Масло моторное вязкость и температура
Таблица вязкости масел моторных по температуре, расшифровка значений
Хотел бы сразу дать кое какую ремарку в начале статьи: когда только создавался мой двигатель – еще отсутствовали современные масла с высоким показателем вязкости, так что компании — производители не имели возможности их кому-то «советовать» — в то время отсутствовали не только новые марки машинного масла, отсутствовали также и технологии изготовления моторов, которые рассчитаны на новые виды масел, поэтому уже сейчас следует начинать искать квалифицированного ремонтника для капремонта двигателя.
Данная статья создана для сомневающихся и автолюбителей, которым просто хочется знать, почему все устроено таким образом.
Что представляет собой вязкость?
Учитывайте, что основная задача автомобильного масла – это недопущение создания сухого трения внутренних элементов в моторе (имеются ввиду цилиндры и так далее), а также для гарантирования минимального показателя трения при высокой герметичности. Понятное дело, что создать субстанцию, которая могла бы обладать нужным для этого характеристиками, и имела бы постоянные показатели свойств температуры практически нереально, а разница температуры смазки в моторе сильно различается.
Необходимо также заметить, что показатель вязкость масла сильно зависит от температуры двигателя. Та температура, которую многие водители видят на приборной панели своего автомобиля, и которую обычно называют температурой мотора – в реальности является температурой используемой охлаждающей жидкости (она на самом деле стабильна в разогретом моторе и составляет примерно 90 градусов). Значение температуры смазки в моторе при этом сильно меняется и может достигать 100 градусов.
Наиболее ценным свойством автосмазки является ее вязкость. На обычном языке, который будет понятен автолюбителю, можно сказать таким образом: вязкость смазки – это ее возможность сохраняться на поверхности рабочих элементов мотора и сохранять стабильный показатель текучести. Совсем не трудно для понимания.
- 5W. Расшифруем код показателя вязкости смазки для автомобильного двигателя. Он обозначает низкотемпературный показатель вязкости, что холодный пуск мотора может производиться при температуре не менее -35 градусов (другими словами от значения перед литерой W стоит убрать 40). Это наименьшая температура автосмазки, при которой насос мотора способен перекачать смазку по патрубкам в цилиндры, при этом не спровоцировав их сухого трения и возникновения в связи с этим внештатных ситуаций.
Если вы попробуете убрать от данной цифры 35 (в нашем случае показатель будет -30°С), вы увидите значение наименьшей температуры «проворачиваемости» мотора.
Легко понять, что со снижением температуры в двигателе смазка меняет свои свойства и становится гуще, поэтому насосу труднее его перекачивать к цилиндрам, а стартеру труднее прокрутить мотор на морозе. Однако это усредненный показатель и настоящая картина будет значительно зависеть от мотора, вот почему при выборе масла с нужным показателем вязкости важно не пренебрегать советами производителя своего автомобиля.
Гораздо полезнее знать второе число – это показатель высокотемпературной вязкости (в нашем случае показатель является 30). Этот показатель не получится так легко, как первое значение перевести на ясный для автовладельца язык, поскольку это общий-собирательный показатель, который указывает на значение наименьшей и наибольшей вязкости смазки при значении рабочей температуры между 100 и 140°С.
Учитывайте также, что чем более высокое значение данного числа, тем будет выше уровень вязкости автомобильной смазки на максимальных рабочих температурах. Насколько это вредно/полезно для вашего двигателя – об этом может сказать лишь сам производитель авто.
Таблица значений вязкости автомобильной смазки
Что на самом деле более вредно для мотора, высокая или низкая вязкость?
- Сразу стоит отметить в уже который раз: показатель вязкости моторной смазки должен соотноситься с нормами автомобильного производителя. И это не зависит от возраста двигателя, от пройденного расстояния, от размера кошелька или «уважаемого» мнения мастеров из сервис-службы.
- Самая простая для владельцев авто пара трения в моторе – это цилиндр и поршень, вот почему мы возьмем именно эту пару для проведения своей интеллектуальной оценки.
- Вязкость масла – важный параметр, который на емкости прописывают литерами SAE. Уже много лет как прошло то время, когда по показателю вязкости можно было понять какое это масло, полусинтетика или чистая синтетика. Автолюбители с опытом, наверное, ещё вспомнят, когда в магазинах продавалось масло SAE. В те времена все было понятно и доступно даже для новичков: 15w-40 – это минеральная смазка, 10w-40 уже относится к категории полусинтетических смазок с большим количеством присадок, а 5w-40 – чистая синтетическая смазка.
- В 2019 году все обстоит совсем иначе. На рынке можно поискать и приобрести полусинтетику со значением 15w-40 либо получить чистую синтетику на 10w-40.
Что на самом деле могут значить данные буквы и цифры? Попробуем понять
- По современной классификации SAE моторные смазки стоит подразделять на зимние (это емкости, которые имеют на этикетке значение “w”), на летние и многосезонный вариант.
- Классические нормы вязкости смазки обозначаются таким способом
- Зимние масла имеют такую маркировку (она зависит от температуры): SAE 0w, 5w (и другие).
- Летние имеют свои обозначения.
Также стоит отметить многосезонные смазки — они выпускаются в смешенной спецификации, другими словами они объединили в себе различные параметры вязкости и имеют разделение тире: SAE 0w-30, 0w-40 (и другие).
Как думаю, уже поняли читатели, почти все упомянутые смазки для двигателей, имеющиеся к настоящему моменту в продаже, можно считать универсальными.
В обозначении показателя вязкости по SAE цифры гласят:
- Первая (она обозначает собой зимнее применение), к примеру, 0w – говорит нам о наименьшей температуре холодного запуска двигателя. Что это может значить? Чем меньшей будет данная цифра, тем на более холодный режим работы рассчитана смазка.
- Вторая (она обозначает собой летнее применение) говорит нам о возможности использования смазки в установленных значениях (имеются ввиду значения температуры)
Существует такое ложное заблуждение, что летний параметр вязкости смазки двигателя – его цифры обозначают температуру наименьшей температуры воздуха, при которой вероятна работа мотора. К примеру, масло с показателем вязкости 5w-30 обычно производится для температуры + 30 градусов. Но это вранье! Ничего подобного быть не может и данные цифры не относятся к температуре. Учитывайте, что летнее значение – это только условные цифры, которые не имеют отношения к температуре воздуха.
Таблицу масел согласно значению SAE вы можете увидеть выше
Показатель вязкости смазки при рабочих значениях температур
Что случается, когда мотор, и, естественно, автомобильная смазка, нагрелись до нужного показателя? В это время включается в работу механизм охлаждения мотора.
Далее все действует по схеме: при высокой нагрузке либо при высоких оборотах мотора уровень трения возрастает = таким образом увеличивается и температура масла = после этого наступает второй этап и значение вязкости смазки снижается = падает толщина маслянистой пленки = кф внутреннего трения составных частей мотора также падает до минимального значения= снижается температура смазки (в этом помогает механизм охлаждения), либо в конце концов, ее рост значительно уменьшается.
Круг замыкается и двигатель начинает свою работу.
Отсюда следует, что в реальности, стабильность мотора зависит не столько от полного значения вязкости, сколько от скорости ее изменения.
Есть ли разница в рабочих температурах моторов различных объемов?
Да, разница имеется и она достаточно велика, особенно если мы говорим про новые типы моторов. По этой причине имеются различные допуски автомобильных производителей для смазок, а также разные классы качества (самый понятный пример – обозначение смазок по ACEA).
Отсюда можно сделать вывод, что даже различные типы масел, на бутылках которых есть обозначение, например, 5W-30, на самом деле могут иметь различную вязкость на уровне температуры воздуха 120, либо скажем 145 градусов. И данная динамика, в списке остальных параметров, может обозначаться в тех литерах и цифрах на емкости с маслом.
При этом, стоит в какой раз отметить: динамика вязкости смазки не может быть положительной или отрицательной – динамика должна быть подходящей, другими словами, соответствовать технической структуре каждого отдельного двигателя.
Выводы
- По современной классификации SAE моторные смазки стоит подразделять на зимние (это емкости, которые имеют на этикетке значение “w”), на летние и многосезонный вариант.
- Классические нормы вязкости смазки обозначаются таким способом: зимние масла имеют такую маркировку (она зависит от температуры): SAE 0w, 5w (и другие).
- Со снижением температуры в двигателе смазка меняет свои свойства и становится гуще, поэтому насосу труднее его перекачивать к цилиндрам, а стартеру труднее прокрутить мотор на морозе. Вот почему при выборе масла с нужным показателем вязкости важно не пренебрегать советами производителя своего автомобиля.
- Вязкость масла – параметр, который прописывают литерами SAE.
- Показатель вязкости моторной смазки должен соотноситься с нормами автомобильного производителя.
maslo.biz
Моторное масло 5w-40 – расшифровка и характеристики, вязкость, температурный режим
Содержание статьи:SAE 5W-40 распространенный класс масла, по вязкости при рабочей температуре не отличается от 10W-40, но весомые отличия по низкотемпературной вязкости. 5W-40 сохраняет свою текучесть при более низких температурных показателях. Далее в статье рассмотрим более подробно характеристики этой вязкости. Расскажем о преимуществах и недостатках, температурном режиме и с чем можно смешивать.
Классификация моторных масел по SAE и API
Важнейшей характеристикой смазки для силового агрегата выступает вязкость, а также зависимость этого свойства от температуры. Об этом свидетельствует классификация SAE, чьи показатели указаны на самом заметном месте упаковки. Числа по обе стороны от символа W указывают на то, что смазка всесезонная.
Первые цифры маркировки демонстрируют минимальную отрицательную температуру, при которой можно запустить мотор. Символы после буквы W определяют допустимый диапазон смены вязкости при 100 °C.
Согласно классификации масел на основе API, все смазки сперва делятся на две категории:
- S (Service) – жидкости для бензиновых моторов.
- C (Commercial) – масла для дизелей.
Эксплуатационные свойства по данному разделению выражаются дополнительной буквой по возрастанию, основываясь на требованиях к качеству. Чем ближе к концу алфавита расположена вторая литера, тем выше свойства масла. Так, для бензиновых моторов наиболее технологичным выступает обозначение SN, а для дизельных – CF. Универсальные смазки, подходящие к обоим типам двигателей, имеют в своей маркировке четыре буквы.
Подбирая моторное масло для своего автомобиля, важно также уделить внимание допускам. Это стандарт качества смазки с определёнными характеристиками, которые автоконцерн считает наиболее подходящими для использования в том или ином двигателе.
Информация о допусках содержится в эксплуатационной документации к транспортному средству.
Технические характеристики 5W-40 — расшифровка
Индекс вязкости оказывает прямое влияние на температуру, в условиях которой может полноценно работать смазка. Для использования в умеренном климате часто подбираются масла, способные работать и летом, и зимой, а для холодных регионов подойдут с пониженной вязкостью.
Для определения температурного режима технической жидкости следует отнять число 30-35 от первой цифры индекса SAE, полученное значение будет нижним пределом температуры. Чтобы вывести максимальный предел плюсовой температуры смазки, необходимо вычесть 5 из второго числа индекса.
5W-40 – это всесезонное масло, которое должно сохранять текучесть при отрицательных и положительных температурах в установленных пределах, чтобы относиться к этому классу по SAE. Как я уже говорил в других статьях, SAE может являться указателем климата, при котором можно использовать это масло, только отчасти и только в отношении низкотемпературного показателя. В целом же это указание на вязкость масла при разных температурах.
SAE 5W-40 показатели вязкости таблицей:
Характеристика | Показатель | Расшифровка |
Прокачиваемость | -35℃ | Минимальная температура, при которой масло прокачивается по каналам |
Проворачиваемость | -30℃ | Минимальная температура, при которой двигатель можно запускать. |
Кинематическая вязкость при 100 градусах | 12,6-16,3 мм2/с | В этих пределах должен находиться показатель, чтобы масло могло маркироваться 5W-40. |
Кинематическая вязкость при 40 градусах | 89-97 мм2/с | То же, но при другой температуре. Этот показатель менее важен, чем вязкость при рабочей температуре. |
Динамическая вязкость CCS при -30 градусах | Не более 6600 мПас | То есть чем ближе показатель к этому пределу, тем хуже будет прокручиваться коленвал уже при – 30 градусах. |
Температура вспышки | От 224℃ | Может варьировать +/- 10-15 градусов. |
Температура замерзания | Около -45℃ | Может варьировать. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзнет и не сможет прокачиваться по каналам. |
Из этой таблицы хорошо видно, что вторые два символа в маркировке 40 показывают, какую вязкость будет иметь масло именно при рабочей температуре, то есть, указывает на толщину масляной пленки и то, насколько просто и быстро масло будет проходить по системе. Этот показатель очень важно подбирать именно по рекомендации производителя, так как разные двигатели имеют разные конструкционные особенности.
Первая цифра 5 – это указание на низкотемпературную вязкость, то есть при -30℃ масло сохранит достаточную текучесть, чтобы прокрутить коленвал.
По ГОСТ масло будет маркироваться 3з/14. По API чаще всего имеет класс SN, по ACEA A1/B1 2010.
Преимущества моторных масел SAE 5w-40
Смазка 5w-40 обрела высокую популярность благодаря выдающимся свойствам и неприхотливости в отношении погодных условий. Используемые в синтетике этой вязкости присадки обеспечивают жидкости антикоррозийные, антикислотные и моющие характеристики. По сравнению со смазками на минеральной основе, синтетические масла способны превосходно работать при внушительных перепадах температуры.
Изделие 5w-40 позволяет автолюбителям стоять в пробках, передвигаться по бездорожью или свободной дороге с неизменно высокими показателями. Производство жидкости ведётся по самым передовым технологиям, исключающим сворачивание смазки и поломки мотора. А также производители подвергают свою продукцию многочисленным тестам и выводят наилучшие формулы.
Все составы с вязкостью 5w-40 обладают следующими преимуществами:
- Обеспечение эффективного запуска мотора в морозы.
- Повышение ресурса силового агрегата.
- Качественное обволакивание элементов двигателя прочной защитной плёнкой, которая не разрешается, если соблюдены все условия использования.
- Устойчивость к окислительным процессам и предупреждение возникновения коррозии.
- Отличные моющие свойства, гарантирующие чистоту деталей мотора.
- Отсутствие испарения.
Какое масло 5W40 лучше: синтетика или полусинтетика?
Автомобильные масла с маркировкой 5w-40 по своей основе подразделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Так, минералка является продуктом переработки нефти, а полусинтетика, в зависимости от производителя, может использовать 60-70% минеральной базы и 30-40% всевозможных присадок, повышающих характеристики вязкости и температурной стабильности. Синтетика создается искусственно, поэтому более устойчива на угар и потерю технических характеристик.
Важное:
База и присутствие присадок не является показателем качество масла. Эта характеристика зависит от самой основы, технологии изготовления, и только потом от введения в состав определённых добавок.
Использование масла с той или иной основой напрямую зависит от технического состояния двигателя. Если на основе диагностики и тестов мотор находится в хорошем состоянии, тип технической жидкости все равно определяется по фактическому пробегу.
Минеральные смазки хорошо демонстрируют себя при эксплуатации в сильно запылённых районах. Тяжёлые условия предполагают более частую замену, в связи с повышенным загрязнением масла при работе. Так что показатель межсервисного пробега до замены требуется снизить в несколько раз.
На полусинтетические масла 5w-40 отмечается более высокий спрос. Введение в натуральную базу синтетических добавок улучшает стабильность смазки в условиях жары и позволяет сохранять нужную вязкость плёнки в морозы. Различные присадки обеспечивают следование межсервисному интервалу и даже продлевать период до замены технической жидкости.
Современные моторы лучше всего работают с синтетическими маслам. Искусственные жидкости имеют великолепную устойчивость к окислению и не нуждаются в преждевременной замене. Более того, использование синтетики позволяет увеличить межсервисный интервал, предписанный автопроизводителем.
Среди важнейших задач смазки выделяется удаление продуктов износа, возникающих при трении элементов двигателя между собой. Синтетические смазки 5w-40 имеют превосходные моющие свойства, отводящие абразивные частицы из сопряжённых деталей. Определённые добавки в составе таких жидкостей обеспечивают теплопроводность жидкости, что приводит к оптимизации температурного режима работы мотора.
Если коротко. Минералка – это натуральное масло, изготовленное из очищенных нефтепродуктов, она не дает той же стабильности, что синтетические составы. Но при этом синтетика и дороже, хотя и дает идеальные и стабильные характеристики, может использоваться для длительных пробегов без замены. У минералки срок от замены до замены на порядки меньше. У синтетики всегда ниже температура замерзания, особенно низкие показатели у продуктов на основе ПАО и эстеров.
Почему стоит выбрать масло 5w-40, а не 5w-30?
Большинство автоконцернов рекомендуют использовать для двигателя смазку 5w-40 благодаря универсальности этого продукта. Продукция с индексом 30 подходит новым автомобилям, а масла с индексом 50 рассчитаны на технику с сильно изношенным мотором или для форсированных двигателей.
Сравнивая между собой продукты 5w-40 и 5w-30, можно выделить следующие преимущества индекса 5w-40:
- Учитывая среднюю температуру масла на уровне +100°С, у 5w-40 будет в 1,5 раза выше вязкость, чем у 5W-30
- Смазка 5w-40 подходит для высокотехнологичных двигателей внутреннего сгорания, которым характерны повышенные тепловые нагрузки. Такая вязкость способна отлично сохранять свои свойства, успешно удерживая плёнку и предотвращая появление трения между деталями на высоких скоростях.
- У масла 5w-30 более низкий температурный диапазон, чем у 5w-40, при котором вязкость уменьшена для эффективного запуска мотора в морозы. На повышенных температурах жидкость обретает чрезмерную текучесть, сводящую к минимуму смазывающую способность.
Мой совет. Заливайте именно ту вязкость, которую рекомендует производитель автомобиля. Нет правильного ответа «какая вязкость лучше», потому что пределы допустимые SAE расчитывает автоконцерн, который разработал двигатель.
Все о смешивании масел 5w-40
Для правильной работы мотора требуется поддержание нормального уровня масла. У каждого автомобилиста случались ситуации, когда необходимо срочно долить смазку в двигатель, но нужной жидкости в данный момент нет. Немало людей при этом начинают смешивать масла, но для положительного исхода такого действия следует иметь определённые знания. Приведём основную информацию:
Сочетание смазки 5w-40 разного типа
Согласно мнению экспертов, в крайних случаях можно выполнять смешивание минеральных и полусинтетических смазок. Для смеси минералки и синтетики важно одно условие – искусственный продукт должен базироваться на полиальфаолефинах. Если же произошло падение уровня синтетики или полусинтетики, в качестве крайней меры можно добавить немного натуральной смазки.
Что касается сочетания жидкостей на основе единого состава, к примеру, синтетических с синтетическими, эта связка будет работать, но риски имеются. Снизить их можно путём использования одинаковой вязкости.
Смешивание 5W40 с синтетической базой от разных производителей
Синтетику от разных брендов смешивать можно, если свойства жидкости совпадают по API. Особо тщательно следует относиться к этому владельцам авто с форсированными или турбированными моторами, которым требуется только самая качественная смазка 5w-40. Если вы выбрали сертифицированное масло высокого качества, жидкость не должна пениться или выпадать в осадок, но такая смесь все равно не подходит для длительной езды.
Смешивание полусинтетики и синтетики
К примеру, в вашем моторе находится синтетическое масло 5w-40 и его запасы срочно необходимо пополнить, но под рукой есть только полусинтетическое масло 10w-40. В данной ситуации можно использовать подобный «коктейль», в связи с изменением суммарной вязкости, а также незначительным падением по низкотемпературным характеристикам.
Смешивание смазок 5w-40 с разной вязкостью
Разберём ту же ситуацию, но теперь для долива под рукой есть смазка с такой же маркировкой от одного и того же производителя, но с другой вязкостью – 5w-30. Её можно без опаски доливать в двигатель, но вязкость на высоких температурах будет средней между 30 и 40. Пакеты присадок масел, скорее всего, будут одинаковыми, как и база, что позволит долить довольно много жидкости. На низких температурах запуск мотора будет происходить эффективно.
Смешивание масел 5w-40 от разных производителей
Подобное смешивание является самым рискованным, ведь никто не может гарантировать совместимость, тем более в условиях различной базы. Это касается и присадок, хотя зачастую добавки и не конфликтуют между собой. Общие характеристики полученной жидкости могут быть снижены, что окажет негативное влияние на работу двигателя.
Смешивание смазки 5w-40 от одного производителя
Самый удачный вариант, так как жидкости от одной компании очень похожи, тем более в условиях единой базы. Специалисты считают, что смешивание составов с единой вязкостью является вполне нормальной практикой для двигателя. Хоть текучесть и будет изменена в одну из сторон, это не окажет значительного влияния на смазывающие и другие способности. При единой основе масла с 100% вероятностью имеют один и тот же пакет присадок.
5w40 синтетическое моторное масло. Какое лучше?
Вязкостные присадки моторных масел Unol tv #3 (2часть)
МОТОРНОЕ МАСЛО МОБИЛ СУПЕР 3000 5W-40 - ЧЕСТНЫЙ ОТЗЫВ
maslo.expert
Технические характеристики моторных масел: свойства, вязкость
Характеристики моторных масел регламентируют стандарты международного уровня.
Вязкость моторного масла
Характеристика определяет способность жидкого материала сопротивляться течению за счет внутреннего трения. Значение рассчитывают при разных условиях, поэтому различают два ее типа:
- кинематическая вязкость показывает способность материала сопротивляться течению под действием силы тяжести. Измеряется в стоксах (Ст) или в квадратных миллиметрах в секунду (мм2/с). Чаще всего характеристику определяют для температур 40 и 100 °С;
- динамическая вязкость определяет отношение силы к скорости сдвига. Характеристика показывает способность моторного масла к течению при разных температурах, измеряется в сантипуазах (Сп) или в (Н·с/см2).
Индекс вязкости
Вязкость смазочных материалов меняется обратно пропорционально температуре. При нагревании масла показатель снижается, а при охлаждении – увеличивается. В продуктах разных марок изменение характеристики происходит с различной скоростью. Для измерения динамики существует специальное понятие – индекс вязкости. Чем выше его значение, тем меньше вязкостные свойства материала зависят от температуры. Продукты с большим индексом обеспечивают надежную защиту двигателя в разных климатических условиях. Масла с низким значением показателя эксплуатируются в узком диапазоне температур, так как при нагревании материалы утрачивают смазывающую способность, а при охлаждении быстро густеют.

Температура застывания
Показатель определяют в момент увеличения вязкости масла вплоть до потери текучести. В лабораторных условиях температурой застывания считают нижний предел, при котором жидкость в пробирке под наклоном 45 градусов не стекает в течение 1 минуты и остается неподвижной. Низкотемпературные характеристики масла напрямую зависят от состава, от качества компонентов. В продуктах переработки нефти вязкость возрастает при кристаллизации парафинов нормального строения. Поэтому основа проходит тщательную очистку или химическую модификацию для разветвления структуры компонентов и снижения температуры застывания. Синтетические масла имеют более однородный и прогнозируемый состав, что снижает порог кристаллизации и обеспечивает материалу стабильные свойства на морозе.
Температура вспышки
Величина этой характеристики зависит от вида и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки косвенно указывает на потери масла на угар, испарение через вентиляционную систему картера. Параметр также позволяет оценить риск самопроизвольного воспламенения или взрыва материала при экстремальном нагревании.
Щелочное число (Total Base Number, TBN)
Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред. От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щелочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.
Зольность
Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.
Стандарты и спецификации
SAE J300
Классификация вязкостно-температурных свойств смазывающих материалов SAE J300 разработана американским обществом автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers. Система делит масла на два типа: летние и зимние (маркировка W – winter). Для материалов, предназначенных для эксплуатации при низких температурах, дополнительно регламентируют предел прокачиваемости (тест MRV – Mini Rotary Viscometer) и проворачиваемости (CCS – Cold Cranking Simulator) коленвала. Для летних сортов определяют прочность на сдвиг при экстремальном нагревании (тест HTHS – High Temperature High Shear Rate). Класс вязкости по SAE J300 указывает на диапазон температур эксплуатации конкретной марки моторного масла. Обозначение всесезонных сортов сочетает два показателя: зимний и летний. Например, 5W-40.
Классы вязкости зимних моторных масел SAE J300
|
Низкотемпературная вязкость |
Высокотемпературная вязкость |
|||
Класс вязкости SAE |
CCS, МПа-с. Max, при темп.,°С |
MRV, МПа-с, Max, при темп.,°С |
Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С |
HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1, |
|
|
|
|
Min |
Max |
|
0W |
3250 при -30 |
30000 при -35 |
3,8 |
- |
- |
5W |
3500 при -25 |
30000 при -30 |
3,8 |
- |
- |
10W |
3500 при -20 |
30000 при -25 |
4,1 |
- |
- |
15W |
3500 при -15 |
30000 при -20 |
5,6 |
- |
- |
20W |
4500 при -10 |
30000 при -15 |
5,6 |
- |
- |
25W |
6000 при -5 |
30000 при -10 |
9,3 |
- |
- |
Классы вязкости летних моторных масел SAE J300
Класс вязкости SAE |
Высокотемпературная вязкость |
||
Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С |
HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1, |
||
Min |
Max |
||
8 |
4,0 |
6,1 |
1,7 |
12 |
5,0 |
7,1 |
2,0 |
16 |
6,1 |
8,2 |
2,3 |
20 |
6,9 |
9,3 |
2,6 |
30 |
9,3 |
12,5 |
2,9 |
40 |
12,5 |
16,3 |
2,9* |
40 |
12,5 |
16,3 |
3,7** |
50 |
16,3 |
21,9 |
3,7 |
60 |
21,9 |
26,1 |
3,7 |
* Для классов 10W40, 5W40, 10W40. ** Для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40. |
API
Классификация разработана специалистами American Petroleum Institute (API) совместно с American Society for Testing and Materials (ASTM) и Society of Automobile Engineers (SAE). Система опирается на эксплуатационные характеристики моторных масел и устанавливает стандарты для бензиновых, дизельных, двухтактных моторов и трансмиссий. По API смазочные материалы делятся на три категории:
- S – Service (spark ignition). Категория включает масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
- C – Commercial (compression ignition). В нее включена продукция для дизельных двигателей;
- EC – Energy Conserving. Категория описывает энергосберегающие масла.

Классификация материалов внутри категорий начинается с буквы А (SA, SB, SC…) и далее в алфавитном порядке. Каждая последующая марка может использоваться в двигателях, для которых рекомендованы предыдущие. Категории с SA до SG являются устаревшими. Знак SH маркируют только в качестве дополнения к C. Начиная с SJ все категории действующие, а SN считается высшей на сегодняшний день. Марки масел с API CA до API CG-4 признаны устаревшими. Остальные категории действующие, высшей является API CK-4.
ILSAC
Классификация международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (INTERNATIONAL LUBRICANTS STANDARDISATION AND APPROVAL COMMITTEE) – это результат совместного труда американской ассоциации American Automobile Manufacturers Association (AAMA) и японских специалистов Japan Automobile Manufacturers Association (JAMA). Стандарт устанавливает требования к смазочным материалам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Знак ILSAC получают масла с высокими показателями экономии топлива, энергосбережения, фильтруемости в условиях низких температур. Для продуктов характерна низкая испаряемость, стойкость к вспениванию и сдвигу, минимальное содержание фосфора. Категории моторных масел по ILSAC:
GF-1. Устаревшая спецификация с минимально допустимыми требованиями к качеству материалов для японских и американских автомобилей. Категория охватывает масла классов SAE: 0W-30, -40, -50, -60, 10W-30, -40, -50, -60 и 5W-30, -40, -50, -60. Спецификация соответствует EC-II и API SH;
GF-2. Соответствует EC-II и API SJ. Категория включает все марки масел GF-1 и дополнительно 0W-20, 5W-20. Строгие ограничения по содержанию фосфора, улучшенные низкотемпературные свойства, стойкость к пенообразованию и образованию отложений;
GF-3. Соответствует EC-II и API SL. Улучшены противоизносные и противоокислительные свойства, снижена испаряемость, увеличены показатели экономии топлива, стабильности вязкостных свойств. Спецификация устанавливает строгие требования к долгосрочным последствиям влияния моторных масел на системы нейтрализации выхлопных газов;
GF-4. Соответствует API SM. Масла проходят испытания на топливную экономичность. Категория включает классы вязкости SAE: 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30. Улучшены моющие и противоизносные свойства, снижен риск образования отложений. Содержание фосфора – не более 0,08 %;
GF-5. Соответствуют API SM с жесткими требованиями к совместимости к системам катализаторов, к топливной экономичности, к испаряемости, к стойкости к образованию отложений. Спецификация устанавливает параметры совместимости с эластомерами, защиту систем турбонаддува, возможность применения биотоплива.
Знание основных характеристик необходимо для грамотного выбора моторного масла.
rolfoil.ru
Mazda 6 2.0 AT хетч › Бортжурнал › Готовимся к очередной смене масла. Вязкость по SAE. (многа букав)
SAE — классы вязкости моторных масел
В настоящее время единственной признанной в мире системой классификации моторных масел является спецификация SAE J300. SAE – Society of Automotive Engineers (Общество Автомобильных инженеров). В данной классификации указаны классы (грейды) вязкости.
В таблице указаны два ряда классов вязкости:
Зимние – с буквой W (Winter). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60.
По спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло отличается высокой вязкостью, а соответственно, и высокой несущей способностью, что обеспечивает надежное смазывание при рабочих температурах, но оно слишком вязкое при отрицательных температурах, в результате чего у потребителя возникают проблемы с запуском двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при отрицательных температурах, но не обеспечивает надежное смазывание летом. Именно поэтому в настоящий момент наибольшее распространение получили всесезонные масла, которые применяются и зимой и летом.
Обозначаются такие масла комбинацией зимнего и летнего ряда:
5W-30
10W-40
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двум критериям:
— не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости (CCS и MRV)
— удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 100 оС

—
Показатели низкотемпературных свойств
Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.
Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5 оС ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе
Показатели высокотемпературной вязкости
Кинематическая вязкость при температуре 100 оС. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.
Динамическая вязкость HTHS (High Temperature High Shear) — с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла.

—
взято на www.tnk-oil.ru/
ps
В качестве бонуса — вспомним старую добрую жигулевскую минералку — всесезонку.
М6з — 12Г1(И)
означает
М-моторное
6 — вязкость при минусе (соответствует по таблице — 20W)
з — загущеное (обычно все говорили "шесть-три" правильно говорить "шесть зэ")
12 — вязкость при +100 = 40 по таблице
Г1 — Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии (текст — по ГОСТу :))
И — в конце — пакет Импортных присадок! :))
www.drive2.ru
vitalxbc › Блог › Чем опасны 0W 5W в летний период. Высокотемпературная вязкость HTHS. Модификатор вязкости(=загуститель базы).
Учитывая опыт знакомых и вопросы в личку, до сих пор не могу понять увлечение большинством в летний период, в жару >35С, в условиях климата где не бывает зимы в принципе (Юг России и Европа), заливать "нулевки" и "пятерки", начитавшись различных лохоил-клубов или еще хуже — спросить совета на форумах. Учитывая это, давайте наконец поставим точку вы данном вопросе.
Для начала разберемся в различии состава масел 0W/5W/10W/15W и т.д. Все масла состоят из смеси базовых масел + пакет присадок, в который входит загуститель (VM). Чем менее вязкие базовые масла в составе — тем ниже(!) себестоимость и хуже защита от износа. Запомните этот тезис. Зато изготавливая нулевки на основе дешевых базовых масел можно получить больше прибыли. Особенно на гидрокрекинге. Да-да, не удивляйтесь хорошее 0W30 сделать дешевле, чем хорошее 10W30, если делать их на одинаковой базе и подгонять его под современные допуски. Вот такой маркетинговый вывих мозга. Но в связи с малыми объемами производства 0W масел в розницу они выходят все-таки дороже… и именно по этой причине большинство масел типа 5W20 10W30 10W40 15W40 20W50 — минеральные. Делать их даже на основе гидрокрекинга — дорого.

Полный размер

Полный размер

Полный размер
Исходя из этих таблиц и еще некоторых данных выходит, что минимальное количество загустителя:
0W20 5W20 5W30 10W30 15W40 20W50. Запомните эти вязкости.
Вязкость иногда догоняют введением высоковязких баз в состав (обычно гидрокрекинговых).
Масла, которые можно изготовить вообще без загустителя:
10W20 20W20 15W30 20W40 25W40 и моноградные SAE20 SAE30 SAE40 SAE50.
Максимальное количество загустителя соответственно в маслах типа, содержание доходит до 16%:
0W30 0W40 5W40 10W40.
Представляете, что до 1/6 объема масла это полимер, который вообще ничего не смазывает:

Со временем, на поршнях он высадится и склеится вместе с продуктами сгорания в масле…

Если у вас обычный атмосферник, не выжатый до предела (литровая мощность до 80лс), то скорее всего, если часто менять масло и не доводить до состояния нефти, можно избежать неприятностей, т.к. загуститель не успеет полимерозоваться в асфальт (вместе с гидрокрекингом, который есть теперь в 99% масел в количестве от 10% до 90%) и количество грязи в масле будет незначительным. Температура поршней там как правило до 300С, колец до 400С. Что прекрасно согласуется с моим тестом. Но если у вас турбо двигатель (а если еще и овер 100лс с 1литра), а если у вас масло в картере греется до 120-150С, картина сверху будет на любых маслах с большим количеством загустителя, с любыми допусками, если это например 0W40 с загустителем в количестве 13-16%. Т.к. поршни на них нагреваются свыше 400С, а кольца до 500С. К сожалению информацию о составе масла найти сложно. Производители этого не афишируют.
В виду дороговизны высоковязких базовых масел с вязкостью 6сСт и 8сСт (10-12сСт и выше так вообще космос цена), а также желанием изготавливать всесезонные 5W и 0W масла, масла на основе ПАО, эстеров, гидрокрекинга чаще всего делают на основе масел вязкостью 4сСт, как самой дешевой базе. У нас в стране такая база стоит всего 40-50р за 1литр. Сравните со стоимостью бензина… А значит загустителя туда бахают прямо по-максимуму, ведь загущать базу приходится в 3-4 раза. Особенно в маслах W40, а уж в "псевдогоночных" W50 и W60 так и вообще… Поэтому переход на полностью синтетические масла 4гр и 5гр, даже с космической ценой не панацея…
Но это еще не все. Есть еще такой занятный параметр как HTHS. Высокотемпературная вязкость при 150С и большой скорости сдвига. А вот тут все еще запутаннее и интереснее.

Обратите внимание, что чем меньше загустителя в составе, чем более вязкие базовые масла, тем выше HTHS. Вопреки мнениям что чем выше ИВ, тем выше высокотемпературная вязкость, это не так даже по таблице SAE. Уже при 150С видна разница между маслами скажем 15W30 10W30 5W30 0W30, у первого HTHS может быть выше чем у 0W40! Модификатор вязкости при высоких температурах работает все хуже и хуже. И выше 150С он уже фактически не работает, масло превращается в "водичку" которая уже не смазывает. Т.е. модификатор вязкости может эффективно работать в диапазоне от 40С до 150С, чтобы нарисовать вам красивые 0W40, ИВ под 200, как вы это любите, но к работе масла в двигателе в рабочем режиме, где температуры значительно выше 150С это не будет иметь никакого отношения…в результате срабатывания полимерного загустителя со временем, его вязкость до 150С может и не измениться. А вот выше — рухнуть и у некоторых особенно удачливых, наваливающих летом на масле 0W40 (или еще хуже на 0W30 A5/B5 и 0W20 A1/B1!)… вкладыши превращает в фольгу, распредвалы в труху, а то и юбки поршней задерет…а потом орут двигатель дерьмо, производитель козел, материалы плохие…раньше было лучше…раньше не было таких маркетинговых масел, вот чего не было раньше…

Полный размер

В общем и целом на основании этих данных можно сделать несколько рекомендаций по вязкости.
Если вы не живете в районах крайнего севера, заливать 0W масла нет смысла даже зимой.
Если же хочется "нулевку", хочу аж хохочу, то вместо 0W30 лейте 0W40, у него выше HTHS.
Заливайте масло по сезону, учитывая минимальные и максимальные температуры среды.
Если вы живете на юге, а зимой у вас иногда бывает снег, забудьте про 0W и 5W масла.
Если у вас специфическая хотелка и масел 10W 15W не бывает…то можно так:
Зимой льем 5W30 масло, летом льем 5W40 масла. Все просто — HTHS выше.
Увлекаться маслами типа W20 нет никакого смысла, без веских оснований.
Увлекаться маслами W30 A5/B5 стоит только зимой, но никак не летом.
Искать специально W30 A3/B4 не стоит, проще поискать W40 пожиже.
И еще, учитывая сильную зависимость температуры масла в картере от окружающей среды…
Эту таблицу рисовал отнюдь не идиот, как кто-то думает, все что мы собираем выглядит так:





Посмотрите в книжке к вашему авто, вы 100% там найдете похожую таблицу.
Первая цифра вязкости важна не только при низких, но и при высоких температурах.
Прошло столько лет, а реально всесезонных масел так и не появилось. Расширился температурный диапазон снизу, но тем не менее, по-прежнему стоит использовать летом масла с более высоким HTHS, чем зимой, на более вязких базах. Еть гидрокрекинговые или синтетические то с 6-8сСт базой в составе (искать и рыть инфу по всему инету) — как показатель Ноак в 6-8%, либо минеральные — их очень дешево изготавливать с малым количеством загустителя и высокими противоизносными и смазывающими свойствами. Вопреки значению Ноака в 15-18% у минеральных масел (поэтому никакие серьезные допуски не светят, их привязали к Ноаку), летом угара минеральных масел не наблюдается. Информация в этой статье легко проверяется логически, но об этом почему-то не упоминается на маслянных форумах или упоминается вскольз. Производителям автомобилей выгодно, чтобы вы каждые 100-150т.км. ехали за новой машиной в салон. Производителям масел выгодно вам продавать максимально дорогие продукты с максимальной маржинальностью. Поэтому теперь пишут 0W20 0W30 0W40 круглый год…а надо ли это вам — большой вопрос… Первым производителем афиширующим лить только 0W20/5W20 и круглый год — была Honda, проблемы с распредвалами K20/K24 и цепью L13/L15 не заставили себя долго ждать. Многим избежать проблем помогла заливка полнозольных 0W30 5W30 зимой и 10W40 5W40 летом. Следующий производитель Kia/Hyundai (второе слово без ошибок без гугла никогда не могу написать! Лучше бы в Hynix переименовали) — G4KD, G4KE, G4NA и это не полный список "задиристых" двигателей. Кроме задиров и вкладыши и постели распредвалов страдают…может дело все-таки в масле? Ну а дальше большинство других производителей увлеклись для атмосферников 0W20 5W20 маслами…причем в таких регионах — в Японии, США, Европе — откуда там -30-35С? Во время ледникового периода разве что?
Возможно, в вашем конкретном случаем вам везет и HTHS не падает ниже допустимого и база не успевает срабатываться…но когда то и вы проиграете в эту лоторею…и вкладыши провернутся и превратятся в фольгу в один "счастливый" день и масложор начнется при малом пробеге…
www.drive2.ru
Про вязкость масла — DRIVE2

В настоящее время общепринятой классификацией вязкости стала спецификация SAE J300. Стандарт впервые вышел в 1911 г. Первоначально он назывался Engine Oil Viscosity Classification – Классификация моторных масел по вязкости. Это была простая система классификация масел непосредственно по кинематической вязкости. Со временем в стандарт была добавлены требования по возможности вращения коленчатого вала двигателя при низких температурах – проворачиваемость (Low Temperature Cranking Viscosity) и прокачиваемость масла (Low Temperature Pumping Viscosity), и к минимальной вязкости масла при высокой температуре и способность противостоять износу. От простого ранжирования в классификацию добавилась латинская буква W. Таким образом, были выделены зимние масла с определёнными низкотемпературными свойствами. Позже, когда появились универсальные масла, обозначение масел усложнилось до двух составляющих, пишущихся через тире, например, 5W-30. Другое написание считается недопустимым. Градация по SAE J300 используется производителями двигателей для определения вязкости моторных масел, пригодных для применения в двигателях, а также производителями смазочных материалов при разработке новых масел, производстве и маркировке готовых продуктов.
В настоящее время действует SAE J300 – 2004. Вязкость масла по его требованиям определяется в условиях, приближенных к реальным. Данный документ имеет как своих сторонников, так и противников. Критики стандарта обращают внимание на устаревшие нормативы, которые уже привели к появлению на массовом рынке масел нулевой вязкости. Масло с вязкостью «0», само по себе абсурдно, и это отпугивает покупателей. Конечный потребитель, как правило, не может сопоставить цифровые индексы вязкости по стандарту со своими потребностями и отказываются от приобретения энергосберегающих продуктов. Поскольку масла, полученные по новым технологиям, не всегда полностью соответствуют требованиям стандарта, то звучат предложения проводить более гибкую политику нормирования вязкости. Производители масел утверждают, что SAE J300 препятствует внедрению новшеств, не способствует продвижению масел, экономящих топливо, но обладающих при этом высокой вязкостью. Производители тяжелых двигателей заявляют, что им нужны дополнительные градации масел, обеспечивающих защиту деталей двигателей от износа при высоких температурах.
Вязкость масла по SAE J300 выражается в условных единицах градации (SAE Viscosity Grade — SAE VG). Численные значения градации вязкости являются условными характеристиками комплекса свойств.
Основные показатели низкотемпературной вязкости масел с буквой W – это так называемые проворачиваемость и прокачиваемость масла. При запуске холодного двигателя вязкость масла должна обеспечивать проворачиваемость коленчатого вала с необходимой для пуска скоростью. Прокачиваемость масла определяется как наименьшая температура, при которой вязкость масла не превышает определённой величины (60 000 мПа с), что обеспечивает прокачивание масла по масляной системе двигателя.
Прокачиваемость масла определяется по стандарту ASTM D 5293 на имитаторе запуска холодного двигателя Cold Crank Simulator Tests (CCS). Документ предусматривает метод проверки вязкости моторного масла и базовых компонентов при температуре от -5 до -35 0С. Тестирование масла на прокачиваемость ввели после того как было замечено, что некоторые масла после длительного пребывания (свыше 24 ч.) при низкой температуре, теряют текучесть и становятся желеобразными. Для определения прокачиваемости был разработан стандарт ASTM D 4684 Standard Test Method for Determination of Yield Stress and Apparent Viscosity of Engine Oils at Low Temperature. По предписаниям стандарта масло испытывается после 45-часовой выдержки при температуре от 10 до 40 0С.
Кроме этого SAE рекомендует при низких температурах проверять масло по методу, изложенном в стандарте ASTM D 3829 Predicting the Borderline Pumping Temperature of Engine Oi. Поэтому методу измеряется самая низкая температура, при которой моторное масло может беспрепятственно поступать в масляный насос двигателя после охлаждения в течение 16 ч.
Другим рекомендуемым стандартом является ASTM D 5133 Standard Test Method for Low Temperature, Low Shear Rate, Viscosity/Temperature Dependence of Lubricating Oils Using a Temperature-Scanning Technique. На сканирующем вискозиметре Брукфильда определяется вязкость охлаждённого масла при низкой скорости сдвига. Другими словами проверяется тенденция масла к желеобразованию индекс желатинизации. Также проверяется фильтруемость масла масел при низких температурах. Фильтруемость масла при низких температурах уменьшается из-за тенденции образования твёрдых парафинов и других образований, способных к закупориванию масляного фильтра.
Моторные масла проходят аттестацию при нагреве. При высокой температуре оцениваются минимальная и максимальная вязкость масла. По стандарту ASTM D 445 Standard Test Method for Kinematic Viscosity of Transparent and Opaque Liquids (and Calculation of Dynamic Viscosity) это делается при 100 0С. При температуре 150 0С и высокой скорости сдвига проверяется минимально допустимая вязкость моторного масла. В США для такой проверки разработан метод ASTM D 4683 или, а в Европе СЕС L-36-А-90. Высокотемпературная вязкость масла при большой скорости сдвига характеризует его поведение в самых ответственных узлах трения подшипниках коленчатого и распределительного валов, кривошипно-шатунного механизма и т.д.
Таким образом, минимальная вязкость масла, необходимая для нормальной работы двигателя определяется в первую очередь особенностями конструкции двигателя. При выборе масла следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. В своих рекомендациях производитель должен учитывать величину удельных нагрузок, гидравлическое сопротивление масляной системы, зависящее от величины зазоров, заложенной производительности масляного насоса при минимальных оборотах холостого хода, величины максимальной локальной температуры. Также следует делать поправку на степень износа двигателя, режим его работы и температуру окружающей среды.
www.drive2.ru