Как узнать скорость при тормозном пути
Как определить скорость автомобиля по тормозному пути
Программу расчета скорости по тормозному пути можно скачать здесь
И так, попробуем из головы:
Равнозамедленное движение. v*v/2=Sa где v — скорость до начала торможения, S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту), a-ускорение (замедление) в торможении. Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии mv*v/2 в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след) (m a)*S Ускорение (замедление) при торможении a=g*k BR> где k коэффициент трения (коэффициент сцепления резины с асфальтом, так это называется в гаишных документах), g напряженность поля тяжести (сколько ньютонов СИЛЫ веса на каждый килограмм МАССЫ автомобиля; попросту говоря ускорение свободного падения, равное на всей Земле 9.81 н/кг или что то же самое м/с2)
Итого получается v2/2=Sgk двойка после скорости означает квадрат. Значение коэффициента сцепления k может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокоровки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте — колеса были заблокированы. Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов.
Одним словом, на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2 Обратная задача (вычисление скорости по тормозному пути) решается так v=sqrt(2*9.81*0.64*S) где функция sqrt означает квадратный корень, и скорость переводится из метров в секунду в километры в час согласно соотношению 36 км/ч=10м/с В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.
Физику я и сам знаю, вопрос в другом:
Скорость по тормозному пути, зафиксированному в протоколе, будут определять в ГИБДД; у них имеется рукописная схемка, где напротив определенной длины тормозного пути выставлена соответствующая скорость; плюс-минус для них дело несущественное
Расчет тормозного пути и скорости.
Экспертиза ГАИ и МВД использует следующие формулы и методики. Можете сами найти и сделать расчеты.
Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j = 0,5 0,3 5 + v2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с =54,9 км/ч
где: в выражении v2Sю х j, v — это квадратный корень для всего выражения, просто не получилось при написании. Va — начальная скорость автомобиля, м/с; t3 — — время нарастания замедления автомобиля, с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже) для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при «юзе» в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч. Sю — длинна тормозного следа (юза), м.
S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j
где: S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь) S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4 t1 — время реакции водителя, -0,8с. t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с. t3 — время нарастания замедления, 0,3с.
t4 = Vю/j = Va/j — 0,5 t3 — время полного торможения, с.
T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j;
приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко рассчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля.
Это можно рассчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.
Итак тормозной путь (м)
S=Kэ*V*V/(254*Фc),
где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1),
V — скорость в км/ч в начале торможения,
Фc — коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога)
intensive-driving.kiev.ua
Как найти скорость торможения формула
Известно, что грузовой автомобиль массой пять тысяч килограмм движется по горизонтальному пути со скоростью семьдесят два километра в час (20 метров в секунду).
Необходимо: определить силу и время торможения автомобиля, если тормозной путь составил пять метров.
Дано: m=5000 кг; v=20 м/сек; s=5 м
Найти: F-?; t-?
Исходя из того, что работа силы торможения численно равна изменению кинетической энергии движущегося автомобиля , получаем формулу для определения силы торможения
Подставив в формулу численные значения, рассчитаем силу торможения грузового автомобиля
н
Из формулы , при условии, что vt=0: , где , получаем формулу времени торможения
Время торможения автомобиля
сек
Ответ: сила торможения автомобиля составила двести тысяч ньютон, время торможения равно половине секунды.
Тормозной путь – расстояние, которое потребуется автомобилю, чтобы полностью остановиться с момента начала работы системы торможения.
В обиходе этот термин часто путают с остановочным, однако тормозной и остановочный путь – разные понятия. В последнем случае учитывается расстояние, прошедшее с момента осознания водителем необходимости торможения до скорости 0 км/ч. Тормозной путь – часть остановочного.
От чего зависит тормозной путь
Рассматриваемый показатель не является постоянной величиной и может варьировать по ряду причин. Все факторы, влияющие на путь торможения, можно разделить на две большие группы: зависящие от водителя и независящие от водителя. К числу причин, не зависящих от человека за рулем, относят:
Несложно догадаться, что в дождь, снег или гололед расстояние, которое потребуется для остановки автомобиля, будет большим, чем на сухом асфальте. Торможение окажется длительным и при движении по гладкому асфальту, в который не была добавлена каменная крошка. Здесь колесам не за что зацепиться, в отличие от шершавых покрытий.
На заметку: стоит заметить, что плохое качество дороги (ямы, выбоины) не приводит к удлинению расстояния, необходимого для остановки. Здесь играет роль человеческий фактор. Пытаясь сберечь подвеску, водители редко развивают высокую скорость на подобных дорогах. Соответственно, путь торможения здесь минимален.
Факторы, зависящие от водителя или владельца авто:
- состояние тормозов;
- устройство системы;
- наличие ABS;
- вид покрышек;
- загруженность ТС;
- скорость движения.
Тот факт, что длина тормозного пути автомобиля напрямую зависит от исправности системы торможения, не требует доказательств. Машина с неработающим тормозным контуром или изношенными колодками никогда не сможет остановиться также быстро, как исправное ТС.
От устройства тормозных агрегатов зависит многое. Современные машины, оснащенные задними дисковыми тормозами и системами помощи при торможении, имеют гораздо лучшее сцепление с дорогой и короткий отрезок торможения.
В свою очередь, наличие EBD с ABS не всегда способствует сокращению расстояния, необходимого для остановки. На сухом твердом покрытии, где блокировка колес наступает только при очень интенсивном торможении, система действительно сокращает тормозной путь. Однако на голом льду «умный» электронный помощник начинает сбрасывать тормозное усилие даже при легком нажатии на педаль тормоза. При этом авто сохраняет управляемость, однако путь его торможения значительно увеличивается.
От чего зависит скорость замедления? Разумеется, от вида покрышек. Так, на голом, пусть и промороженном асфальте, а также в снежной каше, лучше всего тормозят т. н. «липучки» — зимние покрышки, не оснащенные шипами. В свою очередь, в гололед и на заснеженных дорогах наиболее эффективной является ошипованная «резина».
" alt="">
Немаловажным фактором, влияющим на величину остановочного отрезка, является скорость и загруженность машины.
Понятно, что легковесный автомобиль при скорости 60 км/ч остановится быстрее, чем грузовик, загруженный под завязку и движущийся со скоростью 80-100 км/ч. Последнему не позволит быстро остановиться слишком высокая для него скорость и инерция.
Когда и как производится замер
Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:
- технические испытания транспортного средства;
- проверка возможностей машины после доработки тормозов;
- криминалистическая экспертиза.
Как правило, при расчете используют формулу S=Кэ*V*V/(254*Фс). Здесь S – тормозной путь; Кэ – тормозной коэффициент; V₀ — скорость на момент начала торможения; Фс – коэффициент сцепления с покрытием.
Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:
Состояние дороги | Фс |
---|---|
Сухая | 0.7 |
Мокрая | 0.4 |
Снег | 0.2 |
Лед | 0.1 |
Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.
Пример: как рассчитать тормозной путь автомобиля при цифре 60 км/ч на спидометре в дождь? Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4. Считаем: 1*60*60/(254*0.4). В итоге получаем цифру 35.4, что и является длиной тормозного пути в метрах.
В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.
Скорость | Сухо | Дождь | Снег | Лед |
---|---|---|---|---|
км/ч | метры | |||
60 | 20,2 | 35,4 | 70,8 | 141,7 |
70 | 27,5 | 48,2 | 96,4 | 192,9 |
80 | 35,9 | 62,9 | 125,9 | 251,9 |
90 | 45,5 | 79,7 | 159,4 | 318,8 |
100 | 56,2 | 98,4 | 196,8 | 393,7 |
110 | 68 | 119 | 238,1 | 476,3 |
120 | 80,9 | 141,7 | 283,4 | 566,9 |
130 | 95 | 166,3 | 332,6 | 665,3 |
140 | 110,2 | 192,9 | 385,8 | 771,6 |
150 | 126,5 | 221,4 | 442,9 | 885,8 |
160 | 143,9 | 251,9 | 503,9 | 1007,8 |
170 | 162,5 | 284,4 | 568,8 | 1137,7 |
180 | 182,2 | 318,8 | 637,7 | 1275,5 |
190 | 203 | 355,3 | 710,6 | 1421,2 |
200 | 224,9 | 393,7 | 787,4 | 1574,8 |
Мы нашли интересный калькулятор, который не только рассчитывает показатель в зависимости от скорости и состояния дороги, но и наглядно показывает весь процесс. Находится здесь.
Как увеличить интенсивность замедления
Из вышесказанного стало понятно, что называется тормозным путем и от чего зависит этот показатель. Однако возможно ли сократить расстояние, которое необходимо для остановки автомобиля? Возможно! Для этого существует два пути – поведенческий и технический. Идеально, если водитель сочетает оба способа.
- Поведенческий метод – сократить тормозной путь можно, если выбирать небольшую скорость движения на скользких и мокрых дорогах, учитывать степень загруженности машины, грамотно рассчитать тормозные возможности авто в зависимости от его состояния и модельного года. Так, «москвич» 1985 года разработки не сможет тормозить столь же эффективно, как современный «Hyundai Solaris», не говоря уж о более респектабельных и технологичных моделях.
- Технический метод – метод усиления тормозных возможностей, основанный на повышении мощности тормозной системы и использовании вспомогательных механизмов. Производители современных ТС активно применяют такие способы улучшения тормозов, оснащая свою продукцию антиблокировочными системами, системами помощи при торможении, используя более эффективные тормозные диски, колодки.
Следует помнить, что сокращение времени, необходимого для остановки – один из способов обеспечения безопасности поездки. Поэтому каждый водитель должен постоянно следить за техническим состоянием своего «железного коня», своевременно обслуживать и ремонтировать систему торможения. Помимо этого, важно выбирать скорость движения с учетом окружающей обстановки: времени суток, состояния дороги, модели автомобиля и прочее.
При торможении на автомобиль действует сила трения скольжения, поэтому по 2 закону Ньютона: µ mg = ma , отсюда а = µg. Путь до полной остановки рассчитывается по формуле: S = v 2 / 2 a . Тогда тормозной путь равен : S = v 2 / 2µ g . Остановочный путь равен сумме пути автомобиля во время реакции водителя (равномерное движение) и тормозного пути: S = vt + ( v 2 / 2µ g ) .
При повороте на тело также действует сила трения, но тело движется по окружности, поэтому 2 закон Ньютона будет иметь вид: µ mg = mv 2 / R . Тогда радиус поворота равен: R = v 2 / µ g .
Не вписался в поворот
1. Вычислить остановочный путь автомобиля для начальной его скорости 72 км/ч , если он замедляется с постоянным ускорением 6 м/с 2 , а время реакции водителя составляет 1с.
2. Шофер автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч, внезапно видит перед собой группой школьников, собирающейся перейти дорогу. Как поступить целесообразнее: затормозить или повернуть?
Для домашнего задания:
1. На трассе за чертой города скорость автомобиля 110 км/ч. Включен дальний свет. Дорогу перебегает заяц. Какова его судьба?
2. На горизонтальной дороге автомобиль делает поворот радиусом 16 м. Какова наибольшая скорость, которую может развить автомобиль, чтобы его не занесло, если коэффициент трения скольжения колес о дорогу равен 0,4?
3. Шофер автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч, внезапно видит перед собой на расстоянии 40 м широкую стену. Что ему выгоднее: затормозить или повернуть?
4. Выясните технические характеристики вашего семейного автомобиля (если в семье нет автомобиля – выберите в интернете понравившуюся модель и изучите ее). Какие технические средства безопасности пассажиров есть в автомобиле, выясните наличие антиблокировочная тормозная система и узнайте мнение водителя о ее роли.
5. При возможности практически выясните глубину зоны видимости при ближнем свете, входя в эту зону в темной одежде и со светоотражателем – например со знаком аварийной остановки в руках. Автомобиль стоит.
l2rv.ru
Вместе с опытным автогонщиком мы выяснили, от чего зависит длина тормозного пути и как не уйти в занос
Днем солнце, вечером дождь или мокрый снег, ночью мороз — и сухой асфальт становится влажным, а через час и вовсе превращается в каток: погода, а с ней и дорожные условия нынче резко меняются даже на протяжении суток. Едва ли не ежедневно автомобилисты получают предостережения и даже рекомендации воздержаться от поездок ввиду сложных погодных условий, однако выйти из-за руля не всегда получается. С неменьшей регулярностью поступают сводки с дорог страны, будто с полей сражений: один не справился с управлением на закруглении дороги и вылетел в кювет, другой не успел затормозить перед пешеходом, третий не выдержал дистанцию с впереди идущим авто. Корреспондент «Р» проверила, от чего зависит тормозной путь, и узнала, как вести себя, когда ситуация начинает выходить из-под контроля.Оранжевые конусы послужат ориентирами.
Кратчайшим путем
Зимой тормозной путь логичнее всего проверять на снегу или на льду, однако погода пока что не дает такой возможности. Раннее утро внушает надежды на разнообразие эксперимента легким снежком, однако уже через час от него не остается и следа.
— Мокрый асфальт без снега чаще всего и бывает зимой при нормальной работе дорожных служб, — утешает Анатолий Шевченко, автогонщик, руководитель и организатор республиканской акции «Спортсмены за безопасность дорожного движения», в прошлом председатель Белорусской автомобильной федерации, а сегодня мой консультант.
Разгоняться и тормозить мы будем на стоянке для большегрузов, чтобы не создавать аварийную ситуацию на трассе. Устанавливаем два оранжевых конуса для ориентира, где нужно бить по тормозам, еще два припасаем для обозначения места, где встанет машина. Полноприводная Audi на зимней резине разгоняется, мчится, кажется, с огромной скоростью, затем раздается визг тормозов и шуршание шин по асфальту… С удивлением узнаю, что скорость авто при торможении была всего-то 60 километров в час. Тормозной путь совсем невелик — 7,25 метра. Делаем еще одну попытку — и я смотрю на рулетку с недоумением: теперь он увеличился до 10 метров.
— Дистанция от места торможения до полной остановки зависит от того, как человек бьет по тормозам, — выходит из машины Анатолий. — В первом случае я ударил жестко, до сработки ABS, во втором — нажал мягче. Этим, по моим наблюдениям, зачастую грешат дамы и неопытные автомобилисты — недожимают педаль в случае необходимости.
При увеличении скорости всего лишь на три километра в час тормозной путь уже возрастает до 11,25 метра. А когда цифры на спидометре показывают 66 км/ч, полная остановка происходит лишь через 14,5 метра.
Проверяем, насколько быстро машина остановится на скорости около 43 км/ч. Оказывается, тормозной путь составляет около 5 метров.
— Обратите внимание: поверхность площадки немного, градуса на полтора, идет под уклон, что чуть удлиняет дистанцию, — предупреждает Анатолий. — Если бы машина двигалась вверх, эти полтора градуса позволили бы сэкономить полметра, а то и метр. Но нужно иметь в виду: наши замеры носят больше показательный характер, не претендующий на абсолютный объективизм, так как работаем без точных измерительных приборов. Но многократные попытки торможения подтверждают наши выводы.
— Так метр — это совсем немного…
— Как раз хватит, чтобы смять багажник впереди идущего авто или ударить по ногам пешехода, — парирует опытный водитель.
Объективно оценить тормозной путь на сухом асфальте нет возможности, но, по субъективному опыту гонщика, он будет метра на полтора короче. Впрочем, Анатолий подчеркивает, что наши расчеты относительны: остановочный путь машины на зимних шинах при наличии антипробуксовочной системы (ABS) и опытного водителя за рулем будет гораздо короче, нежели тормозной путь авто на «всесезонке» или даже летних шинах, которое ведет человек, не обладающий мгновенной реакцией. Причем даже зимние шины друг другу рознь: их сцепление с покрытием напрямую зависит от рисунка протектора и показателя treadwear — индекса износоустойчивости.
Тормозной путь на снегу был бы гораздо длиннее: даже если ABS отработает хорошо и не позволит машине пойти юзом, она все равно будет катиться вперед. При этом следует помнить, что свежевыпавший снег отличается от укатанного, на котором уже образуется лед.
Тормозной путь на снегу был бы гораздо длиннее.
Эффект маятника
Резкое торможение не всегда панацея: внезапное нажатие до упора на тормоза может привести к неуправляемому заносу. В повороты лучше входить, заблаговременно и мягко снизив скорость до той, с которой водитель справляется, при которой машину не будет сносить к наружной стороне поворота.
— Занос обычно происходит, когда под колесами машины оказывается разнородное покрытие: с одной стороны — хороший зацеп для шин, допустим, грунт, с другой — снежная каша, — предупреждает Анатолий. — Тогда при резком торможении машина уйдет туда, где лучший зацеп с поверхностью — обычно это правый кювет. Если машину понесло, водители часто теряются. Но следует сохранять хладнокровие. Зимой важно не делать резких движений рулем! Только мягко и плавно! Лучше рулем работать на опережение. Допустим, вас понесло вправо. Инстинктивно вы резко выкручиваете руль влево. Машина слушается, но не надо ждать, когда она полностью выровняется, возвращайте руль в противоположную сторону, иначе вы не успеете вырулить обратно. Но делать это нужно дозированно. Если бешено вертеть руль, на сей раз вправо, можно поймать «маятник» с таким махом, что машину станет бросать по всей ширине дороги, а там встречка, кювет. Поэтому руль следует возвращать в нейтральное положение, работая на опережение, когда машина только начала движение в нужную сторону.
Переднеприводные авто уводят от откоса мелким подруливанием на опережение и газом. Если понесло заднеприводную машину, лучше немного сбросить газ, руль мягко доворачивается в сторону поворота.
Отчасти, но не всегда, при резком торможении спасает ABS, которая не дает тормозному диску заклинить колесо, все равно понемножку его проворачивая. Если же антипробуксовочной системы нет, машина при жестком торможении может пойти юзом, причем в силу инерции только прямо, куда бы ни смотрели ее колеса. Поэтому водителям, в чьей машине нет ABS, Анатолий советует по чуть-чуть «подрабатывать» педалью тормоза, быстро и многократно нажимая педаль. Разумеется, это увеличит тормозной путь, но позволит хотя бы оставить авто под контролем.
Заснеженный, обледенелый, сухой или влажный асфальт, бетонка, гравий — на каждом покрытии машины ведут себя по-разному, да и сами они друг от друга значительно отличаются техническим состоянием, качеством тормозов, шин, устойчивостью. Водителю лучше придерживаться той скорости и манеры движения, при которых он с уверенностью справится со своей «железной лошадкой».
www.sb.by
МАТЕМАТИКА- Остановочный и тормозной путь | Интегрированные уроки
МАТЕМАТИКА- Остановочный и тормозной путь
28.10.2011 22002 1185ОСТАНОВОЧНЫЙ И ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ
Остановочный путь (О) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.
Тормозной путь (Т) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.
Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза
О = Т + Р
Т = О – Р
Р = О – Т
1 сек – это среднее время, которое необходимо водителю,
чтобы оценить обстановку и принять правильное решение.
Остановочный путь складывается из трех составляющих:
- путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя
- путь, проходимый автомобилем за время срабатывания привода тормозов
- путь торможения
Величина Т определяет состояние тормозов.
Время реакции водителя – время, необходимое для зрительного восприятия какого-либо препятствия и принятия решения об объезде его или торможении автомобиля.
Таким образом, это время включает в себя восприятие, осознание опасности, передачу импульса и выполнение ответного действия. Это время составляет в среднем 0,5 – 1,2 сек (для расчетов – 0,8 сек).
Время срабатывания привода тормозов – время с момента нажатия на педаль тормоза до момента полного прижатия тормозных колодок к тормозным барабанам.
Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода – 0,2 – 0,3 сек, для пневматического – 0,5 –0,6 сек).
Путь торможения зависит от скорости движения автомобиля и состояния дороги, характеризуемого коэффициентом сцепления шин с дорогой.
для сухого асфальтобетонного покрытия – в среднем около 0,7
для мокрого асфальтобетонного покрытия – 0,4
для укатанного снежного покрытия – 0,2
Остановочный путь легкового автомобиля (м)
Скорость (км/час) | Сухой асфальт | Лед |
30 | 15 | 45 |
40 | 25 | 75 |
50 | 30 | 110 |
60 | 40 | 155 |
70 | 47 | 210 |
80 | 55 | 270 |
90 | 70 | 335 |
За 1 секунду автомобиль проезжает при скорости:
20 км/час – 6 м
30 км/час – 8,3 м
40 км/час – 11 м
50 км/час – 14 м
60 км/час – 16,7 м
80 км/час – 22 м
90 км/час – 25 м
100 км/час – 28 м
Я (пешеход) прохожу за 1 секунду
| медленным шагом
| 0,8 метра |
обычным шагом
| 1,0 метр | |
быстрым шагом
| 1,5 метра |
ЗАДАЧА № 1. Определить сколько времени потребуется, чтобы перейти дорогу, шириной проезжей части 8 метров (дорога с четырьмя полосами движения) обычным шагом?
S - 8 м
V - 1 м/сек
T - ?
t = 8 м : 1 м/сек = 8 сек
Подсчитайте, сколько потребуется времени, чтобы дойти до середины такой дороги?
t = 4 м : 1 м/сек = 4 сек
После перехода проезжей части нужно иметь запас минимум в 4 сек по отношению к приближающемуся автомобилю.
ЗАДАЧА № 2. Определить на каком расстоянии до места выхода на дорогу должен находиться автомобиль, движущийся со скоростью от 40 до 100 км/час, чтобы вы смогли безопасно перейти проезжую часть шириной 4 и 8 метров? На сухом асфальте считайте, что вы идете обычным шагом, на скользкой дороге – медленным.
Зная скорость своего движения обычным и медленным шагом, заполните таблицу, определив безопасное расстояние до движущегося автомобиля.
Пример: Определить минимально безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части, на которой он представляет опасность – 8 м, скорость автомобиля 60 км/ч (17 м/сек), скорость пешехода – 1 м/сек.
Решение:
1. Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется
8 м : 1 м/сек = 8 сек
2. Добавим к этому времени запасные 4 секунды.
8 сек + 4 сек = 12 сек
3. Определим минимально безопасное расстояние до автомобиля.
17 м/сек х 12 сек = 204 м
Как быстро реагирует водитель?
Скорость и интенсивность автомобильного движения постоянно растет. Но быстрота реакции водителя, естественно, остается той же. И чем выше возраст водителя, тем медленнее он реагирует.
Но как установить, достаточно ли быстро реагирует водитель или нет. В таблице указано расстояние, которое пройдет автомобиль с того момента, как водитель отметит поступивший сигнал, до того, как он нажмет на тормозную педаль.
Время реакции колеблется от 0,8 до 1,2 секунд.
Водитель, обладающий хорошей реакцией (около 0,3 сек), при скорости 100 км/час проедет еще 8,3 м, прежде чем нажмет ногой на педаль тормоза и т.д.
Но не каждый водитель, обладающий хорошей реакцией, правильно может сориентироваться в обстановке и вовремя нажать на тормоз. Бывает так, что водитель мгновенно реагирует на сигнал, но при этом нервничает, суетится и, понятно, попадает в неприятные ситуации чаще, чем тот, который реагирует медленнее, но действует спокойно и продуманно.
Время, которое нужно водителю,
чтобы, увидев сигнал, нажать на педаль тормоза.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать
Торможение автомобиля на скорости. Каков тормозной путь на скорости 50, 80 и 110 км/час.
Большинство автопроизводителей любят хвастаться своей продукцией рекламируя таким образом различные технические характеристики машин, заостряя в основном внимание на динамике разгона с 0 - до 100 км/ч. Но ни одна автомобильная компания практически не говорит о том, насколько быстро останавливается на месте тот или иной их автомобиль. По нашему мнению, подобные данные крайне необходимы водителям, чтобы напоминать им о том, что движущейся по дороге объект невозможно остановить мгновенно. Естественно, что у каждого автомобиля из-за особенностей тормозной системы свой индивидуальный тормозной путь. Но все-же, существует конкретная таблица усредненных значений показывающая, какой тормозной путь бывает фактически у любого автомобиля на определенной скорости движения. Советуем со своей стороны заучить ее на зубок каждому водителю.
Всем естественно и так понятно и об этом надо помнить, чем выше скорость вашего автомобиля, тем длиннее будет тормозной путь при внезапном экстренном торможении. Также надо учитывать и погодные условия, а заодно дорожное покрытие и само состояние автомобильной резины. Заучив как таблицу умножения параметры тормозного пути на разной скорости, вы сможете лучше контролировать свой автомобиль во время движения, поддерживать правильную дистанцию и в случае необходимости сможете вовремя и экстренно затормозить, избегая тем самым аварии. Особенно это важно для начинающих водителей-новичков, которые только недавно получили права и сели за руль автомобиля.
От чего зависит средний тормозной путь любого автомобиля.
Безусловно, тормозной путь любого автомобиля зависит от его скорости движения. Но это еще не все. От того, какой итоговый результат покажет та или иная машина зависит от ее технических характеристик, а также от дорожных и погодных условий, самого технического состояние автомобиля и естественно от износа резины.
Смотрите также: От чего зависит остаточная стоимость автомобиля
Но и это еще не все друзья. Важную роль также играет и реакция водителя на препятствие образовавшееся на дороге. Да, от того как мы с вами среагируем на опасность в пути на дороге, зависит итоговый (окончательный) тормозной путь автомобиля.
Вот дорогие друзья таблица средних значений тормозного пути при определенных скоростях, из которой Вы можете увидеть два основных и очень важных параметра, которые по-настоящему влияют на пройденное итоговое расстояние автомобиля при торможении.
Как мы с вами можем увидеть из таблицы, тормозной путь на прямую зависит от вашей скорости и от вашей реакции перед началом торможения. Ведь мы знаем, чем больше скорость движения тем быстрее вы должны среагировать, приняв решение нажать на педаль тормоза. Но на большой скорости и пока вы за считанные доли секунды примете свое решение о торможении, а далее нажмете на педаль тормоза, за это время автомобиль проедет уже определенное расстояние, что в конечном итоге и отразится на итоговом значении тормозного пути машины.
Недавно было проведено исследование, которое показало, какое лишнее расстояние пути в среднем проезжает водитель на автомобиле, прежде чем он примет решение нажать на педаль тормоза. В конечном итоге полученные результаты сложили со средними значениями тормозного пути на определенных скоростях (замер с момента нажатия педали тормоза). В результате исследования были получены окончательные итоговые данные о длине тормозного пути с учетом нашей (водительской) реакции перед нажатием на педаль тормоза.
Скорость | Расстояние, которое проезжает автомобиль пока водитель не нажмет педаль тормоза | Тормозной путь с момента начала торможения (с момента нажатия педали тормоза) | Общая длина тормозного пути |
32 км/ч | 6м | 6м | 12м или три длины автомобиля |
48 км/ч | 9м | 14м | 23м или шесть длин автомобиля |
64 км/ч | 12м | 24м | 36м или девять длин автомобиля |
80 км/ч | 15м | 38м | 53м или тринадцать длин автомобиля |
96 км/ч | 18м | 55м | 73м или восемнадцать длин автомобиля |
112 км/ч | 21м | 75м | 96м или двадцать четыре длины автомобиля |
Что может влиять на тормозной путь.
Как мы уже выше сказали, тормозной путь автомобилей друг от друга может отличаться в зависимости от различных факторов. Вот главные факторы, которые напрямую влияют на тормозной путь машины:
Скорость.
Как вы можете видеть выше на картинке и в самой таблице, высокая скорость автомобиля приводит к увеличенному тормозному пути. Но помимо самой скорости как видно, немаловажную роль играет и скорость вашей реакции перед тем, как вы нажмете на педаль тормоза. В среднем у большинства водителей скорость реакции на экстренную ситуацию на дороге при принятии решения о торможении, примерно одинаковая. Как мы видим из таблицы, чем выше скорость, тем длиннее будет пройденный путь до того самого момента, пока мы не нажмем на педаль тормоза. И это с учетом того, что скорость нашей с вами реакции не изменяется.
Важно знать: Как проверить тормозную жидкость
Это весомый аргумент тому, чтобы побудить водителей не нарушать скоростной режим движения. Особенно это необходимо в населенных пунктах в черте города. Вот почему во многих городах установлены ограничения скорости в пределах 40 км/час.
Дорожные условия.
Также необходимо знать и о том, что на мокрой или обледенелой дороге тормозной путь конечно же увеличивается. Дело в том, что на скользкой поверхности сцепление автомобиля с дорогой сильно снижается, что и приводит в случае торможения к увеличению тормозного пути.
Например, в гололед тормозной путь любого автомобиля может увеличиться в десятки раз!
Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на самом деле тоже влияет на итоговый тормозной путь машины. Дело в том, что алкоголь или наркотики снижают и замедляют скорость реакции водителя в несколько раз. Соответственно все движения за рулем будут осуществляться медленнее. Хотя это может быть и не заметным со стороны, но на самом деле реакция пьяного водителя при торможении (и не только) действительно будет снижена. А на дороге, как мы с вами знаем, все решают обычно какие-то миллисекунды. Именно поэтому водитель в пьяном состоянии за рулем очень опасен. Ведь в случае экстренного торможения водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при необходимости нажмет на педаль тормоза с запоздалой реакцией. В итоге автомобиль, прежде чем начнет останавливаться, проедет дополнительно еще какое-то приличное расстояние, что в конечном итоге добавит к тормозному пути еще лишних метров.
Шины.
Шины авто также являются важным фактором, который влияет на итоговый тормозной путь автомобиля. Во-первых, такая длина тормозного пути зависит от степени износа протектора резины, а также и от марки покрышек. Естественно, чем дороже марка и модель резины, тем больше и надежней она обеспечивает автомобилю сцепление с дорогой. Кроме того, на мокрой дороге тормозной путь зависит еще и от состояния протектора резины и от самой ее спецификации. Если резина в достаточной степени изношена, то глубина протектора шины будет небольшой, что приведет к недостаточному отводу воды с покрышек. В результате чего уменьшиться сцепление с дорогой, а это в свою очередь повлияет на тормозной путь машины при торможении.
Первый большой обзор нового универсала 2017 Мерседес Е-Класс в России
В том числе не стоит забывать и о давлении в шинах, которое необходимо поддерживать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Помните друзья, что низкое давление в шинах (или слишком высокое) приведет к увеличению тормозного пути на любой впринципе дороге. Поэтому очень важно не только следить за самим состоянием покрышек, но и вовремя менять их на новые, проверяя периодически давление в них.
Техническое состояние транспортного средства.
Конечно же, любой автомобиль должен выезжать на дорогу только в приемлемом исправном техническом состоянии. Для этого необходимо периодически проводить плановую диагностику всех важных систем автомобиля, а также заодно вовремя проводить техническое обслуживание и необходимый ремонт.
Помните пожалуйста о том, что техническое состояние автомобиля напрямую влияет на ее тормозной путь в случае экстренного торможения.
Например, плохие тормозные колодки, тормозные диски или барабаны, а также старая тормозная жидкость могут привести к увеличению тормозного пути автомобиля в два раза.
Помните также и о том, что помимо технического состояния транспортного средства вы должны содержать машину в чистом виде. Например, грязное лобовое стекло может стать причиной тому, что вы можете не увидеть (или не вовремя заметите) на дороге препятствие и слишком поздно нажмете на педаль тормоза. В итоге тормозной путь машины может существенно увеличиться, что естественно может привести к аварии.
В том числе и грязные передние фары могут недостаточно освещать дорогу в темное время суток. В таком случае вы друзья рискуете по-просту не заметить вовремя опасность на дороге и среагируете на нее слишком поздно, увеличив тем самым тормозной путь своего автомобиля.
Отвлечение внимания на дороге.
Когда мы находимся за рулем, то мы должны быть максимально внимательны и сосредоточены конкретно на дороге. Но к большому сожалению, нас часто и что-то отвлекает на дороге, в результате чего наша реакция за рулем снижается и это обычно приводит к ДТП (к аварии).
К примеру, тот же главный враг водителя - мобильный телефон, или смартфон, или планшет. Согласно действующего законодательства в нашей стране действует запрет на использование мобильных устройств во время движения за рулем автомобиля. Но к нашему сожалению, этот действующий закон мало кто из водителей в России соблюдает.
Но этот запрет друзья на самом деле сделан неспроста. Дело в следующем, согласно проведенным исследованиям такие разговоры по сотовому телефону за рулем автомобиля отвлекают водителя и снижают его внимание. В том числе, из-за мобильного телефона реакция водителя также сильно падает. Например, было официально установлено, что ведущий разговоры по мобильному телефону водитель, во время движения на машине начинает себя вести точно также, как и водитель управляющий автомобилем в состоянии легкого алкогольного опьянения. Почему же так происходит? А дело все в том, что наш с вами мозг не безграничен и не может обрабатывать слишком много информации одновременно. В итоге получается, когда мы с вами разговариваем по телефону за рулем машины, то наша реакция снижается в несколько раз, что часто и становится причиной аварий. Например, из-за того что водитель не вовремя начал тормозить, это в итоге привело к увеличению тормозного пути машины.
Смотрите также: Уход за тормозами автомобиля. Коррозия тормозных магистралей
Все вышеуказанные факторы напрямую влияют на итоговый тормозной путь в случае торможения автомобиля. Ведь все эти вещи приводят к увеличению времени для полной остановки машины, что в конечном итоге ведет к более длинному тормозному пути.
Конечно же, в нашей статье мы указали друзья не все причины, по которым может увеличиться тормозной путь. На самом деле их существует огромное количество. Но мы указали самые важные причины и факторы, которые оказывают непосредственное влияние на тормозной путь любого транспортного средства.
1gai.ru
Остановочный путь — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2019; проверки требует 1 правка.
Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь.
Остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя, и время срабатывания тормозной системы.[1]
Длина остановочного пути зависит от скорости движения, вида транспортного средства (мотоцикла или автомобиля) и коэффициента сцепления. Также немаловажно время реакции водителя — время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до совершения необходимых действий, например, переноса ноги на педаль тормоза, нажатия на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, также от его психоэмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении. Оно колеблется от 0,4 до 1,5 с.[2] Типичной величиной считается 0,8 сек.[1]Время срабатывания тормозной системы — время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие всех тормозных механизмов. Зависит от качества и состояния тормозной системы. В среднем считается 0,2 с для гидравлического привода и 0,6 с для пневматического привода тормозной системы.[2][1]
Остановочный путь автомобиля вычисляется по формуле:[2]
- S0=(t1+t2)va+Keva22gφ{\displaystyle S_{0}=(t_{1}+t_{2})v_{a}+{\frac {K_{e}v_{a}^{2}}{2g\varphi }}}
Здесь: t1{\displaystyle t_{1}} - время реакции водителя, t2{\displaystyle t_{2}} - время срабатывания тормозов, Ke{\displaystyle K_{e}} - коэффициент эффективности торможения, va{\displaystyle v_{a}} - скорость движения автомобиля, φ{\displaystyle \varphi } - коэффициент сцепления, g{\displaystyle g} - ускорение свободного падения.
Коэффициент эффективности торможения зависит от конкретной конструкции и технического состояния тормозной системы, величины полезной нагрузки автомобиля. Его величина составляет 1,3 для легковых и 1,6-1,8 для грузовых автомобилей.[2]
Коэффициент сцепления представляет собой коэффициент пропорциональности между сцепным весом и силой сцепления колес автомобиля с дорогой. Его величина зависит от типа покрытия и состояния дороги (сухая, влажная, обледенелая), от особенностей конструкции и износа шины (давление в шине, вид рисунка протектора), от величины нагрузки и скорости движения автомобиля. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,7-0,8, на мокрой 0,35-0,45. На обледенелой дороге он равен 0,1-0,2.[2]
- ↑ 1 2 3 Соловьев Г. М., Иванов Д. Н. Движение автотранспорта в СССР. - М., Воениздат, 1961. - c. 74-77
- ↑ 1 2 3 4 5 Кленников В. М., Ильин Н. М. Автомобиль. Учебник водителя первого класса. - М., Транспорт, 1976. - c. 294-300
ru.wikipedia.org