческому математику из Сиракуз – Архимеду (287-212 гг. до н. э.), другие – китайскому ученому и изобретателю Чжан Хэн (Zhang Heng), третьи – греческому механику и математику Герону Александрийскому (10-70 гг. до н. э.). Упоминания о первом одометре можно найти в летописях I века н.э. Он представлял из себя тележку. Размер колес был математически высчитан и при обороте в 400 раз отмерял ровно 1598м. Зубчатая передача прибора приводилась в движение от колес тележки, счетчиком расстояния были мелкие камушки выпадающие в лоток тележки. С развитием электроники совершенствовалась и конструкция спидометров и одометров. Современные приборные панели работают по несколько иным принципам. Электрические сигналы – импульсы с датчиков ABS, датчиков скорости поступают по CAN Шине на процессор приборной панели, обрабатываются и отражаются в виде показаний на одометре.
Одометры позволяют точно определить сколько оборотов совершило колесо автомобиля. Зная количество оборотов колеса микросхема или процессор высчитывает пройденное расстояние. Чаще всего одометры бывают электрические, механические или электромеханические. На одометре показывается как суточный, так и общий пробег автомобиля в километрах и милях. Эти данные позволяют точно определить какое расстояние проехал автомобиль за определенный промежуток времени и за все время эксплуатации. Информация о пробеге выводится в цифровом значении на приборной панели автомобиля.

Механический одометр. Конструкция механического одометра проста и надежна. При воздействии механической силы, счетчик считает обороты колеса и преобразует их в пройденный километраж. При достижении определенной крайней цифры пробега, километраж сбрасывается на «0». Сматывается механический одометр любой «крутилкой».
Электронно-механический одометр. Обороты колеса считываются датчиком скорости основанном на эффекте Холла. При движении автомобиля, датчик вырабатывает импульсные сигналы через определенные промежутки времени. За один километр пути, датчик скорости передает на электронный бок спидометра около 6000сигналов. Данные преобразуются в цифровой формат и выводятся на приборную панель автомобиля. Для подмотки пробега на электронно-механическом одометре понадобится CAN-крутилка.
Цифровые одометры являются самыми современными приборами. Вся поступающая с датчиков информация обрабатывается микроконтроллером. Для его корректировки требуется специальное оборудование.
Приборные панели, одометры и спидометры на современных автомобилях работают по разным принципам. На некоторых приборных панелях электрический сигнал поступает по CAN шине в виде импульса от датчика скорости основанного на эффекте Холла, на других панелях от датчиков ABS.
Современное оборудование позволяет корректировать показания одометров на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, снегоходах. Время и цена корректировки зависит от модели, года выпуска, сложности подготовительных работ (снятие приборной панели, разборка спидометра, снятие стрелок) и т.д.
одометр, приборная панель, пробег, спидометрcelyjmir.ru
Одометр. Виды и работа. Показания и погрешности. Особенности
Одометр – это специализированный прибор учета, используемый как счетчик преодоленного расстояния на колесных транспортных средствах. Он устанавливается на автомобили, мотоциклы, сельскохозяйственную и рабочую технику. Его показатели используются для определения пробега ТС, что позволяет судить о степени износа его узлов и агрегатов.
Для чего нужен одометр
Устройство располагается на панели приборов транспортного средства под спидометром, указывающим на фактическую скорость движения. Данные приборы имеют один привод, используемый для расчета информации о количестве оборотов колес. При этом спидометр переводит показания снятые с привода в фактическую скорость в километрах в час, а задача одометра подсчитать преодоленное транспортным средством расстояние.
Фактически устройство подсчитывает количество оборотов колес, при этом переводит данный показатель в расстояние, которое было пройдено. Именно поэтому при установке на авто шин большего диаметра точность одометра страдает. В зависимости от страны производства автомобиля, показатели могут фиксироваться в километрах или милях. Зачастую одометры ведут 2 учета. Они указывают на текущий пробег транспортного средства с момента начала его эксплуатации, а также считают суточный километраж.
Показания главного одометра неизменные. Благодаря этому, можно определить какое расстояние проехало транспортное средство с момента его производства. Однако существуют различные способы изменить данные показатели, что позволяет создать впечатление меньшей активности эксплуатации ТС. Это может быть полезным при продаже транспорта, поскольку выставляет авто в лучшем свете. Во многих странах мира подобное вмешательство в прибор учета является наказуемым.
Параметры суточного одометра можно обновлять с помощью кнопки или рычага. Это дает возможность:
- Замерить преодоление расстояния с точки выезда до точки прибытия.
- Определить фактический расход горючего на 100 км пробега.
Одометр необходим не только для измерения расстояния или определения степени эксплуатации транспорта при его покупке. Показатель пробега очень важный день своевременного планового технического обслуживания. Дело в том, что многие расходные материалы, узлы и агрегаты нуждаются в замене. В идеале это делать не по мере возникновения поломок, а после прохождения определенного километража.
Не имея прибора учета, который подсчитывает пробег, узнать, когда нужно менять ту или иную деталь невозможно. Именно поэтому при возникновении неисправностей одометра устройство нуждается в быстром ремонте. В противном случае отсутствие точной информации о пробеге может повлечь несвоевременное обслуживание таких важных узлов как сцепление, двигатель, тормозная система.
Виды одометров
Одометры устанавливаются на транспортные средства уже не одно десятилетие. По этой причине счетчики совершенствуются вместе с развитием автопрома.
Как следствие было разработано 3 распространенные конструкции счетчиков:
- Механические.
- Комбинированные.
- Электронные.
Механические приборы являются наиболее неточными. Их уровень погрешность может составлять до 5% в одну или другую сторону. При этом точность во многом зависит от степени износа. У действительно старых автомобилей одометры показывают погрешность в 10%, что является очень большим недостатком.
Механические устройства появились самыми первыми, и сейчас практически не устанавливаются на автомобиле. Такой счетчик состоит из 6 колесиков, на которых отмечаются цифры от 0 до 9. По мере пробега механизм вращает колесики, в результате чего подписанные цифры поворачиваются к лицевой части панели приборов таким образом, чтобы соответствовать пройденному расстоянию.
Поскольку данные устройства являются шестизначными, то после того, как транспортное средство осуществит пробег на дистанцию 999999 км или миль, счетчик обнулиться. Как следствие при дальнейшем осмотре показателей прибора для оценки интенсивности использования авто можно будет подумать, что оно почти не ездило, или его одометр был поменян.
3
Смешанные электронно-механические устройства являются гибридом. Данные приборы получают значение оборота колес транспортного средства с помощью механического привода. После этого данные обрабатываются и выводятся на электронный дисплей, расположенный на панели приборов. Данные приборы являются достаточно удобными, однако они также весьма неточны. Уровень их погрешности может достигать 5%. Фактическая точность гибридов также снижается по мере износа механической части.
Самым современным является электронный одометр. Такие приборы лишены механических деталей, что минимизирует уровень погрешности. Данные устройства дают самый точный результат. Они имеют электронный дисплей, а не циферблат, состоящий из пронумерованных колесиков. Это обеспечивает хорошую видимость фактического пробега при взгляде на приборную панель. При наличии на транспортном средстве электронного одометра вполне можно рассчитывать на фактическую погрешность километража не более 2%.
Изменение результатов пробега на одометре
Показателем качества одометра является степень защиты устройства от изменения фактических показателей пробега, которые подсчитывались на протяжении всего периода эксплуатации транспортного средства. Наиболее слабым в данном плане является механический одометр. Данные устройства не пломбируются, поэтому при желании их можно разбирать на комплектующие.
Для изменения показателей обычно снимается приводной трос, и к счетчику присоединяется электрическая дрель или электромотор. После этого электроприбор запускается, и вращаясь приводит в движения механизм учета, тем самым изменяя положение колесиков на циферблате. В зависимости от направления, в котором вращается дрель, можно убавлять или прибавлять пробег. Данный метод также может использоваться для корректировки километража на гибридном счетчике.
Наиболее сложным является изменение показателей на электронном одометре. При наличии такого устройства сделать отмотку показателей без наличия специальных приспособлений невозможно. Данное устройство является составной частью бортового компьютера автомобиля, поэтому данные выводятся на панель приборов, и параллельно дублируются в другие системы транспортного средства.
Как следствие, при проведении диагностики подключившись к бортовому компьютеру можно определить, что производилась попытка искажения пройденного километража. Чтобы полностью скрыть подмотку, применяются специализированные компьютерные программы. Они дают возможность изменять результаты пройденного километража во всех системах транспортного средства, благодаря чему одометр показывает те показатели, которые нужно.
При этом определить вмешательство даже с помощью диагностического оборудования невозможно. В таком случае узнать об искажении результатов можно с помощью сервисной книжки, где зачастую могут фиксироваться показатели пробега во время прохождения планового технического обслуживания. Сравнив при покупке авто анкетную информацию о километраже при обслуживании, зачастую можно увидеть, что данные на одометре были уменьшены.
Похожие темы:
tehpribory.ru
что это такое в машине? Что он показывает и чем отличается от спидометра?
Водитель постоянно во время нахождения за рулем автомобиля видит перед собой панель приборов, на которой размещены различные измерительные устройства. Так, спидометр отображает текущую скорость движения, тахометр показывает, сколько оборотов в минуту совершает коленчатый вал. Есть здесь также указатели давления масла, заряда аккумуляторной батареи, температуры тосола. На грузовых и пассажирских автотранспортных средствах имеются приборы, которые показывают уровень давления в тормозной системе, давление воздуха в покрышках и указатели температуры трансмиссионного масла.
Есть также еще один прибор, расположенный обычно между тахометром и спидометром, на котором показывается километраж, пройденный автомобилем. Данный прибор называют одометром — очень полезная вещь. В частности, если вы покупаете авто с пробегом, нужно проверять, не скручен ли километраж. Как это сделать — мы рассказывали ранее на Vodi.su в одной из предыдущих статей.
Принцип работы
Зная радиус колеса и скорость движения автомобиля, можно по простой формуле определить угловую скорость, с которой движется произвольно выбранная точка на окружности вокруг центра. Ну, а оперируя всеми этими данными, вы без труда определите, какой путь проехал автомобиль, телега или колесница.
Действительно, идея создания этого простого прибора пришла на ум греческому математику Герону Александрийскому, который жил в первом столетии нашей эры. По другим источникам первым человеком, которого озарила идея одометра, был либо всем известный Архимед, либо китайский философ и мыслитель Чжан Хэн. В любом случае достоверно известно, что уже в III ст. н. э. китайцы активно использовали данное изобретение для измерения пройденного пути. А называлось оно у них «счетчик пути, который прошла повозка».
Сегодня данное устройство установлено на любом автомобиле и мотоцикле. Работает по простому принципу: счетчик связан через датчик с колесом. Датчик определяет угловую скорость вращения, а в CPU рассчитывается пройденный километраж.
Одометр может быть:
- механическим — наиболее простой вариант;
- электромеханическим;
- электронным.
Если у вас более или менее современное авто, то скорее всего на нем стоит именно электронный одометр, который измеряет пройденный путь благодаря эффекту Холла. Мы тоже ранее на Vodi.su писали про датчик Холла, который измеряет непосредственно скорость вращения коленчатого вала. Полученные данные абсолютно точные, и погрешность в измерениях — минимальная, не превышающая 2 процентов (для электронных) и пяти (для механических и электромеханических устройств).
Что нужно знать об одометрах?
Преимущества электронных одометров перед менее совершенными типами в том, что электронный одометр не обнуляется. В механическом же индикаторе колесики совершают полный круг и обнуляются. Как правило, километраж более 999 тысяч км. на них не отображается. В принципе, мало какое транспортное средство, кроме грузовых фур или пассажирских автобусов, способно пройти такое расстояние на протяжении всей своей эксплуатации.
Также нужно обратить внимание, что одометр отображает как полный километраж, так и расстояние, пройденное за определенный промежуток времени. Это относится как к электронным, так и механическим одометрам. Обычно индикатор располагается непосредственно на циферблате спидометра. Поэтому, вероятно, часто думают, что спидометр и одометр — это один и тот же прибор. В верхнем окошке показан общий километраж, в нижнем — расстояние, пройденное за сутки. Данные показания можно легко обнулять.
При покупке подержанных машин водители первым делом проверяют пробег, который показывает одометр. Есть целый ряд признаков, по которым можно догадаться, что пробег скручивали на механическом одометре. В принципе, горе-мастера научились скручивать и электронные устройства. Но нужно понимать, что в современных авто все данные о состоянии транспортного средства сохраняются в памяти компьютера, очистить которую практически невозможно. Именно поэтому при возникновении любых подозрений необходимо либо отказываться от покупки, либо гнать авто на полную диагностику и выяснять его реальный пробег.
Загрузка...Поделиться в социальных сетях
vodi.su
Одометр это прибор для измерения
Спроси первого попавшего за рулём водителя, что такое одометр, и он недоумённо пожмёт плечами, а если поинтересоваться, сколько проехал сегодня километров, то он, уверенно глядя на приборную доску, точно ответит на этот вопрос. Итак, теперь всем понятно, что одометр — это прибор, измеряющий и показывающий километраж, то есть пробег автомобиля. Счётчик расположен на самом видном месте под спидометром.
Фото одометра — прибора, показывающего пробег автомобиля
Одометр, что это за оборудование?
Название устройства происходит от греческих слов «одос» — дорога и «метрон» — мера. Таким образом, одометр нужно понимать, как измеритель пути. В применении к колёсному транспорту это счётчик числа оборотов колеса, посредством которого определяется пройденный путь. Первый такой прибор был изобретён ещё древнегреческим механиком Героном из Александрии.
Принцип измерения пройденного расстояния, исходя из количества оборотов колеса, основан на прямо пропорциональной зависимости этих величин. Она справедлива при отсутствии проскальзывания (буксования) колеса и постоянной длине внешней окружности шины. В настоящее время в автомобилях можно встретить механические, электромеханические и электронные модели одометров.
Наиболее «древние» механические одометры имеют гибкий трос, вращающийся со скоростью вращения колеса. Это вращение передаётся тросу с выходного вала коробки передач. Трос, в свою очередь, передаёт его на механический барабанный счётчик, расположенный в приборной доске. Счётчик имеет 5 барабанов, соответствующих единичным, десятым, сотенным, тысячным и десяти тысячным разрядам измеряемой величины.
Слово «одометр» буквально означает «мерять дорогу»
На торцевой стороне барабанов нанесены равномерно цифры от 0 до 9, по которым производится отсчёт показаний пройденного пути. Барабаны связаны червячной передачей с коэффициентом передачи 1:10, а трос связан с первым барабаном через редуктор с коэффициентом передачи 1:1690. Таким образом, механический счётчик расстояния будет обнуляться через каждые 100 тысяч километров пробега.
Разница в типах одометров
Электронно-механические одометры отличаются от механических тем, что имеют более надёжный электронный счётчик и индикатор. Обороты механического датчика преобразуются в электрические импульсы, которые подсчитываются счётчиком и выдаются на цифровой индикатор в виде пройденных километров. На авто современных поколений устанавливаются только электронные одометры. В них применяются как электронные индикаторы, так и электронные датчики оборотов.
Электронно-механические одометры имеют более надёжный электронный счётчик и индикатор
Магнитные датчики, работающие на эффекте Холла, не имеют механического соприкосновения с выходным валом дифференциала, поэтому более надёжны и долговечны. Хотя погрешность электронных типов одометров и отличается в лучшую сторону по сравнению с другими типами, но это не так и важно, так как учёт пробега идёт как минимум на километры. Принципиальная разница заключается в том, что показания электронных одометров гораздо сложнее корректировать. Для этого нужно специальное оборудование.
Оборудование для корректировки одометров
При вождении автомобиля нередко возникает необходимость корректировки показаний одометра. Особенно это касается служебного автотранспорта или использования личного транспорта в коммерческих целях, там, где показатели работы и оплата ставится в зависимость от пробега транспорта. И дело здесь не только в стремлении фальсифицировать показания с целью получения выгоды, но и в необходимости ведения правильного учёта и отчётности. Ведь нередко реальные эксплуатационные характеристики автомобиля не соответствуют паспортным данным, на основании которых ведутся все бухгалтерские расчёты.
Видеоурок о том, как корректировать цифровой одометр на ВАЗ 2114
В зависимости от типа одометра скрутить его показания можно различными способами. Легче всего корректировать старые механические и электромеханические счётчики. Для этого следует извлечь трос из коробки передач, зажать его конец в электрическую дрель и вращать в нужную сторону, пока на счётчике не установятся необходимые значения. Изменить данные счётчика можно также, разобрав спидометр и устанавливая вручную с помощью инструментов нужные положения барабанов. Эти работы каждый водитель может сделатьсвоими руками.
Гораздо сложнее выполнить корректировку показаний электронных одометров, которые на современных типах авто являются частью единого бортового компьютерного комплекса. Сигналы электронного датчика скорости подаются не только на электронный счётчик пробега, но и в другие бортовые системы управления. Поэтому в зависимости от комплектации автомобиля может понадобиться не только генератор импульсов, но и перепрограммирование бортовых контроллеров.
Старые механические одометры корректировать легче всего
Промышленность выпускает различное оборудование для корректировки спидометров и одометров:
- CAN-намотчик спидометра, который использует подключение программатора к диагностической шине CAN автомобиля. При этом происходит перезапись ячеек памяти всех бортовых устройств, связанных с датчиком скорости. Работа с этим оборудованием требует знания протокола обмена, принятого в данной модели машины, и может производиться только подготовленным специалистом.
- Импульсный OBDII-намотчик спидометра, который подключает генератор импульсов, имитирующий сигналы датчика скорости, к диагностическому разъёму OBDII автомобиля и корректирует показания электронного счётчика одометра. Этот прибор предназначен для списания показаний счётчика пути на машинах, не оборудованных шинами CAN.
- Импульсный генератор скорости, имитирующий сигнал датчика скорости. Используется для подмотки счётчиков электромеханических спидометров отечественных автомашин до 2006 года выпуска.
- Крутилка для ABS использует для корректировки данных бортовой компьютер. Она задаёт данные на входе бортового контроллера, имитирующие определенную скорость вращения колёс, и компьютер начинает отрабатывать показания одометра в соответствии с заданными данными.
- ПО 5 pro, представляющее собой новое программирующее устройство для электронных счётчиков отечественного производства, а также зарубежных одометров на базе микрочипов EEPROM.
Некоторые устройства для подмотки можно изготовить самостоятельно. Однако всё же лучше купить готовые изделия заводского производства с подробной инструкцией по применению, так как неправильное применение этих устройств может привести к выходу из строя всей бортовой электроники.
Как быть, если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час
Вроде бы небольшая проблема, заключающаяся в том, что показания спидометра и одометра отражаются в милях, и к ней можно было бы привыкнуть, однако, на самом деле она создаёт большие неудобства отечественному водителю, привыкшему с малолетства всё измерять в метрах и километрах в час. Особенно в условиях, когда существуют ограничения по скорости. Можно конечно ничего не делать, постепенно привыкая к новой системе отсчёта, но можно и перепрограммировать бортовое оборудование с помощью программы коррекции одометров.
Сейчас производители устройств для прошивки автомобильной электроники выпускают и совершенствуют различное программное обеспечение, предназначенное для обслуживания различных моделей автомобилей и установленного бортового оборудования.
Коррекция показаний одометров производится также при предпродажной подготовке автомобиля
Для корректировки различных видов одометров наиболее известными программами являются:
- калькулятор скорости от оборотов, позволяющий определять скорость в зависимости от передачи КПП, размера колеса, оборотов коленвала;
- программа STool, предназначенная для изменения показаний одометра через диагностический порт типа M-BUS и ELM327 на автомобилях марки ВАЗ, «Мазда», «Форд», «Тойота», «Киа», «Хундай»;
- VDO Corrector — программа исправления путевых измерителей автомобилей марки «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Сэнг Йонг», «Тойота», «Киа», «Хундай», ВАЗ.
Коррекция показаний одометров производится также при предпродажной подготовке автомобиля. Узнать, было ли выполнено списание показаний счётчика, непосвящённомучеловеку практически невозможно. Тем более, что на этой услуге делают бизнес многие работники СТО.
В то же время, эта операция не позволяет выполнять правильное техническое обслуживание автомобиля, периодичность которого определяется реальным пробегом машины. Поэтому, в определённой мере чрезмерное списание или накрутка показаний одометра является негативным действием, плохо отражающимся на техническом состоянии автомобиля.
В любом автомобиле есть устройство, измеряющее его скорость — спидометр. Но вместе с ним, в панель встроен и другой прибор, главное назначение которого — измерять пройденное автомобилем расстояние. Как называется счетчик километража в машине? Как называется прибор, считающий пройдённое расстояние автомобилем? Почему все его норовят «скрутить»? Как он работает, основные функции.
Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» — измерение.
В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.
Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных — специальный датчик.
Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.
Функции прибора одометра
- Измерение общего пробега автомобиля;
- Определение километража пройденного отрезка пути.
Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.
Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.
Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.
Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.
Для чего отматывают показания одометра, как это делают
Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.
Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.
«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).
Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.
Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин — скромно называют — "коррекция пробега". Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.
Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.
«Где в машине одометр стоит?» — вопрос, который может стать своеобразным тестом для автолюбителей. Не исключено, что «почесать репу» кое-кому в данной ситуации придется! А между тем, именно одометр — как дотошный биограф – скрупулезно записывает историю каждого конкретного автомобиля, буквально снимая ее с колес! Чтобы по достоинству оценить практическую значимость одометра, стоит досконально изучить назначение и принцип работы этого уникального устройства.
Как устройство работает
Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр — как некоторые привыкли думать! — ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.
Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.
Конструктивно работу одометра обеспечивают:
- магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
- связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
- 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.
ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!
Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:
- Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
- Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.
Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов — нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.
Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.
Какие бывают конструкции
Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.
- Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума — прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
- Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
- Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.
Одометр и спидометр: в чем отличие?
Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого — либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?
- Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения — км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
- Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.
Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))
Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля
Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.
ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.
Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.
Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит — ниже продажная цена.
Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.
Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.
Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.
Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.
Если прибор не работает
Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:
- объективно оценить пробег при длительных поездках;
- принять в пути своевременное решение о дозаправке;
- правильно определить сроки очередного ТО;
- избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.
Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!
Причины поломки и ремонт
Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.
- Механический одометр может перестать работать вследствие:
- естественного износа;
- автомобильной аварии;
- вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
- Электронно — механический одометр может «сломаться» вследствие:
- нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
- отказа микросхемы на приборной панели.
- Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.
Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.
Заключение
Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:
- Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
- Одометр — важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.
Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.
l2rv.ru
Что такое одометр в автомобиле? отличие от спидометра и др.
Как устройство работает
Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр - как некоторые привыкли думать! - ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.
Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.
Конструктивно работу одометра обеспечивают:
- магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
- связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
- 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.
ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!
Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:
- Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
- Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.
Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов - нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.
Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.
Какие бывают конструкции
Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.
- Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума - прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
- Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
- Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.
Одометр и спидометр: в чем отличие?
Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого - либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?
- Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения - км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
- Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.
Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))
Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля
Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.
ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.
Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.
Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит - ниже продажная цена.
Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.
Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.
Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.
Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.
Если прибор не работает
Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:
- объективно оценить пробег при длительных поездках;
- принять в пути своевременное решение о дозаправке;
- правильно определить сроки очередного ТО;
- избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.
Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!
Причины поломки и ремонт
Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.
- Механический одометр может перестать работать вследствие:
- естественного износа;
- автомобильной аварии;
- вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
- Электронно - механический одометр может «сломаться» вследствие:
- нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
- отказа микросхемы на приборной панели.
- Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.
Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.
Заключение
Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:
- Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
- Одометр - важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.
Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.
rulikoleso.ru
История создания спидометра
- Статья опубликована 24.06.2014 13:28
- Последняя правка произведена 20.08.2016 11:39
Предыстория.
спидометрВ большинстве автомобилей на передней панели можно увидеть набор контрольно-измерительных приборов, который состоит из тахометра, датчика температуры двигателя, уровня заправки топливного бака и других. В ходе поездки чаще всего водитель обращает внимание на спидометр, показывающий мгновенную скорость движения автомобиля, которая выражается в милях или в километрах в час. Его стандартный вариант, который состоит из перемещающейся по шкале стрелки, актуален до сих пор.
История изобретения спидометра насчитывает порядка сотни лет, впервые прибор для измерения скорости появился в 1901 году на автомобилях "Oldsmobile". Вплоть до 1910 года спидометр считался диковинной вещью и устанавливался лишь в качестве опции, только потом автозаводы стали включать его в обязательную комплектацию. Модель от 1916 года, которая была изобретена Николой Тесла, дошла до нынешних дней, почти не претерпев изменений.
"Последствия" изобретения спидометра.
С развитием автомобилестроения растет количество машин на дорогах, мощность двигателей и, соответственно, развиваемая ими скорость (к началу 20 века она приблизилась к 30 милям в час). Скорость той же "Самобеглой коляски" значительно выше, чем конного экипажа, поэтому на дорогах участились случаи транспортных происшествий. Изобретение спидометра позволило автомобилистам следить за скоростью движения, тем самым, делая перемещение на транспорте более безопасным.
Появление спидометров позволило вводить скоростные ограничения, что обусловило образование первой дорожной полиции. Машины того времени оборудовались двумя спидометрами: один маленький для водителя, а другой большой, для того чтобы полицейский смог считать показания скорости на расстоянии.
выставка спидометровКлассификация спидометров.
По способу измерения:
• Центробежный – плечо регулятора, которое удерживается пружиной, вращается совместно со шпинделем и откидывается в стороны центробежной силой так, смещение прямо пропорционально скорости.
• Хронометрический – комбинация часового механизма с одометром.
• Индукционный — система постоянных магнитов, вращающихся вместе с приводным шпинделем, генерирует вихревые токи в диске из меди или алюминия, помещённом в магнитное поле. Диск, таким образом, втягивается в круговое движение, но его вращение замедляется ограничительной пружиной. Диск соединен со стрелкой, показывающей скорость.
• Электромагнитный — скорость определяется по ЭДС, вырабатываемой тахогенератором, подключённым к шпинделю.
• Вибрационный – применим для быстровращающихся машин. Механический резонанс колебаний подшипников или рамы машины вызывает колебания градуированных язычков с частотой, соответствующей числу оборотов машины.
• По системе спутникового позиционирования — скорость определяется по системе спутникового позиционирования GPS электронным путём как пройденное расстояние, делённое на время пути.
• Электронные — оптический, магнитный или механический датчик вырабатывает импульс тока за каждый оборот шпинделя. Импульсы обрабатываются электронной схемой и скорость выводятся на индикатор.
По типу индикатора:
Аналоговые:
салон Газ-24 • Ленточный – скорость показывает лента, проходящая через деления на неподвижной шкале. Использовался на многих американских и некоторых японских и европейских моделях, а также на ГАЗ-24 до начала 1975 года.
• Барабанный - деления нанесены на вращающийся барабанчик и при его вращении появляются в окошке, показывая текущую скорость. Применялся на многих довоенных автомобилях, некоторых американских автомобилях шестидесятых, а также – относительно современных моделях "Ситроена".
• Стрелочный – наиболее распространённый вариант спидометра, скорость указывает вращающаяся вокруг оси стрелка.
Цифровые.
Цифровой спидометр был разработан совсем недавно, в 1993 году.
Индикатором цифрового спидометра служит жидкокристаллический или аналоговый дисплей, который отображает скорость в цифровом формате.
цифровой спидометрВо втором случае (аналоговый дисплей) есть проблема задержки показаний: при отсутствии задержки отображения значений скорости или слишком малой задержки водитель не способен корректно воспринимать непрерывно "бегающие" перед глазами цифры; если ввести существенную задержку, то индикатор начинает некорректно отображать данные о мгновенной скорости торможении и разгоне.
В связи с этим, аналоговые индикаторы нашли широкое распространение, а цифровые используются на относительно небольшом числе моделей; пик популярности пришелся на 1970-80е года в США, откуда эту моду подхватили японские производители, но впоследствии на большинстве моделей их решили сменить на традиционный стрелочный вариант.
Устройство и принцип работы спидометра:
Механический.
Скорость движения автомобиля определяют скоростью вращения его колес. Именно этот показатель фиксируют измерительные приборы.
Один из самых популярных способов измерения скорости – это спидометр магнитоиндукционного типа, имеющий привод от гибкого вала. Он содержит пару функциональных узлов (счетный и скоростной), заключенных в одном корпусе и объединенных общим приводом.
Скоростной узел состоит из постоянного магнита, закрепленного на приводном валике, и катушки, которая установлена на оси. Стрелка, которая показывает скорость, находится на верхнем конце оси. В средней части оси напрессована втулка со спиральной пружиной, внутренний конец которой закреплен на ней. Наружный конец крепится на пластине, предназначенной для изменения натяжения пружины регулировкой скоростного узла. Экран, расположенный вокруг катушки, увеличивает магнитный поток, проходящий через катушку. Возникающие при вращении магнита вихревые потоки, порождают магнитное поле катушки.
При взаимодействии магнитных полей магнита и катушки создается крутящий момент, который стремится развернуть катушку в том же направлении, куда вращается магнит. Возвратная пружина при закручивании препятствует повороту оси, поэтому одновременно возникает и противодействующий момент. В результате, ось стрелки и катушка поворачиваются на определенный угол, который пропорционален частоте вращения валика спидометра и соответствует скорости движения автомобиля.
Электронный.
Показания скорости считываются специальным датчиком VSS (Vehicle Speed Sensor), который расположен в трансмиссии. Датчик посылает импульсы напряжения, которые действуют с частотой, пропорциональной скорости автомобиля. Импульсы поступают в мультиплексер, проходя через блок формирования, а далее – во временные "ворота", пребывающие в открытом состоянии только на определенное время. Затем счетчик подсчитывает количество, прошедших через "ворота" импульсов. Информация со счетчика поступает на микропроцессор, где и происходит конвертирование в скорость. На цифровой дисплей данные поступают от демультиплексера и декодера.
После считывания и обработки счетчик обнуляется, и происходит принятие следующего пакета импульсов. Электронный спидометр позволяет получать более точные данные, нежели механический.
Еще больше интересных автомобильных фактов, а также советы женщине за рулем, которые могут быть полезны и мужчинам, читайте на этом сайте.
autohis.ru
Что такое Спидометр, термометр, телескоп? Что это за приборы? Скажите пожалуйста срочно надо =]
Спидометр - прибор, измеряющий скорость транспортного средства, термометром измеряют температуру. А телескоп прибор для астрологов, что бы наблюдать за звездами, например.
Первые два измерительные. третий оптический
Спидо́метр (от <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Английский_язык" title="Английский язык" target="_blank">англ.</a> speed — <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Скорость" title="Скорость" target="_blank">скорость</a> + <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Греческий_язык" title="Греческий язык" target="_blank">греч.</a> μέτρον — мера) — измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения транспортного средства. Термо́метр (<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Греческий_язык" title="Греческий язык" target="_blank">греч.</a> θέρμη — тепло; μετρέω — измеряю) — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров: жидкостные; механические; электрические; оптические; газовые; инфракрасные. Телеско́п (от <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческий_язык" title="Древнегреческий язык" target="_blank">др.-греч.</a> τῆλε[tele] — далеко + σκοπέω[skopein] — смотрю) — инструмент, который помогает в наблюдении удаленных объектов путем сбора <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Электромагнитное_излучение" title="Электромагнитное излучение" target="_blank">электромагнитного излучения</a> (например, <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Свет" title="Свет" target="_blank">видимого света</a>). Существуют телескопы для всех диапазонов электромагнитного спектра: <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптический_телескоп" title="Оптический телескоп" target="_blank">оптические телескопы</a>,<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиотелескоп" title="Радиотелескоп" target="_blank">радиотелескопы</a>,<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Рентгеновский_телескоп" title="Рентгеновский телескоп" target="_blank">рентгеновские телескопы</a>,<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гамма-телескоп&action=edit&redlink=1" title="Гамма-телескоп (страница отсутствует)" target="_blank">гамма-телескопы</a>.
спидометр- прибор для измерения скорость автомобиля термоментр-прибор для измерения температуры воздуха телескоп- прибор для наблюдения звёзд
touch.otvet.mail.ru
что это такое, принцип действия, показания, корректировка :: SYL.ru
На всех автомобилях установлен одометр. Что это такое, знает каждый автолюбитель. Однако далеко не всем известно устройство данного прибора, принцип работы, неисправности и способы ремонта. Кроме того, современные автомобили оснащаются электронным оборудованием, с которым трудно разобраться. Давайте рассмотрим все, что касается одометров.
Назначение и устройство
Что являет собой данный прибор? Это специальный механизм, который предназначен для измерения количества оборотов колес автомобиля в процессе езды. Другими словами, данный элемент позволяет замерять пройденный машиной путь. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля. Прибор показывает водителю суточный, а также общий пробег. Обе эти шкалы располагаются непосредственно на блоке спидометра.

Принцип действия
Теперь следует перейти к тому, как работает одометр. Что это такое, уже более-менее понятно. Принцип работы данного измерительного прибора сильно зависит от типа устройства. Это может быть электронный одометр или же механический. Итак, колесо автомобиля в процессе прохождения каждого километра совершает определенное число оборотов. При этом данный показатель всегда одинаковый вне зависимости от скорости движения машины. Если точно знать, сколько оборотов сделало колесо, тогда без труда можно рассчитать пройденное расстояние в километрах (или милях для американских авто), что и демонстрируется на счетчике. Самые старые механические измерительные приборы работают за счет гибкого тросика. Последний вращается с той же скоростью, что и колесо. Такое вращение передается от выходного вала КПП. Тросик отдает усилия на барабанный счетчик, установленный в приборной панели автомобиля. На устройстве пять барабанов с цифрами.

Чем он полезен?
Казалось бы, чем может быть полезен для автовладельца этот небольшой прибор, считающий километры. Но на самом деле роль одометра в жизни автомобилиста довольно велика. Это важный инструмент, используя показания которого, определяют момент проведения технического обслуживания машины, замены масла, регулировки клапанов, замены ремня ГРМ, проверки развала-схождения и других операций.

Как применять суточный счетчик?
С помощью данного прибора водитель может точно определить расход топлива автомобиля. Иногда может показаться, что двигатель стал потреблять слишком много. В этом случае не стоит сразу же ехать на СТО и делать диагностику. Вначале нужно точно определить расход топлива. В багажник ставят канистру с бензином, ждут, пока в баке все топливо закончится, затем сбрасывают суточный счетчик в ноль, заливают бензин из канистры и ездят на авто в обычном режиме, пока в баке снова станет пусто. Затем останется разделить количество литров на общий пробег суточного счетчика, а полученный результат помножить на 100.

Конструкции одометров разных видов
Данный элемент представляет собой циферблат. Но это только часть устройства. На вторичном валу КПП находится шестерня, которая находится в зацеплении с шестеренкой привода счетчика. Эта деталь соединена гибким тросиком с блоком, который отвечает за спидометр-одометр. Механические устройства являются одними из самых старых. Скрутить пробег на таких можно при помощи любых приспособлений, которые могут вращаться. Счетчик считает обороты, а значит, с помощью любого электрического двигателя можно как скрутить, так и накрутить цифры на счетчике. Электромеханические счетчики – это системы на основе той же шестеренки на вторичном валу коробки передач (причем неважно, автоматическая это или механическая трансмиссия).

Виды датчиков для одометра
Применяются импульсные датчики, основанные на эффекте Холла.

Одометр и погрешности
Практически все измерительные приборы имеют погрешности. Одометры не исключение. Сейчас есть некий стандарт на погрешности. Для механического оборудования он составляет не более пяти процентов. Если автомобиль используется в жестких условиях, тогда уровень погрешности увеличивают до 15 процентов. К жестким условиям можно отнести пробуксовку. Автомобиль как бы движется, ведь колеса вращаются, но сам остается на месте. Кроме того, на уровень погрешности сильно влияют зазоры, ослабленные пружины в конструкции, слабый трос, плохое сцепление. Показания электромеханического одометра ВАЗ считываются от контроллера скорости. В этом случае погрешность будет очень низкая. Стоит отметить высокую надежность устройств. Такие девайсы редко выдают цифру, погрешность которой выше чем 5 %. Электронный одометр является одним из самых точных.

Резюме
Итак, мы выяснили, как устроен одометр, что это такое и каких типов бывает. Это нужная вещь в автомобиле. С ее помощью можно сделать многое. Одометр позволяет точно определить, когда менять масло, также поможет определить расход топлива.
www.syl.ru
Одометр - это... Что такое Одометр?
На рисунке одометр показывает число 31 412 ОдометрОдо́метр (греч. ὁδός — дорога + μέτρον — мера), в просторечии счётчик — прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь. Первый одометр был изобретён Героном Александрийским.
Конструкция одометра
Одометр преобразует пройденный путь в показания на индикаторе. Обычно одометр состоит из счётчика с индикатором и датчика, связанного с вращением колеса.
Видимая часть одометра — его индикатор. Механический индикатор содержит ряд колёсиков (барабанов) с цифрами на приборной доске автомобиля. Каждое такое колёсико разделено на десять секторов, на каждом секторе написано по цифре. По мере увеличения пройденного транспортным средством пути колёсики вращаются, образуя число, обозначающее пройденную дистанцию.
Счётчик может быть механическим, электромеханическим или электронным, в том числе основанным на бортовой ЭВМ. В современных автомобилях обычно используется датчик Холла.
Математическая модель одометра
Если принять, что скорость точки колеса, которая соприкасается с опорной поверхностью (дорогой, рельсами и т. д.) равняется нулю, или, иными словами, наблюдается полное сцепление колеса и опорной поверхности, то справедливо следующее соотношение
где — скорость транспортного средства, — радиус колеса, — угловая скорость.
Угол поворота колеса () будет равен
Если теперь выразить полный пройденный путь через число оборотов колеса (), то можно получить соотношение
Скорость будет равна:
По аналогии можно найти и ускорение транспортного средства (ТС). На использовании отношения (1) построены хронометрические спидометры.
В реальности, радиус колеса изменчив, а идеальное сцепление с опорной поверхностью невозможно. Поэтому, если колёса вращаются с одной скоростью, то при повороте возникает пробуксовка и пройденный путь по внутренней траектории отличается от пути по наружной траектории. Их соотношение определяется формулой[1]
где — путь по внутренней траектории, — путь по наружной траектории, — угловая скорость вращения в плоскости горизонта, — расстояние между колёсами ТС.
Если же колёса вращаются с разной скоростью, то измерение пройденного пути ТС производится двумя одометрами.
При измерении одометром приращения по координате , составляющего , необходимо учитывать проскальзывание колеса, характеризующееся коэффициентом , поэтому погрешность измерения приращения будет[2]
См. также
Примечания
dic.academic.ru
ЧТО показывает спидометр… — DRIVE2

Какому человеку не нравится ощущение скорости?! Не случайно в олимпийском девизе на первом месте стоит слово «быстрее». Дух соревнования присутствует и в разговорах автолюбителей. «Моя идет 150». «А моя – 160 без напряга».
Но если во время состязаний судьи пользуются очень точными приборами, то водители — лишь теми, что установлены в машину на заводе. Обычный спидометр позволяет оценить скорость лишь приблизительно: он даже проградуирован в большинстве случаев через 10 км/ч, да и стрелка на ухабах дергается. Легко ошибиться при считывании показаний: попробуйте посмотреть на спидометр с места водителя, а потом с пассажирского сиденья. К тому же любой прибор имеет погрешность измерений. Для российских спидометров она приведена в таблице. Обратите внимание, допустимая погрешность на всех скоростях со знаком «плюс». Это значит, что спидометр может только завышать показания, а занижать не имеет права, иначе водитель неправильно оценит дорожную обстановку и заработает штраф или, еще хуже, попадет в аварию.
Какой-то спидометр, допустим, не ошибается совсем, зато другой может иметь максимальную погрешность. При скорости 140 она составит 8 км/ч, в результате прибор покажет 148, что читается как 150. Не здесь ли источник рассказов о фантастических скоростях?
Всем, кто знаком с основами геометрии, а особенно таксистам, известно, что на показания счетчика пробега заметно влияет размер шин. Посмотрим теперь, как зависят от него показания спидометра. Начнем с устройства прибора.
Спидометр состоит из двух приборов, объединенных в одном корпусе. Один служит для измерения скорости (его называют скоростным узлом спидометра), другой показывает пробег автомобиля (счетный узел).
Скоростной узел (для удобства будем называть его просто спидометром) устроен так. На приводном вале закреплен магнит. На оси, свободно вращающейся в подшипниках, закреплена деталь из немагнитного материала (например алюминиевого сплава), называемая катушкой. Стальной экран концентрирует магнитное поле. При вращении магнита в катушке возникают вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия полей магнита и катушки последняя отклоняется и поворачивает стрелку, преодолевая сопротивление пружины.
Угол поворота катушки пропорционален окружной скорости полюсов магнита, а значит – частоте вращения приводного вала, которая, в свою очередь, пропорциональна частоте вращения ведущих колес автомобиля. Следовательно, чем больше колесо сделает оборотов в единицу времени, тем большую скорость покажет спидометр. Очевидно, если из двух колес одно чуть меньше, то за один оборот оно пройдет меньший путь и на одинаковом отрезке сделает больше оборотов. Соответственно и показания спидометра будут выше.
Рассмотрим следующий пример. Вы и Ваш товарищ проехали один и тот же участок с одинаковой скоростью, допустим 140 км/ч (реальная скорость, а не показания спидометра). При этом ваш спидометр завышает показания, а спидометр товарища – нет. Ваш автомобиль обут в поношенные радиальные шины (внешний диаметр 580 мм), а автомобиль товарища – в диагональные с наварным протектором (внешний диаметр 610 мм). При таком раскладе показания вашего спидометра около 150 км/ч, а соседского 133 км/ч (его колеса делают меньше оборотов, примерно на 5%). Поскольку спидометр проградуирован через каждые 10 км/ч, то последнее число округляется до 130. Разница – 20 км/ч велика, хотя на самом деле скорость была одинакова.
На показания спидометра также влияют температура окружающего воздуха, передаточное чило главной пары и другие факторы.
Издание myautotun.
www.drive2.ru