Измерение толщины лакокрасочного покрытия


Толщиномер мокрого слоя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Толщиномер (гребёнка) мокрого слоя ЛКМ

Толщиномер мокрого слоя (гребёнка) — как правило прямоугольный инструмент, изготавливается из пластмассы, алюминия или нержавеющей стали согласно требованиям стандартов ISO 2808—2007, ASTM D 4414 и ГОСТ Р 51694-2000[1]. Гребёнка-толщиномер применяется для определения толщины мокрого слоя при нанесении лакокрасочных покрытий, что позволяет придерживаться рекомендуемых значений. Нанесение краски слоем с толщиной больше необходимой приводит к перерасходу, значительному увеличению времени сушки, может стать причиной разрушения покрытия в процессе высыхания и ухудшает внешний вид лакокрасочного покрытия — подтёки, шагрень и т. д. Нанесение краски слишком тонким слоем приводит к неэффективной защите подложки, плохой укрывистости, что сказывается на адгезии лакокрасочного покрытия и ведёт к его преждевременному разрушению. Толщина сухого слоя ЛКМ важный параметр в антикоррозионной защите металлов влияющий на срок службы покрытия.

В технологической карте на конкретный лакокрасочный материал содержатся сведения, необходимые для нанесения краски, в том числе рекомендуемые величины толщин мокрого и сухого слоёв покрытия, объёмного содержания нелетучих веществ, предельные величины разбавления и другие. Когда имеется такая информация, маляру легко с помощью гребёнки обеспечить требуемую толщину сухого слоя. Ниже приводятся формулы и примеры расчётов толщины сухого слоя — толщины слоя покрытия после испарения из него растворителя.

TCC=TMC×% OCh200{\displaystyle TCC={TMC\times \%\ OCH \over 100}}

где TCC{\displaystyle TCC} — Толщина Сухого Слоя (DFT), мкм;
TMC{\displaystyle TMC} — Толщина Мокрого Слоя (WFT), мкм;
% OCH{\displaystyle \%\ OCH} — Объёмное содержание нелетучих веществ, %.


Пример. Если толщина мокрого слоя составила 200 мкм, а материал содержит 60 % нелетучих веществ, то толщина сухого слоя составит 120 мкм:

TCC=TMC×% OCh200{\displaystyle TCC={TMC\times \%\ OCH \over 100}} =200×60100=120{\displaystyle ={200\times 60 \over 100}=120}

Пример. Если требуемая толщина сухого слоя должна быть 120 мкм, а материал содержит 60 % нелетучих веществ, то краску необходимо нанести толщиной мокрого слоя в 200 мкм:

TMC=TCC×100% OCH{\displaystyle TMC={TCC\times 100 \over \%\ OCH}} =120×10060=200{\displaystyle ={120\times 100 \over 60}=200}

Важно измерять толщину мокрой плёнки краски сразу после распыления пистолетом непосредственно в месте нанесения. Это особенно критично при использовании быстроотверждаемых покрытий[2].

При измерении толщины второго слоя покрытия вдавливать гребёнку необходимо аккуратно, чтобы не повредить первый слой. При измерении толщины мокрого слоя на трубопроводе или аналогичной криволинейной поверхности, гребёнку следует размещать вдоль продольной оси. При измерении толщины мокрого слоя прозрачных красок, достаточно после измерения посыпать зубцы гребёнки тальком и сдуть излишки. Тальк останется только на «мокрых» зубцах.

В месте измерения толщины мокрой плёнки после гребёнки остаются следы, возникает нежелательный дефект покрытия. Чтобы избежать этого, необходимо создать небольшой эталонный участок для распыления материала в соответствии с требованиями спецификации. Образец может быть проверен, как на толщину мокрого слоя, так и на толщину сухого слоя (после отверждения).

Литература и нормативно-техническая документация[править | править код]

ru.wikipedia.org

Толщиномер для замера лакокрасочного покрытия – принципы работы и основные марки

При покупке машины на вторичном рынке стоит провести тщательную проверку на предмет «скелетов в шкафу» — наличия аварий, участия в ДТП с проведенным ремонтом кузова. Многие продавцы скрывают такие факты, чтобы не снижать цену на авто. Лучше заранее раздобыть специальный прибор для выявления битых и перекрашенных машин – толщиномер лакокрасочного покрытия. Он поможет обнаружить признаки шпаклевания, покраски деталей и даже их полной замены.

Применение разных толщиномеров

Толщиномер ЛКП – прибор, замеряющий слой краски на поверхности машины. Он позволяет проверить количество слоев краски и сравнить с заводскими показателями. Толщиномер краски помогает измерять расстояние от датчика до металла (кузовной основы). К сожалению, в принципах работы кроются и недостатки устройств, так как их использование возможно далеко не на всех основаниях.

Проще всего применять измеритель, если основа стальная (ферромагнитная). Даже самый простой прибор позволит получить точные показания, поэтому тратиться на дорогой толщиномер не стоит. Но если устройство работает только на электромагнитном принципе, использовать его на иных покрытиях, кроме ферромагнетиков, не удастся. К последним относятся все железно-стальные сплавы.

Вот прочие рекомендации при применении толщиномеров на разных покрытиях:

Таким образом, для проверки на целостность пластика, композитно-пластиковых изделий нужно выбирать ультразвуковые приборы – только они помогут провести осмотр машины и получить правильные результаты.

к содержанию ↑

Детали машин из цветных металлов

Существуют таблицы, в которых указывается материал деталей автомобилей той или иной марки. Вот обзор моделей, в производстве которых используют цветные металлы:

МаркаМодельДетали из цветмета
BMWZ8,7Кузов
3,5,6Капот, кузов, двери
X5, X6Капот, кузов
ChevroletVentureКапот
SuburbanКузов
FordБольшинство моделейКапот
InfinitiСерия Q, IКапот, багажник
Mercedes-BenzCL500, SL500Крылья, багажник, капот, кузов, двери
SubaruGT, LegacyКапот
Peugeut407Капот
к содержанию ↑

Покрытия, замеряемые толщиномерами

При помощи толщиномера можно проверять разные покрытия, ведь на основания из металла или композита наносят разнообразные виды красок, лаков. Также прибор включит в замеряемые показатели всевозможные грунтовки, автошпатлевки. Устройство отреагирует и на скопления ржавчины, а также на нанесенный сверху слой керамического покрытия.

Ограничения при измерении данных существуют для всех устройств, использующих магнитный или электрический принцип работы. Верхнее ЛКП должно быть диэлектрическим по свойствам, а также иметь гладкую чистую поверхность. То есть металлическая основа и покрытие-диэлектрик – обязательное условие для получения точных данных. Именно таким требованиям отвечает большинство машин, производимых современным автопромом.

к содержанию ↑

Виды приборов

Какой прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля лучше? Выбор большой, причем устройства группируются по разным принципам.

Классификация

По эффективности работы все модели можно условно поделить на такие классы:

  1. Первый класс. Характеризуются низкой стоимостью, довольно надежны, но набор их функций ограничен. Применять устройства обычно не очень удобно, у новичков могут возникнуть сложности.
  2. Второй класс. В работе проще, но медлительны. Отличаются более высокой точностью измерений, чем модели предыдущего класса
  3. Третий класс. Более дорогие устройства, превосходят по точности предыдущие. Имеют большой набор функций. Минус у использования измерителей тоже есть – они требуют регулярного проведения калибровки, а также могут давать неправильную информацию при низких температурах на улице.

к содержанию ↑

Градация по сфере применения

Область использования толщиномеров обширна. Они применяются в страховании (для оценки повреждений автомобилей), строительной сфере, автопроме, судостроении, авиационной промышленности. Такой прибор всегда есть у любого мастера по окраске и тюнингу автомобиля. Измерители покупают частные лица, фирмы, причем для целей экспертизы всегда выбирают самые современные устройства – высокоточные, с возможностью замера толщины ЛКП вплоть до долей микрона. Для бытовых целей можно приобретать толщиномер попроще.

к содержанию ↑

Классификация по принципу работы

Наиболее простой и самый популярный в быту – толщиномер магнитный. В его корпус встроен магнит, определяющий степень близости расположения металла или сплава. Показания будут видны на табло прибора или, если он механический – отражаются стрелкой. Внутри электронных приборов стоит тензометрический датчик.

Прочие виды толщиномеров таковы:

  1. Электромагнитные. Работают при помощи токовой индукции. Корпус автомобиля служит замкнутой цепью, при этом проводится замер плотности магнитного поля, по которому устройство выдает результат о толщине ЛКП.
  2. Вихретоковые. Отлично работают с алюминием, измеряя мощность токов, индуцированных внутри детали. Поскольку иные типы металлов имеют другую проводимость, зазор между датчиком и деталью (толщина ЛКП) может отразиться на экране неправильно.
  3. Комбинированные. Дают неплохую точность результатов, так как сочетают наличие вихретоковых и электромагнитных датчиков.
  4. Ультразвуковые. Подают импульсы на поверхность кузова, подходят для всех типов материалов, применяются даже на труднодоступных участках. Имеют самую высокую цену.

Также существуют механические толщиномеры, но они сейчас почти не используются ввиду крайне низкой точности. Такие устройства смогут определить, разве что, толстый слой шпаклевки, пролежавшей на детали много лет.

к содержанию ↑

Выбор – основные и дополнительные критерии

Как выбрать толщиномер, какой лучший? На рынке продается огромное количество моделей — новых и старых, с усовершенствованиями. Стоимость их разнообразна, как и свойства, принцип действия. При покупке в первую очередь надо определить, как и сколько прибор будет работать. Если предполагается использовать его однократно, лишь для покупки автомобиля, лучше взять недорогой толщиномер, но при этом учесть необходимую точность замеров. Профессионалы обычно не экономят и покупают измерители высокого качества, уделяя внимание чувствительности прибора, количеству режимов, функций, проценту погрешности.

Чтобы проверить толщину покрытия без привлечения внимания продавца, стоит выбрать прибор небольшого размера в форме брелока или маркера (обычно это – магнитные толщиномеры). Дополнительные функции, которые выбираются по индивидуальным предпочтениям, следующие:

Многим пригодится дополнительная опция – подсветка. Она позволит заниматься оценкой состояния машины даже в сумерках или в темное время суток, что актуально для холодного времени года. Также при покупке стоит обратить внимание на вес и размеры толщиномера, время непрерывной службы, материал корпуса (для долгой работы последний должен быть прочным и иметь защитный чехол).

Еще надо помнить, что все электронные приборы лучше работают в помещении, а магнитные не зависимы от влажности и температуры, потому подходят и для улицы. По внешнему виду бывают толщиномеры курковые, классические с кнопкой, в форме пистолета, причем самыми популярными являются первые.

к содержанию ↑

Процедура измерения

Как пользоваться толщиномером, всегда указывается в инструкции по применению. Следует заранее прочитать все данные, ознакомиться со свойствами прибора. Также еще дома надо провести калибровку устройства для получения точных данных. Есть и самокалибрующиеся толщиномеры, но они, как правило, дают менее детальную информацию. Калибровка проводится вручную для приближения показаний прибора к эталонному замеру.

В комплекте с толщиномером идет несколько калибровочных пластин – металлических или пластиковых. Первые играют роль кузова, вторые – его покрытия. Пластину из металла можно взять в ином месте, главное – подобрать именно тот материал, на который рассчитан прибор. Поверхность ее должна быть гладкой и чистой. Пластиковые же пластины менять на свои нельзя. Для калибровки сбрасывают показания до заводских настроек, делают замер по металлической пластине, нажимают клавишу «ноль» (или иную согласно инструкции). Если уровень погрешности будет равен нулю, калибровки не требуется. В ином случае делают калибровку. Алгоритм следующий:

Далее с толщиномером можно работать. Его прижимают к исследуемому основанию, после чего на экране можно увидеть полученные цифры. Датчик должен плотно соприкасаться с эмалью. Обследовать кузов лучше точечно (на каждой детали – по 4-5 точек), но некоторые применяют непрерывный режим (ведут прибором по поверхности). После можно вычислить среднее арифметическое для всех деталей кузова.

По показателям судят о наличии или отсутствии расхождений с заводскими параметрами. В среднем, для большинства автомашин они составляют 70-150 микрон, чаще всего – 80-130 микрон. Для симметричных объектов величина должна быть одинаковой, но в разных местах кузова она может незначительно отличаться. Максимальное отклонение – до 50 мкм, в среднем – до 25 мкм (плюс погрешность прибора – 2-4 %).

к содержанию ↑

Лучшие толщиномеры

Ниже приведены модели толщиномеров, которые понравились пользователям, у них неплохое соотношение «цена-качество», а также достойная функциональность:

  1. Etari ЕТ 555. Комбинированное устройство со сниженным энергопотреблением, позволяющее сохранять настройки. Обладает уникальной подсветкой, комфортной для глаз.
  2. ИТ-01. Магнитный прибор, хорошо замеряет толщину покрытия стальных кузовов. Прост в применении, имеет мощный фонарик. Не годится для непрерывной проверки из-за риска поцарапать автомобиль.
  3. ЕТ-14. Профессиональный прибор, есть управление режимами, калибровкой. Результаты можно загружать в компьютер через USB. Годится для железа и цветметов.
  4. ЕТ-11S. Оснащен комбинированным датчиком с вихретоковым и электромагнитным принципами работы. Хорош для стали и алюминия.
  5. CHY 113. Электромагнитное устройство, годится для работы по черным металлам. В комплекте есть диски для калибровки. Датчик с пружиной, что гарантирует стабильную силу прижима к кузову.
  6. Delta T-415. Компактный, точный магнитный прибор, имеющий небольшую внутреннюю память. Исправно работает на морозе, емкости аккумулятора хватает надолго.
  7. «Мегеон 19220». Ультразвуковой прибор, обеспечивающий точное измерение толщины любых ЛКП. Имеет жидкокристаллический дисплей, комфортную подсветку и кейс для хранения.

Следует помнить, что даже самый точный прибор можно обмануть, например, если не вымыть машину. В этом случае показатели толщины краски будут некорректными. У ряда машин из премиум-сегмента толщина покрытия намного выше (до 250 мкм), что также надо учесть. Истончается покрытие у очень старых автомобилей, которые много раз побывали на мойке. Все эти сведения помогут не запутаться при проведении замеров и сделать правильные выводы о приобретаемом автомобиле.

kraska.guru

Измерение толщины лакокрасочного покрытия на бамперах и других пластиковых элементах

Опубликовано 03.12.2018 13:08

Измерение толщины лакокрасочного покрытия на бамперах и других пластиковых элементах, оснащенных усовершенствованными системами поддержки водителя (ADAS)

Цифровой толщиномер лакокрасочного покрытия DeFelsko PosiTector 200 идеально подходит для неразрушающего измерения толщины краски, нанесенного на пластиковые автомобильные бамперы  с использованием или без использования Advanced Driver Assistance Systems (ADAS).

Уже более 25 лет производители автомобилей и автосервисы используют PosiTector 200 для измерения толщины краски, применяемой к внутренним и наружным пластиковым деталям. Но если ранее контроль толщины обеспечивал лишь уверенность в том, что соблюдаются спецификации по нанесению лакокрасочных покрытий, то в настоящий момент на первое место выходит проблематика соблюдения безопасности дорожного движения.

Благодаря быстрому росту Advanced Driver Assistance Systems, способность точно измерять толщину краски на автомобильных бамперах и фасциях стала обязательной. Нанесение  толщины верхнего слоя вне спецификаций производителей может негативно повлиять на способность датчиков ADAS выполнять надлежащую работу, снижая общую безопасность пассажиров.

В этой статье мы обсудим с нашим читателем важность точного измерения лакокрасочных покрытий для удовлетворения новых требований по покраске бамперов с использованием ультразвукового толщиномера покрытий DeFelsko PosiTector 200.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Автомобильные производители продолжают повсеместно внедрять передовые технологии в целях повышения общего комфорта и безопасности пассажиров транспортных средств. Включение интегрированных расширенных систем помощи водителю (ADAS) становится стандартным для многих новых автомобилей. К таким системам относятся:

 

К 2022 году системы контроля торможения при столкновении будут стандартным оборудованием на всех транспортных средствах. Это связано с добровольным соглашением, заключенным между двадцатью крупнейшими автопроизводителями, Национальной администрацией безопасности дорожного движения и Институтом страхования дорожной безопасности. Это составляет примерно 99 процентов автомобильного рынка Соединенных Штатов. Аналогичные соглашения были установлены на европейском и японском рынках.

Эти усовершенствованные системы поддержки водителей часто используют датчики, которые интегрированы в бамперы и фасетки транспортных средств. При этом существуют целый ряд  ограничений по их установке, от соблюдения которых зависит правильность их работы. Одним из главных параметров является толщина лакокрасочного покрытия, нанесенного на эти датчики. Чрезмерная толщина грозит неправильной работой датчика.  По этой причине автопроизводители, такие как General Motors, накладывают ограничения на работы по ремонту бамперов, оборудованных системами ADAS. Поэтому в настоящее время для всех автосервисов и ремонтных мастерских как никогда ранее актуальна точность измерения и контроля толщины краски во время процесса нанесения лакокрасочного покрытия на неметаллические элементы автомобиля.

DeFelsko Positector 200

Ультразвуковой толщиномер DeFelsko PosiTector 200 идеально подходит для измерения толщины краски на автомобильных пластиковых бамперах, фасциях и других внешних и внутренних деталях. Прибор готов к работе сразу же после включения и не требует каких-либо дополнительных настроек и калибровок, необходимых для большинства других приложений.

В настоящий момент на Российском рынке доступны две модели прибора:

Как это работает: измерительный датчик PosiTector 200 излучает ультразвуковой импульс, который проникает в покрытие и отражается от любой поверхности, которая отличается по плотности. Показания толщины покрытия получают путем измерения времени, затрачиваемого на то, чтобы ультразвуковой сигнал распространялся от датчика до основания и обратно. Время движения делится на два и умножается на скорость звука в покрытии для получения толщины покрытия.

Автомобильные покрытия зачастую являются многослойными и состоят из грунтовки, базового покрытия и защитных лаков. Основной задачей является измерение общей толщины, но в некоторых случаях требуется информация о толщине отдельных слоев при многослойной окраске.

ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ

Ультразвуковой толщиномер DeFelsko PosiTector 200 готов измерить толщину автомобильной краски без необходимости регулировки:

Нанесите небольшое количество контактного геля на бампер или другой пластиковый элемент.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку автопроизводители продолжают добавлять в свои транспортные средства системы мониторинга, необходимо точно измерить толщину покрытия, применяемую к пластиковым корпусным элементам. DeFelsko PosiTector 200 - это простой, долговечный и точный способ выполнения неразрушающих измерений покрытий  со встроенными датчиками системы ADAS.

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Адаптивный круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль (Adaptive Cruise Control) — устройство, которое поддерживает переменную скорость движения. Система технических средств помогает поддерживать нужную скорость без участия водителя и с соблюдением дистанции от других участников дорожного движения. Первый автомобиль с адаптивным круиз-контролем вышел с конвейера в 1995 году.

Расширенный круиз-контроль позволяет автомобилю замедлится или ускорится в ответ на действия машины впереди него. Большинство ACC автоматически отключается ниже определенного порога скорости. ACC особенно полезен на шоссе. Для поддержания безопасного расстояния используются данные от лазерных или радиолокационных датчиков. Устройства сначала вычисляют скорость впереди следующих транспортных средств, а затем система адаптивного круиз-контроля рассчитывает и поддерживает подходящую скорость движения.

Адаптивные системы управления светом

Адаптивные системы управления светом предназначены для помощи водителям в обнаружении препятствий в темное время суток. Фары автомобиля могут вращаться, охватывая больший участок проезжей части. Направленные фары используют датчики для определения направления поворота автомобиля. Другие адаптивные системы задействуют датчики, чтобы определить необходимый уровень яркости.

Автоматическое торможение

Автоматическое торможение – это технология, которая предназначена для предотвращения серьезных последствий при возможном столкновении. Принцип действия таких систем, как правило, заключается в том, чтобы замедлить транспортное средство до такой степени, чтобы ущерб для пассажиров и водителя был минимальным. В этих решениях как правило используются датчики и механизмы управления тормозами, и реже — лазеры, радары, видеоданные и данные ГНСС.

Автоматическая парковка

Возможности систем автоматической парковки разнообразны. Одни выполняют за водителя всю работу, другие только выводят на дисплей подсказки для начинающих водителей (эти технологии известны как «параллельная помощь при парковке» или «помощь при парковке»).

Системы обнаружения слепых зон

Системы обнаружения слепых пятен задействуют различные датчики и камеры, чтобы определить объекты рядом с автомобилем, но вне поля зрения водителя. При обнаружении препятствий некоторые из этих систем издают сигнал тревоги, другие же просто выводят изображение с камер на монитор.

Системы предотвращения столкновений

Системы предотвращения столкновений используют различные датчики, чтобы определить, может ли транспортное средство столкнуться с другим объектом. Эти системы обычно могут выявлять близость других транспортных средств, пешеходов, животных и различных препятствий на дорогах. Когда автомобиль рискует столкнуться с другим объектом, система оперативно оповестит водителя.

www.techintest.ru

Типы измерителей толщины лакокрасочного покрытия

Измерение толщины слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП) представляет собой важную задачу во многих отраслях промышленности. С помощью приборов можно определить, является ли понравившийся автомобиль "битым", насколько качественно произведена работа по покраске, нанесению защитного слоя и напыления на металлическое и неметаллическое основание.

На современном этапе развития техники приборы для определения качества покрытия имеют важнейшее значение. Например, в машиностроении и судостроении, производстве труб, строительстве цистерн и эксплуатации спецтехники, контроль покрытия является частью технологического процесса. Измеряется твердость и прочность поверхности, её шероховатость, качество поверхности до и после нанесения покрытии. Своевременное выявление нарушений позволяет обеспечить качество работы и снизить скорость разрушения поверхности в процессе эксплуатации.

ООО "Техно-НДТ" обеспечивает поставку, проверку и подбор приборов и специального оборудования, относящегося к средствам диагностики методом неразрушающегося контроля. Широкий выбор российского и зарубежного оборудования и профессиональный подход при выборе средств диагностики обеспечивает качество выполнения производственных задач.

Существует несколько основных типов измерителей толщины, отличающихся стоимостью, принципом работы и погрешностью измерений. Понятие "толщиномер" очень общее: сюда входят механические приборы для определения толщины не отвердевшего покрытия, магнитные, электромагнитные, вихретоковые, ультразвуковые толщиномеры, а так же приборы на основе комбинирования нескольких методов измерений.

Механические толщиномеры – самые простые приборы, которые используются для оперативного контроля нанесенного ЛКП. Это позволяет избежать перерасхода краски, оценить качество работы и если нужно – скорректировать методику работы. Существуют толщиномеры мокрого слоя для измерения поверхности цилиндрической формы и ровной поверхности.

Магнитный толщиномер - самый простой и наименее точный прибор, который можно использовать для определенных задач, например, для определения толщины покрытия автомобиля с кузовом, имеющим ферромагнитные свойства. Прибор не требует элементов питания, но его точность оставляет желать лучшего.

Электромагнитный толщиномер использует принцип регистрации значений магнитного поля, возникающего между датчиком прибора и расстоянием до металлического корпуса. Для работы прибора необходим корпус автомобиля, который является проводником электроэнергии – ферромагнитной основой, которая и создает поле. От этого "недостатка" избавлен вихретоковый толщиномер, который является самодостаточным устройством.

Ультразвуковой толщиномер является прибором профессионального уровня, работающим по принципу эхолокации: датчик считывает значения отраженного сигнала, а электроника пересчитывает его из временных значений в "значения" толщины. Единственный минус таких приборов – его стоимость. Приобрести приборы и оборудование для диагностики качества покрытия и получить подробную консультацию можно на сайте ООО "Техно-НДТ" www.t-ndt.ru.

versia.ru

Толщиномеры ЛКП: характеристики, типы, виды

Тип

Тип определяет принцип работы толщиномера.

— Вихретоковый. Приборы, действие которых основано на том, что датчик при помощи переменного электромагнитного поля наводит в металле под краской особые токи — т. н. вихревые. Такие токи создают собственное электромагнитное излучение, их мощность — и, соответственно, мощность вторичного излучения — зависит от расстояния между датчиком и металлом, то есть от толщины лакокрасочного покрытия. Приборы данного типа можно применять с любыми проводящими материалами, однако считается, что они лучше всего работают с цветными металлами (в частности, алюминием).

— Электромагнитный. Приборы, работающие на основе базовых электромагнитных явлений — магнитной индукции либо эффекта Холла. Проще говоря, датчик такого толщиномера создает магнитное поле, при попадании магнитного предмета в зону действия датчика характеристики поля меняются, и по этим изменениям определяется расстояние до предмета — в данном случае это расстояние соответствует толщине лакокрасочного покрытия, т. к. датчик при измерениях вплотную прижимается к поверхности. Электромагнитные приборы лучше справляются со сталью и другими черными металлами, чем вихретоковые, однако с немагнитными материалами такие устройства работать не могут.

— Электромагнитный / вихретоковый. Универсальные толщиномеры, сочетающие в себе оба...описанных выше принципа работы и способные использовать любой их них. При этом некоторые модели способны автоматически определять тип металла и включать соответствующий режим работы датчика. Это наиболее удобный с точки зрения пользователя вариант, притом что обходится он не так дорого. Как следствие, универсальные приборы на сегодняшний день весьма популярны.

Макс. толщина (чер. мет)

Максимальная толщина покрытия, которую прибор способен определить при измерениях по черным металлам — например, стали. При большей толщине покрытия датчик толщиномера попросту не сможет «зацепиться» за металлическую поверхность под краской, и эффективное измерение будет невозможно. Указывается данный параметр в микрометрах — тысячных долях миллиметра; чем он больше — тем более универсальным является прибор, тем шире возможности по его применению. С другой стороны, большая максимальная толщина замера может отрицательно сказаться на точности при измерении малых величин.

Для современных толщиномеров максимальная толщина до 1000 мкм считается маленькой, от 1000 до 1500 мкм — небольшой, от 1500 до 2000 мкм — средней, более 2000 мкм — значительной. В наиболее продвинутых моделях профессионального уровня данный показатель может достигать 20 – 30 см.

Макс. толщина (цвет. мет)

Максимальная толщина покрытия, которую прибор способен определить при измерениях по цветным металлам — например, алюминиевым сплавам. При большей толщине покрытия датчик толщиномера попросту не сможет «зацепиться» за металлическую поверхность под краской, и эффективное измерение будет невозможно. Указывается данный параметр в микрометрах — тысячных долях миллиметра; чем он больше — тем более универсальным является прибор, тем шире возможности по его применению. С другой стороны, большая максимальная толщина замера может отрицательно сказаться на точности при измерении малых величин.

Для современных толщиномеров максимальная толщина до 1000 мкм считается маленькой, от 1000 до 1500 мкм — небольшой, от 1500 до 2000 мкм — средней, более 2000 мкм — значительной. В наиболее продвинутых моделях профессионального уровня данный показатель может достигать 20 – 30 см.

Скорость измерения

Скорость измерения, обеспечиваемая прибором. Указывается по времени, которое проходит от команды на измерение (например, нажатия соответствующей кнопки) до получения результата на дисплее.

Даже в самых «медленных» современных толщиномерах данный параметр не превышает двух секунд. Так что обращать на него внимание имеет смысл прежде всего в том случае, если экономия времени имеет критическое значение — например, если делать измерения планируется часто и помногу, в т.ч. в режиме непрерывного замера (см. ниже).

Максимальная погрешность

Максимальная погрешность измерения, обеспечиваемая прибором, иными словами — наибольшее отклонение от реального значения измеряемой величины, которое может возникнуть в процессе замеров. Чем меньше данный показатель — тем точнее прибор, тем меньшую ошибку он дает в процессе замеров; с другой стороны, высокая точность соответствующим образом сказывается на стоимости.

Конкретно в толщиномерах точность в 10 % считается низкой, 5 % — средней, 3 % — неплохой, менее 3 % — отличной.

Непрерывный замер

Поддержка прибором режима непрерывного замера.

В таком режиме пользователю не нужно всякий раз нажимать кнопку для проведения замеров — прибор постоянно сканирует пространство и при каждом очередном контакте с окрашенной поверхностью автоматически выводит на экран результаты замера. Подобный формат очень удобен при масштабных работах — например, для комплексной проверке кузова авто.

Автоотключение

Наличие в приборе функции автоматического отключения: устройство самостоятельно выключается, если в течение некоторого времени пользователь не совершал никаких действий с ним. Время срабатывания данной функции обычно составляет несколько минут.

Автоотключение обеспечивает экономию заряда батареи; оно оказывается особенно полезным, если пользователь забывает выключить прибор вручную.

Подсветка дисплея

Наличие подсветки у дисплея прибора. Подсветка позволяет видеть данные на экране даже в полной темноте. Включаться она может как вручную, по нажатию отдельной кнопки, так и автоматически, при выводе на экран результатов очередного замера.

Светодиодный фонарик

Наличие в приборе собственного светодиодного фонарика. Мощность такого источника света обычно невелика и он предназначен в основном для подсветки места замеров — например, если оно затенено и слабо освещено. Хотя, разумеется, фонарик может пригодиться и для общего освещения в сумерках/темноте.

УФ детектор купюр

Наличие в приборе встроенного источника ультрафиолетового излучения — обычно в виде специального светодиода. В соответствии с названием, такой светодиод применяется в основном в качестве детектора купюр: большинство современных валют имеют защитные элементы, светящиеся в ультрафиолетовом свете, также под УФ освещением становятся видны пометки и надписи, сделанные специальными «невидимыми» составами. Возможны и другие, более специфические способы применения подобного детектора — например, поиск утечек в кондиционерах и холодильниках (многие фреоны имеют добавки, светящиеся в ультрафиолете).

Встроенная память

Наличие в приборе собственной встроенной памяти. Такая память используется для сохранения результатов измерений — это нередко бывает удобнее, чем записывать их вручную или запоминать. При этом количество сохраняемых результатов в некоторых моделях может достигать нескольких тысяч (см. «Запись (замеров)»).

Запись

Максимальное количество результатов измерений, которое может одновременно храниться во встроенной памяти прибора. Это количество может варьироваться от 10 – 20 в бюджетных моделях до нескольких тысяч в наиболее продвинутых.

Объемная память позволяет одновременно хранить много информации, однако сказывается на стоимости устройства.

Источник питания

Все источники питания можно разделить на две категории: сменные батарейки в стандартном типоразмере и встроенные аккумуляторы. Первые удобны тем, что севшую батарейку можно достаточно быстро заменить на свежую, тогда как оригинальный аккумулятор придется заряжать — а для этого требуется время и внешний источник питания. Кроме того, батарейки можно выбрать на свое усмотрение по типу (одноразовые/перезаряжаемые) и емкости. Аккумуляторы, в свою очередь, можно сделать более компактными и в то же время емкими, к тому же с ними не нужно постоянно тратиться на свежие батарейки.

Основная характеристика сменной батарейки — типоразмер; наиболее популярные типоразмеры, встречающиеся в толщиномерах, таковы:

— ААА. Элементы, известные также как «мини-пальчиковые» или «мизинчиковые». Имеют цилиндрическую форму с диаметром 11 мм и длиной 44 мм. Обычно используются по 2 или по 3 штуки. Могут выполняться в виде аккумуляторов.

— «Крона». Батарейки характерной прямоугольной формы, с парой контактов на одном из торцов. Имеют номинальное напряжение в 9 В. Могут делаться перезаряжаемыми, однако по ряду причин этот вариант распространения не получил, намного чаще используются одноразовые «Кроны».

— CR2032. Один из самых популярных типоразмеров батареек-«таблеток».... Имеют форму диска толщиной 3,2 мм и диаметром 20 мм. Применяются в наиболее миниатюрных приборах, где компактность имеет решающее значение. Делаются только одноразовыми.

— LIR2032. Перезаряжаемая разновидность описанных выше батареек CR2032, выполненная по литий-ионной технологии.

— АА. Элементы, известные также как «пальчиковые». Имеют цилиндрическую форму с диаметром 13.5—14,5 мм и длиной 50.5 мм. Обычно используются по 2 штуки. Могут выполняться в виде аккумуляторов.

— A23. Батарейки цилиндрической формы диаметром 10 мм и длиной 29 мм. Отличаются довольно высоким напряжением — 12 В. Обычно делаются одноразовыми.

Что касается аккумуляторов, то для них ключевым параметром является технология, по которой выполнена батарея:

— Li-Ion. Литий-ионная технология позволяет создавать аккумуляторы с хорошей плотностью заряда — то есть компактные и в то же время емкие. Кроме того, они не подвержены «эффекту памяти» (снижению емкости при зарядке до полной разрядки) и достаточно быстро заряжаются. Из недостатков подобных элементов можно отметить разве что вероятность перегрева и возгорания при неполадках, однако при соблюдении правил эксплуатации и использовании исправных зарядных устройств вероятность подобного практически равна нулю.

— Li-Pol. Усовершенствованная версия описанных выше литий-ионных батарей, обеспечивающая еще большую плотность заряда, однако и стоящая несколько дороже.

Рабочая температура

Диапазон температур, при которых толщиномер может нормально выполнять свои функции. При выходе за пределы этого диапазона устройство, возможно, не сломается сразу, однако о точных измерениях говорить уже не придется. Отметим, что обращать внимание на данный параметр приходится в основном в тех случаях, когда прибор планируется эксплуатировать вне помещений. Так, для использования в зимнее время стоит убедиться, что устройство способно работать при температурах ниже нуля, а для жаркого климата желательно, чтобы верхний предел диапазона составлял +40 °С и выше.

ek.ua


Смотрите также