Карта смазки зил 131 рисунок и схема
Техобслуживание мостов ЗИЛ-131
Страница 1 из 2
Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.
Заливать масло в картеры всех мостов автомобиля нужно через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера редуктора, закрываемое пробкой 29, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия.
Доливать масло в картер переднего моста можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие, расположенное в крышке картера моста.
Проверять уровень масла в заднем и среднем мостах в процессе эксплуатации следует при помощи специального указателя уровня 1 (рис. 1), имеющегося в наборе инструмента.
Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.
Правильный уровень масла отмечен риской на стержне указателя уровня масла.
При снижении уровня масла ниже риски необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.
Рисунок 2
Рисунок 3
Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста имеется сливное отверстие 48 (рисунок 2), расположенное в нижней части картера моста.
Сливные отверстия картеров заднего и среднего мостов расположены в нижней части крышек картеров.
Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (рисунок 3), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рисунок 4), сделанные в передних стенках картеров редукторов заднего и среднего мостов.
Рисунок 4
Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через все имеющиеся сливные отверстия.
Контрольные отверстия при этом должны быть открыты.
При необходимости следует добавить смазку в корпус поворотного кулака для подшипников шкворней и шарнира полуоси переднего ведущего моста.
Набивать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленки 17 (рисунок 5), расположенные в верхней накладке корпуса правого поворотного кулака и в поворотном рычаге, установленном на корпусе левого поворотного кулака; набивать ее нужно до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное снизу шаровой опоры.
Рисунок 5
Пробка 27, которой закрыто это отверстие, должна быть предварительно вывернута.
При смене смазки все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть.
Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси.
Ступицу колеса при смене также необходимо промыть.
При закладывании свежей смазки надо тщательно промазать подшипники.
Крутящие моменты затяжки болтовых соединений в кГм
Гайки болтов крепления чашек дифференциала и ведомой цилиндрической шестерни 12—14
Гайки шпилек крепления крышек подшипников дифференциала 17—19
Шпильки крепления крышек подшипников дифференциала (при установке в картер редуктора) 22—25
Болты крепления крышек роликоподшипников редуктора - 6—8
Болты крепления редуктора к картеру моста - 9—11
Гайки шпилек крепления полуосей заднего и среднего мостов фланцев полуосей переднего ведущего моста к ступицам колес 7—9
Гайки шпилек крепления рычага поворотного кулака к корпусу и шпилек крепления шаровой опоры к картеру переднего моста ... 16—18
Гайки шпилек крепления цапф переднего, заднего и среднего мостов 5,5—6
Гайки крепления фланцев вала ведущей конической шестерни 20—25
Гайка крепления подшипника вала ведущей цилиндрической шестерни 35—40
Контргайка крепления подшипников ступицы колеса 12—15
Гайка крепления шарового пальца поперечной рулевой тяги 23—27
autoruk.ru
Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131
Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.
Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз - при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока. Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).
Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б). Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.
Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан З, установленный на впускном газопроводе. Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.
Масляный радиатор трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.
При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).
При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.
gaz66avto.ru
Устройство системы смазки | АвтоКлуб ЗиЛ 131
Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгиванием). На рис. 1, а показана схема смазки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центробежной очистки (без фильтра грубой очистки масла). Конструкция полнопоточного фильтра центробежной очистки масла более совершенна.
Установка его на двигатель начата со второй половины 1967 г.
Для охлаждения масла предусмотрен масляный радиатор, установленный спереди водяного радиатора.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода прерывателя- распределителя и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел масло подается с пульсирующим давлением через пустотелую ось коромысел, в которую масло поступает через каналы 8, идущие от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из поддона картера масло через неподвижный маслоприемник 17 засасывается в масляный насос 3. Через канал 4 в задней перегородке блока масляный насос подает масло в корпус масляных фильтров, где весь поток проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра грубой очистки часть масла, около 50%, идет в фильтр 6 центробежной очистки масла, откуда оно сливается в поддон картера.
Основной поток масла из фильтра грубой очистки попадает в распределительную камеру 7, расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 12 и 16у из которых оно поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло подается в полость шатунной шейки, где дополнительно очищается и через отверстия в шатунных шейках поступает к шатунным подшипникам.
При наличии полнопоточного фильтра центробежной очистки масла все поступающее масло очищается только в нем, откуда оно направляется в распределительную камеру 7, а затем в продольные каналы 12 и 16 и к смазываемым деталям двигателя.
В нижней головке шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с отверстием в шейке коленчатого вала масло выбрызгивается на стенку цилиндра, откуда снимается маслосъемным кольцом, затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из переднего правого конца магистрального канала 16 масло попадает через трубопровод 13 для смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены два отверстия, разветвленные под углом 40°, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров один раз за оборот распределительного вала масло для смазки клапанного механизма попадает в канал 8, выполненный в каждой головке цилиндров.
Из канала 4 (рис. 2) головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел поступает в полость 3. Из полости 3 масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел 2, а через канал 7 — к шаровому сочленению регулировочных винтов 6 со штангами 5 толкателей. Через каиал 8 масло стекает на поверхность головки цилиндров, а попадая в проемы для штанг, сливается в поддон картера.
Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм вращения выпускного клапана смазываются масляным туманом и каплями масла, стекающего из сочленений механизма коромысел самотеком.
zil131.net
Особенности системы смазки ЗИЛ-131
Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.
Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям
К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос.
Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра.
Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.
Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала.
По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г).
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз - при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.
Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).
Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б).
Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.
Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе.
Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4.
Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.
Масляный радиатор трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.
Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.
При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).
При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.
autoruk.ru
Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131
Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.
Заливать масло в картеры всех мостов автомобиля нужно через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера редуктора, закрываемое пробкой 29, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия.
Доливать масло в картер переднего моста можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие, расположенное в крышке картера моста.
Проверять уровень масла в заднем и среднем мостах в процессе эксплуатации следует при помощи специального указателя уровня 1 (рис. 1), имеющегося в наборе инструмента. Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.
Правильный уровень масла отмечен риской на стержне указателя уровня масла. При снижении уровня масла ниже риски необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.
Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста имеется сливное отверстие 48, расположенное в нижней части картера моста.
Сливные отверстия картеров заднего и среднего мостов расположены в нижней части крышек картеров. Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (см. рисунок), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рисунок), сделанные в передних стенках картеров редукторов заднего и среднего мостов.
Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через все имеющиеся сливные отверстия. Контрольные отверстия при этом должны быть открыты.
При необходимости следует добавить смазку в корпус поворотного кулака для подшипников шкворней и шарнира полуоси переднего ведущего моста. Набивать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленки 17 (см. рисунок), расположенные в верхней накладке корпуса правого поворотного кулака и в поворотном рычаге, установленном на корпусе левого поворотного кулака; набивать ее нужно до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное снизу шаровой опоры. Пробка 27, которой закрыто это отверстие, должна быть предварительно вывернута.
При смене смазки все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть. Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси. Ступицу колеса при смене также необходимо промыть. При закладывании свежей смазки надо тщательно промазать подшипники.
gaz66avto.ru
Особенности системы смазки ЗИЛ-131
Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.
Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям
К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос.
Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра.
Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.
Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала.
По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г).
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз - при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.
Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).
Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б).
Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.
Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе.
Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4.
Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.
Масляный радиатор трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.
Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.
При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).
При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.
autoruk.ru
Система смазки двигателя ЗИЛ-131


Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Система смазки двигателя ЗИЛ-131
___________________________________________________________________________
Смазочная система двигателя ЗИЛ-131 — комбинированная. Схема смазывания показана на рис. 17. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного вала привода распределителя
зажигания и валика масляного насоса и к толкателям.
К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Рис. 17. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-131
Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока.
Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.
В теле шатуна просверлено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Лишнее масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазывания компрессора. В средней шейке распредвала ЗИЛ-131 предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте
распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.
Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси подается к втулкам коромысел.
Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, предусмотренный в коротком плече коромысла, подается для смазывания сферических опор штанг, а также клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым оно поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.
Масляный насос ЗИЛ-131 — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центробежный фильтр, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320—400 кПа (3,2—4 кгс/см2) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.
Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120—150 кПа (1,2—1,5 кгс/см).
Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом, включен в смазочную систему последовательно.
Ротор 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из ротора через два сопла 21, Правильность вращения ротора проверяют на слух. При остановке двигателя исправный ротор продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.
Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 ротора, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке фильтра, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки фильтра надо остановить двигатель и дать стечь маслу. Для этого требуется 20—30 мин. Снятие крышки 5 ротора до полного опорожнения фильтра приведет к вытеканию масла на двигатель.
Очищать масляный фильтр ЗИЛ-131 надо в такой последовательности:
- Отвернуть гайку-барашек и снять крышку 8.
- Отвернуть пробку 26 и вставить в отверстие стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения.
- Отвернуть гайку 11 и снять крышку 5 вместе с гайкой 11.
- Снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6.
- Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их. При разрывах и засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, следует сменить сетчатый фильтр.
- Очистить от грязи прокладку 2.
Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца крышки недопустимо, так как это приводит к течи масла.
Сборку надо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, сцентрировав его на буртике ротора 3. Перед установкой крышки необходимо проверить легкость вращения ротора. Усилие затяжки гайки-барашка не должно превышать усилия руки.
Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения ротора.
Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла ЗИЛ-131
Только в случае неудовлетворительного вращения ротора 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 13 на оси, снять шайбы, снять ротор 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии ротора с оси необходимо принять меры против выпадания упорного кольца шарикового подшипника в корпус фильтра.
При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения сопел их прочистку следует вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.
Устанавливать ротор 3 на ось 9 следует в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки необходимо проверить вращение ротора на прогретом двигателе на слух.
Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя.
При работе двигателя ЗИЛ-131 с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан преодолевает сопротивление пружины и перемещается в корпусе, уменьшая площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, попадающих в картер мотора.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение полностью.
Перед клапаном на выходе из внутренней полости двс картерные газы проходят через специальный уловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслозаливиой горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе
Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.
Масляный радиатор — из оребренной алюминиевой трубки воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °С.
Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131
Указатель уровня масла в картере двигателя имеет три метки: «Долей», «Полно» и метку в виде прямоугольника (рис. 20). Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере, прогретого до рабочей температуры через 2—3 мин после останова.
Уровень масла в картере надо проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.
Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и протереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля
запрещается и следует долить масло до метки «Полно».
При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя выше метки «Полно» и в полностью заправленном двигателе
устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе.
При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть до прямоугольной метки, Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается. Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
autotextrans.ru
Система смазки | АвтоКлуб ЗиЛ 131
Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгиванием). На рис. 1, а показана схема смазки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центробежной очистки (без … Читать далее →
Рубрика: Система смазки, Техническое обслуживание |Масляный насос (рис. 1) шестеренчатый, двухсекционный. Производительность верхней секции нового насоса при 3100 об/мин вала двигателя — 50 л/мин; нижней секции — 23 л/мин. Верхняя секция насоса подает масло в фильтр центробежной очистки масла, а затем в систему смазки двигателя. … Читать далее →
Рубрика: Система смазки, Техническое обслуживание |Вентиляция картера двигателя ЗИЛ-130 принудительная — отсосом отработавших газон во впускной трубопровод двигателя через клапан 5 (рис. 1). Клапан установлен на впускном трубопроводе в отверстии, соединяющем внутреннее пространство двигателя. При открытом клапане 5 газы отсасываются по трубке 3 в центральную … Читать далее →
Рубрика: Система смазки, Техническое обслуживание |Масляные фильтры. Фильтр грубой очистки (рис. 1) щелевого типа, пластинчатый, с перепускным клапаном, отрегулированным на перепад давления 1 кГ1см2. Пружина перепускного клапана должна иметь длину в свободном состоянии 62 мм; под нагрузкой 0,9—1,1 кГ—44 мм. Фильтр центробежной очистки масла с … Читать далее →
Рубрика: Система смазки, Техническое обслуживание |Масляный радиатор (рис. 1) крепится четырьмя болтами к кронштейнам, укрепленным на рамке жалюзи водяного радиатора. С 1966 г. высота масляного радиатора снижена на 28,5 мм (ликвидировано три ряда трубок).
Рубрика: Система смазки, Техническое обслуживание |zil131.net
Химмотологическая карта зил 131. Указания по смазке автомобилей. Перечни операций технического обслуживания
ИНСТРУКЦИЯ
По проведению технического обслуживания специального пожарного автомобиля АЛ-30 (131)ПМ 506
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАЗОВОГО ШАССИ ЗИЛ-131 Лист №
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА ПОЖАРЕ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (УЧЕНИИ) 4
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1 (ТО-1) 5
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 2 (ТО-2) 9
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 18
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ И ОБРУДОВАНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. 19
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ПОЖАРЕ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (УЧЕНИИ) 20
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1 (ТО-1) 21
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 2 (ТО-2) 23
ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 24
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАЗОВОГО ШАССИ ЗИЛ-131.
Произвести уборку кабины, отсеков кузова, пожарно-технического вооружения и другого оборудования. При необходимости вымыть и просушить автомобиль.
1. Проверить:
Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность, проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.
Правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей, исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).
Работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления, проверить состояние и натяжение приводных ремней.
Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.
Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.
Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.
При необходимости вымыть и просушить автомобиль.
Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.
2.1. Проверить:
2.1.1. Уровень масла в картере двигателя.
Дополнительные работы.
Проверить:
Внешний вид, убедиться в отсутствии деформации пакета колен, опор, платформы; состояние тросов, направляющих роликов и блоков, люльки (при наличии).
Проверить работоспособность гидроцилиндров опор и блокировки рессор, легкость перемещения рукояток кранов управления, их фиксацию в нейтральном положении, концевых выключателей.
Проверить работоспособность механизмов автолестницы: подъема-опускания, поворота, выдвигания - сдвигания, выравнивания бокового наклона. Убедиться в легкости перемещения рукояток управления и их надежной фиксации в нейтральном положении.
Проверить исправность дистанционного пуска и управления работой двигателя.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА ПОЖАРЕ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (УЧЕНИИ).
Выполняется в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации завода-изготовителя.
АЛ-30 (131)ПМ 506
Проверить:
Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.
Проверить внешний вид, убедиться в отсутствии деформации пакета колен, опор, платформы; состояние тросов, направляющих роликов и блоков, люльки (при наличии).
Произвести пуск двигателя, проверить включение коробки отбора мощности, пульта управления.
Проверить величину рабочего давления в гидросистеме, герметичность соединений трубопроводов, уровень рабочей жидкости в баке.
Проверить работоспособность гидроцилиндров опор и блокировки рессор, легкость перемещения рукояток кранов управления, их фиксацию в нейтральном положении, концевых выключателей (при наличии).
Проверить работу световой, звуковой и аварийно-предупредительной сигнализации, переговорного устройства.
Проверить исправность дистанционного пуска и управления работой двигателя (при наличии).
Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя. Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса. Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза. Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.
Примечание: Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть перед постановкой автомобиля в боевой расчет.
Следить за:
2.1. Состоянием и натяжением ремней привода вентилятора, генератора и компрессора двигателя.
2.2. Температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80-95 С. В летний период при необходимости открывать жалюзи радиатора и капот двигателя.
2.3. Давлением масла в системе смазки двигателя.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1 (ТО-1) БАЗОВОГО ШАССИ ЗИЛ-131.
1. Проверить:
Комплектность ПА, осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрацион
petronas-shop.ru
ЗИЛ-131 › Бортжурнал › Обманки крышек полуосей. Или как сделать 131й трассовым бегунком.
эта переделка была еще на бензиновом моторе, так как 131й у меня использовался не как вездеход, а больше как машина для грузоперевозок, и вездеходные качества в нем мне не столь были важны, как грузоподъёмность, динамика, расход ГСМ и комфорт. я решил уменьшить сопротивление трансмиссии, так как я передний мост не использовал по назначению, но даже при выключенном мосте его ГП все равно вращалась от колес через полуоси, этим я и занялся. снял родные крышки полуосей, и срезал шлицевую часть на токарном станке отрезным резцом, именно с наружней стороны, где находится кран подкачки колес. подкачку колёс я давно уже не использую, потому что надоела вечная проблема с шлангами и кранами подкачки.

линия по которой я обрезал крышку.
изнутри торцевать было неудобно, так как посадочный буртик не даст срезать шлицы полностью.

бортик мешает срезать изнутри.
отверстие получившееся при удалении шлица заварил глухой крышкой, таким образом избавился и от крана подкачки.

главное герметично обварить шов, чтобы не вытекала смазка.
Таким образом получил эффект "ленивца" переднего колеса. колесо теперь вращается только вокруг оси подшипника, не зацепляя полуоси и не приводя в действие дифференциал переднего моста, теперь при движении нет дополнительного сопротивления в трансмиссии, динамика изменилась в положительную сторону, и стал более ощутим накат авто(инерционной езде трансмиссия меньше препятствует), по расходу топлива не могу сказать изменения, радует то, что с остановкой ГП моста ушел и дополнительный гул вызванный диффом.
вторая часть усовершенствования- это снятие кардана переднего моста, чтобы не передавать крутящий момент на передний мост при езде на пониженной передачи раздаточной коробки, кардан был снят и его разъединяющиеся части подвязаны в том состоянии, в котором он работал- чтобы не нарушить центрацию кардана.

кардан переднего моста.

раздатка

передний мост
кардан я удалил, потому что пониженную использую не только кратковременно(чтобы стартануть груженому, или вылезти из тяжелого места), иногда с тяжелым грузом и телегой езжу на пониженной всю дорогу- таким образом проще подобрать нужную передачу.
так я сделал из переднего моста практически балку.
P.S. без переднего моста авто стал не такой устойчивый зимой на гололеде и летом в чуть сырую погоду на проселочной дороге. однажды в достаточно сухой год, на отвозе зерна, попадал под сильный ливень груженый в проселочной дороге, высушенная до пыли земля не впитывала воду, и на поверхности слой превратился в мылкую грязь, без передка очень кидает машину, груженая телега еще усиливает занос. теперь вожу с собой приводные части переднего моста, и в такой экстренной ситуации могу уделив лишних 20 минут снова сделать из своего трассового ЗИЛа- полноценного вездехода. дураков дорога учит…





www.drive2.ru