Редукционный клапан давления масла 402 двигатель
Устройство системы смазки двигателя ЗМЗ-402
_____________________________________________________________________________
Устройство системы смазки двигателя ЗМЗ-402
Система смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.7) комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
Рис.7. Схема системы смазки ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - приемный патрубок масляного насоса; 2 -редукционный клапан; 3 - масляный радиатор; 4 - отверстие для слива масла; 5 - датчик указателя давления масла; 6 - масляная магистраль; 7 - отверстие для подачи масла к шестерням масляного насоса; 8 - винтовая канавка; 9 - трубка для смазки распределительных шестерен; 10 - канавка на первой шейке распределительного вала; 11 - крышка маслозаливной горловины; 12 - канал в коленчатом вале; 13 - пробка; 14 - перепускной клапан закрыт; 14а - перепускной клапан открыт; 15 - канал для подачи масла к оси коромысел; 16 - фильтрующий элемент; 17 - пробка для слива отстоя; 18 - отверстие для разбрызгивания масла; 19 - датчик лампы аварийного давления масла; 20 - клапан масляного радиатора; 21 - запорный краник масляного радиатора; 22 -масляный насос; 21 - пробка; 24 - указатель уровня масла
В систему смазки мотора ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) входят масляный насос 22 (рис.7) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины.
Масло, забираемое насосом из масляного картера двс, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу - в масляную магистраль - продольный масляный канал 6.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 4 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) масло подводится по трубке 9, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 10 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 7 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров мотора ЗМЗ-402 смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали, (клапан - его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 6 л.
Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня.
Давление масла в системе смазки двигателя определяется по указателю на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).
Масляный насос ЗМЗ-402
Масляный насос мотора ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.8) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Рис.8. Масляный насос двс ЗМЗ-402
1-приемный патрубок с сеткой; 2- крышка; 3 - ведущая шестерня; 4 - корпус; 5 - валик; 6 - ведомая шестерни; 7 - прокладка; 8 - прокладка патрубка
Корпус маслонасоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 масляного насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка 7 толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в виде одной детали из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2 перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса,
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами в корпусе насоса и характеристикой пружины.
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 и распределителя зажигания
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель и датчика-распределителя зажигания (рис.9) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня - стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Рис.9. Привод масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - датчик-распределитель зажигания; 2 - втулка; 3 и 9 - штифты; 4 - корпус; 5- валик; 6- стальная упорная шайба; 7 - бронзовая упорная шайба; 8 - шестерня; 10 - валик привода масляного насоса
Ведомая шестерня 8 стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода распределителя зажигания.
Втулка на валике закреплена штифтом 3. С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 8, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
На валике 5 между шестерней 8 и корпусом установлены бронзовая шайба 7 и стальная термообработанная шайба 6.
При вращении шестерня через шайбы поджимается к торцу чугунного корпуса привода, а для улучшения смазки трущихся пар на торце корпуса профрезерована диаметрально расположенная канавка.
Правильное положение распределителя зажигания на двигателе ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обеспечивает такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
В запчасти привод поступает в сборе и отдельно шестигранный валик привода масляного насоса.
Поэтому разбирать привод следует лишь при износе шестигранного валика или незначительном износе корпуса (зазоре между корпусом и шестерней 0,5-1,0 мм).
При износе шестерни, валика привода или значительном износе корпуса привод заменить.
Порядок разборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель:
- выпрессовать штифт шестерни привода с помощью бородка и снять шестигранный валик привода масляного насоса;
- спрессовать шестерню. Для этого установить корпус привода верхним торцом за подставку с отверстием, чем обеспечивается свободный проход валика в сборе с упорной втулкой. Усилие выпрессовки прилагать к концу валика через оправку 0.12 мм
Порядок сборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402:
- вставить в корпус валик в сборе с втулкой, смазав его моторным маслом;
- надеть на валик стальную и бронзовую упорные шайбы. Толщина шайб должна быть подобрана с таким учетом, чтобы после напрессовки шестерни между шайбой и шестерней был зазор 0,15-0,40 мм;
- напрессовать шестерню на валик до совпадения отверстия под штифт в шестерне и валике;
- вставить в шестигранное отверстие валик привода масляного насоса;
- запрессовать в отверстие штифт диаметром 3,5 -0.05 мм и длиной 22 мм, расклепав его с обеих сторон;
- проверить рукой вращение валика, зазор между упорной шайбой и шестерней и радиальное перемещение свободного конца шестигранного валика привода масляного насоса. Радиальное перемещение должно быть не менее 1 мм в любом направлении.
Фильтр очистки масла ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) (рис.10) - полнопоточный с картонным сменным фильтрующим элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.
Фильтр состоит из корпуса 3, крышки 8, центрального стержня 2 с перепускным клапаном 5 и фильтрующим элементом 9. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками.
Рис.10. Масляный фильтр ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - пробка сливного отверстия; 2 - стержень; 3 - корпус; 4 - пробка; 5 - перепускной клапан; 6 - уплотнительная прокладка; 7 - колпачковая гайка; 8- крышка; 9 - фильтрующий элемент; 10 - датчик аварийного давления масла
Центральный стержень фильтра полый.
В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины.
В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом.
При нормальном состоянии элемента масляного фильтра его сопротивление невелико (около 10-20 кПа (0,1-0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме стрелками.
Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия вовнутрь стержня и далее в систему смазки.
При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя элемент.
В масляном фильтре ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель применяются фильтрующие элементы Нами-ВГ-10, Реготмас-412-1-05 и Реготмас-412-1-06.
Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки "П", не превышая ее.
Понижение уровня масла ниже метки "О" опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Расстояние между метками "П" и "О" соответствует объему масла - 2 л.
Уровень масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель следует проверять через несколько минут после заливки или спустя 10-15 мин. после остановки двигателя.
После замены масла нужно запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут и через 10-15 мин после остановки проверить уровень масла.
Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе, сняв крышку маслоналивной горловины. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра, очистить внутреннюю поверхность корпуса и стержень и сменить фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом.
При переводе эксплуатации на другую марку масла необходимо промыть систему смазки ГАЗ-402 специальным промывочным маслом или свежим маслом той же марки, на котором будет эксплуатироваться двигатель.
Для этого из картера прогретого двигателя надо слить старое масло, залить на 2-4 мм выше метки "О" на указателе уровня масла промывочное масло, пустить двигатель и поработать на режиме холостого хода при малой частоте вращения 15 мин; заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло.
Доливку масла во время эксплуатации производить только той марки, какая залита в двигатель.
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомоля (примерно 50 км/ч) должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
При понижении давления масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается красным светом на панели приборов лампа аварийного давления.
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при резком торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков указателей.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
Коробка автомат Toyota
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
Коробка автомат ZF
Двигатели Mitsubishi
Двигатели Toyota
- Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
- Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
- Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
- Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
- Распредвалы 3S-FE и 3S-GE
- Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
- Топливная систем 3S-FE, 3S-GE
- Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
- Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
- Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Замена ремня ГРМ 4A-GE
- Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
- Настройки клапанов 4A-GE
- Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
- Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
- Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
- Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE
Двигатели ЗМЗ
avtosteh.ru
Редукционный клапан давления масла 402 двигатель
Подскажите, можно ли убрать РК, хочу снять масленый радиатор?
Смотрите также
Комментарии 24
Хорошо, нашел тему. Еще раз повторю вопрос (год спустя)): можно ли при отсутствии масляного радиатора выкрутить из блока этот клапан и вкрутить заглушку в блок или надо оставить клапан и вкрутить заглушку вместо крана в сам клапан? Есть ли разница?
ну ябы не стал его извлекать у меня сделано вот так… s44.radikal.ru/i105/0903/3b/9bbfe7e4b4db.jpg и между пружиной и крышкой втулоска гдето милиметров 8 высотой клапан открывается только на 2,5 атм, а из за того что сечение мало в сестеме давление 3 и чем выше обороты тем больше поток через радиатор не в ущерб общему давлению производительности насоса достаточно… и масло ходит подольше и не так разжижается радиатор вполне справляесся но есль конечно и попутёвее радиаторы с рёбрышками но и этого достаточно я не стал убирать его…
а под штуцер новую резьбу резал или по размеру нашел?
нет всё подходит штуцер готовый с конической резьбой продаётся…
Так и сделаю тогда, всем спасибо за помощь! 73
Убирай на здоровье! Этот клапан на давление масла не влияет! Он автоматически отключает масл радиатор если давление в системе упадёт до 0,5 кгс/м2.
я из за этого краника движку по молодости запорол(
Снимай кран и ставь заглушку смело, и давление будет у тебя постоянно давить 2! я не пожалел что поставил, и масло теперь не течет…
Смело ставь заглушку и не парься. Ничего от этого не измениться. На всех 4-ех Газелях что у меня были, а также на своей предыдущей Волге сразу снимали маслянный радиатор и глушили кран. Так как эти краны постоянно текут.
Любому двигателю внутреннего сгорания необходима смазка трущихся деталей, и двигатели семейства ЗМЗ в этом плане исключением не являются. Без постоянной смазки такой двигатель проработает максимум час, после чего он просто заклинит. Его цилиндры и клапаны будут серьёзно повреждены, и устранить такую поломку будет крайне сложно. Поэтому давление масла в двигателе ЗМЗ является важнейшим показателем, за которым автовладелец должен тщательно следить. Но на отечественных автомобилях с моторами ЗМЗ давление масла очень часто пропадает. Попытаемся разобраться, по каким причинам это происходит и как это можно устранить.
О двигателях ЗМЗ
Прежде чем говорить о давлении масла, стоит познакомить читателя с самим двигателем. Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом. У них 4 цилиндра и 16 клапанов.
Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом
Устанавливаются эти моторы на автомобили «Волга», «УАЗ», «ГАЗель», «Соболь». Семейство включает в себя моторы ЗМЗ-402, 405, 406, 409, 515 и ряд их специальных модификаций. У двигателей ЗМЗ есть свои плюсы:
- хорошая ремонтопригодность;
- простота устройства;
- невысокая требовательность к качеству горючего.
Но есть и минусы:
- привод ГРМ является очень громоздким;
- надёжность натяжителя цепи в приводе ГРМ оставляет желать лучшего;
- поршневые кольца имеют архаичную конструкцию. В результате наблюдаются большие потери смазки и провалы мощности;
- общее качество литья и термической обработки отдельных деталей двигателя с каждым годом становится всё хуже.
Норма давления масла в двигателях ЗМЗ
Давление в смазочной системе измеряется только на хорошо прогретом двигателе, работающем на холостом ходу. Скорость вращения коленвала в момент измерения не должна превышать 900 оборотов в минуту. Вот какие нормы масляного давления считаются идеальными:
- для моторов ЗМЗ 406 и 409 идеальным считается давление в 1 кгс/см²;
- для моторов ЗМЗ 402, 405 и 515 идеальное давление составляет 0.8 кгс/см².
Здесь же следует отметить, что наивысшее давление в смазочной системе двигателя ЗМЗ теоретически может достигать 6.2 кгс/см², однако на практике этого почти никогда не происходит. Как только давление масла достигнет отметки в 5 кгс/см², в моторе открывается редукционный клапан и избыток масла уходит обратно к масляному насосу. Так что достичь критической отметки масло может только в одном случае: если редукционный клапан заклинило в закрытом положении, а такое случается крайне редко.
Проверка масляного давления
Давление масла отображается на приборной панели автомобиля. Проблема в том, что доверять этим цифрам можно далеко не всегда, поскольку приборы тоже могут выйти из строя и начать давать неправильные показания. Очень часто бывает так, что давление масла — нормальное, а приборы показывают, что давления нет вовсе. По этой причине целесообразно просто осмотреть автомобиль. Вот как это делается:
- сначала следует заглянуть под капот и осмотреть мотор на предмет масляных потёков, особое внимание следует уделить картеру двигателя: в исправных моторах он чистый;
Снижение давления масла происходит из-за утечки через картер
Если все вышеперечисленные меры результата не дали, и причина низкого давления не выявлена, остаётся последний способ: воспользоваться дополнительным манометром.
- Датчик давления масла выкручивается со штатного места (уточнить расположение этого датчика можно в инструкции по эксплуатации автомобиля).
- На место датчика вкручивается специальный адаптер. В адаптер вкручивается дополнительный, рабочий манометр.
Дополнительный манометр вкручивается на место штатного датчика масла
Признаки снижения давления масла
Если давление масла в двигателе резко снизилось, не заметить этого невозможно. Вот основные признаки того, что с системой смазки мотора что-то не так:
- мотор начал быстро перегреваться. При этом выхлопного газа становится больше, а выхлоп имеет чёрный цвет, что особенно заметно, когда автомобиль набирает скорость;
- подшипники и другие детали, подверженные интенсивному трению, стали изнашиваться очень быстро;
- двигатель начал стучать и вибрировать. Объяснение простое: смазки в моторе мало, трущиеся части постепенно изнашиваются и зазоры между ними увеличиваются. В конце концов детали разбалтываются, начинают стучать и вибрировать;
- запах гари в салоне. Если давление масла снижено, оно начинает ускоренно окисляться и выгорает. А водитель ощущает запах продуктов горения.
Причины снижения давления масла и их устранение
Прежде всего следует отметить, что падение давления масла — это неисправность, которая является общей «болезнью» всех двигателей семейства ЗМЗ, независимо от их модели. Нет никаких особых нюансов, связанных с этой неисправностью и характерных для какого-то отдельного двигателя из семейства ЗМЗ. По этой причине ниже будут рассмотрены причины падения масляного давления в двигателе ЗМЗ-409, который на сегодняшний день является самым популярным в нашей стране. Здесь же следует сказать о том, что самой распространённой причиной падения давления масла является неверный коэффициент вязкости, он же SAE. Из-за этой ошибки водителя моторное масло в жаркую погоду может стать слишком жидким. Или наоборот, в сильный мороз оно может быстро загустеть. Поэтому прежде чем искать проблему в моторе, автовладельцу следует задать себе простой вопрос: а то ли масло я залил?
Резкое падение масла в моторе
Если в двигателе ЗМЗ резко пропадает давление масла, то это может произойти по двум причинам:
- не закрывается редукционный клапан в масляном насосе. Если водитель редко меняет масло, оно вырабатывает свой ресурс. В нём появляется осадок и грязь, которая может попасть и в редукционный клапан, вызвав его заклинивание. Решение: слив старого масла, тщательная очистка редукционного клапана, промывка системы смазки керосином, заливка нового масла с правильным коэффициентом вязкости;
Если редукционный клапан постоянно открыт, давление масла резко падает
При поломке вала маслонасоса давление может резко упасть
Здесь же следует отметить, что вышеуказанные поломки случаются довольно редко. Для того чтобы это произошло, водитель должен абсолютно «запустить» двигатель и не менять в нём масло годами, либо долгое время пользоваться смазкой, не подходящей по вязкости.
Постепенное падение давления масла
Эта проблема очень часто встречается во всех двигателях семейства ЗМЗ без исключения. Возникнуть она может из-за многих факторов: это и конструкторские ошибки, о которых упоминалось выше, и ненадлежащее обслуживание, и естественный износ деталей, и многое другое. Перечислим самые распространённые причины постепенного падения давления масла:
- износ масляного фильтра. Водители «Газелей» настоятельно рекомендуют менять эти фильтры через каждые 5 – 6 тыс. км, а масло менять через каждые 10 тыс. км. Если этого не делать, в масле, каким бы хорошим оно ни было, возникает грязный осадок, который постепенно забивает масляный фильтр. А водитель в этот момент наблюдает вышеуказанные признаки падения масляного давления;
Масляные фильтры на моторах ЗМЗ надо менять как можно чаще
Пружина — основной компонент редукционного клапана в моторе ЗМЗ
Видео: ищем причину падения масляного давления в двигателе ЗМЗ
Итак, причин, вызывающих падение давления масла в двигателях семейства ЗМЗ, существует множество. Некоторые из них являются следствием «врождённых болезней» этого мотора. Другие — результат безалаберности самого водителя, а третьи — результат банального механического износа. Бо́льшую часть этих проблем можно устранить своими силами, а вот капитальный ремонт мотора придётся доверить квалифицированному специалисту.
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.
Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
В систему смазки входят масляный насос 20 (рис. 1) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла.
Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 3 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.
Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.
Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см 2 ).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см 2 ) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см 2 ).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см 2 ) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см 2 ) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра.
Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см 2 ).
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя.
Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении.
Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей.
xn-----6kcajdilda3aj8b2dehdgk4f9ezc.xn--p1ai
Модернизация системы охлаждения масла ЗМЗ-402 — ГАЗ 31, 2.4 л., 1997 года на DRIVE2
Ни для кого не секрет, что масло в двигателе играет не только роль смазки, но и активно участвует в охлаждении, в первую очередь, конечно, цилиндро-поршневой группы. Конструкторами двигателя ЗМЗ-402 предусмотрен радиатор охлаждения масла, который находится перед основным радиатором. Но проблема в том, что узел подключения маслорадиатора к двигателю, а именно маслокран, реализован ЗМЗ крайне убого. Во-первых, подключение крана к маслосистеме через банджо-болт, часть масла из которого уходит в маслофильтр, а часть в маслорадиатор имхо откровенная "городуха". Не смотря на наличие конических резьб и медных уплотнительных шайб этот узел все равно у всех течет т.к. на него передается вибрация кузова через шланги маслорадиатора. Во-вторых, открывать кран в теплое время года и перекрывать в холодное, как-то не очень-то рационально для машины 97 г.в., я бы понял наличие такого "атавизма" на 24-ке, которая разрабатывалась еще в 60-е года, но не для машины, выпускавшейся в 90-е.
В среде волговодов, часто возникает вопрос: "нужен ли 402-му двигателю маслорадиатор?". Многие просто убирают его, заглушив отверстия в маслосистеме и тем самым избавляются от лишних утечек масла. Так, когда-то поступил и я. Однако, инструкция по эксплуатации любой Волги гласит, что при эксплуатации автомобиля в летний период и длительном движении со скоростью, выше 100 км/ч, необходимо использовать маслорадиатор во избежание перегрева масла. Собственно, эти слова, я испытал на себе: во время поездки по трассе, двигаясь около 40 минут со средней скоростью 130-150 км/ч в летний день, я стал замечать что у меня резко падает давление масла, при сбросе скорости до 90 км/ч давление постепенно начинало расти. Т.е. масло перегревалось, разжижалось, и от этого давление падало. А, как вы знаете, перегрев масла, чреват его деградацией и окислением всех присадок, содержащихся в нем. Соответсвенно, если вы ездите на дальние расстояния, то маслорадиатор вашей Волге необходим.
Итак, сам маслорадиатор:

Полный размер
В моем случае, это самый производительный из волговских, алюминиевый маслорадиатор от форкамерной 3102 с двигателем 402.2. Так же, неплохим выбором будет маслорадиатор от 24, он не очень сильно уступает аналогу с форкамерного мотора. Штатные маслорадиаторы образца 3110 в виде змейки врядли вообще есть смысл рассматривать для форсированных моторов.
Теперь, стоит подумать о том, как его подключить к маслосистеме нашего мотора. Благо, есть готовое решение в виде маслоклапана от двигателя ЗМЗ-405/409 п/н 406-1013080. Данный девайс представляет собой проставку под маслофильтр с двумя клапанами: термостатом и клапаном давления. Когда звезды сходятся на небе давление и температура масла достигают заданных величин (около 90 градусов) клапана открываются и происходит выход масла в маслорадиатор.

Начинка термоклапана: термостат и масляный клапан.
Понятное дело, на родной маслофильтр эту систему не установить, нам потребуется адаптер под жигулевский маслофильтр фирмы "Шанс". Впрочем, адаптер тоже требует доработки. Родной стальной стаканчик, служащий одновременно осью фильтра и штуцером подачи масла придется высверлить ибо термоклапан имеет центральное отверстие большего диаметра, да и длины штуцера нам недостаточно для установки клапана.

Полный размер
Высверливаем штуцер сверлом на 18, а затем нарезаем резьбу М20х1,5. Я (а точнее токарь) все это делал на токарном станке, правда пришлось сварить адаптер, имитирующий крепление к блоку, что бы зажать переходник в патрон. Так же пришлось выточить новый штуцер, большей длины, с одной стороны с резьбой М20х1,5 (к адаптеру), а с другой 3/4 (к маслофильтру). Штуцер продев сквозь термоклапан, следует сажать на неразъемный фиксатор резьбы (я использовал красный фирмы Permatex), дабы исключить его выворачивание при смене фильтра. Главное, после подсборки не забыть просверлить отверстие 9мм в штуцере подачи масла в фильтр с обратной стороны адаптера.

Полный размер
Термоклапан всборе с адаптером и фильтром
Вот так выглядит вся эта конструкция на моторе:

Полный размер
Как можно заметить, дурацкие заводские переходники с дюймовой резьбы на метрическую я убрал, вместо них заказав токарю штуцеры с 1/4 на 8мм шланг. Трубка маслоподачи в фильтр на момент съемки находилась в порошковой окраске.

Полный размер
Общий вид установленного маслорадиатора
Маслорадиатор, конечно, вещь хорошая, но не стоит забывать что охлаждение масла происходит и в картере. Поэтому не плохо обзавестись алюминиевым картером. Здесь нам на помощь опять приходит форкамерный 402.2, от которого мы и возьмем данную деталь. Помимо лучшего охлаждения масла данный картер еще имеет ряд плюсов по сравнению с жестяным: он прочнее и за счет этого не плохо добавляет жесткости самому блоку, а еще он литой с толстыми стенками, поэтому о подтеках масла через стык поддона и блока можно забыть.

Полный размер
В поисках данной детали мне очень помог товарищ Flash-Cadillac, который за скромную сумму дензнаков прислал мне совершенно новый картер. За что ему выражаю очередной раз большое спасибо!
Для установки данного поддона на блок, нам потребуются шпильки большей длины М8х25 (по своему опыту скажу, что лучше еще длиннее). Прокладку я использую картонную, герметик Reinzosil от Victor Reinz.

Полный размер
Поддон на двигателе.

Полный размер
www.drive2.ru
Система смазки двигателя ЗМЗ-402
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.
Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
В систему смазки входят масляный насос 20 (рис. 1) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла.
Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 3 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.
Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня.
Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см 2).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см 2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см 2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см 2) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см 2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра.
Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см 2).
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя.
Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении.
Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей.
avtomechanic.ru
ГАЗ 31 ЧЁРНАЯ ВОЛГА. › Бортжурнал › Ремонт змз 402 ч.3, масляный насос и привод распределителя.
Всем привет!
Продолжаю ремонт, сегодня хотел установить маслонасос,

Полный размер
1.
но пришлось его немного ремонтировать, так как шестигранный паз был уже почти провернут

Полный размер
2.
да и состояние шестеренок не ахти

Полный размер
3.

Полный размер
4.
хорошо, что в запасе лежали почти новые шестерни, разобрал насос

Полный размер
сколько грязи!

Полный размер
6.
помыл его и заменил шестерни

Полный размер
как новый.

Полный размер
собрал

Полный размер
9.

Полный размер
10.
Затем дошла очередь до привода распределителя зажигания,

Полный размер
11.
на котором был порядком изношен шестигранник,

Полный размер
12.
решил его заменить на новый

Полный размер
новый шестигранник.
рассверлил заклепку,

Полный размер
14.
и при помощи тонкого бородка, вышиб ее нафиг,

Полный размер
в разборе.
промыл все внутренности, ну и склепал все обратно, правда заклепку долго подбирал, нашел вот такую, не знаю с чего, но крепче родной,

Полный размер
заклепка.

Полный размер
как новый, почти.
В итоге сэкономил кучу денег, новый масляный насос стоит 2200р, на ремонт старого потратил 10р за две прокладки, новый распределитель стоит 1200р, на ремонт старого, я потратил 55р за шестигранник, правда хотел еще шестерню привода распределителя заменить, но не нашел.
Всем мира и добра!
www.drive2.ru
Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402
Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров.
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами.
Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка.
Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.
На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала. Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания. Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и снятие масляного насоса можно посмотреть в статье - Ремонт и замена масляного насоса
avtomechanic.ru
Дефектовка масляного и водяного насосов — ГАЗ 31, 2.9 л., 1997 года на DRIVE2
Что является одним из основных факторов исправной работы мотора? Давление масла. Обычно, с нагревом двигателя давление становится ниже, иногда может даже моргать лампочка на холостых оборотах. В принципе, для 402го мотора, с его низкими оборотами ХХ 550-650 об/мин моргание допускается. Если оно сразу пропадает когда чуть чуть дать газу. Просто масляные каналы у этого мотора огромные, нет гидрокомпенсаторов -которые требовательны к давлению и т.д.
Но как же его повысить? Или хотя бы получить нормальное давление на современном масле, допустим на полусинтетике или синтетике.
Тут играют несколько факторов.
— зазоры постелей коленовала, распредвала
— производительность и давление самого маслонасоса.
Первое достигается заменой вкладышей. И один из путей как правильно установить "корявые" вкладыши на 402й мотор и подобные я описывал тут.
Второе — покупка нового насоса. При чем это не всегда хорошее и оправданное решение. Да он будет новый, но достаточно ли он будет качать? Ведь сейчас з/ч на наши моторы делают из Г… =).
Вот и я решил подправить жизнь своему насосу. Хотя жалоб особо у меня на него не было. Давление на ХХ было около 1-1,5 очка, на оборотах около 3. Более чем достаточно. Но проверить этот узел все же не помешает.
Процесс разборки описывать не буду, там все просто как 5 копеек.
После разборки я увидел нечто ужасное =)
Упорная пластина шестерен "прогрызана" довольно таки не хило

Глубокие насечки от шестерен
Сами шестерни все поизношены и все в "зазубринах".

зазубрины на шестернях


Вал ведушей шестерни с большим износом. В корпусе болтался не хило.

Износ вала ведущей шестерни
Но все же насос исправно качал =) причем синтетику 5w40 и 5w50. Пробег все таки не малый на нем, порядка 150 000 я думаю.
Ну теперь к главному. Что бы насос хорошо качал, а именно создавал давление, необходимо обеспечить минимально допустимые зазоры.
Для этого я разобрал еще 2 б/у насоса, неизвестного состояния. И в итоге взял из одного
внутренности, а именно пластину и шестерни с валом с минимальным износом. Новодельные шестерни я думаю будут хуже старых.
Вот пластина

пластина с донора в замен старой
Износа нет, только следы работы.
Далее я проверил зазоры между шестернями в корпусе, и между шестернями и корпусом.

зазор между шестернями
Зазор между шестернями должен быть 0,2мм + — 0,05.

зазор между шестернями и корпусом
Зазор между корпусом и шестернями 0,15мм.
Моя старая шестерня из-за изношеного вала "гуляла" в корпусе.
Теперь про пластину.
Падение производительности при увеличении торцевого зазора — это особенность всех шестеренчетых насосов. Пластина шестерни ставится через бумажные прокладки и этим самым выбирается торцевой зазор. Он должен составлять 0,04-0,05мм. На новом насосе он проверяется перемещением вала насоса вверх-вниз. Причем он почти не должен ощущается. А на практике они почти всегда ходят достаточно сильно.
Что бы обеспечить малый зазор я поступил иначе. Вырезал прокладку вместо бумажной из пивной банки. Ее толщина 0,1-0,15мм. Сами же шестерни должны выступать за корпус насоса. Измеряется зазор щупом через приложенный шатнгель-циркуль или еще что то ровное. Далее высчитывается толщина прокладки. Стандартная бумажная прокладка имеет толщину 0,4мм.
А так как я вырезал более тонкую, то мои шестерни просто напросто зажимало. Для решения этой проблемы я шлифовал шестерни на наждачной бумаге на зеркале. Почему на зеркале? Потому что по отражению сразу видно кривое ли стекло. Шлифовал и собирал несколько раз, пока не добился свободного кручения механизма, но обеспечив минимальный зазор.
Далее сборка в обратной последовательности. Редукционный клапан я не трогал, а надо бы. Ведь давление может сильно увеличится на холодную, а его нужно как то ограничивать. Проверю при следующем визите в гараж.
Теперь разговор пойдет о водяном насосе, о помпе.
Моя исправно качала, двигатель не грелся, печка грела. Но разобрать все же как всегда не помешает. При том что я ее уже ремонтировал из за проворота колеса
Как выяснилось, колесо болталось в корпусе, но не проворачивалось. Возможно дали о себе знать повышенные обороты помпы из-за малого шкива и то что люблю покрутить мотор.
В итоге я купил новую помпу. Взял пекар. Проверял в магазине по люфту на валу. Пекаровская мне показалась самой качественной.

помпа пекар
Поставлю в нее еще штуцер на магистраль печки на 18-20мм вместо маленького 13-14мм.

сравнение штуцеров
В паре с ней будет трудится штуцер 20мм на танчике

штуцер 20мм в танчик

танчик
Но в итоге я помпу новую тоже разобрал =) посмотреть колесо.
Для сравнения выложу фото моей снятой заводской и пекаровской.

старая заводская
Колесо на валу перемешалось вдоль оси. Так оно было в свободном положении

колесо ходило на валу вдоль оси
А так оно должно стоять

как должно быть
Видна разница между фотографиями. Зазор между задней крышкой и колесом отличается.
Эффективность работы центробежных насосов зависит от формы колеса и от зазоров. Если зазоры большие то производительность будет ниже.
Вот боковой зазор колеса и корпуса заводской помпы

Вот так стоит колесо в заводской помпе
А вот так он выглядит в пекаровской…

боковой зазор большой

большой боковой зазор
Почему нельзя было сделать как следует с минимальными зазорами?
А теперь посмотрите зазор между колесом и задней крышкой…
Зазор с прокладкой задней крышки…

зазор с прокладкой
Без прокладки…

зазор без прокладки
Буду собирать без прокладки на герметик.
Вот поэтому нужно брать только оригинальные запчасти =).
Посмотрим как покажет себя в деле пекаровская помпа
Всем хорошего давления =)
www.drive2.ru
Маслосистема ЗМЗ-402 ГАЗ-2705
Страница 1 из 2
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей
Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
Рис. 1. Схема системы смазки: 1 — приемный патрубок масляного насоса; 2 — редукционный клапан; 3 — отверстие для слива масла; 4 — масляная магистраль; 5 — датчик указателя давления масла; 6 — отверстие для подачи масла к шестерням привода масляного насоса; 7 — винтовая канавка; 8 — трубка для смазки распределительных шестерен; 9 — канавка на первой шейке распределительного вала; 10 — крышка маслозаливной горловины; 11 — полость в оси коромысел; 12 — канал в коленчатом вале; 13 — пробка; 14 — перепускной клапан открыт; 15 — перепускной клапан закрыт; 16 — фильтрующий элемент; 17 — пробка для слива отстоя; 18 — отверстие для разбрызгивания масла; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — масляный насос; 21 — пробка; 22 — указатель уровня масла; 23 — канал для подачи масла к оси коромысел
В систему смазки входят масляный насос 20 с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла.
Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.
В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.
Емкость системы смазки — 6 л.
Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла контролируется по меткам "П" и "О"на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками "П" и"О".
давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/сМ2).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/сМ2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/сМ2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/сМ2) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/сМ2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов. дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
autoruk.ru
как регулировать масляный насос на 402 движке
Тут надо не насос регулировать. Вся причина в распредвале. Большие зазоры в подшипниках-в них и утекает масло на прогрером движке. Сталкивались ещё на уазиках в 80-е годы прошлшго века.
там нечего регулировать. Высокое давление, значит редукционный клапан не открывается, а низкое - либо масло слишком жидкое (левак или бензин в него из под насоса прет) , либо вкладыши уже раздолбаны. Если в масле уверен, проверь сперва бензонасос, не дырявая ли мембрана, потом сними маслонасос, если особых люфтов нет, то скорее всего вкладыши.
двигатель подлежит ремонту, а маслонасос регулировать не надо. В распред вале на 402 двигателе впрессовываются втулки и нет ни одного подшипника .Данная работа выполняется только в специализированных условиях.
В маслонасосе стоит редукционный клапан и если закрутить пружину клапана то давление возрастаетт но это не рекомендуется делать так как надо найти причину падения давления и устранить ее....
touch.otvet.mail.ru
Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402
Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров.
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами.
Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка.
Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.
На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала. Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания. Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и снятие масляного насоса можно посмотреть в статье - Ремонт и замена масляного насоса
avtomechanic.ru