Ограничения по возрасту на водительские права


Возраст для получения водительских прав в 2020 году

Получить водительское удостоверение (ВУ) могут только те лица, которые подошли к определенной возрастной категории. Прежде, чем обратиться в нужный государственный орган нужно знать, с какого возраста можно получить водительские права на разные категории транспортных средств. Прояснить все вопросы по этой теме поможет эта статья.

Водительское удостоверение, которое закрепляет право водителя управлять ТС, имеет вид карты строго установленного образца. Обычно, такая карта выполняется из пластика. На ней имеется фотография владельца и информация, касающаяся водителя, то есть его ФИО без сокращения, место регистрации, дата рождения, на какой срок выдан документ, открытые категории тех ТС, которые освоил водитель. Любому дееспособному гражданину РФ дается право получить ВУ, но соблюдая при этом ряд условий.

Главным условием в этом ряду стоит возраст. Минимальный возраст для получения водительских прав в Российской Федерации — 16 лет. Это касается только некоторых категорий транспортных средств. Прежде, чем обратиться в органы для получения документа водителя, нужно пройти обучение в автошколе, или окончить специальные курсы по вождению.

С помощью квалификационного экзамена в ГИБДД оцениваются теоретические и практические знания будущего водителя. Успешно пройденным экзаменом считается тот, при сдаче которого допущено наименьшее количество ошибок. В противном случае обучаемого направляют на пересдачу экзамена.

Ученик допускается к пересдаче экзамена 3 раза, причем на очередную попытку он может рассчитывать не раньше, чем через 1 месяц.

Кроме ограничения по возрасту на водительские права будущий водитель должен быть здоров. Для этого ему предстоит пройти медкомиссию, по окончанию которой будет выдана справка, соответствующая форме 003-В/У. Сдача экзамена экстерном в России запрещена.

Требования по возрасту для получения водительских прав

Очень часто представители молодежи торопятся с получением водительского удостоверения, поэтому хотят знать, можно ли получить водительское удостоверение в 17 лет. Среди них бытует мнение, что дожидаться совершеннолетия совершенно необязательно, чтобы сесть за руль автомобиля. Но действительность доказывает обратное.

Чтобы управлять автомобилем, необходимо достичь 18-летнего возраста, потому что именно с этой возрастной категории положено выдавать удостоверение водителя на данное ТС. Но остается открытым вопрос с какого возраста можно проходить обучение для того, чтобы в будущем стать обладателем ВУ.

Федеральный закон » О безопасности дорожного движения» гласит, что только в 17-летнем возрасте молодые люди могут быть допущены до итогового экзамена. До этого момента они должны пройти обучение в тех учреждениях, которые занимаются подготовкой будущих водителей.

часть 2 статья 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.»


Это касается категорий «В» и «С», то есть легковых и грузовых ТС. Но удостоверение молодые люди получат только тогда, когда достигнут совершеннолетия.

Недавно группа инициативных депутатов из Госдумы выступила с предложением начать выдавать ВУ лицам, которым на момент получения исполнилось 16 лет. Причем управлять автомобилем они смогут лишь в том случае, если рядом будет сидеть человек, имеющий водительский стаж не менее 3-х лет и права категории «В», «С» и «D». Если эта поправка к закону будет принята, то молодежь с 16 лет cможет осуществлять управление автомобилем, но не самостоятельно, а под присмотром.

С какого возраста можно получить права на скутер?

Вследствие того,  законодательство, регулирующее дорожное движение, регулярно пополняется поправками, молодые люди желают знать, не изменилось ли что-нибудь в разделе о вождении малых транспортных средств и со скольких лет можно получить водительские права на скутер. Также несовершеннолетних водителей интересует: положено ли наказание, если скутерист был остановлен инспектором для проверки, но управляет им без водительского документа.

Прежде, чем получить ответ на данный вопрос, необходимо выяснить категорию скутера. Обычно такое название носят легкие, мобильные, механического типа, средства передвижения. Их рабочий двигатель не превышает объем 50 куб. см.

В эту категорию входят ТС с электродвигателем, мощностью до 4 кВт. К ним относятся скутеры, мопеды, квадрациклы, с навесным мотором велосипеды. Чтобы управлять такими ТС, нужно иметь при себе удостоверение с открытой категорией «М».

А сейчас самое главное: с какого же возраста молодые люди получают возможность стать обладателями долгожданных прав, разрешающих управление этими маневренными передвижными устройствами. Ответ только один: минимальный возраст водителей на управление данной категорией ТС составляет 16 лет.

Перед тем, как взять на руки права молодой человек должен пройти обучение, сдать «на отлично» экзаменационный тест по теории и показать навыки вождения ТС. Но к экзамену будут допущены лишь те, кто прошел медицинскую проверку и имеет на руках справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для вождения скутером или квадрациклом. Нужно учитывать, что к управлению скутером допускаются и те лица, которые имеют ВУ с более высокой категорией. В том случае, если в правах поставлена категория «А1», то водитель спокойно может управлять ТС категории «М». Главное, чтобы удостоверение было получено в России.

Также внимания заслуживает такой вопрос, так со скольких лет выдаются автоудостоверения  на категорию «А1».
И в данном случае ответ не менее категоричен: только с 16 лет. Возраст на получение прав категории «М» и «А1» совпадает.

часть 2 абзац 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста»

В каком возрасте можно получить права на мотоцикл?

Чтобы управлять мотоциклом, масса которого не превышает 550 кг, нужно вначале пройти обучение, пройти экзаменационные тесты, а затем уже прибегнуть к оформлению водительского удостоверения с открытой категорией «А». Будущим байкерам не терпится узнать в каком возрасте можно получить водительское удостоверение на управление мототранспортными средствами. Здесь есть небольшая разница в удостоверениях.

Если обладатель прав имеет открытой подкатегорию «А1», то он может управлять только «легкими», до 11 кВт мощностью и объемом движка до 125 см3, мотоциклами. Такое удостоверение может быть получено с 16 лет. Совсем другое дело — управление более мощными мототранспортными средствами. Здесь уже идет ограничение по возрасту. Те лица, которые не достигли 18 лет, не могут быть допущены к управлению мощными байками.

Минимальный возраст для получения прав на автомобиль

Удостоверения категории «В» позволяют управлять легковым авто массой не более 3,5 тонн, а также машиной с прицепом, масса которого не превышает 750 кг. Для вождения грузового автомобиля (средние и тяжелые грузовики) потребуется получить права с категорией «С». В обоих случаях стать обладателем прав могут только совершеннолетние граждане.

часть 2 абзац 2 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста»

Интересным представляется вопрос о том, можно ли получить водительское удостоверение в день своего рождения (18-летия) или это возможно только на следующий день. Речь в данном случае идет о моменте приобретения лицом гражданской дееспособности. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении человеком 18 лет. Другими словами, обратиться за получением водительских прав можно непосредственно в день своего рождения.

Возрастные ограничения для получения водительских удостоверений

По закону для получения каждой категории прав установлена только нижняя возрастная граница. Например, если молодой человек намерен получить категорию «А1», то ему нужно дождаться своего 16-летия. На категорию «В» и «С» — 18-ти лет.

Для управления транспортом таких категорий, как «D», «D1», «Tm» и «Tb» (последние, соответственно, трамвай и троллейбус) только с 21 года.

Иногда, в противовес всем предыдущим, задается и такой вопрос: до какого возраста можно получить водительские права. Действующий закон не содержит информацию о верхней возрастной границе. Поэтому, даже в преклонном возрасте можно стать обладателем прав, но лишь с условием, что не будет противопоказаний с медицинской стороны и возрастные водители пройдут успешно тестовые экзамены. Управление любым ТС будет доступно и этой категории лиц.

Так как в законе нет определения на счет возрастных ограничений, то только медицинское освидетельствование может помешать их получить (по состоянию здоровья). Возрастными считаются лица мужского пола с 55 лет, а женского — с 50 лет. Они обязаны каждые 2 года проходить медицинский осмотр (для молодых людей периодичность медосмотра составляет 3 года).

Также нельзя однозначно ответить на вопрос на сколько лет выдаются водительское удостоверение после 60 лет. Для всех возрастных категорий граждан РФ закон един, и ВУ выдается каждому гражданину на срок 10 лет. Как только истечет срок, удостоверение обретает статус недействительного, и его необходимо обменять. Обмену на более ранних сроках подлежит удостоверение, когда их обладатель изменит свои личные данные или пластикат подвергнется существенной деформации.

avtoudostoverenie.info

Максимальный возраст для замены водительских прав в 2020 году

До какого возраста водитель может заменить водительские права в 2020 году и могут ли пенсионеру отказать в продлении срока действия удостоверения?

С интересным вопросом к нашим автоюристам на горячую линию обратился гражданин, столкнувшийся с необычной ситуацией. Если вкратце – то 73-летнему водителю отказали в замене водительского удостоверения по причине возраста и сопутствующих ему проблем со здоровьем. Сам водитель воспринял отказ как данность, а вот близкие родственники решили проконсультироваться с юристами.

Ниже мы публикуем обстоятельный рассказ с комментариями и вопросами нашего юриста, а затем дадим правовую оценку ситуации.

Пенсионер пошел менять права, но получил отказ

Здравствуйте! Мой отец столкнулся с неприятной проблемой. Ему 73 года и в прошлом году, в октябре, у него истек срок действия водительского удостоверения. Сразу за заменой он не обратился, ездил мало, к тому же заболел осенью и не поменял права. Но тут возникла необходимость снова сесть за руль. После чего в феврале он обратился в МРЭО с заявлением о замене.

Все необходимые документы для замены прав он собрал, включая медицинское заключение.

Но медицинское заключение было им получено в сентябре 2018 года, он хотел заблаговременно сменить права, но не вышло – в начале октября у него приключился микроинсульт. Два месяца заняла реабилитация, все в порядке оказалось более или менее, поэтому он решил вернуться за руль.

Надо сказать, что после микроинсульта у него появился небольшой тремор в руках (дрожание), и слегка «повело» лицо, но на понимание происходящего болезнь не сказалась. Ездить он по-прежнему мог без проблем (по деревне, признаемся, катался через несколько домов туда-сюда без прав).

При обращении в ГИБДД сотрудники отказали в принятии документов, потребовав новую медицинскую справку. Причину сказали прямо – ты дед слишком старый, полгода прошло с момента получения справки – вдруг у тебя еще болячек добавилось, поэтому права менять не будем, давай заключение врача не позже 1 месяца.

Пройти повторное освидетельствование шансов мало, мы это понимаем. Но ведь и требования ГИБДД незаконны – отказы по предельному возрасту для замены водительских прав у нас не предусмотрены!

Ситуация неоднозначна: в 2020 году у пенсионеров могут возникнуть проблемы

Вопрос юристу

Сложившуюся ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Добрый день! По факту работники ГИБДД превысили свои полномочия, поскольку они не вправе подвергать сомнению достоверность выданной медицинской справки. Ни ПДД, ни Регламент, ни прочие нормативные акты не содержат указаний о том, как вести себя в случаях, если «визуально» водитель выглядит явно не подпадающим под критерии допуска к управлению автомобилем, но представляет медицинскую справку.

Не предусмотрено в законе и предельных ограничений по возрасту для замены водительских  прав, как нет и ограничений по возрасту в РФ на данный момент.

При наличии медицинского заключения «рулить» может даже 90-летний пенсионер, если его состояние здоровья позволяет ему управлять автомобилем без проблем и нет противопоказаний.

В вашем случае стоит обратить внимание на п. 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 в редакции от 14.08.2018 «О допуске к управлению транспортными средствами».

29-ый пункт устанавливает случаи, когда производится замена водительского удостоверения, а пункт 30 – перечисляет документы, необходимые для замены.

При этом медицинская справка в случае замены по истечении срока действия прав является обязательной.

 

Срок действия медсправки прописан в пункте 12 Приказа Минздрава России от 15.06.2015 N 344н – это 12 месяцев с момента прохождения медицинского освидетельствования. В это время справка может быть без проблем предъявления для любых целей, будь то:

Поэтому отказ сотрудников ГИБДД в любом случае незаконен. Но лишь формально!

Что делать в таком случае?

Применительно к описанной ситуации:  если вы осознаете, что ваш отец не пройдет повторную медицинскую комиссию, значит — его состояние здоровья не позволяет ему управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих.

Возможно, не стоит рисковать и лучше согласиться с позицией инспектора или же попытаться пройти повторное медицинское освидетельствование?

Ведь на данный момент перечень ограничений по здоровью, полностью исключающих управление автомобилем, достаточно жесткий и все указанные там болезни действительно опасны для водителей.

Скриншот перечня приводим ниже.

Если у водителя действительно присутствуют какие-либо проблемы из списка – за руль ему садиться точно нельзя. И это введено не только в 2020 году, это было всегда.

Помните, что жесткие требования к здоровью водителя – не блажь инспектора ДПС, а реальные меры по обеспечению безопасности движения. В то же время никаких ограничений по возрасту водителей-пенсионеров в РФ у нас для водителей не существует, все упирается лишь в подтвержденное состояние здоровья.

 

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

1dtphelp.ru

До какого возраста можно получать водительские права в РФ

Для получения автоудостоверения, позволяющего его владельцу управлять ТС (здесь и далее – транспортным средством), важным является возрастной ценз. Даже очень молодые люди просто мечтают научиться водить автомобиль и поскорее получить ВУ (здесь и далее – водительское удостоверение). Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права. Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже.

Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж. Объясняется это тем, что пожилые люди гораздо медленнее ориентируются на местности, имеют трудности с концентрацией внимания, а также ощущают определенную мышечную слабость в стрессовых ситуациях. Эти и некоторые другие моменты являются причиной затруднений, которые возникают у пожилых автоводителей за рулем.

Однако, обновленная информация страховщиков РФ, анализируя данные автовладельцев, приобретающих полис КАСКО, предоставила другую информацию. По их сведениям лишь 4% лиц пожилого возраста попадают в ДТП, а этот показатель вдвое меньший, чем аналогичный у автоводителей среднего возраста и молодежи.

Следует отметить, что никакие приказы Минздрава не содержат ограничений пожилым людям для приобретения водительского удостоверения. Некоторых представителей этой возрастной категории медики приравнивают к людям с физическими ограничениями. В подобной ситуации их приравнивают к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке могут обязать проходить медосмотр чаще, чем людей более молодого возраста (к примеру, 1 раз в год).

По мнению экспертов основным среди критериев,  влияющих на окончательное решение по выдаче прав, является именно врачебная оценка состояния здоровья автоводителя. Ведь в ходе проведения медосмотра специалисты не просто оценивают состояние здоровья, но и делают определенный прогноз на будущее.

С этим мнением тяжело спорить, ведь один человек может быть в 60 лет спортивным, внимательным и собранным, а другой – в 40-летнем возрасте иметь плохое зрение, рассеянное внимание и плохую физическую форму.

Вот и выходит, что ограничения в получении водительских прав должны опираться именно на состояние здоровья автоводителя, а также его поведенческих реакций.

Следует заблаговременно изучать правила выдачи водительского удостоверения для представителей разных возрастных категорий и руководствоваться именно подобной информацией!

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Последнее обновление: 05-12-2019

avtoudostoverenie.ru

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

"Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение", – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. "Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, – отметил он в беседе с РИА Новости. – Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту".

Госдума в два раза увеличивает число категорий в водительских правах>>

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. "Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь", – пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, "можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным", – говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди", – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

"Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска", – пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. "Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность", – предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

"Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально", – говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, "когда поднимается вся история болезни". Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. "Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся", – резюмировал он.

В группе риска – молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. "Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, – сказал он в беседе с РИА Новости. – Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет – вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного".

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. "Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями", – говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. "Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь", – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

За рулём пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя? | Безопасность | Авто

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, – только на один год.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств. Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».

Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

 

aif.ru

В каких случаях не пройти комиссию

Вот когда пожилые водители не смогут поменять водительские права на новый срок. 

 

Все мы знаем, что водительские права в нашей стране выдаются, начиная с 18 лет, сроком на десять лет. По истечении этого срока водители обязаны обменять права на новые, пройдя обязательную медицинскую комиссию, включая посещение нарколога и психиатра. И если у вас нет проблем со здоровьем (отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством), вы не состоите на учете в наркологическом диспансере, а также у психиатра, то вам без проблем выдадут медсправку, которая необходима для замены прав.

 

В этом случае вам достаточно оплатить государственную пошлину, обратиться в ГИБДД или МФЦ (в Москве «Мои документы») с соответствующим заявлением, приложив действующую медицинскую справку с отметками психиатра и нарколога. Но что делать пожилым людям, у которых могут быть проблемы со здоровьем? Как поменять права водителям в возрасте? 

 

В нашей стране, по сути, нет прямого запрета на управление автомобилем водителями пожилого возраста. За руль может сесть даже 80-90-летний человек. Единственное, у водителя не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, а также он не должен состоять на учете в наркологическом диспансере и у психиатра. То есть неважно, какой у вас возраст. Главное – это действующая медсправка, которая и дает вам право продлить водительское удостоверение на новый срок. Таким образом, получается, что в принципе по медицинским показаниям продлить права не получится не только у пожилых людей, у которых могут быть заболевания, препятствующие вождению автомобиля, но и у более молодых автолюбителей, которым по медпоказаниям запрещено садиться за руль. 

 

Тем не менее пожилым людям получить медсправку об отсутствии противопоказаний немного сложнее. Ведь чем человек старше, тем больше у него может иметься различных хронических заболеваний. И, к сожалению, многие заболевания могут быть препятствием для управления автомобилем, поскольку в этом случае человек за рулем представляет реальную опасность для участников дорожного движения. 

Естественно, при прохождении медицинской водительской комиссии внимание к пожилым людям намного больше. Правда, если речь идет о медицинской комиссии в государственных медицинских учреждениях. В коммерческих же медорганизациях пожилым людям пройти медкомиссию намного проще. Сами понимаете, что любая коммерческая организация заинтересована в выдаче максимального количества медсправок. Ведь для многих из них это, по сути, основной заработок.

 

Но это не означает, что пожилые водители имеют больше шансов пройти водительскую комиссию в коммерческих медцентрах. Не все так просто. Хотя доля правды в этом действительно есть. В обычной поликлинике такой пациент может и не пройти медкомиссию. Особенно по своему месту жительству (в своей районной поликлинике, в которой хранится медкарта водителя). Ведь в поликлинике по месту жительства врачи, которые будут освидетельствовать возрастного водителя, могут ознакомиться с медисторией водителя, обратив внимание на все имеющиеся у него хронические заболевания.

 

В этом случае если какие-то хронические заболевания не позволяют человеку садиться за руль, то, скорее всего, он не пройдет водительскую комиссию. В коммерческих медцентрах, как правило, нет доступа к вашей медицинской карте, так как она хранится в районной поликлинике, к которой вы прикреплены. Значит, в большинстве случаев коммерческое медучреждение без проблем выдаст вам справку о допуске к управлению ТС. Правда, это не означает, что в нашей стране существует 100% способ избежать потери прав из-за наличия противопоказаний к управлению автомобилем.

 

Могут ли ограничить действие выданных водительских прав пожилому водителю?

 

Знаете ли вы, что даже если вы получили права на новый срок, вы можете их лишиться в случае выявления у вас противопоказаний к управлению автомобилем? Как же так?

Все просто. Ежегодно прокуратура проверяет определенное количество водительских прав, выданных органами ГИБДД, с целью выявления водителей, имеющих противопоказания к управлению ТС. Как происходит подобная процедура? 

 

Органы прокуратуры запрашивают в ГИБДД список водителей, которые недавно получили права на новый срок. Далее делаются запросы по водителям в медицинские организации, выдавшие медсправки. Затем запрашиваются данные из государственных поликлиник, к которым прикреплены водители, попавшие под проверку. И если из поликлиники приходят сведения о наличии противопоказаний для управления автомобилем у каких-то водителей, то органы прокуратуры обращаются в суд, который в дальнейшем и наложит ограничения на действия свежевыданных водительских удостоверений.

 

Если точнее, эта процедура не лишает водителя водительских прав, а лишь их ограничивает. То есть при улучшении состояния здоровья, которое больше не препятствует управлению автомобилем, ограничения на действие прав могут быть сняты. В этом случае вам не нужно пересдавать экзамены в ГИБДД, как после окончания срока лишения прав. Ведь, по сути, вас не лишили прав, а лишь ограничили их действие.

 

Что делать, если у пожилого водителя есть ограничения по здоровью, препятствующие управлению автомобилем?

 

Если у пожилого водителя после окончания срока действия водительских прав и в результате обязательного медосвидетельствования были выявлены заболевания, которые препятствуют управлению транспортным средством, то, скорее всего, медсправку по допуску к управлению автомобилем он не получит. То есть пожилой водитель не получит новые права на очередной 10-летний срок.

 

В этом случае необходимо заняться лечением заболевания, которое и препятствует управлению автомобилем. И не советуем вам пытаться обмануть самого себя. Да, вы, конечно, можете обратиться в другой медцентр, который, не исключено, что и выдаст вам водительскую справку. Но вы должны знать, что раз ваше здоровье реально не позволяет вам управлять автомобилем, то значит, существует огромный риск не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Так что если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем, не советуем садиться за руль. В том числе если у вас есть действующая водительская медсправка.

 

Из-за каких заболеваний могут приостановить действие водительских прав?

 

На самом деле в рамках этой статьи невозможно описать полный перечень заболеваний, которые препятствуют управлению транспортным средством, поскольку их очень много. Тем более каждое заболевание имеет ряд симптомов, одни из которых являются основанием для ограничения водительских прав, тогда как другие симптомы могут не ограничивать водителя в водительских правах. И к сожалению, при одном и том же заболевании у разных людей могут быть совершенно разные симптомы. Так что ограничивать человека в водительских правах или нет, решают только врачи после соответствующего обследования. 

 

Самыми же распространенными основаниями для ограничения водительских прав являются болезни, связанные с повышением или понижением давления. Особенный риск несут водители, у которых часто наблюдается высокое давление (гипертония). Причем опаснее всего, когда такие водители управляют общественным транспортом или такси. Ведь такой водитель представляет опасность не только для всех участников дорожного движения, но и для пассажиров. Вот почему в автобусных парках, на автобазах и в таксопарках водители должны каждый день проходить предрейсовый медосмотр.

В таком случае снижается риск, что за рулем на рейсе окажется водитель с высоким давлением. Хотя стоит признать, что процедура медицинских предрейсовых осмотров в нашей стране не совсем прозрачная и многие автобазы и автопарки часто закрывают глаза на состояние своих кадров, выпуская на рейс не совсем здоровых водителей, ставя тем самым под угрозу безопасность участников дорожного движения и пассажиров.

 

Но почему человек с повышенным давлением опасен на дороге? Почему в случае выявления систематических проблем с давлением водитель может не пройти медкомиссию? Дело в том, что высокое давление – это огромный риск инсульта, инфаркта. Также у человека с высоким давлением может неожиданно снизиться концентрация внимания на дороге, более того, он даже может потерять сознание. И таких случаев немало в нашей стране. 

 

Так что, гипертония (особенно хроническая) может стать основанием для отказа в выдаче медсправки для продления водительских прав? Да, может. Особенно это касается пожилых водителей, для которых гипертония более опасна, так как их сосуды находятся не в таком состоянии, как у молодых людей. Поэтому пожилые люди, страдающие гипертонией, имеют больший риск инфаркта и инсульта, в результате чего часто не получают положительное заключение на водительской комиссии.

 

Также могут препятствовать управлению ТС заболевания неврологического характера. Например, частой причиной проблем со здоровьем пожилых людей становятся заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности грыжи межпозвоночных дисков позвоночника, которые могут защемлять нервы, что приводит не только к онемению конечностей, но и часто становятся причиной инвалидности в связи с ограничением свободы движения.

Естественно, при таком роде заболеваний пожилому человеку могут и не выдать медсправку для получения водительских прав на новый срок. 

 

Ведь при грыжах позвоночника у человека неожиданно может исчезнуть чувствительность рук или ног, что очень опасно в случае управления автомобилем. 

 

И, конечно, главное для любого водителя – это зрение, без которого нельзя представить управление любым транспортом. К сожалению, с возрастом у большинства водителей снижается острота зрения, что негативно отражается на безопасности управления транспортным средством. Так что при прохождении очередной медицинской комиссии пожилые люди должны быть готовы, что окулист выявит у них снижение качества зрения, что чревато как минимум допуском к управлению автомобилем только в очках. Однако существует множество заболеваний глаз, при которых не допускается управление автомобилем даже в очках. Поэтому чем старше человек, тем больше вероятности, что он не пройдет водительскую комиссию для продления водительских прав на новый срок. 

 

Полный перечень заболеваний, которые могут препятствовать управлению автомобилем, можно прочитать в нашей другой подробной статье вот здесь. 

 

Существует ли единая база заболеваний в России, и если да, имеет ли к ней доступ ГИБДД?

 

Нет, такой базы на самом деле нет. Есть, конечно, внутренние различные базы данных Министерства здравоохранения РФ. Но доступ к ним не имеет ни ГИБДД, ни прокуратура и ни какая-либо другая организация. Для получения каких-то сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос в Минздрав. Таким образом, органы ГИБДД не могут напрямую узнать, есть ли у водителя заболевания, препятствующие управлению ТС.

 

Почему же в России до сих пор органам ГИБДД и другим структурам не открыли такую базу, в которой можно было бы проверить противопоказания к управлению автомобилем у любого водителя? Все дело во врачебной тайне. По мнению Минздрава РФ, сведения о заболеваниях в базе данных, доступной для различных организаций, может навредить гражданам, если подобная информация попадет к недобросовестным людям. То есть Минздрав охраняет тайну пациентов с целью защитить граждан России от посягательств мошенников и недобросовестных людей. 

 

Хотя, как недавно заявили в ГИБДД, им не нужны полные сведения о заболеваниях водителей. Достаточно будет информации о наличии противопоказаний к управлению автомобилем. Проще говоря, есть ограничения или нет. По мнению органов ГИБДД, в случае получения доступа к такой базе данных в стране можно будет за короткий срок ограничить в водительских правах огромное количество водителей, которые в настоящий момент представляют опасность на дороге. Особенно это касается водителей, состоящих на учете у нарколога и психиатра. 

1gai.ru

Ограничения для водителей-пенсионеров в 2020 году: вопросы и ответы

С какого возраста водитель-пенсионер не сможет управлять авто в 2020 году, как часто будет проходить комиссию и как будет осуществляться контроль заего здоровьем?

Тема ограничения по возрасту для водителей-пенсионеров волнует многих граждан нашей страны. Горячая линия автоюристов практически ежедневно отвечает на самые острые из них. Мы решили обобщить самые распространенные обращения, касающиеся управления транспортными средствами водителями-пенсионерами и публично ответить на наиболее интересные вопросы.

Ограничения по возрасту для управления машиной: миф или суровая реальность?

Вопрос 1: Здравствуйте! Мой отец не имеет водительского удостоверения и в 63 года решил его получить, сдать все экзамены. Столкнулся с откровенным издевательством со стороны как учебного заведения, так и при приеме экзамена. Ему говорят, что нет смысла получать права – все равно скоро в 2020 году пенсионеров не допустят к рулю. Правда ли это?

Вопрос 2: Мой отец в 72 года водит машину самостоятельно, для него это единственный способ жизнеобеспечения – живет в удаленном поселке, откуда до магазина 3 километра. При замене прав ему сказали, что последний год, когда пенсионеры могут ездить за рулем в его возрасте. Подскажите, на основании какого закона будут вноситься такие изменения?

Комментирует автоюрист, Николай Марков

Задать вопрос юристу

Действующее законодательство не содержит каких-то особых ограничений для пенсионеров ввиду их возраста. При этом нет ограничений и на получение водительского удостоверения, сдачу экзамена или же замену прав.

Основным критерием допуска или не допуска водителя к замене прав является только его состояние здоровья, подтверждаемое по итогам прохождения медицинской комиссии и получения заключения (справки), необходимой для получения прав или же их обмена ввиду истечения срока.

Все имеющиеся в сети спекуляции о «неких грядущих изменениях» ничем объективно не подтверждаются, поскольку даже законопроектом об ограничении возраста пенсионеров в Госдуму не вносилось, иными ведомствами предложения не готовились.

Сколько раз в год водитель-пенсионер должен проходить медосмотр в 2020 году?

Вопрос: Моему отцу 67 лет. Имеется небольшой тремор в рук, что часто нервирует инспекторов ГИБДД, принимающих его за выпившего человека. Последний раз от него потребовали медицинскую справку с актуальным сроком действия, указав, что с таким заболеванием, возможно, он не может управлять автомобилем. Прямо сказали, что в его возрасте требуется проходить медицинский осмотр ежегодно и возить с собой медсправку. Законно ли это?

Получение «свежего» медицинского заключения требуется при получении водительского удостоверения впервые и после лишения прав, а также при замене ВУ ввиду истечения срока действия.

Срок действия медицинской справки  -2 года, но ни один нормативный акт не требует от водителей проходить ее вновь по истечении срока действия. Точно так, никто не обязан возить ее вместе с остальными документами.

Аналогичное правило касается и пенсионеров. На них, как и на остальных водителей, распространены условия ограничения в праве управления ТС из Постановления от 29.12.2014 N 1604. Выдержка из документа приводится ниже.

Наличие этих заболеваний исключает управление автомобилем и получение положительного заключения.

ВАЖНО: Если органам ГИБДД или прокуратуре станет известно, что водитель-пенсионер страдает заболеванием из вышеуказанного перечня, то его могут лишить прав бессрочно в судебном порядке.

Однако есть исключение – при ряде заболеваний, связанных с ограничением на управление автомобилем, в правах может проставляться отметка МС, что означает обязательное наличие медицинской справки с не окончившимся сроком действия.

Тем не менее никаких ограничений при отсутствии этой справки нет, поскольку в ПДД  она не прописана обязательным для предъявления инспектору документа.

Могут ли пенсионера ограничить в работе водителем?

Вопрос: Мой брат работает водителем автобуса, ему 66 лет. Уже на пенсии, но в целом здоровье позволяет. Есть некоторые проблемы с гипертонией и давлением. Руководство ему намекнуло, что пора бы на покой или сторожем переводится, иначе уволят по статье по здоровью. На каком основании они могут ограничить водителя в праве на работу?

Работающие в сфере автомобильного транспорта пенсионеры, в том числе в пассажирских или грузоперевозках, обязаны проходить медицинскую комиссию дважды в год. Кроме того, все водители проходят обязательный предрейсовый медосмотр перед заступлением на работу. Данный порядок установлен приказом Минздрава за №344н от 15 июня 2016 года.

В большинстве своем он проводится формально, в основном на предмет исключения опьянения. Если же у водителя явно начинаются проблемы со здоровьем, то работодатель вправе потребовать досрочного прохождения медицинской комиссии.

Но гипертония, например, не является основанием для ограничения в работе водителем.

Вместе с тем здесь стоит вопрос о безопасности, идущий в разрез с нормативной базой. Если водитель-пенсионер в 2020 году испытывает регулярное недомогание, то его работа в сфере пассажирских перевозок небезопасна и может обернуться плачевными последствиями. Это тоже стоит учитывать, а не слепо упирать на «не положено».

Если у вас остались вопросы – задайте их нашим юристам по горячей линии. Консультация по автоправу или иным отраслям бесплатная.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

1dtphelp.ru

Увеличение возраста для сдачи экзаменов на права

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о законопроекте, который предполагает внесение изменений в закон "О безопасности дорожного движения".

Сразу же хочу заметить, что изменений довольно много и все они являются интересными для водителей. Поэтому рассмотрение будет разбито на несколько статей. В первой статье будут рассмотрены вопросы, относящиеся к категориям водительских прав и их получению:

Информация о законопроекте

20.09.2019 Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами" проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Новая категория А2 для управления мотоциклами

Итак, рассмотрим обновленный пункт 1 статьи 25 закона "О безопасности дорожного движения":

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

категория "А" - мотоциклы (за  исключением транспортных средств категории "М"): двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него или трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в  случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час;
...
категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы: транспортные средства (двухколесные; трехколесные транспортные средства с любым расположением колес; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 килограмм без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 километров в час, и характеризующиеся в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров, или в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 киловатт, или в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 киловатт;
...
подкатегория "A2" - мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешенной максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;
...
подкатегория "В1" - трициклы и квадрициклы (за  исключением транспортных средств категории "М"): трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 400 килограмм (550 килограмм для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя которых не превышает 15 киловатт;

Во-первых, в данный пункт добавлена новая категория А2. Во-вторых, изменились описания для категорий А и М и подкатегории В1. Разберем эти вопросы поподробнее.

Подкатегория А2. Эту категорию можно назвать "средние мотоциклы". Она расположится между подкатегорией А1 (легкие мотоциклы) и категорией А (тяжелые мотоциклы). Кроме того, есть еще и самая младшая категория М - мопеды.

Категории двухколесных транспортных средств в виде таблицы:

КатегорияОсобенности конструкции
М - мопедыМаксимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 - легкие мотоциклыОбъем двигателя меньше 125  см3 и максимальная мощность меньше 11 кВт.
А2 - средние мотоциклыМаксимальная мощность меньше 35 кВт и отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
А - мощные мотоциклыЛюбые характеристики

Давайте еще раз разберемся с требованиями, которые предъявляются к мотоциклам категории А2. Во первых, такие мотоциклы ограничены по мощности двигателя (35 кВт или 47,59 л.с.). Т.е. они не могут быть слишком мощными. Во-вторых, они ограничены по минимальной массе.

Например, если мощность двигателя 35 кВт, то масса мотоцикла должна быть больше 175 кг. Если при такой мощности мотоцикл легче, то он относится к старшей категории А.

Ниже приведено соответствие мощности и минимальной массы мотоцикла, попадающего в категорию А2:

30 кВт - 150 кг
25 кВт - 125 кг
20 кВт - 100 кг
15 кВт - 75 кг.

Категории трехколесных ТС

Для трехколесных транспортных средств возможны следующие категории:

КатегорияОсобенности конструкции
М - мопедыСимметричное или асимметричное расположение колес.
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 - легкие мотоциклыОбъем двигателя меньше 125  см3, максимальная мощность меньше 11 кВт.
Колеса расположены асимметрично.
А2 - средние мотоциклыМаксимальная мощность меньше 35 кВт, отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
Колеса расположены асимметрично.
А - мощные мотоциклыКолеса расположены асимметрично.
B1 - трициклыКолеса расположены симметрично.

Категории для четырехколесных ТС:

КатегорияОсобенности конструкции
М - легкие квадрициклыМасса без нагрузки не превышает 350 кг (без учета массы аккумуляторов).
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
B1 - квадрициклыМасса без нагрузки не превышает 400 кг (без учета массы аккумуляторов) или 550 кг (для грузовых ТС), максимальная мощность двигателя меньше 15 кВт.

Обновленный список категорий будет именно таким. Причем в нем есть существенные отличия от существующей модели. Например, в настоящее время к мопедам (категория М) не относятся четырехколесные транспортные средства небольшой мощности. А новый список относит легкие квадрициклы к категории М.

Напомню, что подробное описание существующих категорий приведено в отдельной статье:

Возраст для получения права управления

Рассмотрим статью 26 закона "О БДД":

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:


Рассмотрим в виде таблички информацию о необходимых условиях для открытия той или иной категории:

КатегорияВозраст для полученияБыло
М - мопеды
А1 - легкие мотоциклы
16 лет16 лет
B1 - трициклы и квадрициклы17 лет18 лет
А2 - средние
мотоциклы
18 лет-
A - мотоциклы21 год
или 20 лет и стаж по категории A2 не менее 12 мес
18 лет
B - легковые
автомобили
18 лет
17 лет - с сопровождающим
18 лет
C1 - легкие
грузовики
18 лет и стаж по категории В не менее 12 мес
или 18 лет и права категорий D или D1
18 лет
C - грузовики21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С1, D или D1
или 19 лет и стаж по категории С1 не менее 12 мес
или 18 лет только при управлении военными транспортными средствами
18 лет
Tm - трамваи
Tb - троллейбусы
21 год21 год
D1 - небольшие
автобусы
21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С или С1
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
D - автобусы24 года и стаж по категории В не менее 12 мес
или 24 года и права категорий С, С1 или D1
или 22 года и стаж по категории D1 не менее 12 мес
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
BE, CE, DE, C1E, D1E - составы
транспортных
средств
1 год стажа1 год стажа

В первую очередь нужно обратить внимание на тот факт, что правила получения различных категорий стали гораздо более запутанными:

Самые интересные особенности таковы:

1. Использовать права категории В при наличии сопровождающего можно будет с 17 лет. В настоящее время неизвестно, какие условия при этом будут предъявляться к сопровождающему. Они должны быть описаны в дополнительных нормативных документах.

2. Получить права на грузовик (С или С1) или автобус (D или D1) можно будет только при наличии стажа по категории В не менее 1 года. Сейчас некоторые автошколы обучают водителей одновременно на категории B и С. Если законопроект будет принят, то подобные схемы обучения на 2 категории перестанут использоваться.

3. Получить права на любые мотоциклы (А) можно будет только в 20 лет и только при наличии стажа по категории А2 в течение 1 года. Второй вариант получения прав категории А - подождать до 21 года.

Напомню, что действующие ограничения по возрасту для разных категорий рассмотрены в отдельной статье:

Подводя итоги данной части статьи хочу отметить, что если Вы или Ваши дети планируют учиться на новые категории прав, то имеет смысл сделать это в ближайшее время. Если законопроект будет в итоге принят, то условия могут измениться и сдача на некоторые категории станет более трудоемкой.

В каком возрасте можно сдать на права?

Пункт 3 статьи 26 закона "О безопасности дорожного движения":

3. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "В" и "С" и подкатегории "С1" при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории "В" самостоятельное управление транспортными средствами категории "В" допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории "С" выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории "С", указанными в пункте 4 настоящей статьи.

Во-первых, хочу отметить, что сам минимальный возраст для сдачи экзаменов не изменился. Заранее можно сдать только на категории B, C и C1 (в 17 лет). На все остальные категории можно сдать только после достижения возраста, дающего право на управление соответствующими категориями.

Однако изменились условия выдачи прав. Если водитель сдал экзамен на категорию B в 17 лет, то права будут выданы сразу же. Напомню, что в настоящее время права выдаются только в 18 лет, т.е. водителю нужно ждать до этого возраста. Причем использовать права можно уже начиная с 17 лет, но только в присутствии сопровождающего.

Похожая ситуация и с правами категории С. Их можно получить в 17 лет, однако использовать их можно только во время военной службы (при управлении военными грузовиками). Полноценной категория С становится только в 21 год.

Что касается подкатегории С1, то сдать на нее можно в 17 лет, а использовать права можно начиная с 18 лет. То есть права выдаются водителю сразу, однако пользоваться ими нельзя.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

Ну а в следующей статье рассмотрена новая иерархия категорий транспортных средств.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

В России ограничение действия водительских прав по возрасту пока не планируется

Будут ли ограничивать пожилых людей за рулем?

«Пускать пожилых людей за руль или нет?» – этот вопрос уже давно стоит перед законодателями западных стран. Чуть менее остро, но все же вырисовывается схожая проблема и для российских законодателей и участников дорожного движения.

 

Смотрите также: Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию

 

Не сказать, что людей почтенного возраста мы часто видим за рулем автомобилей, но тем не менее граждане, активные в 70-, 80- и даже 90-летнем возрасте, нет-нет да выезжают на дороги.

 

Вот один из свежих примеров, опубликованный на страницах «РГ.ру»:

«Своеобразный рекорд установил житель Азова Василий Павленко. Он получил новые пластиковые водительские права в 90 лет».

 

Также в материале «Российской газеты» отмечается, что «законом не устанавливаются максимальные возрастные рамки для замены или получения водительского удостоверения», об этом сообщили в отделе информации Главного управления министерства внутренних дел региона.

 

Тем не менее со временем проблема будет только усугубляться, поскольку в связи с возрастающим количеством граждан, получивших право управления транспортными средствами, через десяток-другой лет мы получим на дорогах ситуацию, схожую с той, что наблюдается сейчас в США, где автомобилями управляют миллионы пожилых людей.

 

 

Почему мы обозначили подобную перспективу «проблемой»? Мы, безусловно, не против реализации потребностей прошедших экзамен на право управления граждан, но следует учитывать и физиологическую специфику людей в возрасте 70 лет и выше.

 

По мнению врачей, пожилые люди медленнее ориентируются в загруженном автомобильном потоке, чаще подвержены болезненному или утомленному состоянию, хуже концентрируют внимание, а также иногда непредсказуемо реагируют на стрессовую дорожную ситуацию.

 

Согласно пункту 2.7 ПДД РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения

 

Да и здоровье может ухудшаться достаточно внезапно. Вот и получается, что вроде медицинская справка еще действует и по документам человек имеет право управлять автомобилем, но по факту ему этого делать нельзя. Благотворно влиять на безопасность такое дело точно не будет.

 

Пожилой человек пожилому человеку – рознь. Кого-то в 80 лет можно запускать в космос, а кто-то в 60 лет уже с трудом реализует свои потребности.

 

Впрочем, в защиту пенсионеров скажем, что, по сведениям мировых страховых компаний, процент попадающих в ДТП пенсионеров от 100% имеющих ВУ не превышает 5%. Это минимум в два раза меньше, чем у их более молодых коллег. Не зря после введения новых тарифов ОСАГО с 9 января 2019 года коэффициент бонус-малус для водителей возрастом более 59 лет был даже снижен до 0.93: В России с 9 января 2019 года начали действовать новые тарифы ОСАГО

 

Так будет ли установлен в России предельный возраст вождения?

Что касается России, то у нас запретить управлять автомобилем органы могут только по медицинским показателям. И, казалось бы, все идеально, запрета на выдачу водительских прав после наступления определенного возраста просто не нужно, достаточно обратиться к базе медицинских противопоказаний.

 

Но пока у нас в стране нет единой базы, где сотрудники Госавтоинспекции могли бы посмотреть на противопоказания для управления автомобилем (тем более ГИБДД не имеет прямого доступа к разрозненным базам Минздрава, для получения каких-либо сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос). И это на данный момент является действительно серьезным просчетом. Поэтому благое начинание хоть и работает, но скрипя шестернями.

 

Итог: ограничение действия ВУ по возрасту, скорее всего, не введут, хотя, объективно говоря, такой вид регулирования в будущем будет напрашиваться сам собой.

 

Как у «них» – в Европе и США?

Проблема, как видно, стоит достаточно остро в других автомобилизированных странах, особенно в странах Запада: Европе и Северной Америке, где средний возраст населения поднимается, оно стареет, а автомобилизация растет, все в большем количестве семей появляется автомобиль, а то и по нескольку штук, для каждого члена семьи.

 

Эксперименты по этому поводу и дебаты идут достаточно давно, это также отражено в массовом искусстве. Например, в 2003 году в американском мультсериале «Южный парк» в гротескной форме освещалась именно такая проблема, отсылающая зрителя к реально случившемуся инциденту, произошедшему в том же 2003 году, когда 86-летний житель Калифорнии, перепутав педали тормоза и газа, въехал на машине в палаточный рынок и, проехав около 300 метров, убил 10 и ранил около 60 человек. И подобные инциденты, в которых пожилые люди путают педали и въезжают в магазины или жилые дома, в США происходят с печальной регулярностью.

 

Смотрите также: Что делать, если сотрудник ГИБДД нарушает закон

 

Какого-то единого решения в странах по всему миру принято до сих пор не было: прямые запреты для пожилых людей садиться за руль как находят поддержку среди населения, так и сталкиваются с протестными движениями ввиду того, что это является прямым ущемлением прав граждан.

 

 

Например, совсем недавно один из членов королевской семьи Великобритании, 97-летний супруг Елизаветы II Филипп, попал в достаточно серьезное ДТП, в котором его внедорожник даже перевернулся. После происшествия, несмотря на то что травм герцог Эдинбургский не получил, он сдал свои права.

1gai.ru

В России изменят возраст получения водительских прав

С какого возраста можно будет получить права на управление машиной и мопедом?

  1. Допуск к управлению автомобилем с 17 лет
  2. Получение прав категории А
  3. Получение прав на грузовые автомобили

Новость, что в России водительское удостоверение можно будет получить с 16 лет, активно обсуждают еще с сентября. Действительно, в 2020 году изменится минимальный возраст получения прав, но несовершеннолетним управлять легковыми и грузовыми автомобилями все равно не разрешат.

Допуск к управлению автомобилем с 17 лет

МВД подготовило ряд изменений в ФЗ № 196 "О безопасности дорожного движения". В первую очередь, они касаются допуска несовершеннолетних к управлению автомобилем. Получить права можно будет так же, как и раньше, только в 18 лет. А вот управлять машиной разрешат с 17 лет, но при условии, что рядом находится сопровождающий, соответствующий определенным требованиям. Но какие это будут требования, пока неизвестно.

Полагается, что сопровождающий должен быть совершеннолетним с определенным водительским стажем и инструктором автошколы. Получается, что обучаться на права можно будет с 17 лет, но пока не исполнится 18 лет, о правах можно не думать.

Есть еще один нюанс. Если будет зафиксировано, что несовершеннолетний управляет машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то с этого момента получить права можно будет только через год.

Обучение вождению
Источник изображения: factroom.ru

Получение прав категории А

Еще одно изменение коснется получения водительского удостоверения категории А, дающей право управлять мотоциклами. На данный момент по категориям А1 (легкие мотоциклы мощностью до 15 л.с) и М (мопеды с двигателем объемом не более 50 куб.см) получить права можно с 16 лет, а по категории А (общая) с 18 лет. В 2020 году планируется ввести новую категорию А2, которая будет включать промежуточные по мощности мотоциклы — более 15 л.с, но менее 47 л.с. В категорию А войдут самые мощные мотоциклы мощностью более 47 л.с.

Какой минимальный возраст будет для получения прав:

Получение прав на грузовые автомобили

Также планируется изменить минимальный возраст для получения прав по другим категориям:

Дата внесения поправок в законодательные акты пока не установлена. Возможно, МВД подготовит и другие изменения, о которых мы узнаем в 2020 году.

www.rudorogi.ru

Со скольки лет можно сдавать и получать права?

Российским законодательством установлены определенные требования — со скольки лет можно сдавать на права на машину в России. Возрастные ограничения на вождение автомобиля зависят от транспортного средства.

С какого возраста можно сдать на права на мотоцикл (категории А и А1)?

В 14 лет подросток получает паспорт гражданина России. С 15-летия свидетельство о рождении не является документом, подтверждающим личность.

16-летние считаются несовершеннолетними гражданами РФ, а не достигшие 14-лет — малолетними. Такие нормы установлены ст. 21 Гражданского Кодекса России. Учитывается также дееспособность гражданина РФ. По законодательству дееспособность определяется как возрастная граница — 21 год.

Учиться на ВУ можно в любом возрасте, но сдать на удостоверение водителя могут только лица, соответствующие определенным требованиям:

  • для А1 водитель должен быть старше 16 лет, А — 18 лет;

  • медицинская справка о «годности» — нормальном состоянии здоровья;

  • наличие всех документов;

  • оплата государственной пошлины;

  • прохождение обучения в автошколе, успешная сдача экзамена по теории, вождению.

Итак, сдача на права на мотоцикл в 16 лет — возможна. Закон не запрещает управлять ТС А-категории после этого возрастного предела. Шестнадцатилетние граждане, сдавшие на ВУ - А1, могут управлять: мотоциклами, мотороллерами, квадроциклами с рабочим объемом двигателя — не больше 150 куб. см. Подробнее об открытии категории А1 - в нашей статье.

Со скольки лет выдают права категории М (мопеды и скутеры)?

Наличие в водительском удостоверении отметки — М разрешает управлять мопедами, скутерами, объем двигателя которых не достигает 50 кубов, а мощностью — до 4 кВт. Максимальная скорость при этом не должна быть более 50 км/ч. Если параметры ТС будут отличаться, то оно будет приравниваться к мотоциклу, для управления придется открыть категорию А1.

Требования:

  • 16 лет;

  • медосмотр с положительным результатом;

  • окончание обучения в автошколе, успешная сдача экзамена в ГИБДД.

Несовершеннолетние граждане могут обучаться в автошколе только с разрешения родителей. К учебе допускаются лица только после медосмотра.

В автошколе в течение нескольких недель изучается теория, затем устройство ТС, правила оказания первой медпомощи. Далее — вождение в пределах закрытой площадки, а потом — в городских условиях.

Если уже есть ВУ: А, В, С, то проходить обучение на управление мопедом не нужно. Подробнее об открытии категории М - в здесь.

С какого возраста можно получить категорию Б?

Чтобы управлять транспортом B — легковым автомобилем, нужно соответствовать таким требованиям:

  • закончить автошколу на управление авто, максимальной массой не более 3,5 тонн, количеством мест без водительского — не более 8;

  • сдать на права можно в 16 или в 17 лет, а получить права - только в 18 лет;

  • водить авто — B можно с 18-летия, в процессе обучения, под контролем инструктора — c 16 лет.

Подробнее об открытии категории B здесь.

Ограничения по возрасту для водителей категории С

Для управления транспортными средствами — С предусмотрено возрастное ограничение — 18 лет.

Экзамен разрешается сдавать с 17 лет.

Изучение теории возможно даже в 15 лет. Теоретический материал включает:

  • правила дорожного движения;

  • особенности разметки дороги;

  • какие бывают знаки на дороге, как их использовать;

  • особенности законодательства этой сферы;

  • основы оказания медицинской помощи в различных ситуациях на дороге.

По мнению опытных инструкторов, изучать теоретические материалы желательно пораньше. Таким образом, можно лучше подготовиться к экзаменам в ГИБДД, более уверенно чувствовать себя на дороге.

Подробнее об открытии категории C здесь.

Можно ли в День Рождения получить права?

Водительское удостоверение выдается не ранее дня восемнадцатилетия. До этой возрастной границы можно сдавать экзамен — с 17, а учиться, управлять автомобилем под присмотром инструктора — с 16 лет. В день 16-летия — ВУ на управление ТС: А1, М.

Заключение

Законодательство РФ не запрещает учиться в автошколе с 15,16 лет, но ВУ выдается только для определенных транспортных средств. Для легковых автомобилей и грузовых машин нужно достичь 18-летия. Для некоторых ТС — 21 года.

Дата обновления: 11 декабря 2019 г.

zakon-auto.ru


Смотрите также