Масла автомобильные моторные
Моторные масла и их характеристики
Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.
Требования к моторным маслам
Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.
При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.
Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.
Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:
- Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
- Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
- Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
- Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
- Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
- Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
- Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
- Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.
моторное масло
Классификация
С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.
Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.
Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы.
моторное масло лукойл
В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.
По вязкости (SAE)
Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:
- 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
- 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.
Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик. Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания). Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:
- 0W – до -35;
- 5W – до -30;
- 10W – до -25;
- 15W – до -20;
- 20W – до -15.
Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.
В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.
моторное масло eurol
По стандарту ACEA
Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:
- A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
- C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
- E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.
Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:
- A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
- C: C1; C2; C3; C4; C5;
- E: E4; E6; E7; E9.
Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.
моторное масло castrol
Группы моторных масел и области их применения
В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:
Группа масел по ГОСТ | Группа масел по API | Область применения |
A | SB | Не форсированные двигатели (бензин, дизель) |
Б1 | SC | Малофорсированные двигатели, работающие на бензине |
Б2 | CA | Малофорсированные двигатели на дизельном топливе |
В1 | SD | Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине |
В2 | CB | Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе |
Г1 | SE | Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях |
Г2 | CC | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом) |
Д1 | SF | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г |
Д2 | CD | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом) |
Е1 | SG | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Е2 | CF-4 | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Свойства моторных масел
К основным свойствам моторных масел относят:
- Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.
- Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.
- Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.
- Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.
- Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.
- Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.
- Моющие свойства.
- Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.
- Цвет и прозрачность.
моторное масло sae sw-40
Риски при просрочке сроков замены масла
Автопроизводители настоятельно рекомендуют своевременно менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не придерживаться рекомендации, то вы столкнетесь с последствиями:
- масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;
- разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;
- за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;
- выйдет из строя маслоприемник;
- элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата.
Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики
В таблице перечислены популярные моторные масла, их марки и характеристики.
Марка масла/Характеристика | Плотность (кг/м3) | Индекс вязкости | Температура вспышки (град.) | Температура застывания (град.) | Щелочное число (мг КОН/г) |
ЗИК 5W40, 5W40 | 850 | 170 | 230 | -40 | 10,5 |
Кастрол Магнатек 5W40 | 852 | 171 | 212 | -48 | 9,87 |
5W30 | 850 | 172 | 206 | -45 | 11,3 |
Эльф 5W30 | 850 | 172 | 206 | -45 | 11,3 |
5W40 | 852 | 171 | 212 | -48 | 9,87 |
Ниссан 5W40 | 852 | 171 | 220 | -44 | 9,3 |
Форд Формула F 5W30 | 852 | 170 | 220 | -42 | 9,5 |
Мотюль 5W30 | 859 | 165 | 232 | -42 | 7,97 |
GM 5W30 DEXOS 2 | 853 | 146 | 222 | -36 | 9,6 |
Шелл Хеликс 5W40 | 840 | 168 | 242 | -45 | 10,89 |
Лукойл Полусинтетика 5W40 | 878 | 172 | 231 | -41 | 8,57 |
Мобил 5W40 | 855 | 166 | 222 | -39 | 12 |
obzorus.com
Немного литературы про автомасла — Ford Focus ST, 2.5 л., 2009 года на DRIVE2
Немного литературы:
Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства – растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые «выгорают» в ходе работы в двигателе, приводят к «старению» масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров. Однако все эти плюсы могут показаться слишком дорогим удовольствием. Эстеровая база стоит в 5…10 раз дороже минеральной! Достаточно сказать, что литр эстеровой моторной «синтетики» обходится покупателю минимум в 15-20$. Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%.
Самое интересное, что подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полу–синтетические, и даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Castrol, Mobil, Esso, Chevron, Fuchs постороена на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC, входящей в корпорацию SK — это только гидрокрекинг. Определить гидрокрекинговое это масло или нет, по этикетке практически невозможно. Например, на канистре Esso Ultron SAE 5W-40 с лицевой стороны стоит надпись Fully Synthetic, а на обратной стороне указано, что это масло НС –синтеза!
Однако первым «нарушителем конвенции» стала компания Castrol – в 1997 году она в своем флагманском продукте Castrol Syntec тихо заменила PAO на другую основу, полученную так называемым методом гидроизомеризации, разработанным компанией Shell. При этом надпись «синтетическое» на упаковке моторного масла осталась без изменений. Один из крупнейших производителей масел на основе PAO – компания Mobil Oil – обратилась в Американский национальный совет по вопросам рекламы (NAD) с жалобой на таую маркетинговую политику. Обсуждение длилось два года, но в итоге было принято важное решение: слово «синтетическое» на канистре не означает способ получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла. В этом есть определенный смысл – даже организации вроде SAE или API (см. врезку) в своих спецификациях указывают лишь набор качеств, но не происхождение.
После прогрева до 200°С значения оптической плотности резко увеличились, причём это увеличение существенно больше у гидрокрекинговых масел, у ПАО-масел этот процесс идёт медленнее. Так, у «синтетики» оптическая плотность увеличилась на 50-60%, а у «гидрокрекинга» на 80-90%. При температуре 200°С и больше интенсивно идёт процесс окисления углеводородов основы и, конечно же, разрушается часть присадок.
Теперь наглядно видно, что синтетические масла могут выдерживать очень высокие температуры в процессе эксплуатации, а вот для гидрокрекинговых это проблематично. Основываясь на этом, не стоит делать вывод, что гидрокрекинговые масла низкого качества, просто им не рекомендованы длительные тяжёлые условия работы. То есть для гоночных и спортивных автомобилей лучше использовать ПАО-масла.
Принципиальное отличие синтетических масел от минеральных, заключается в том, что в качестве основы применяются материалы, полученные не переработкой нефти, а синтезированные химическим путем из органических компонентов. Синтез с использованием определенных химических соединений позволяет получать продукты с запланированными свойствами.
В основном это полиальфаолефины (ПАО), или сложные эфиры, обладающие значительно более высокими, по сравнению с нефтяными основами, значениями параметров.
Масла синтетические по своим свойствам лучше минеральных:
* во-первых, у синтетических гораздо ниже температура застывания.
* во-вторых, с изменением температуры у них меньше меняется вязкость, и, что очень важно, они не разжижаются при очень сильном нагреве.
* в-третьих, они легкотекучие, следовательно, обеспечивают меньшие потери мощности на трение и, как следствие снижение расхода топлива; имеют самые низкие температуры прокачки, т.е. позволяют работать двигателю даже при температуре ниже минус 30°С.
* в-четвертых, они меньше испаряются и выгорают.
* в-пятых, образуют меньше отложений, загрязняющих двигатель: нагаров, лаков и шламов.
* в-шестых, их ресурс в несколько раз выше, чем минеральных.
Индексы вязкозти:
I Минералка : 80-100
II. Гидрокрекинг: 115-125
III. Гидрокрекинг VHVI — (очень высокий индекс вязкости) 125-160
Гидрокрекинг XHVI — (экстра высокий индекс вязкости, только Shell) до 180
IV. ПАО -140
V. Другие (эстеры 180-200 и более)
ИВ меняется с помощью присадок, которые имеют обыкновение срабатываться, либо смешиванием основ (к примеру, эстеровые масла, XHVI, ПАО).
При срабатывании присадок, ИВ масла стремится к индексу вязкости основы (смеси основ). В этом смысле, масла на синтетической основе мало подвержены подобным метаморфозам, поскольку в них фактически отсутствуют стабилизаторы вязкости, а ИВ достаточен для нормальной эксплуатации. По этому показателю, XHVI перекрывает и чистую синтетику в лице ПАО.
К примеру Castrol Magnatec 10W-40 Первоначальный ИВ ~150. По мере срабатывания присадок ИВ будет стремиться к 100 или типа того. Скорость срабатывания сильно зависит от температур и режима эксплуатации.
Все бы ничего и было бы ясно, если бы не термостабильность основы, а она для всех масел (основ) разная. Сначала сработаются присадки, а потом очередь дойдет и до основы. Вернее сказать, что основы много и процесс ее деградации не так ярко выражен.
Куда потянет "кривая вязкости" мне сказать сложно, то ли "нигрол" получим на выходе, то ли "болотную жижу". Лучше ни то, ни другое, но так бывает далеко не всегда. ИМХО, по этим же причинам иногда наблюдается эффект "приработки масел" — есть некий оптимум, когда соотношение присадок и основ становится оптимальным для данного масла и конкретного двигателя. Или же это связано с банальным эффектом мойки (я придерживаюсь именно этой концепции). Свежее масло смывает "следы предшественника", возникает эффект "приработки", а по сути движок просто почистили. И так при каждой замене, если процесс устойчив. Если накопление "грязи" интенсивнее мойки… Отсюда — своевременность замены, весьма условное понятие, далеко не всегда соответствует рекомендациям изготовителя. Пользуешь гуно, ну так и меняй при "каждой заправке".
Но вязкость только часть проблемы. Продукты износа, отложения в системе смазки и кислотность среды могут больше проблем создать. Мало у нас кто учитывает факт, что в городе, на непрогретом до 60С двигателе (обычные короткие поездки) присадки вообще не работают! ТО есть те самые, пакет присадок бесполезен!
В эстеровых маслах эффект тишины будет длиться долго, т.к. она не теряет свою вязкость со временем…
Эстеры, сложные эфиры растительного происхождения. В отличие от традиционных базовых масел, основа сложных эфиров не содержит привычных присадок-загустителей, которые со временем вырабатываются, снижая качество смазки двигателя. В процессе производства сложных эфиров задается вязкость, которая практически не изменяется в процессе эксплуатации. Мало того, молекулы сложных эфиров полярны, а если проще, то положительно заряженный ион кислорода притягивается к отрицательно заряженной металлической поверхности двигателя.
Таким образом, узлы двигателя всегда находятся под защитой прочной масляной пленки.
Еще один интересный факт. Температурный порог разрушения сложных эфиров намного выше (примерно 315-320°С), чем у традиционных синтетических основ, что позволяет эксплуатировать автомобиль в самых жестких условиях — автомобильных гонках.
И самый важный параметр для высоких температур и износостойкости при больших нагрузках и оборотах это HTHS (при 150°С и скорости сдвига 106/с, измеряется мПа*с). Самый высокий и плотный HTHS у эстеров. Поэтому не надо беспокоится по поводу NGN Norda 5w-30 для эксплуатации в жару. На нем можно и на треке гонять в жару.
Не много литературы про HTHS.
Параметр HTHS — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. HTHS измеряется в миллипаскалях в секунду. Наиболее распространенный метод испытания ASTM D 4683. Этот метод включает в себя, определение вязкости масла при высокой температуре 150С. Итак HTHS — это вязкость моторного масла при температуре 150С и высокой скорости сдвига 106 с-1 . Ничего трудного для понимания здесь нет — просто нужно запомнить, что для каждого автомобиля свой интервал допустимой HTHS. В двигатель, не предназначенный для использования моторных масел с низким HTHS, ни в коем случае нельзя лить такие масла. Почему и нужно обращать внимание на рекомендации производителя, выбирать масло в соответствии с рекомендованной вязкостью, рекомендованными допусками и рекомендованными стандартами.
Применение масла с пониженным HTHS, в не предназначенных для этого двигателях может привести к их ускоренному износу. В моторах, спроектированных для использования в них масла с пониженным HTHS, имеется ряд существенных отличий:
расстояние между трущимися поверхностями уменьшено. Более высокая точность сборки и подгонки деталей друг к другу (минимальные зазоры между деталями).
применение широко-поверхностных подшипников, в которых масло высокой вязкости поступает медленнее.
специальное нанесение микропрофиля поверхности на деталях — на подобии хона в цилиндрах, для удерживания на деталях низковязких масел.
Если двигатель не спроектирован под низковязкие масла с низким HTHS, использование таких масел в нем недопустимо!
Для чего используют масла с низким HTHS?
В последнее десятилетие среди мировых автопроизводителей, наблюдается тенденция к снижению высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига — HTHS. Использование таких масел экономически и экологически оправдано. Масла с низким HTHS дают большую экономию топлива по сравнению с обычными маслами более высокой вязкости. Меньшая вязкость масла приводит к меньшему сопротивлению деталям двигателя, что приводит к увеличению мощности двигателя, меньшему износу в некоторых узлах двигателя. Применение таких масел, так же положительно влияет на экологию. Выброс CO2 в атмосферу на низковязких маслах значительно ниже, чем на маслах более высокой вязкости.
Итак группа японских ученых:
Toshihide Ohmori — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Mamoru Tohyama — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Masago Yamamoto — Toyota Central R&D Labs., Inc.
Kenyu Akiyama — Toyota Motor Corp.
Kazuyuoshi Tasaka — Toyota Motor Corp.
Tomio Yoshihara — Lubrizol Japan Ltd.
Провели эксперимент на четырехцилиндровых двигателях 1.6 DOHC. Главная цель экспериментов — узнать, как масла с разным HTHS влияют на износ дви
www.drive2.ru
Про масла. — DRIVE2

Первоисточник
Цитата: Автомобильное масло должно подходить мотору как костюм к человеку. Liqui-Moly
Автомобильное масло – это важнейший смазочный материал, который обеспечивает надежную работу двигателя. Масло способствует легкому пуску двигателя при экстремальных температурах, следит за чистотой деталей и предотвращает загрязнение двигателя от коррозии.
Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.
Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.
Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?
Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:
5WРасшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.
Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Какая вязкость лучше подходит для двигателя?
Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и быстро уложите двигатель.
Повторюсь Рекомендации о вязкости масла в сервисной книжке уже в который раз – ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для Вашего мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на Вашем двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для ЭТОГО мотора являются оптимальными.
ЧТО НАПИСАНО НА ЭТИКЕТКЕ МОТОРНОГО МАСЛА?
Для начала, расшифруем ту информацию, которая содержится на упаковке любого моторного масла, поскольку абсолютное большинство автолюбителей выбирают моторное масло именно исходя из этой информации.
Итак, Расшифровка этикетки моторного масла что производители обычно пишут на этикетках автомасел? Как правило, там достаточно много текста по поводу качества, уникальности и прочих достоинств именно этого производителя, а также именно этой марки моторного масла.
Несложно догадаться, что это все реклама, главным назначением которой является завоевание еще одного, очередного клиента, поэтому на все надписи типа «наше масло – самое-самое», «масло идеально подходит для…» и прочее подобное внимания обращать не будем.
Просто нужно иметь ввиду, что эти тексты пишут люди, годами изучающие поведение и мотивацию потребителей автомасел, и пишут они не про моторное масло, что в банке, а то, что Вы хотите там прочитать! Не улыбайтесь, они таки немного знают об этом.
Действительно же важную информацию, которая на самом деле может и должна влиять на Ваше решение о выборе именно этого моторного масла, указывают обычно вмалозаметном месте и мелким шрифтом. Почему так? Во-первых, потому что автолюбители традиционно считаются не слишком понимающими технические детали (мягко говоря), ну а во-вторых — таковы традиции, так делают все и никто не задумывается, почему и зачем.
Какая же информация действительно полезна и важна?
Ответ прост – факты, и только факты!
Для начала, несколько слов о синтетических и минеральных маслах. На самом деле, способ получения основы моторного масла — далеко не самый важный параметр при выборе моторного масла, хотя многие автолюбители уделяют ему особое внимание. Да, синтетика лучше минералки по своим рабочим характеристикам, но сможет ли это почувствовать Ваш двигатель, при условии правильно выбранного сервисного интервала и соответствия автомасла требованиям производителя авто? Почитайте статью об этом, и решите для себя сами.
Чаще всего, на самом видном месте упаковки есть информация о вязкости моторного масла по классификации SAE (в примере на рисунке это 5W-40). В большинстве случаев, это единственный параметр моторного масла, который легко узнается автолюбителями. Правда, к сожалению, далеко не всегда вязкость масла, которую ищут и покупают владельцы автомобилей соответствует вязкости, которая действительно подходит для их двигателей (читать больше о выборе вязкости моторного масла).
А вот остальная информация, которая действительно представляет ценность для покупателя, как правило, спрятана в большом куске текста и напечатана мелким шрифтом. Это примерно как состав на продуктах питания.
классификации и допуски автомаслаЧто же мы ищем? А ищем мы информацию о присвоенных классах качества и допусках автопроизводителей, ибо именно это и есть главный критерий выбора моторного масла. Кроме того, в процессе получения документов, дающих право написания на упаковке всех этих классов и допусков, это автомасло прошло (в каждом случае) достаточно сложные тесты и испытания, так что наличие всего этого косвенно лишний раз подтверждает качество именно этого моторного масла.
Сегодня практически все производители автомобилей для формулировки требований к качеству и составу моторного масла для своих двигателей пользуются либо классификацией ACEA (п. 1 на рисунке, Европа, читать больше про классификацию ACEA ), либо API (п.2, США, больше информации про API), либо же разрабатывают свои собственные стандарты, называемые допусками (п. 3, читать подробнее о допусках).
Еще на банке можно посмотреть страну изготовления и даже сверить текст со штрих-кодом, но на самом деле, навряд ли это хоть сколько-нибудь стоящий критерий, поскольку уважающие себя бренды следят за тем, чтобы на разных заводах качество продукции было одинаковым.
На этом, собственно и все, больше полезной информации на этикетке моторного масла нет.
КАКОЕ МАСЛО ЗАЛИТЬ НА ЗИМУ?
И как вообще подготовить автомобиль к зимней эксплуатации?
Многие автолюбители стараются перед зимой обслужить свой автомобиль, даже если по пробегу до замены масла остается еще тысяча — другая километров. Это безусловно имеет смысл, поскольку мотору предстоит работа в значительно более сложных условиях, а потому свежее масло ему только на пользу. Но, к сожалению, многие автолюбители при этом ограничиваются стандартным набором операций планового ТО, часто забывая о «второстепенных», на первый взгляд, моментах.
Итак, Как обслужить автомобиль перед зимой? что нужно помнить при подготовке к предзимнему техническому обслуживанию машины?
Во-первых, нужно помнить, что решение любой, даже самой незначительной технической проблемы автомобиля в мороз намного сложнее и дороже, а поэтому, все "хвосты" нужно подчистить еще до наступления морозов. Речь идет о всех "мелочах", которые "на скорость не влияют" и поэтому руки до них не доходят.
Во-вторых, важно понимать, что главная проблема двигателя в зимний период — это холодный старт, а потому, все агрегаты, участвующие в запуске мотора должны быть обязательно обслужены и проверены. В частности — это сам двигатель, система впрыска, стартер, аккумулятор, ну и генератор, который обеспечивает постоянную зарядку аккумулятора.
В-третьих, нужно помнить о том, что все масла и жидкости в автомобиле имеют срок годности, после которого они уже скорее всего перестанут быть "незамерзаемыми". Речь идет не только о моторном и трансмиссионном маслах — это в том числе и жидкость гидроусилителя, а также тормозная и охлаждающая жидкости.
Какое моторное масло заливать на зиму?
Зимнее моторное масло давно уже не используется автолюбителями, так что забудьте этот термин как таковой. Если моторное масло, которое Вы заливаете в свой двигатель, имеет класс вязкости вида 5W-40, 10W-30 и т.д. (т.е. два числа, разделенные буквой W) – это всесезонное масло, предназначенное для применения круглый год (именно такое автомасло и применяется абсолютным большинством автолюбителей). При этом нужно понимать, что непосредственно на работу в зимних условиях влияет только первое число, которое стоит перед буквой W. Детальнее про значение индекса вязкости Вы можете прочитать в статье про вязкость масла на нашем сайте.
Итак, Какое масло заливать на зиму? если низкотемпературная вязкость моторного масла, которое Вы обычно используете, соответствует климатическим условиям Вашего региона, стартер и аккумулятор в нормальном состоянии – смело заливайте то масло, что и раньше. Высокотемпературная вязкость (второе число в кодировке) абсолютно никак не влияет на зимнюю эксплуатацию, ибо рабочие температуры у двигателя одинаковы, что зимой, что летом.
Если уверенности в ожидаемых температурах, стартере или аккумуляторе нет, можете приобрести моторное масло с более низким коэффициентом низкотемпературной вязкости (к примеру, с 10W-40 перейти на 5W-40 и т.д.). При этом нужно помнить о трех моментах:
1. Смена марки моторного масла – это дополнительная нагрузка для двигателя, а потому до наступления морозов очень желательно успеть произвести хотя бы еще одну замену масла (детальнее о том, как правильно переходить на другое моторное масло, читайте в статье о замене масла ).
2. Гарантированно совместимы автомасла одного производителя, так что меняя марку масла, постарайтесь сохранить верность хотя бы производителю.
3. Моторное масло, которое Вы выберете для использования в зимний период, обязательно должно соответствовать рекомендациям производителя автомобиля (детальнее обо всем этом Вы можете прочитать в статье о том, как правильно выбирать моторное масло ).
Трансмиссионное масло и другие жидкости
В первую очередь, загляните в сервисную книжку Вашего автомобиля или вспомните, когда Вы последний раз меняли:
Масло
www.drive2.ru
|
Информация о производителях моторных маселТехнические данные |
avtomaslo.info
Автол — Википедия
Автóлы (вероятно, от англ. automobile oil, либо от лат. oleum — «масло») — в наиболее узком смысле общее название ряда марок моторных масел сернокислотной очистки, выпускавшихся в СССР в 1920-х — 1960-х годах и использовавшихся для смазывания нефорсированных автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием (карбюраторных). Ввиду широкой распространённости автолов, в широком смысле это слово могло использоваться и в качестве родового названия всех автомобильных моторных масел.
Представляли собой дистиллятные нефтяные масла (зимние автолы) или смесь дистиллятных и остаточных масел (летние автолы) с кинематической вязкостью от 25 до 120 мм2/с. Получались сернокислотной или кислотно-контактной очисткой, преимущественно из бакинских и сернистых восточных нефтей, при необходимости — с депарафинизацией сырья.
Впервые название «Автол» было использовано в 1920-х годах Автотрестом в качестве торговой марки выпускавшихся им моторных масел. На конец 1920-х годов им выпускались три сорта моторных масел — летнее «Автол М» для новых двигателей, летнее «Автол Т» повышенной вязкости для изношенных двигателей, и наименее вязкое зимнее «Автол Л». Качество «Автолов» выпуска Автотреста вызывало в те годы большие нарекания. Наряду с Автотрестом, свои моторные масла предлагали и другие предприятия советской промышленности — например, Анилтрест выпускал считавшиеся более качественными масла марок «М. А. С.» (летнее) и «М. А. Г.» (зимнее). Однако в годы Первой пятилетки именно «Автолы» ввиду своих сравнительно больших масштабов выпуска получили преимущественное распространение, вследствие чего само слово «автол» вскоре стало использоваться по сути как синоним понятия «масло для автомобильных двигателей». Впрочем, любые нефтепродукты в те годы оставались в большом дефиците, несмотря на установленный на транспорте режим жёсткой экономии горюче-смазочных материалов, поскольку добыча нефти и развитие нефтяной промышленности не поспевали за резко возросшим темпами автомобилизации народного хозяйства страны. При крайней необходимости для смазки двигателя могли применять даже касторовое масло (обладало хорошими смазывающими свойствами, но требовало разборки двигателя каждые 500—600 км пробега для очистки от нагаров и отложений).[1][2][3]
К началу 1930-х годов была выработана первая классификация автолов, в соответствии с которой они делились на несколько сортов по средней вязкости в градусах Энглера при температуре 50°С. Выпускались автолы с вязкостью 4, 6, 8 и 10. Автол 4 предназначался для использования зимой, а также круглогодично в условиях северного климатического пояса. Автол 6 использовался летом в умеренном поясе, а Автол 8 — в жарком. Автол 10 применялся в двигателях автомобилей ЗИС-5 и Я-5 при летней эксплуатации, а в жарком климате — круглогодично. Наряду с этим, какое-то время продолжался выпуск автолов старых марок «Т» и «Л». Несмотря на некоторое улучшение ситуации со снабжением моторными маслами, сохранялась проблема с их качеством (автолы производства треста Союзнефть поначалу оказались не намного лучше автотрестовских, а особенные нарекания вызывали автолы бакинских НПЗ, нередко становившиеся причиной поломок двигателей), что усугублялось низкой культурой обслуживания автотранспорта на местах (в автохозяйствах все полученные масла сливали в общую тару без разбора сортов, допускали загрязнение масла при хранении и заливке, и т. п.).[4][5][6]
К 1940-м годам слово «автол» окончательно слилось с понятием «автотракторное моторное масло», в каковом значении вошло даже в официальные документы. В 1942 году был принят ГОСТ 1862-42 «Масла автотракторные (автолы). Технические условия», установивший единый стандарт качества моторных масел для карбюраторных автомобильных двигателей. По нему выпускались автолы с вязкостью по Энглеру 4, 6, 8, 10 и 18. Автол 4 и автол 6 считались зимними, более вязкие автол 8 и автол 10 — летними. Автол 18 использовался в летнее время для смазки тракторных двигателей. К этому времени освоение новых месторождений нефти в Волго-Уральской области и введение в строй новых современно оборудованных НПЗ позволило значительно нарастить выпуск смазочных материалов, а также добиться стабильного их качества.
В послевоенные годы химия смазочных материалов получила в СССР большое развитие. Наряду с обычными автолами, выпускавшимися по ГОСТ 1862-42, а затем — ГОСТ 1862-51, появились автолы с присадками — АКп−5 (зимний) и АКп−9,5 (летний) по ГОСТ 5303-50; загущенные (полученные из маловязких масел добавлением загустителя) автолы с присадками — марок АКЗп−6 (зимний) и АКЗп−10 (летний) по ГОСТ 1862-51; специальные автолы с присадками, предназначенные для использования в более форсированных двигателях легковых автомобилей ЗИС (ГОСТ 3829-47, ГОСТ 3829-51).
С начала 1950-х годов стала использоваться новая классификация моторных масел, в которой вместо условной вязкости в градусах Энглера при 50 °С использовалась кинематическая вязкость в сантистоксах, измеренная при 100°С, а также была введена буквенная индексация масел по назначению (А — автомобильные, М — авиационные) и типу очистки (С — селективная, К — сернокислотная или кислотно-контактная). К этим обозначениям могли добавляться дополнительные буквы: З — «загущенное», п — с добавлением присадки. По новой классификации автолы получили маркировку АК — АК-4, АК-6, АК-8, АК-10 и АК-15 (бывший Автол 18). Тем не менее, старые обозначения продолжали использоваться в обиходе и даже в специальной литературе.
По ГОСТ 1862-51 автолы (масла моторные сернокислотной очистки) вырабатывались в несколько сокращённой номенклатуре из пяти марок — дистиллятные АК-6 (автол 6), АК-10 (автол 10) и АК-15 (автол 18), а также загущенные АКЗп−6 и АКЗп−10. Масло АК-6 выпускалось исключительно в качестве сырья для производства масла с присадкой АКЗп−5 по ГОСТ 5303-50, в автохозяйства и розничную торговлю оно более не поставлялось. Масла АК-10 и АК-15, несмотря на обозначение, могли содержать небольшое количество депрессорной присадки АзНИИ для доведения температуры застывания до установленной техническими условиями. Загущенные автолы АКЗп−6 и АКЗп−10 содержали загущающую, комплексную и депрессорную присадки.
Между тем, к тому времени эпоха автолов уже приближалась к своему концу. В начале 1950-х годов наряду с моторными маслами сернокислотной очистки — собственно, автолами — было освоено производство новых, более качественных моторных масел АС селективной (фенольной или фурфурольной) очистки — АС-5, АС-9,5 и других, выпускавшихся по ГОСТ 5239-51 «Масла автотракторные селективной очистки. Технические условия». По сравнению с автолами они отличались, в частности, повышенными чистотой и стабильностью, а также более низкой склонностью к коксованию. Хотя меньшее количество примесей в маслах селективной очистки обусловило небольшое снижение их смазывающей способности по сравнению с маслами кислотной очистки, а также незначительное, на 2-3 °С, повышение температуры застывания, преимущества новых масел с точки зрения срока службы и количества отложений, оставляемых в двигателе, значительно перевешивали эти малосущественные недостатки. Более совершенные масла селективной очистки стали постепенно вытеснять автолы из эксплуатации. Они также выпускались в вариантах с присадками (АСп−5, АСп−9,5), загущенные (АСЗп−10), и так далее.
Кроме того, по ГОСТ 1707-51 выпускалось масло машинное СУ (Индустриальное-50), также сернокислотной очистки, не содержавшее присадок, но при этом имевшее намного более высокое качество по сравнению с автолами — в частности, очень низкие коксуемость (не более 0,2 %) и зольность (не более 0,005 %), благодаря чему оно почти не оставляло нагара в двигателе. Это масло наряду с индустриальным применением прямо рекомендовалось заводами-изготовителями для использованию в двигателях легковых автомобилей в качестве аналога автола 6, и в таком качестве получило большую популярность. Руководства по эксплуатации к некоторым легковых автомобилям тех лет даже отдавали ему преимущество перед автолами. В качестве аналогов более вязких автолов 10 и 18 использовались также весьма высококачественные авиационные масла марок МС-14, МС-20, МК-22, которые также допускали разведение лёгкими индустриальными маслами до требуемой вязкости.[7][8][9]
После 1962 года была введена в действие новая классификация моторных масел, по которой масла для автомобильных двигателей стали обозначаться буквой «М», к которой прибавлялось число, соответствующее средней кинематическая вязкости масла в сантистоксах, измеренной при 100°С, а также буквенный индекс, обозначающий эксплуатационную группу масла, в зависимости от содержащихся в нём присадок (например, М8Б — автомобильное масло группы «Б» с вязкостью около 8 сСт, бывшее АС-8 с присадкой). Маркировка масел кислотной и селективной очистки в новой классификации не предусматривалась, поскольку нефтехимическая промышленность в те годы уже перестраивалась на выпуск только масел селективной очистки, как более качественных.
Двигатели автомобилей новых моделей в те годы проектировались уже в расчёте на современные масла. Например, двигатель «Москвича-408» был рассчитан на всесезонное масло АС-8 с присадкой (М8Б), и использование в нём автолов не допускалось (в менее форсированном двигателе 407Д1 «Москвича-403», рассчитанном на масло СУ — допускалось лишь в виде исключения).[10]
Последним государственным стандартом на моторные масла кислотной очистки стал ГОСТ 1862-63 «Масла автотракторные. Технические требования». По нему масла кислотной очистки выпускались четырёх марок — АКЗп−6 (М6Б по новой классификации), АКЗп−10 (М10Б), АКп−10 (также М10Б) и АК-15 (тракторное). За вычетом последнего, эти масла уже имели весьма мало общего с автолами тридцатых — сороковых годов, поэтому название «автол» из официальной номенклатуры горюче-смазочных материалов было окончательно вычеркнуто, хотя всё ещё очень широко использовалось в быту. Постепенно был свёрнут и выпуск самих масел кислотной очистки, в ГОСТ-ах 1970-х годов они уже не упоминаются.
В 1970-е и последующие годы слово «автол» водителями использовалось скорее в силу инерции мышления — в особенности часто оно употреблялось в автохозяйствах, которые получали горючесмазочные материалы в никак не промаркированных ёмкостях, вследствие чего «автолом» по привычке могли называть любое масло, предназначенное для использования в системе смазки двигателя. Точно такими же общими, «родовыми» названиями стали и слова «нигрол» — для любого трансмиссионного масла, и «солидол» или «тавот» — для любой консистентной смазки.
Характеристики | Масла автотракторные сернокислотной очистки ГОСТ 1862-51 | Масла автотракторные селективной очистки ГОСТ 5239-51 | Масла автомобильные селективной очистки с присадкой ЦИАТИМ-331 ГОСТ 5303-50 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
АКЗп−6 | АК-6 (автол 6) | АК-10 (автол 10) | АК-15 (автол 18) | АС-5 | АС-9,5 | АСП−5 | АСП−9,5 | |
Вязкость кинематическая при 100°С, сСт, не менее | 6 | 6 | 10 | 15 | 6 | 9,5 | 5 | 9,5 |
Отношение кинематич. вязкости при 100 и 50°С, не более | 4,2 | 7,0 | 7,0 | 9,0 | 7,0 | 7,4 | 7,0 | 7,4 |
Коксуемость в %, не более | 0,15 | 0,30 | 0,40 | 0,70 | 0,15 | 0,3 | — | — |
Температура застывания в °С, не выше | −40 | −30 | −25 | −5 | −35 | −20 | −30 | −20 |
Кислотное число, мг KOH на грамм масла, не более | 0,10 | 0,15 | 0,25 | 0,35 | 0,2 | 0,4 | 3,0 | 3,0 |
Зольность масла в % | не менее 0,04 | 0,01 | 0,02 | 0,025 | 0,012 | 0,015 | не менее 0,4 | не менее 0,4 |
Приведены по[11].
Тягучая, густая тёмно-бурая жидкость. Нерастворим в воде. Хорошо растворяется в бензине, керосине и дизельном топливе. Смешивается с жирами и маслами. Обладает антикоррозийными свойствами. Температура застывания — до −35…−40 °С.
- ↑ М. Дьяков: Ремонт мотоцикла, ч. 4. «За рулём», № 13 за 1929 год.
- ↑ В новый мотоциклетный пробег ! «За рулём», № 7 за 1929 год.
- ↑ Качество смазочных материалов никуда не годится. «За рулём», № 7 за 1931 год.
- ↑ Правильная смазка увеличит продолжительность жизни автомобилей. «За рулём», № 15 за 1934 год.
- ↑ «За рулём», № 20 за 1935 год.
- ↑ В. Вильпор. Качество автола — важная хозяйственная проблема. «За рулём», № 11 за 1932 год.
- ↑ «За Рулём», "10 за 1964 год.
- ↑ М. Гинцбург. Какое масло лить в двухтактные и четырёхтактные двигатели.
- ↑ К примеру, для двигателя автомобиля «Победа» руководство по ремонту и обслуживанию 1955 года рекомендовало применение следующих масел:
Летом: машинное масло СУ или автомобильные масла (с присадкой) АСп−5 и АКп−5, ГОСТ 5303-50; заменители — автотракторное масло АС-5, ГОСТ 5239-50, или автол 6. Для двигателей с сильным пропуском газов (вследствие износа поршневых колец) следует применять автомобильные масла АСп−9,5 и АКп−9,5, ГОСТ 5303-50; заменители — автотракторное масло АС-9,5, ГОСТ 5239-50, или автол 10.
Зимой: смесь масел: 60 % машинного СУ и 40 % веретенного АУ (вязкость смеси 3,5—4,5 Е при 50°С) или автомобильные масла (с присадкой) АСп−5 и АКп−5; заменители — автотракторное масло АС-5 и автол 4. Для двигателей с сильным пропуском газов (вследствие износа поршневых колец) применять масло СУ. Заменитель — автол 6. - ↑ «За рулём», № 8 за 1965 год.
- ↑ Сельскохозяйственная энциклопедия. Т. 4 (П — С)/ Ред. коллегия: П. П. Лобанов (глав ред) [и др.]. Издание третье, переработанное — М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, М. 1955
Карягин А. В., Соловьев Г. М. Устройство, обслуживание и правила движения автомобилей. — 3-е изд., переработанное. — М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1957. — С. 80. — 488 с.
ru.wikipedia.org