Плавающие обороты двигателя


Плавают обороты – какие могут быть причины и последствия

Нередко автомобилисты сталкиваются с тем, что у двигателя плавают обороты на холостом ходу. Современные автомобили оснащены большим количеством контролирующих систем и датчиков, поэтому нарушение в работе одной из них может привести к возникновению этой проблемы.

Плавающие обороты указывают на неправильную работу мотора, поэтому автовладельцу важно как можно быстрее определить первопричину скачков и устранить ее, в противном случае могут возникнуть еще более серьезные поломки.

Причина появления плавающих оборотов

Причины, по которым плавают обороты, бывают следующими:

Некоторые из вышеописанных неполадок можно отремонтировать самостоятельно, для других потребуется визит в автомастерскую и помощь специалистов.

Скачки оборотов на холостом ходу

Почему же падают обороты на холостом ходу и как вовремя заметить неисправность? Причин возникновения неисправности множество, но автовладельца прежде всего должны насторожить показатели тахометра. В нормальном состоянии стрелка прибора всегда находится приблизительно на одном уровне, который не превышает 800 оборотов в минуту. При наличии проблем стрелка начинает совершать значительные колебания в диапазоне от 500 до 1500 оборотов в минуту, водитель слышит характерные постукивания и вибрацию в салоне, которые распространяются из отсека, где находится двигатель.

Почему могут плавать обороты двигателя на промежуточном ходу? Главной причиной является образование ржавчины на лопастях, расположенных в топливном насосе высокого давления. Происходит это в тех случаях, когда топливо разбавлено водой.

Скачки оборотов приводят к тому, что повышается расход топлива, в атмосферу вместе с выхлопами попадает все больше углекислого газа, отдельные элементы двигателя быстрее изнашиваются. Именно поэтому важно регулярно проверять исправность всех систем машины, а при возникновении неисправностей не медлить с ремонтом.

Исправляем плавающие обороты мотора

Если автовладелец заметил, что у двигателя падают обороты, то следует провести диагностику и постараться решить проблему самостоятельно. В зависимости от первопричины ремонт может быть следующим:

  1. Удаление ржавчины с лопастей ТНВД. Средство от коррозии нужно распылить в горловину топливного бака перед тем, как заправить машину. Дальнейшее вмешательство не потребуется, так как средство самостоятельно очистит ржавые области. В качестве профилактики можно налить в бак 1 стакан моторного масла, которое в процессе езды создаст своеобразную защитную пленку на лопастях.
  2. Очистка жиклера холостого хода. В него распыляют специальный аэрозоль, средству дают постоять не более 5 минут после чего продувают элемент сжатым воздухом, тем самым очищая от грязи.
  3. Смена поломанного электромагнитного клапана карбюратора. Так как этот элемент является неремонтопригодным, то его стоит заменить на новый.
  4. Регулировка холостого хода в двигателе. Выполняют отверткой, подвинчивая винты, отвечающие за качество и количество оборотов.
  5. Промывка и последующая правильная установка дроссельной заслонки. От элемента отсоединяют все провода и шланги, ослабляют крепеж и вынимают, после чего заливают специальным средством, которое поможет размягчить образовавшуюся грязь. В запущенных случаях заслонку можно осторожно протереть щеткой. После очистки деталь протирают старой чистой тканью и устанавливают на место. Если заслонку не хочется вынимать, то манипуляцию с аэрозолем проводят на горячем двигателе. Для этого сначала заслонку обрабатывают выжидают несколько минут и запускают мотор. Когда двигатель уже работает, обработку аэрозолем возобновляют. После того как деталь очищена, при помощи бортового компьютера нужно ее перепрограммировать, чтобы установить нужный зазор открытия.
  6. Смена датчика ДМРВ. Эта деталь не подлежит ремонту, поэтому проще и быстрее установить новый датчик.
  7. Очищение клапана, ответственного за вентиляцию картера. Нужный элемент извлекают и промывают в керосине, после чего просушивают и устанавливают на место.
  8. Замена РХХ. Если при проверке прибора мультиметром значения сопротивления варьируются от 40 до 80 Ом, то РХХ вышел из строя, поэтому требуется его замена.
  9. Воздух подсасывается в цилиндры двигателя. В этом случае нужно проверить магистрали подачи воздуха при помощи насоса. Это позволит обнаружить трещину и заменить испорченный шланг.

Если поломка более серьезная, то не стоит пытаться устранить ее самостоятельно. Лучше сразу обратиться в автомастерскую, где профессионалы протестируют машину и отремонтируют ее в кратчайшие сроки.

Плавающие обороты двигателя – серьезная поломка, которая требует незамедлительного внимания автовладельца. На начальных этапах ее достаточно легко устранить, в противном случае двигателю может потребоваться дорогостоящий ремонт.

Похожие статьи

 

www.em-grand.ru

Что такое «плавающие обороты»? — Auto-Self.ru

Явление, при котором обороты двигателя на холостом ходу начинают бесконтрольно ускоряться или замедляться, называют «плавающими оборотами». Эта проблема хорошо известна, данная неисправность создает немало неудобств в пути, особенно если мотор вовсе глохнет посреди перекрестка. Чтобы избежать этого и более серьезных поломок, нужно установить, почему плавают обороты на холостом ходу, и своевременно убрать эту проблему.

Эта проблема проявляется вскоре после запуска двигателя. Водитель, как правило, ожидает прогрева, и при подъеме показателя тахометра до 2-2,5 тыс. оборотов показатели падают до 800-900, а потом начинают колебаться от 500 до 1,5 тыс. об. в минуту. Как правило, обороты на прогретом двигателе плавают в течение 5-10 минут, но потом эта неполадка появляется регулярно. 

Причин, по которым возникает неисправность, может быть довольно много, и зависят от того, какой тип двигателя стоит на автомобиле. 

На многих отечественных машинах стоит карбюраторный мотор, поломка на котором может быть вызвана такими причинами:

Некоторые причины плавающих оборотов можно убрать самому, другие требуют вмешательства специалистов. В любом случае, если вы не уверены в том, что именно случилось с мотором, не следует пытаться исправлять неполадки самостоятельно. 

Большое распространение получили инжекторные моторы с электронным впрыском бензина. В них подобные проблемы чаще всего связаны с выходом из строя датчиков. Электронный блок не может нормально считать информацию, что вносит разлад в работу силового узла. 

Если в таком автомобиле плавают обороты на горячую, причина может быть в следующем:

Если на холодном двигателе плавают обороты, нужно проверить регулятор холостого хода используя тестер. Если сопротивление выбивается из нормального диапазона от 40 до 80 Ом, скорее всего РХХ перестает работать нормально. Реже такую нестабильность работы мотора вызывает датчик массового расхода воздуха. Ввиду сложности таких неисправностей, мы рекомендуем немедленно обратиться в СТО. 

Также нужно упомянуть особенности работы дизельных авто. Здесь причиной для дестабилизации оборотов является наличие коррозии на подвижных элементах насоса питания, из-за которой они часто заклинивают. Знание о том, что являет собой неполадка с «плавающими оборотами» не всегда помогает избавиться от нее, но зато оно избавляет вас от паники. Воспользовавшись этой информацией, вы сможете быстро определить, в чем проблема, и найти способ ее решения. 

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

auto-self.ru

Что делать, если при нагреве двигателя плавают обороты

Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко. Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе. Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.

Устранение проблемы плавающих оборотов двигателя.

Причина появления плавающих оборотов

Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов. Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков. Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.

Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.

Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам. При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов. Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:

В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.

Методы решения проблемы

Обнаружив плавание оборотов, опытные водители приступают к проверке соответствующей электроники. Во время диагностики уделяют особенное внимание дроссельному узлу, а также датчикам и исполнительным устройствам. Нуждается в диагностировании и работа иных механизмов, в том числе системы зажигания и регулятора холостого хода, а также воздушный, топливный фильтры, форсунки инжектора и т. д. Особенно много мороки с регулятором и датчиком расхода воздуха. По итогам тщательной диагностики нередко оказывается, что вся причина – в сильной загрязнённой дроссельной заслонке, которая по этой причине не закрывается, как следует, или в механическом повреждении дросселя. В первом случае аккуратная очистка заслонки сразу же дает положительный результат, а во втором лучше всего поменять дроссель на новый.

Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже. В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы. Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.

Датчик РХХ

Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ). Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке. Однако плавание оборотов – одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.

ДПДЗ

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) во многом схожи с приметами поломки датчика РХХ. Однако при выходе из строя ДПДЗ об этом будет сигнал от бортового компьютера или чек-эйнджа.

Дроссельная заслонка

Как уже отмечалось выше, повышенные обороты холостого хода автомобиля на прогретом двигателе могут быть следствием того, что загрязнена дроссельная заслонка. Накопившаяся на ней со временем грязь не дает ей возможности свободно, до конца закрываться, как предусмотрено, поэтому ее надо основательно почистить. Вместе с тем, некоторые водители с удивлением отмечают, что иной раз даже основательной прочистки заслонки вместе с клапаном холостого хода оказывается недостаточно. Так, мотор по-прежнему сохраняет высокие обороты, причём тормозная педаль теряет свою упругую эластичность, становясь очень жесткой. Тогда, по мнению экспертов, придётся браться за очистку клапана VVTi. Есть также рекомендации взяться за промывку клапана холостого хода.

Датчик температуры мотора

Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают. После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора. В подобных случаях его лучше всего заменить новым.

Коллектор

Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора. Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка. В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.

Электронный блок управления

По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики – электронные блоки управления мотором. Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев – давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки. Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.

Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя – заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.

drivertip.ru

Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

При исправной работе мотора, когда автомобиль начинает запускаться, идет прогревочный процесс. В это время стрелка тахометра показывает почти 2,5 тысячи оборотов в минуту, после прогрева происходит снижение оборотов. Впоследствии нормальное функционирование силового агрегата характеризуется нахождением стрелки тахометра на уровне от 750 до 800 оборотов в минуту.

Если возникла проблема — плавают обороты на холодном двигателе, это может означать только одно — в двигателе автомобиля появились серьезные дефекты, поэтому он работает неустойчиво.

При отсутствии данного прибора нарушения можно определить по звуку, доносящемуся из отделения силового агрегата: рокот и вибрирования движка ощутимы в виде нарастания и убывания попеременно. Чаще всего обороты двигателя прыгают на холостом ходу.

Происхождения перебоев оборотов инжекторного движка

Нестабильности в деятельности двигателя на холостом ходу особенно подвержены автомобили инжекторного типа. Неравномерное функционирование происходит по следующим причинам:

  1. Наличие избыточного воздуха в цилиндрах.
  2. Поломка регулятора холостого хода (РХХ).
  3. Отказ клапана вентиляции масляного картера.
  4. Неисправности датчика массового расхода воздуха картера (ДМРВ).
  5. Заклинивает ход дроссельной заслонки.

Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора

При поступлении избыточных воздушных масс электронный блок управления (ЭБУ) подает сигнал, требующий восстановить баланс между воздушными массами и горючей жидкостью для создания топливовоздушной смеси. При добавочном поступлении топлива увеличиваются обороты. Соответственно, чтобы прекратить излишнюю подачу горючего, автоматически снижаются обороты, происходят ощутимые скачки.

Поломки РХХ бывают вызваны нарушением целостности электропроводов, отказами регулятора вследствие использования некачественных топливных смесей. При поломке РХХ двигатель автомобиля теряет стабильность, скачут обороты, произвольно повышаясь и понижаясь.

Картерные газы обогащают топливовоздушные смеси во впускном коллекторе. Если нарушается их поступление в коллектор, плавают обороты при запуске двигателя на холодную в сторону снижения до 750 вместо 1200 оборотов в минуту. Заклинивание вентиляционного клапана происходит вследствие наличия избыточных масляных налетов на стенках картера.

Поломка датчика массового расхода воздуха картера может быть вызвана избыточным слоем пленки отработанного масла. Отказ ДМВР может также произойти из-за поломки термоанемометра, контролирующего воздух в цилиндрах. Электронный блок управления получает искаженные данные, подаются добавочные порции воздуха в камеру сгорания, вследствие этого обороты двигателя становятся нестабильными.

Дроссельная заслонка может заклинить из-за скопления отработанного масла, препятствующего закрытию и открытию, а также вследствие поломки приводного механизма. Этот дефект является наиболее распространенным и в карбюраторных автомобилях. В них также наблюдается неравномерная работа двигателя на холостых оборотах.

Перебои в работе карбюраторных и дизельных движков

Почему плавают обороты двигателя в карбюраторных машинах? Нестабильная деятельность может быть вызвана следующими причинами:

  1. Сбой регулировок на холостых режимах.
  2. Отказ электромагнитного клапана карбюраторного двигателя.
  3. Избыточное скопление продуктов сгорания в жиклере.

Дизельные моторы имеют скачки и падения в показаниях прибора при промежуточных режимах и при работе вхолостую. В этих случаях говорят, что плавают обороты дизельного двигателя. Причиной является ржавчина, образовавшаяся на крыльчатке топливного насоса высокого давления. Вода, содержащаяся в дизельном топливе, вызывает образование коррозии.

Последствия нестабильной деятельности моторов

Все перечисленные причины, работающих с перебоями движков, вызывают ряд негативных последствий:

Во избежание отрицательного влияния сбоев стабильности в работе двигателей внутреннего сгорания на функционирование всех систем автомобиля необходимо производить регулярные проверки всех датчиков и элементов агрегата.

Перечень мероприятий по устранению плавающих оборотов

Для восстановления стабильности оборотов на холостом ходу выполняется следующее:

  1. Восстановление функции подсоса воздуха в цилиндрах движка.
  2. Проверка и последующая замена, при необходимости, РХХ.
  3. Очищение вентиляционного клапана.
  4. Диагностика термоанемометра и его последующая замена.
  5. Очистка и восстановление заслонки дросселя.
  6. Настройка холостых режимов.
  7. Замена электромагнитного клапана карбюратора.
  8. Очищение жиклера.
  9. Удаление ржавчины с крыльчатки ТНВД.

Описание действий по устранению нестабильности оборотов

При проведении мероприятий по восстановлению подсоса воздуха проверяется герметичность магистралей, подающих воздух в коллектор. Снимается каждая трубка и продувается при помощи насоса или компрессора. Дополнительно используется раствор WD 40. Там, где быстро испаряется жидкость, нарушена целостность магистрали, в этом случае шланг необходимо заменить на новый образец.

Для диагностики регулятора холостого хода используют мультиметр, чтобы измерить его сопротивление. При величине сопротивления 40–80 Ом нужно заменить регулятор.

Картер подвергают разборке для извлечения клапана вентиляции, дальнейшей промывки в керосине от отложений масла. После тщательной просушки клапан возвращают в систему вентиляции.

При отказе датчика массового расхода воздуха его заменяют на новый.

При проведении очищения дроссельной заслонки используют специальные аэрозоли, щетку, ветошь. Данная процедура может быть выполнена непосредственно на движке, успевшем прогреться, или сняв ее с силового агрегата. Появление белого дыма свидетельствует об удалении шлама масла. После завершения промывки и установки заслонки производят перепрограммирование с целью установки номинального зазора открытия.

Настройка движка в режиме холостого хода осуществляется с использованием набора отверток для регулирования оборотных винтов.

Поломка электромагнитного клапана способствует возникновению скачков оборотов движка. Этот элемент не подлежит восстановлению, его необходимо заменить.

Жиклер чистится с применением специальной аэрозольной жидкости, используемой при промывке карбюраторов. Средство вливается внутрь жиклера, через пять минут чистящая жидкость удаляется при помощи сжатого воздуха.

Для обработки крыльчатки ТНВД используют специальное средство, удаляющее следы коррозии. Его распыляют непосредственно в горловину перед заливкой топлива. Очистка внутри бака производится при помощи данного средства. С целью профилактики коррозии моторное масло заливают в топливный бак в количестве 200 граммов для создания защиты лопастей.

Если движок начинает скакать на холостом ходу, нарушаются обороты при прогреве двигателя, нужно пройти диагностику на СТО с целью проверки и восстановления целостности узлов и деталей систем силового агрегата.

[poll id=»8″]

avtodvigateli.com

Причины, по которым плавают обороты на холодном двигателе

Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 6 мин. Просмотров 18

Нестабильность холостого хода, особенно на холодном моторе, может начаться на автомобиле с любой системы питания. Однако симптомы и причины при этом отличаются, поскольку наиболее характерное плавание с четко выраженной периодичностью возможно только на моторах с электронным управлением: период колебаний связан с особенностями конкретного алгоритма и временем реакции управляющих механизмов.

Неустойчивые обороты холостого хода на карбюраторных моторах

Внезапные скачки оборотов на холодных карбюраторных двигателях «зарыты» в карбюраторе, их причины – чисто механические. Причем проходят они после продувки карбюратора, хотя никаких неисправностей при этом и не заметить. На самом деле хитрость скрывается в попадании незаметной соринки в каналы карбюратора: увлекаемая потоком, она уменьшает сечение жиклера, и состав смеси «уплывает», а за ним – и обороты. Спустя некоторое время соринка от вибрации смещается – состав смеси и обороты нормализуются. Периодичности изменения оборотов здесь быть не может: все моменты изменения оборотов случайны.

Вторая возможная причина по которой плавают обороты непрогретого карбюраторного двигателя – негерметичность ускорительного насоса. В нормальном состоянии, когда дроссель закрыт, в камере ускорительного насоса не создается давление, и его запорный клапан закрыт. Если же клапан негерметичен, то поток воздуха, который проходит через карбюратор, может создавать разрежение. Его достаточно, чтобы из носика распылителя ускорительного насоса начал подкапывать в первую камеру бензин. Каждая такая капля обогащает топливную смесь, и обороты холостого хода слегка подскакивают.

Если обороты плавают с достаточной амплитудой, но медленно, причина кроется в подаче топлива в поплавковую камеру – уровень падает, и смесь обедняется. Мотор задирает обороты на переобедненной смеси, затем они плавно приходят в норму. Причины: подклинивание запорной иглы и поплавка в карбюраторе или недостаточное давление, развиваемое бензонасосом на низких оборотах. В первом случае давление топлива на низких оборотах неспособно продавить залипшую в закрытом положении иглу, а после скачка оборотов поднявшееся давление становится способно нормально наполнить поплавковую камеру. Во втором случае на холостом ходу поплавковая камера недонаполняется, после поднятия оборотов уровень в ней нормализуется, и обороты падают – начинается зацикленное изменение уровня топлива и оборотов.

В то же время искать подсосы воздуха, как на впрысковых моторах, на карбюраторных моторах бессмысленно – нештатная подача воздуха изменит обороты, но плавать они не начнут.

Нестабильность холостого хода на автомобилях с «механическим» расходомером

В устаревших системах впрыска топлива датчик массового расхода топлива представлял собой заслонку, установленную в сечении впускного патрубка и связанную с контактным потенциометром через рычаг. Чем больше объем воздуха, тем больше отклонялась заслонка ДМРВ.

Со временем подвижный контакт потенциометра протирает контактную дорожку на плате потенциометра, причем происходит это в зоне, соответствующей расходу воздуха на холостом ходу. В результате при работе мотора на выходе ДМРВ возникают резкие скачки напряжения. Как только контакт соскакивает на протертую область дорожки, напряжение падает (как будто резко упал расход воздуха), система впрыска соответственно уменьшает подачу топлива, и обороты падают. Соответственно и заслонка ДМРВ смещается, контакт потенциометра перемещается на целое место дорожки – сигнал возрастает, система впрыска вновь увеличивает подачу топлива, ДМРВ снова перемещает контакт датчика на протертый участок дорожки… Начинается зацикленное плавание оборотов, устраняемое только заменой ДМРВ или доработкой его платы (плата слегка смещается в корпусе так, чтобы контакт сместился на неизношенный радиус контактной дорожки).

Плавание оборотов на автомобилях с электронным впрыском топлива

Здесь причиной нестабильного холостого хода становится подсос воздуха во впускной коллектор через стыки самого коллектора (характерно для пластиковых коллекторов), вакуумные шланги и так далее. В поисках причин плавания оборотов на впрысковом моторе начинать работу нужно с исключения подсосов воздуха, проливая «подозрительные» места спреем-очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попадая на негерметичное место, жидкость срабатывает как временная заглушка, это сразу отражается на работе мотора.

И неисправности датчика положения дроссельной заслонки влияют на стабильность холостого хода, причем источник проблем тот же, что и для «механических» расходомеров: истирание дорожки потенциометра. Причем от этой проблемы избавлены двигатели с механическим приводом дроссельной заслонки, так как на холостом ходу она неподвижна, и контакт ДПДЗ не перемещается.

На моторах с «электромеханическим» (привод заслонки тросовый, но регулировка ХХ осуществляется встроенным сервоприводом, корректирующим положение заслонки) и «электронным» дросселем на холостом ходу дроссель постоянно перемещается в небольших пределах, изнашивая контакты ДПДЗ. Свободны от этого только дроссели с бесконтактными датчиками. Главная проблема в том, что такие дроссели – это моноблоки, где замена одного датчика положения дросселя не предусмотрена – менять приходится дроссель в сборе.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Почему плавают обороты на на дизелях Common Rail

Дизели считались не страдающими плаванием оборотов холостого хода – их топливная система была настолько проста по принципу действия, что «или работала, или нет», как говорится. Разве что металлическая стружка в изношенном ТНВД с индуктивным дозатором могла вызвать что-то подобное, налипая на электромагнит, и завоздушивание магистралей нарушает стабильность ХХ – но это определяется по наличию пузырьков в шлангах обратки.

Чем больше электроники появлялось на дизелях, тем ярче проявлялась эта проблема.

Но если для бензиновых инжекторных двигателей главный враг – это «лишний» воздух, то для дизелей – «лишние» отработанные газы, поступающие через неисправную систему EGR. Дело в том, что регулирование режима работы дизеля осуществляется не дросселированием впуска, а изменением подачи топлива – на низких оборотах во впускном коллекторе дизеля отсутствует разрежение, воздух извне нечем подсасывать.

Вторая проблема дизелей Common Rail – это негерметичность запорных клапанов форсунок. При рабочем давлении в сотни бар даже небольшая негерметичность создает «ручеек» топлива, попадающего в цилиндры сверх рассчитанной ЭБУ впрыска нормы. Пытаясь установить заданный режим работы, система впрыска начинает постоянно корректировать топливоподачу, попадая в тот же замкнутый цикл, что и с подсосом воздуха на бензиновом инжекторном моторе. Для некоторых моторов (например, «реновский» K9K) такие симптомы особенно характерны.

topmekhanik.ru

(решено) Пора заняться плавающими оборотами на ХХ — Honda Vigor, 2.0 л., 1991 года на DRIVE2

Симптомы неисправности:
На холодную заводится и т.д. как положено, как только двигатель нагревается без нагрузки (коробка в положении P или N) начинают плавать обороты от 1к до 2к. Пример 1 в 1: youtu.be/jej8_T4A5r8

Буду вычленять по очереди…

1. Клапан ХХ (IACV).
Оригинальный пробовал прочистить Carb Cleaner'ом — не помогло. Заменил на контрактный — не помогло.

2. Самое простое — крышка радиатора.
Возможен случай, когда клапан на крышке пропускает ОЖ в расширительный бачок, а вот обратно нет/с трудом. Получается вакуум/воздушная пробка в широких патрубках, отходящих от радиатора. А поскольку на верхнем рядом с термостатом стоит датчик А темперетуры ОЖ, то есть вариант влияния на обороты.
Теперь самое интересное. Какая крышка должна стоять на радиаторе на G20A: 0.9 или 1.1? Точно не помню, но вроде проблема нарисовалась после замены радиатора. В настоящее время крышка сочится, причем не по уплотнительной резинке, а по клапану на шляпе. IMHO, совсем не гуд.

3. Потом буду смотреть в сторону незамеченной грязи на ДЗ. как вариант косяка — из-за грязи заслонка не закрывается полностью. На холодном двиге это не заметно, т.к. обороты и так повышенные, а на прогретом — вполне может быть. СТОшники предлагают снять блок ДЗ целиком и чистить отдельно, винт ХХ в том числе. Но пока не придумал, что делать с прокладкой, которая наверняка порвется при отсоединении, отложил на потом.

4. Далее буду копать в сторону "утечки" воздуха в патрубках от возд. фильтра. Хотя MAP подсоединен к дроссельной заслонке уже за ней и утечки в патрубке на "вакуум" влиять не должны.

Ps. Разбираюсь методом тыка, потому как ни один СТОшник мне так и не назвал причину плавающих оборотов (при осмотре/тестах — всё норм).

UPDATE:
Нашел вот такое видео: How to fix the Honda idle problem
Симптомы 1 в 1 и лечится просто (Fast Idle Control Valve) — до него я как раз не добрался. На выходных посмотрим… :)
Чуть подробнее об узле: How to fix honda idle issue

UPDATE 2:
"Дело было не в бобине…". Промыл кишки FITV. Сам клапан не снимал, так что остался вариант с тремя резиновыми прокладками, НО, чую 5ой точкой дело не в них, т.к. я затянул клапан по макс. — т.е. даже при холодном пуске обороты почти как на прогретом. Данный клапан управляется ТОЛЬКО температурой ОЖ.
На всякий случай для тех, кто задумает побыть мой-до-дыром:

Кишки клапана в разборе (скупался и сушится)


"Пуля" на фото выше представляет собой маленький амортизатор (центральный шток с пружиной внутри движется).

Кишки клапана в сборе


По идеи, резинку бы сменить нужно, но насколько она критична — ХЗ, скорее всего — просто демпфер между двух пластиковых частей, чтобы при закручивании не треснули.

Клапан без кишок.


На дне — плунжер (по сути — термостат)

На всякий случай освежил дроссельную заслонку


Нижнее левое отверстие на фото выше — вроде как — вход для FITV и если заткнуть его пальцем на горячем работающем двигателе, то не должно чувствоваться потока воздуха через него (клапан должен быть полностью закрыт). Если это не так, то 1 из 2х: либо забиты отверстия протока ОЖ через клапан, либо "термостат" в нем уже не работает и клапан под замену. Как вариант проверки забитости отверстий ОЖ — проверить температуру у входного и выходного патрубка ОЖ на FITV — если она отличается — идем за вантузом, снимаем клапан и чистим. Лучше, конечно, если уж заморачиваться, так снимать клапан полностью, разбирать, чистить и ставить на место (я же линию ОЖ на нем не трогал).

Промежуточный ИТОГ: НЕ помогло.

Когда будете ставить кишки обратно — затягиваем верхнюю пластиковую "гайку" до упора, потом откручиваем обратно на 1-2 оборота (должен быть немного приоткрыт при холодной ОЖ, иначе зимой не заведете).

По п.2 выше. Крышку радиатора поменял — не помогло.

Следующий шаг — см. 3ю фотку с клапаном без кишок. Справа с надписью UP на крышке — его сиамский близнец. Эти 2 клапана работают в связке. В маленьком — мембрана, иногда грешат на него. Надо проверить, только сначала поискать видос по промывке. ВСЁ, что делают эти близнецы — приоткрыты когда антифриз холодный (повышая обороты для прогрева). Если бы можно было сделать байпасс — особо бы ничего не изменилось, кроме как обороты были бы сразу рабочие, а зимой с этим могут быть проблемы при заводке.

UPDATE 3:
Думаю будет полезным…
Объяснение работы впуска касательно датчиков. Часть 1
Объяснение работы впуска касательно датчиков. Часть 2
Разбор полетов на примере

UPDATE 4:
Танцы с бубном по вакууму придется отложить ((( — вчера что-то расхерачило в системе охлаждения в районе радиатора, то ли он сам, то ли патрубок (пока не разбирался) — словом под капотом всё в антифризе. Сдается, что и обороты плавали не из-за утечки в воздухе, а в приточке воздуха в ОЖ (подробности в коментах ниже)

UPDATE 5:
Можно сказать отделался легким испугом… — порвало верхний патрубок, остальное цело. Сегодня лишний раз убедился, что вентилятор радиатора у меня не работает. Сегодня жара, проехал 15км, на всякий еще включил печку на макс — жарит будь здоров. Gauge ОЖ показывает раб темп., а после остановки, вент. так и не включился — вечером поеду разбираться. Возможно в этом и косяк — просто закипает ОЖ (но вариант с подсосом воздуха не исключаю — продолжение следует :) )

UPDATE 6:
Пиво — великое дело… Приехал к знакомым СТОшникам (авто-электрик/механик)… Начали искать причины неработающих вентиляторов радиатора. Скинул клему с датчика ОЖ на радиаторе, замкнул коннектор (при этом, при вкл. зажигания должны заработать оба вентилятора радиатора — так и произошло). А вот дальше интересно… По Service Manual нужно смотреть на показания температуры ОЖ (при замыкании того коннектора он должен показывать темп. выше нормы, если нет = менять датчик темп на радиаторе). Поначалу так и порешили… Скатал за пивасом (валюта с друзьями). А теперь, что называется — опыт не пропьешь… Как только услышали слово отсечка в моей повести про плавающие обороты — в 2 голоса сразу сказали — пошли крутить винт ХХ! Как я их не отговаривал, но они победили… Во-первых, отшептало обороты сразу, во вторых обороты сделали ниже = перестала пинаться коробка при переключении передач, а учитывая, что подушки двигла — мертвые, то и бить стало меньше. Дык мало того, как перестали плавать обороты (ну м.б. и потому что передернули закисший коннектор датчика ОЖ на радиаторе) после пары минут работы на РОВНЫХ холостых — включились вентиляторы радиатора! Резюме — японцы делали ОХРЕНИТЕЛЬНО надежные системы охлаждения (я ГОД ездил без вентиляторов, а в Казахстане — резко-континентальный климат: -40/+40 и это лето реально было жарким, 220 км на скорости 140 км/ч (платная магистраль) без вентилятора радиатора. а 20-40 км/ч по городу в жару… делайте выводы…).

ИТОГО: я довольный как слон! Осталось порешать умершую стрелку тахометра…
Цена вопроса:
— замена порванного верхнего патрубка радиатора с работой: 5$
— проверка вентиляторов, регулировка винта ХХ: 3 х 1,5л пива (5$)

Ps: горе от ума — это про меня и про тех, кто сразу лезет в микроскоп, не замечая бревна под носом… Проверяем сначала самые простые вещи, типа винта ХХ, а потом уже ищем течи вакуума ))))

www.drive2.ru

Скачут обороты двигателя на холостом ходу

Плавающие обороты холостого хода являются достаточно распространенной неисправностью на различных автомобилях. Обороты скачут на бензиновых авто и на дизельных агрегатах, а также на двигателях с ГБО. Отметим, что плавают обороты на газу или на бензине на холостых достаточно часто по причине сторонней некорректной прошивки ЭБУ.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое топливные карты и чип-тюнинг. Из этой статьи вы узнаете о различных режимах работы ДВС под управлением контроллера, доработках штатной прошивки блока управления двигателем, разнице между чип-тюнингом и установкой отдельного тюнинг-бокса и т.д.

Так или иначе, во время езды указанная проблема способна доставить массу неудобств, так как водитель вынужден постоянно подгазовывать для того, чтобы двигатель не заглох в самый неподходящий момент. Далее мы рассмотрим, почему скачут обороты двигателя на холостом ходу, а также как определить причину неисправности для дальнейшего устранения.

Содержание статьи

Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины

В норме обороты ХХ на разных моторах могут колебаться в диапазоне от 700 до 900 об/мин. Нужно учитывать, что сразу после запуска холодного ДВС блок управления повышает обороты холостого хода, заставляя двигатель работать в так называемом «режиме прогрева». Данный режим штатный, то есть не является неисправностью. После достижения определенной температуры и незначительного нагрева мотора «прогревочные» обороты падают, двигатель начинает работать в обычном режиме ХХ.

Если скачут обороты двигателя на холостом ходу, тогда данная неисправность выглядит подобно легкому нажатию и отпусканию педали газа, причем сам водитель не нажимает на акселератор. Другими словами, холостые обороты могут быть слишком высокими или нормальными, затем начинают падать до такой отметки, когда двигатель почти глохнет. После этого мотор снова «подхватывает», стрелка на тахометре опять поднимается и скачки в виде повышения и понижения оборотов повторяются. 

Обычно неисправность проявляется несколько минут, чаще на холодном двигателе, после чего исчезает до следующего запуска. Также возможен вариант, когда поломка присутствует постоянно и независимо от степени прогрева двигателя, то есть обороты плавают постоянно после отпускания педали газа и перехода ДВС в режим работы на ХХ.

Причин для такого нестабильного холостого хода бывает много. Среди них можно выделить несколько основных. Прежде всего, необходимо учитывать тип установленного двигателя и его систему питания: карбюратор, инжектор, дизельный мотор.

Рекомендуем также почитать статью о том, что такое инжекторный двигатель. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, устройстве и принципах работы инжекторного впрыска.

На моторах с карбюратором большинство проблем решается путем чистки и настройки указанного дозирующего устройства.

Во время манипуляций с карбюратором следует проверять степень загрязненности жиклеров, прочищать каналы холостого хода, оценить уровень топлива в поплавковой камере и т.д. Конечной целью является нормальная подача воздуха и топлива в карбюратор, в результате чего состав смеси будет оптимальным для режима ХХ. В процессе эксплуатации жиклеры карбюратора требуют периодической очистки, параллельно с этим нужно проверить состояние воздушного фильтра и заменить сильно загрязненный элемент.

Теперь несколько причин, по которым обороты скачут на инжекторном двигателе. Как известно, современные авто с таким двигателем предполагают оснащение электронным впрыском топлива под управлением ЭСУД. Такая система управления конструктивно имеет множество датчиков, благодаря которым определяется состав топливной смеси на разных режимах работы ДВС.  Вполне очевидно, что выход из строя или ошибочные данные от какого-либо датчика могут приводить к плавающим оборотам на холостом ходу. Другими словами, электронный блок управления (ЭБУ) не получает достоверной информации или получает данные с перебоями, в результате чего обороты скачут на холостых. В списке возможных неисправностей следует выделить:

Если обороты скачут на холостом ходу, тогда проверки следует начинать с РХХ. Местом расположения регулятора обычно является область рядом с датчиком положения дроссельной заслонки ДПДЗ. Проверять указанное устройство можно посредством его замены на заведомо исправное или же при помощи мультиметра. Для проверки мультиметром следует узнать рабочее сопротивление, после чего измерить сопротивление регулятора тестером. Отклонения от нормы укажут на возможную поломку регулятора холостого хода.

В том случае, если диагностика регулятора показывает его работоспособность, тогда следует продолжить проверку. Следующим элементом является датчик массового расхода воздуха ДМРВ. Для проверки следует отключить разъем питания от ДМРВ, после чего нужно запустить силовой агрегат. В режиме холостого хода обороты могут подняться до отметки около 1200-1500 об/мин. Устойчивая работа ДВС с отключенным датчиком массового расхода воздуха и улучшенная динамика разгона при езде укажет на то, что обороты могут плавать по причине неполадок ДМРВ.

Что касается клапана EGR, данное решение позволяет вернуть обратно во впуск часть отработавших газов. Это сделано для улучшения экологических показателей ДВС. Другими словами, клапан открывает и затем перекрывает канал для подачи выхлопа обратно в двигатель. Выход из строя или «залипание» клапана приводит к тому, что отработавшие газы с избытком попадают во впуск, влияя на состав смеси, обороты ХХ и другие режимы работы мотора. Для нормального функционирования клапан ЕГР нужно периодически очищать, особенно его седло.

Дизельный двигатель конструктивно отличается от бензинового тем, что в его устройстве присутствует ТНВД. По этой причине плавающие обороты на холостом ходу могут возникать как в результате неполадок, свойственных бензиновым аналогам, так и в результате проблем с насосом высокого давления. Например, коррозия или механический износ подвижных элементов внутри насоса. Заедания и другие сбои приводят к тому, что холостые обороты на дизеле скачут.

Что в итоге

Как видно, в списке основных систем и механизмов, которые нужно проверять в случае плавания оборотов на ХХ, находятся:

Каждая из указанных систем требует подробной диагностики. Также необходимо учитывать, что сильно загрязненные инжекторные форсунки или обрыв в цепи их питания может являться причиной плавающих оборотов, потери мощности, троения двигателя, дымности выхлопа и т.д.

По этой причине инжектор необходимо своевременно чистить от загрязнений (каждые 30-40 тыс. пройденных км.) путем промывки или удаления отложений в ультразвуковой ванне. Также следует уделять внимание производительности топливного насоса и тому давлению, которое он создает в топливной рампе. Загрязнение сеточки бензонасоса является частой причиной неустойчивой работы двигателя, скачущих оборотов и других неисправностей.

Напоследок добавим, что в отдельных случаях троение двигателя и сбои в его работе на холостых и под нагрузкой сопровождается тем, что на приборной панели загорается «чек». Отметим, что фиксирование ошибки и запись неисправности в память ЭБУ может облегчить поиски неисправности. Для определения выхода из строя или сбоев в работе того или иного датчика будет достаточно подключить специальный сканер в диагностический разъем автомобиля для считывания кодов ошибок и последующей их расшифровки.

Читайте также

krutimotor.ru


Смотрите также