Ход по кругу 4
Движение по кругу 4 буквы
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение определенного промежутка времени
Ответ: Цикл
Вопрос: Тот или иной круг наук
Ответ: Цикл
Вопрос: Законченный ряд каких-нибудь произведений, чего-нибудь излагаемого, исполняемого
Ответ: Цикл
Вопрос: Законченный ряд тематически близких произведений
Ответ: Цикл
Вопрос: Определенная группа наук, дисциплин, объединенных по общему принципу
Ответ: Цикл
Вопрос: Ряд каких-либо произведений, лекций, концертов и т. п., объединяемых общностью тематики
Ответ: Цикл
Вопрос: Совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени
Ответ: Цикл
Вопрос: Совокупность из нескольких лекций, посвященных сходной тематике
Ответ: Цикл
Вопрос: Совокупность процессов, образ. законченный круг развития
Ответ: Цикл
Вопрос: Явления и процессы, повторяющиеся через некоторое время
Ответ: Цикл
Вопрос: Группа наук, учебных дисциплин
Ответ: Цикл
Вопрос: Совокупность процессов
Ответ: Цикл
Вопрос: Ряд лекций с общей тематикой
Ответ: Цикл
Вопрос: Нулевой ... (начало стройки)
Ответ: Цикл
Вопрос: Законченный ряд произведений
Ответ: Цикл
Вопрос: Законченный ряд лекций
Ответ: Цикл
Вопрос: Единица фазы колебаний
Ответ: Цикл
Вопрос: Хоровод взаимосвязанных процессов
Ответ: Цикл
Вопрос: Круг наук
Ответ: Цикл
Вопрос: Серия лекций
Ответ: Цикл
Вопрос: Ряд произведений
Ответ: Цикл
Вопрос: Ряд лекций
Ответ: Цикл
Вопрос: Группа наук в вузе
Ответ: Цикл
Вопрос: Стихи со сквозной темой
Ответ: Цикл
Вопрос: Законченный ряд
Ответ: Цикл
Вопрос: Группа наук
Ответ: Цикл
Вопрос: Серия стихов на одну тему
Ответ: Цикл
Вопрос: Кругооборот
Ответ: Цикл
Вопрос: Звено в цепи круговорота
Ответ: Цикл
Вопрос:
wordparts.ru
Движение по кругу, 4 буквы, сканворд
Слово из 4 букв, первая буква - «Ц», вторая буква - «И», третья буква - «К», четвертая буква - «Л», слово на букву «Ц», последняя «Л». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
Отгадайте загадку:
Стоит Антошка на одной ножке. Показать ответ>>
Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру. Показать ответ>>
Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
- "Круговорот" лекций
- Repeat until
- Весна, лето, осень, зима
- Греческий "круг"
- Группа наук
- Группа наук в вузе
- Группа наук, учебных дисциплин
- Движение по кругу
- Единица фазы колебаний
- Законченный ряд
- Законченный ряд каких-нибудь произведений, чего-нибудь излагаемого, исполняемого
- Законченный ряд лекций
- Законченный ряд произведений
- Законченный ряд тематически близких произведений
- Звено в цепи круговорота
- Концептуальный ряд песен
- Круг наук
- Кругооборот
- Нулевой ... (начало стройки)
- Определенная группа наук, дисциплин, объединенных по общему принципу
- Полный оборот
- Ряд каких-либо произведений, лекций, концертов и т. п., объединяемых общностью тематики
- Ряд лекций
- Ряд лекций с общей тематикой
- Ряд лекций с общей тематикой.
- Ряд лекций.
- Ряд песен о космосе
- Ряд песен одной тематики
- Ряд произведений
- Ряд работ на конвейере
- Ряд тематических песен
- Серия лекций
- Серия стихов на одну тему
- Смена времён года
- Совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени
- Совокупность из нескольких лекций, посвященных сходной тематике
- Совокупность процессов
- Совокупность процессов, образ. законченный круг развития
- Совокупность процессов.
- Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение определенного промежутка времени
- Стихи со сквозной темой
- Хоровод взаимосвязанных процессов
- Хоровод взаимосвязанных процессов.
- Чередование по кругу
- Что такое индикт?
- Явления и процессы, повторяющиеся через некоторое время
Случайная загадка:
Заря-зареница, по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце крало.
Показать ответ>>Случайный анекдот:
Стоит взвод молодых бойцов. Старшина:
- По порядку номеров рассчитайсь!!!
Солдат-программист:
- Можно вопрос?
- Можно...
- А в какой системе? Десятичной? Шестнадцатеричной?
- Для дураков объясняю, в десятичной!!!
- Понял! Нулевой!!!
Знаете ли Вы?
В Аризоне под угрозой крупного штрафа запрещена охота на верблюдов, а за срубленный кактус - грозит до 25 лет тюрьмы.
Ещё факты>>scanword.org
Игры по кругу 4 — Летний лагерь

Один в круге
Количество играющих: 5 и более человек. Инвентарь: мяч. Ход игры: Игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг, становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.
Три, тринадцать, тридцать
Количество играющих: 10 и более человек. Ход игры. Игроки образуют круг, став на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий (назначенный или выбранный по жребию). Если он говорит: "Три!" - все игроки должны поднять руки в стороны, при слове "Тринадцать!" - поднять их вверх, при слове "Тридцать!" - положить на пояс (можно придумать другие движения). Водящий называет быстро любое из трех перечисленных выше чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Допустивший ошибку отходит на шаг назад и там продолжают играть или меняются ролью с водящим. Выигравшим считаются оставшиеся на своем первоначальном месте или ни разу не менявшиеся ролью с водящим. Правила.
- 1. Если игрок сделал хотя бы попытку к неправильному движению, он считается проигравшим.
- 2. Водящий имеет право растягивать слова, например: "Три-и-и:" Играющим надо внимательно следить за окончанием слов.
Мешочек с бобами
Количество играющих: более четырех человек. Инвентарь: бобы в льняном мешочке на длинной веревке. Ход игры. Один игрок встает в середину круга и начинает крутить мешочек с бобами. Остальные стараются его перепрыгнуть. Если кого-то задело мешочком, он выходит из круга. Последний игрок может крутить мешочек на следующий круг.
Бег с платком
Количество играющих: 10 и более человек. Инвентарь: платок. Ход игры. Игроки встают в круг. Ведущий берет в руки платок и обегает круг один-два раза. Затем дотрагивается до спины одного из играющих, кладет платок на землю за его спиной и продолжает бег. Игрок должен поднять платок, обогнать ведущего и прибежать на свое место. В противном случае он теряет свое место и продолжает игру в роли ведущего.
Беляк
Количество играющих: 5 и более человек. Ход игры. Участники скатывают из снега шар диаметром около 1 м, становятся вокруг него, взявшись за руки. По сигналу каждый играющий, упираясь ногами, старается затянуть соседа в середину, чтобы он коснулся снежного шара. Как только кто-нибудь коснется шара - "побелится" (а это обычно хорошо видно, так как на одежде "побеленного" останутся следы снега), заметивший это кричит: "Побелен!" - и называет имя "побеленного". Игра останавливается. "Побеленный" выбывает из игры. Остальные берутся за руки, и игра продолжается. Последние двое оставшихся в игре становятся друг против друга и, взявшись за руки над шаром, стараются перетянуть друг друга. Кто из них "затянет" соперника на шар, тот и выигрывает. Правила.
- 1. Игроки, разомкнувшие руки, выбывают из игры.
- 2. Тянуть в круг можно лишь после того, как все возьмутся за руки (можно выбрать судью, подающего команду).
Кошка и мышка
Количество играющих: 10-30 человек. Инвентарь: маски кошки и мышки. Ход игры. Среди играющих выбирают кошку и мышку. Остальные берутся за руки и образуют круг. Мышка выходит на середину круга, а кошка остается вне. Двое ребят, подняв руки, представляют ворота. В начале игры кошка стучится в ворота и спрашивает: "Мышка здесь?". Ворота отвечают: "Да, она умывается". Кошка обегает два-три раза и снова спрашивает: "Мышка здесь?" В ответ слышит: "Да, но она теперь причесывается. - "А когда она будет готова?" - "В восемь (семь) часов", - отвечают ворота. Играющие подпрыгивают столько раз, сколько сказали ворота. "Мышь здесь?" - спрашивает кошка в третий раз. "Да, она уже собирается выходить". После этих слов кошка вбегает в ворота и пытается догнать мышь. Игра продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышь. Правила.
- 1. Кошка и мышка могут выбегать из круга.
- 2. Кошка имеет право выбегать из круга только в том месте, где пробежала мышка.
- 3. Играющие беспрепятственно пропускают кошку.
Земля, вода, огонь, воздух
Количество играющих: 8 и более человек. Инвентарь: мяч. Ход игры. Ребята становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух". Если водящий сказал: "Земля", тот, кто поймал мяч, должен назвать быстро какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Правило. Медлительные, неповоротливые и невнимательные ребята выходят из игры после первой же ошибки.
Доброе утро, охотник!
Количество играющих: 10-15 человек. Ход игры. Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: "Доброе утро, охотник!" и тут же идет по кругу, но в направлении противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: "Доброе утро, охотник!" И оба бегут, чтобы занять оставшееся пустым место. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Игра в молотилку
Количество играющих: не менее шести человек. Ход игры. Игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.
Пребурты
Количество играющих: 20 и более человек. Инвентарь: мяч. Ход игры. Чертят круг диаметром 20-25 метров. Внутри его второй круг, диаметром вдвое меньше первого. Перед игрой одна команда по жребию размещается по меньшему кругу, а другая отходит в сторону метров на 5-6 от наружного круга в вычерченный заранее квадрат. Здесь один из игроков прячет в карман или за пазуху небольшой резиновый мяч. После этого игроки располагаются по большому кругу, не переступая его линии, руки они держат за спиной, в карманах или за пазухой. Каждый старается показать, что мяч находится у него. Играющий, у которого спрятан мяч, выждав подходящий момент, бросает мяч в кого-либо из игроков, стоящих во внутреннем круге. В случае попадания этот игрок выходит из игры. Если бросивший мяч промахнулся, то он сам выбывает из игры. Побежденный игрок из первой команды может остаться в кругу, если он успевает поднять мяч и поразить им кого-нибудь из игроков другой команды до того, как они убегут в квадрат. Когда заранее определенное число игроков будет выведено из строя, игра начинается снова. На этот раз мяч прячет победившая команда. Правила.
- 1. Не разрешается целиться мячом в голову.
- 2. Можно увертываться от мяча.
Скачка
Количество играющих: 8 и более человек. Инвентарь: платок. Ход игры. По считалке ребята выбирают водящего и становятся в круг. Хлопая в ладоши, они скачут галопом по кругу, изображая всадников. Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга. Правило. Ловить платок нужно только на лету, т.е. подскочив.
Волк-калека и баран
Количество играющих: 10 и более человек. Ход игры. Играющие, разделившись на две команды ("волков" и "баранов"), образуют круг. Каждая команда составляет половину круга. Внутрь его становятся двое водящих (по одному из каждой команды, по жребию) - "волк" и "баран". По сигналу "волк" начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать "барана" в пределах круга в течение установленного времени (10-30 секунд, время засекается по секундомеру или вслух считают до 20-30). Если по истечении этого времени баран не пойман, волк заменяется; если волк поймает барана, команды меняются ролями. В заключении игры отмечается, какой команде удалось быстрее переловить баранов. Правила.
- 1. Волк не имеет права касаться земли (пола) двумя ногами, в противном случае его заменяет другой игрок той же команды.
- 2. Если баран во время бега близко подбежит к команде волков, то они имеют право, не сходя с места, осалить его.
Лунки
Количество играющих: 6-10 человек. Инвентарь: палка или самодельная клюка для каждого игрока (длина 1 м), мяч. Ход игры. В земле вырывается ямка диаметром 20-30 см. Это "котел". Вокруг котла, на расстоянии 1-2 м от него, вырываются маленькие ямки - лунки. Их должно быть на одну меньше общего количества играющих. Один из игроков выбирается ведущим и получает мяч. Он не имеет своей лунки. Его задача состоит в том, чтобы ударами своей палки загнать мяч в "котел". Каждый игрок берет палку и ставит в свою лунку. Они должны помешать водящему загнать в "котел" мяч. Но им надо быть осторожными: в момент, когда игрок вынул палку из лунки, водящий может занять ее своей палкой. Прозевавший идет водить. Если водящему удалось ввести мяч в "котел", тогда все играющие меняются лунками. А водящий в это время старается поставить конец своей палки в любую свободную лунку. Тот, кто остался без лунки, идет водить. Если водящему не удалось занять одну из лунок, он снова водит. В момент смены водящего игра не прерывается.
Этот розыгрыш можно включить в состав какого-либо номера либо исполнить отдельно. Во время выступления ведущего В. вдруг из-за кулис на сцену выходит уборщица У. (синий халат, швабра, полведра воды и др.) и вполне серьезно начинает мыть сцену (по настоящему).
- В.: - Что вы делаете, у нас же программа!
- У.: - А у меня работа! Ходют тут всякие, следят только..., а потом пропадает все тут..., - и продолжает свое, ворча под нос. В. пожимает плечами и пытается продолжить выступление, время от времени посматривая на У. У., нисколько не смущаясь, моет в ведре тряпку и пару раз протирает шваброй сцену. В процессе ведро переставляется по всей сцене и в какой-то момент на миг скрывается от глаз зрителей за кулисами. В этот момент необходимо быстро поменять его на такое же ведро, наполовину заполненное конфетти. Как ни в чем не бывало У. подходит к краю сцены и с размаху быстро "выливает воду" на зрителей. Последние пытаются уклониться с визгом и воплями. За этим следует дождь конфетти и взрыв смеха.
И еще, похожая, когда прораб рабочему указывает, куда кирпичи класть. Тот с одним тяжелым кирпичом по сцене ходит, с места на место перекладывает, и злее становится. В конце концов не выдерживает, и этот злочасный кирпич сопровождаемый ругательствами в зрительный зал летит. А он на самом деле легенький - из поролона. Но зрители в страхе визжат и под сиденья бросаются.
summercamp.ru
Картотека по физкультуре (старшая группа) на тему: Картотека игр малой подвижности для детей 4-6 лет
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 1
Малоподвижная игра «У кого мяч?».
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.
Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 2
Малоподвижная игра «Найди и промолчи».
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.
Развивать качество внимательности
Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний возраст карточка № 3
Малоподвижная игра «Летает-не летает»
Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015
Старшая группа карточка № 4
Малоподвижная игра «Затейники... ».
Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! дружно вместе
Сделаем вот так...»
дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 5
Малоподвижная игра «Угадай по голосу».
Цель: Упражнять детей в построении в круг; ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание
Ход игры: Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:
Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,
А как скажем; «Скок-скок-с кок», Угадай, чей голоиок.
Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя).
Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 7
Малоподвижная игра «Сделай фигуру».
Цель:, учить действовать по сигналу педагога, бегать по всей площадке не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движения
Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 6
Малоподвижная игра «Найди предмет».
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность
Ход игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 8
Малоподвижная игра «Здравствуй, друг!».
Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, согласовывать движения с текстом
Ход игры: Дети встают в крг. Воспитататель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют движения
Здравствуй друг! – вытягивают правую руку в сторону Здравствуй друг! – Вытягивают левую руку в сторону Становись скорее в круг, -берутся за руки | Мы по кругу пойдем и друзей себе найдем – идут по кругу Здравствуй зайка! – машут над головой правой рукой Здравствуй еж! – машут над головой левой рукой До чего же день хорош! – поднимают обе руки вверх. |
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 9
Малоподвижная игра «Найдем следы зайца».
Цель: развивать наблюдательность, зрительное внимание
Ход игры: Воспитатель заранее в каком-то месте на участке отмечает следы «зайца» и постепенно подводит к ним детей. Увидевший следы первым считается победителем.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 10
Малоподвижная игра «Кто ушел?».
Цель: развивать внимательность, учить играть сообща.
Ход игры: Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 11
Малоподвижная игра «Что изменилось?»
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание
Ход игры: Одного из играющих выбирают водящим - это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (кружки из шнуров или обручи большого диаметра). В начале «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк»- на другом конце зала «в овраге»).
Воспитатель произносит: Зайки скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок. | Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают Не идет ли волк. |
«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» И разбегаются по всему залу (площадке), прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой «домик». Пойманных «зайцев» «волю отводит В свой «овраг». Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца», выбирают другого «волка».
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 12
Малоподвижная игра «Вершки-корешки».
Цель: формировать умение ловить мяч, воспитывать умение слушать
Ход игры: Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель. 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» старшая группа 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 13
Малоподвижная игра «Эхо».
Цель:игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Ход игры: Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.
Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 14
Малоподвижная игра «Карусель».
Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, развивать координацию движения
Ход игры: Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:
«Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, | А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом!» |
После того как дети пробегут 2—3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:
«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!»
Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 15
Малоподвижная игра « Белые медведи»
Цель: учить красиво идти хороводом, соединять движение со словами; развивать ловкость.
Ход игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст.
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.)
А под елкой спит медведь.
Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 16
Малоподвижная игра «Тихо-громко ».
Цель: формировать умение играть сообща, развивать интерес к играм
Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий.
.Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 17
Малоподвижная игра «Великаны и гномы».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу
Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.
Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015,
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 18
Малоподвижная игра «Найдем воробышка(цыпленка и т.д.».
Цель: развивать зрительное внимание, интерес к играм
Ход игры: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.
Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 19
Малоподвижная игра «Повстречались»
Цель: упражнять детей соединять движение со словами
Ход игры: На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога!
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 20
Малоподвижная игра «Пробеги тихо ».
Цель: учить бесшумно двигаться.
Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.
.Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа) 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 21
Малоподвижная игра «Каравай».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ходить по кругу
Ход игры: Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:
На Сережин день рожденья
Испекли мы каравай (Идут по кругу.)
Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)
Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)
Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)
Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)
«Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)
Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 22
Малоподвижная игра «Пропавшие ручки».
Цель: упражнять в умении сочетать движения с тектом
Ход игры: Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)
Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)
У меня пропали ножки. (Присаживаются.)
Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 23
Малоподвижная игра «Зеваки»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ходить ровным кругом
Ход игры: Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 24
Малоподвижная игра «Это я ».
Цель: Развивать зрительное внимание.
Ход игры: » Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит тектс, дети повторяют движения.
Это глазки. Вот. Вот | Показывают сначала правый глаз, потом левый глаз |
Это ушки. Вот. Вот | Берутся сначала за левое ухо, потом за правое |
Это нос. Это рот | Левой рукой показывают нос, правой рот. |
Там спинка. Тут живот | Левую ладошку кладут на спину, правую на живот |
Это руки. Хлоп. Хлоп. | Протягивают обе руки, два раза хлопают |
Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бедра, два раза топают |
Ой, устали. Вытрем лоб. | Правой ладонью проводят по лбу |
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 25
Малоподвижная игра «Будь аккуратным».
Цель: Упражнять детей в ловле и бросании мяча. Закрепить знания о личной гигиене
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 26
Малоподвижная игра «Тишина».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети идут в обход зала в колонне по одному и произносят :
Тишина у пруда.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте, малыши.
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 27
Малоподвижная игра «Вкусно и полезно»
Цель: упражнять детей в ловле и бросании мяча, закрепить знание о полезной пище
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, он ловит и кидает обратно, называя продукт полезной пищи.
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 28
Малоподвижная игра «У меня, у тебя ».
Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом
Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня, (Показывают руками на себя.)
У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)
Блестящие глазки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.)
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)
У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя розовые щечки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 29
Малоподвижная игра «Угадай, где постучали?».
Цель: Воспитывать внимательность и организованность.
Ход игры: Дети стоят по кругу (или сидят). Водящий выходит на середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг позади детей, останавливается возле кого – нибудь из ребят, стучит палочкой и кладет ее в руки ребенка, отходит в сторону и говорит : «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребенка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если ребенок не отгадает, то он вновь водит. Если второй раз он ошибется, то выбирают нового водящего. В игре дети должны соблюдать тишину.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду(средняя группа), 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 30
Малоподвижная игра «Круг-кружочек».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять ходьбу по кругу
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
«Круг – кружочек, аленький цветочек!
Раз, два, три – развернись-ка, Оля, ты!».
Названный ребёнок поворачивается спиной в круг, берётся за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 31
Малоподвижная игра «Снежинки»
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу
Ход игры: Дети образуют круг. Ходьба по кругу; на сигнал воспитателя «Ветер!» дети-снежинки ускоряют шаг и переходят на бег в умеренном темпе. На сигнал «Ветер стих!» постепенно замедляют движение и останавливаются.
Старший и средний дошкольный возраст карточка № 28
Малоподвижная игра «У меня, у тебя ».
Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом
Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня, (Показывают руками на себя.)
У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)
Блестящие глазки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.)
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)
У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя розовые щечки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015
средняя группа карточка № 49
Подвижная иг
Перечень малоподвижных игр картотеки Средний и старший дошкольный возраст | |||
Название игры | №карты | Название игры | № карты |
У кого мяч | 1 | ||
Найди и промолчи | 2 | ||
Летает – не летает | 3 | ||
Затейники | 4 | ||
Угадай по голосу | 5 | ||
Найди предмет | 6 | ||
Сделай фигуру | 7 | ||
Здравствуй, друг | 8 | ||
Найдем следы зайца | 9 | ||
Кто ушел | 10 | ||
Что изменилось | 11 | ||
Вершки-корешки | 12 | ||
Эхо | 13 | ||
Карусель | 14 | ||
Белые медведи | 15 | ||
Тихо-громко | 16 | ||
Великаны и гномы | 17 | ||
Найдем воробышка | 18 | ||
Повстречались | 19 | ||
Пробеги тихо | 20 | ||
Каравай | 21 | ||
Пропавшие ручки | 22 | ||
Зеваки | 23 | ||
Это я | 24 | ||
Будь аккуратным | 25 | ||
Тишина | 26 | ||
Вкусно и полезно | 27 | ||
У меня, у тебя | 28 | ||
Угадай, где постучали | 29 | ||
Круг-кружочек | 30 | ||
31 | |||
32 | |||
33 | |||
34 | |||
35 | |||
36 | |||
37 | |||
38 |
nsportal.ru
Ход по кругу по-египетски | Геополитика.RU
27.03.2020
Хотя большинство СМИ, включая сугубо политические ресурсы, сейчас пишут о пандемии коронавируса, никто не отменял геополитические процессы, которые...
26.09.2014
Существует ли документ, скрываемый от общественности, который подписывают и признают все Канцлеры Федеративной Республики Германия? Секретная бумага...
30.12.2017
В статье рассматривается комплекс проблем, связанных с разрешение сирийского конфликта в 2017 году. Проанализированы основные проблемы и противоречия...
16.11.2019
Всякий раз, когда вредоносный политикан наконец сходит в Ад, полезно выждать, пока поутихнут хвалебные вопли его прямых наследников да платных...
03.04.2017
Цепочка массовых протестов, прокатившихся в странах Магриба и Ближнего Востока, привела не только к замене недемократическим путем политических элит...
29.08.2019
Анкара в спешном порядке завершает строительство второй военной базы в Катаре, которая будет располагаться рядом с уже имеющейся в эмирате турецкой...
www.geopolitica.ru
Параллельный перенос и поворот — урок. Геометрия, 9 класс.
Чтобы совершить параллельный перенос, нужно знать направление и расстояние, что означает задать вектор.

Чтобы при параллельном переносе построить изображение многоугольника, достаточно построить изображения вершин этого многоугольника.
Первоначальная фигура и фигура, полученная после параллельного переноса, равны.
Параллельный перенос используется для конструирования графиков функций.
На рисунке изображена парабола и два результата параллельного переноса.

Иногда параллельный перенос встречается в необычных ситуациях.

Если одна фигура получена из другой фигуры поворотом всех её точек относительно центра \(O\) на один и тот же угол в одном и том же направлении, то такое преобразование фигуры называется поворотом.
Чтобы поворот имел место, должен быть задан центр \(O\) и угол поворота α.
Против часовой стрелки — положительный угол поворота, наоборот — отрицательный угол поворота (так же как углы поворота в единичной окружности).
Треугольник \(ABC\) повёрнут в положительном направлении (приблизительно на α \(= 45\) градусов).

Если угол поворота равен \(180\) или \(-180\) градусам, то фигура отображается как центрально симметричная данной, и этот поворот называется случаем центральной симметрии.

Плоскость покрыта фигурами, которые взаимно повёрнуты.

www.yaklass.ru
Задачи на движение по кругу
Вашему вниманию представляются задачи на движение по кругу, в том числе задачи со стрелками часов, которые часто вызывают трудности.
Задача 1. Двигаясь по окружности в одном направлении, две точки встречаются каждые 12 минут. Так же известно, что первая точка обходит всю окружность на 10 секунд быстрее, чем вторая. Определить, сколько времени потребуется второй точке, чтобы обойти всю окружность.
Составим первое уравнение по первому предложению задачи: раз точки, двигаясь с разными скоростями, встречаются, следовательно, одна обгоняет другую ровно на 1 круг. Тогда
Здесь – скорость «догоняющей» точки, длина круга принята за 1, минуты переведены в секунды.
Время, за которое первая точка обходит 1 круг, равно , а время, за которое вторая точка обходит круг, равно . Между этими значениями разница в 10 с (по условию), откуда получим второе уравнение: .
Можем выразить скорость из второго уравнения: , или
Подставим полученное значение в первое уравнение:
Решение квадратного уравнения, которое получится, приводить не буду, один из корней отрицательный, то есть не подходит по условию задачи, а положительный равен . Иными словами, перая точка двигается с такой скоростью, что обходит 1 круг за 80 секунд. Так как вторая обходит круг на 10 секунд дольше, то время ее движения равно 90 с.
Ответ: 90 с.
Задача 2. На окружности взята некоторая точка А. Из этой точки одновременно выходят два тела, которые движутся по данной окружности равномерно в противоположных направлениях. В момент их встречи оказалось, что первое тело прошло на 10 метров больше второго. Кроме того, первое тело пришло в точку А через 9 секунд, а второе – через 16 секунд после встречи. Определить длину окружности в метрах.
Да, представьте себе, иногда в задачах на движение объекты двигаются в разные стороны!
Пусть – скорость одной точки, движущейся по часовой стрелке, а – скорость второй. Тогда до встречи первая точка пройдет расстояние , а вторая пройдет расстояние .

Тела на круговой дистанции
После встречи первой точке до места старта нужно пройти такое расстояние, какое вторая прошла до встречи, и тратит первая точка на это время, равное 10 с, а второй наоборот, нужно пройти то расстояние, которое прошла до встречи первая, и тратит она на это 16 с. Получим такие равенства:
Выразим время движения точек до встречи :
откуда имеем
По условию, первое тело прошло на 10 м больше второго, то есть
Заменяем в этом уравнении одну из неизвестных:
И находим : , откуда .
Полная длина круга равна:
Ответ: длина окружности 70 м.
Задача 3. Два бегуна одновременно стартовали в одном направлении из одного и того же места круговой трассы в беге на несколько кругов. Спустя один час, когда одному из них оставалось 8 км до окончания первого круга, ему сообщили, что второй бегун прошел первый круг 3 минуты назад. Найдите скорость первого бегуна, если известно, что она на 9 км/час меньше скорости второго.
Обозначим скорости бегунов и . Тогда сразу можно записать их разность, которая составляет 9 км/час:
Теперь поразмыслим над первым условием задачи. Если спустя час стало известно, что второй бегун прошел круг, значит, он прошел его за 57 минут. Обозначим длину круга . Тогда скорость второго бегуна равна . Первый же бегун преодолел расстояние за 60 минут, значит, его скорость . Подставляем эти выражения в первое уравнение. Так как в задаче присутствует неудобное число минут – 57, то представим все скорости, в том числе разность скоростей, в км/мин. Получим:
Рассчитаем скорости обоих бегунов: – это 11 км/час, – а это 20 км/час.
Задача 4. Часы со стрелками показывают 6 часов 35 минут. Через сколько минут минутная стрелка в пятый раз поравняется с часовой?
Такие задачи часто решаются очень-очень просто: если стрелки в n-ный раз встречаются в полдень или полночь, то есть в 12 часов. Только в этом случае стрелки не только совмещаются сами, но и встреча их происходит строго на риске деления. Все остальные встречи стрелок (не в полночь) происходят между часовыми делениями, и точно сказать, где, навскидку не получится.
Итак, рассуждаем: на данный момент часовая стрелка находится между 6-часовой отметкой и 7-часовой – где-то посередине, так как из 60 минут данного часа прошло 35 – приблизительно половина. А минутная указывает ровно на 7-часовую отметку. То есть, встреча стрелок недавно состоялась, и в течение данного часа они уже не встретятся. (Вот этот момент – самый важный: понять, состоится встреча стрелок в течение этого часа или нет. Некоторые репетиторы даже советуют надеть на руку на экзамен механические часы.) Первая их встреча произойдет где-то между 7 и 8 часами, и пока нам неважно, где точно. Вторая встреча будет между 8-ми и 9-тичасовой отметками, третья – между 9-ти и 10-тичасовой, далее между 10 и 11 – четвертая и между 11 и 12 – пятая. Но встреча между 11 и 12 не может произойти «между» часовыми делениями, она произойдет ровно в 12 часов! Осталось вычесть из 12.00 часов 6.35, не забыв, что в часе не 100 минут, а 60: минут.
Задача 5. Часы со стрелками показывают 4 часа 45 минут. Через сколько минут минутная стрелка в седьмой раз поравняется с часовой?
Решение этой задачи может быть проведено совершенно аналогичным способом: в текущем часе стрелки уже не повстречаются. Они встретятся впервые лишь между 5-ю и 6-ю часами. Второй раз – между 6-ю и 7-ю, потом между 7-ю и 8-ю, и далее между 8 и 9, 9 и 10, 10 и 11, и, наконец, между 11 и 12, а именно, в 12 часов, потому что, как мы помним, стрелки совмещаются ровно в полночь (или полдень). Сколько же пройдет времени от 4.45 до 12.00? Пятнадцать минут до пяти часов и еще 7 часов, или минут.
Попробуем решить задачу иначе.
Скорость минутной стрелки 12 делений в час, а часовой – одно деление в час. Так как они в конце концов совместятся – и даже неважно, в который раз – значит, время их движения одинаково. Попробуем записать время движения каждой стрелки, применим для этого стандартную формулу для равномерного движения: . То есть .
Время движения часовой стрелки равно , время минутной . Со скоростями мы разобрались, а теперь поймем, какой путь каждая проделает. Часовая пройдет неизвестное нам количество делений, пусть это будет делений. Минутная пройдет столько, сколько разделяет на данный момент стрелки – а это семь целых делений и, за счет того, что прошло уже 45 минут от начала текущего часа, то есть часа – еще деления. Затем минутная обгонит часовую еще 6 раз – а это полных шесть кругов, или делений, да еще делений, на которые уйдет часовая стрелка – всего . Тогда запишем уравнение:
Или , то есть
То есть до седьмой встречи часовая стрелка пройдет 7 целых и одну четверть часа – или 435 минут.
Все-таки второй способ немного сложнее первого, «жизненного», не находите?
easy-physic.ru
FlightGear, часть 3 - полеты по кругу - базовая часть.
( буквальный перевод - "все мое умение летать было отработано на полетах по кругу" )
Полеты по кругу - отличный способ отработать взлеты, посадки, пилотирование и простейшую навигацию. Кроме того он из себя представляет простейшую схему организации воздушного движения возле небольших аэродромов, на которых обычно и базируется авиация общего назначения т.е. самолеты типа Цессны 172. Такая организация появилась во времена после первой мировой войны перед второй мировой - например ее можно увидеть во всех указанных мною книгах 30-х годов - поскольку она позволяет организовать удобный способ использования полосы, т.е. управление воздушным движением, даже в случае, если нет радиосвязи - а на учебных бипланах времен 30-х годов ее и не было - поэтому в западной терминологии ее чаще можно встретить под словом Traffic Pattern ( шаблон потока движения ).
Траектория полета по кругу , хоть и называется "полет по кругу", на самом деле представляет из себя прямоугольник с закругленными углами ( поэтому часто у нас ее называют "коробочка" ):

Есть две системы обозначения элементов круга - отечественная и зарубежная. В отечественной системе обозначаются углы-развороты, в западной - отрезки. На схеме они соответственно обозначены черными и синими прямоугольниками. Взлет и посадка на полосу производится всегда против ветра - в том случае, если ветер не строго против посадочного курса, считается направление его проекции на направление посадочного курса. Западная система в этом плане логично описывает положение первых трех отрезков относительно направления ветра:
- Upwind Leg - отрезок против ветра
- Crosswind Leg - отрезок поперек ветра
- Downwind Leg - отрезок по ветру
Остальных два последних отрезка:
- Base Leg - базовый отрезок, основание
- Final Leg - финальный отрезок
В отечественной терминологии участки указываются как отрезки между разворотами - например "от первого ко второму". Последний участок - финальный отрезок - по-другому называется либо "глиссада", либо "прямая".
Схема, представленная выше - так называемый левый круг - т.е. левыми разворотами. Она наиболее часто встречается и ее легче выполнить, хотя существует и правый круг, особенно если полосы - две и они идут параллельно. В данной части я буду рассматривать именно левый круг на KLVK с полосы 07L ( по реальной схеме этого аэродрома и этой полосы - она так и организована - левым кругом ).
Отдельного объяснения заслуживает показанная на схеме точка траверза ( abeam point ), но для ее объяснения надо рассмотреть полет по кругу в трехмерном виде, учитывая высоту на различных участках:
Круг, который изображен выше - классический для Цессны 172. Его можно например найти в учебных материалах школы Airline Transport Professionals Flight School. C учетом высоты полет по кругу выглядит так:
- Производится взлет
- Участок до первого разворота выполняется в режиме набора высоты после взлета
- Первый разворот также делается в режиме набора высоты
- На участке между первым и вторым разворотом набирается установленная высота круга - TPA ( Traffic Pattern Altitude ) - обычно 1000 футов.
- Второй разворот выполняется на высоте круга
- На участке от второго до третьего разворота полет до точки траверза производится на режиме горизонтального полета на высоте круга
- Точка траверза - начало снижения для захода на посадку
- От точки траверза до третьего разворота участок проходится в режиме снижения
- Третий разворот выполняется в режиме снижения, когда полоса ( точка траверза ) будет видна под углом 45 градусов назад. Это аналогично тому как с точки траверза на полосе сам самолет был бы виден под углом 45 градусов относительно перпендикуляра на линию между вторым и третьим разворотом - т.е. точки начала снижения
- Участок от третьего к четвертому развороту также идет в режиме снижения
- Четвертый разворот выполняется в режиме снижения и так, чтобы выйти в створ посадочной полосы на посадочном курсе
- От четвертого разворота до полосы самолет снижается по глиссаде
- Производится посадка
Высота круга - TPA - описывается обычно в терминах "превышения" - AGL - Above Ground Level - над уровнем земли. Реально по ходу круга рельеф местности может быть неоднородным, поэтому в качестве отправной точки принимают превышение над уровнем полосы. Фактически это аналогично высоте полета самолета в системе QFE ( объяснение есть в предыдущей части ) применительно к данному аэродрому.
Согласно учебным материалам, которые я просматривал по Цессне 172, высоты выполнения первого, третьего и четвертого разворота ( h2, h4, h5 ) явно не регламентируются. Точнее про высоты h4, h5 ничего не сказано, а высота h2 задается в относительном виде - первый разворот должен быть выполнен на высоте, которая ниже высоты круга ( т.е. dh2 ), не менее чем на 300 футов. Т.е. При заданной высоте круга в 1000 футов первый разворот должен быть выполнен на высоте не более чем 700 футов AGL. Согласно отечественным программам место второго разворота также как и третьего определяется по некоторому заданном углу визирования на полосу. Согласно западным программам относительно явного определения места второго разворота ничего не говорится, а третий определяется аналогично. В интернете мне попадалось описание, где эти места определяется по таймеру - засекается пролет участка по времени. Однако при первых тренировках будет не до этого - полет по кругу скоротечен - порядка пяти минут. Поэтому я несколько модифицировал первую часть полета по кругу, чтобы его можно было легко выполнять и ориентироваться по более наглядным параметрам:
Сразу оговорюсь, что это чисто мой вариант и предназначен он для безветренных условий для первоначального развития координации для полета по кругу.
Выполняется полет так:
- Выполняем взлет на максимальном режиме двигателя ( режим MAX )
- После взлета набираем скорость в 80 узлов и держим ее такой - самолет будет набирать высоту со скоростью около 1000 футов в минуту
- По достижении 300 футов выполняем первый разворот в режиме набора высоты
- По окончании первого разворота высота будет около 500 футов
- Продолжаем набор сохраняя приборную скорость в 80 узлов
- По достижению высоты около 750 футов выполняем второй разворот - высота берется из расчета, чтобы по окончании второго разворота оказаться на высоте круга
- По окончании второго разворота убираем обороты двигателя и переводим его на режим горизонтального полета - порядка 1900 RPM
- Выполняем полет до точки траверза на высоте круга - 1000 футов - в режиме горизонтального полета
- На точке траверза переводим двигатель в режим снижения - примерно 1500 RPM и начинаем снижение - скорость снижения будет около 500 футов в минуту
- Точку третьего разворота определяем по углу визирования назад на точку траверза на полосе/торец полосы. Высота перед третьим разворотом будет около 750 футов
- Выполняем третий разворот в режиме снижения
- Четвертый разворот выполняем с расчетом визирования, чтобы оказаться на посадочном курсе в створе полосы. Высота перед четвертым разворотом - около 500 футов
- Идем по глиссаде до полосы
- На высоте около 100 футов убираем обороты примерно до 1200 - 1000 RPM и производим посадку
Применительно к выбору точки траверза - полоса в районе торцов выглядят примерно так:
Удобно в качестве точки для траверза выбрать маркер ориентира при заходе или начало границы зоны касания, а не торец полосы. Далее я опишу почему, а сначала определимся с ориентацией по направлению полета. Обычно отечественные руководства построены на расчете курса на каждом отрезке относительно посадочного/взлетного курса. Это важно при инструментальном заходе и безусловно впоследствии надо это делать уметь. Однако по рассказам тех же знакомых летчиков, вначале их учили визуальной ориентировке - т.е. выдерживать курс по наземным ориентирам - это проще и естественнее при визуальном полете при обучении. Т.е. во время вывозных полетов инструктор знакомил ученика с ориентирами вокруг аэродрома, которые надо использовать на разных участках, а уже потом, освоившись с пилотированием при полете по кругу, выдерживании режимов и умении произвести взлет/посадку, курсант получал время следить за курсом, не отвлекаясь или считывая рефлекторно другие параметры. Поэтому схематично это можно отобразить так:
Т.е.:
- На участке до первого разворота - просто держим нулевой тангаж - курс примерно будет равен взлетному
- Первый разворот заканчиваем так, чтобы идти на ориентир 1
- Второй разворот заканчиваем так, чтобы идти на ориентир 2
- В окрестностях точки траверза смотрим влево на 90 градусов от полетного курса на полосу и по прохождении точки траверза определяем начало снижения
- На снижении после прохода высоты порядка 800-900 футов, осматриваемся периодически на 45 градусов влево-назад - для определения точки входа в третий разворот
- Третий разворот заканчиваем так, чтобы идти на ориентир 3
- После прохождения высоты около 600-650 футов, осматриваемся периодически в сторону полосы - при угле визирования около 15-20 градусов от направления, перпендикулярного текущему курсу полета, начинаем четвертый разворот
- Оканчиваем четвертый разворот так, чтобы оказаться на посадочном курсе в створе полосы
От точности выдерживания направлений полета зависит точность выполнения захода на глиссаду и высота, на которой вы окажетесь при входе в нее:
При неправильном выдерживании курсов на отрезке от второго до третьего разворота можно выполнить третий разворот либо раньше, либо позже и выйти на четвертый с меньшей или большей потерей высоты - т.е. оказаться после четвертого либо ниже, либо выше глиссады. Аналогично при неправильном выдерживании направления и/или неправильном расположении отрезка от третьего к четвертому развороту можно после четвертого выйти либо левее, либо правее створа полосы. При этом выдерживание направлений на первый и второй разворот для начала - менее критично, особенно - на первый разворот . Именно поэтому достаточно просто ровно идти по тангажу - все равно при наборе высоты вы ориентиры впереди за приборной панелью особо и не увидите.
Теперь о ориентировании. Если выдерживать направление на ориентир - относительно просто - все производится в том же режиме обора из кабины ( Cockpit View ), то определение направления на траверз или ориентирование перед третьим и четвертым разворотом представляет сложность на симуляторе - надо менять направление обзора, хотя в реальном полете это делается просто и естественно - поворотом головы. Именно это, на мой взгляд, и ведет к тому, что народ начинает тренировать полеты по кругу/заходы по приборам и/или учетом курса и счислением по времени. Либо ставит дополнительные мониторы для бокового обзора или использует трекеры взгляда - чтобы не делать лишних движений по изменению направления обзора органами управления. Ибо если использовать для поворота обзора в режиме кабины мышь - то это будет неудобно. Можно назначить ( и даже лучше это сделать ) на четырехпозиционный переключатель на джойстике поворот обзора, но тут тоже есть подводные камни:
- Повернуть обзор на 90 градусов в сторону - легко, но это несколько нажатий в эту сторону ( два-три )
- При нажатии в сторону получается некоторое приложение момента к джойстику в сторону - это может привести к тому, что неявно вы введете самолет в крен, хоть и небольшой
- Цессна сама по себе из-за момента пропеллера крен точно не держит - его постоянно приходится поправлять - а тут еще дополнительный крен
- При повороте обзора далее 90 градусов обзор может "слететь" - при возврате назад тем же количеством нажатий, обзор вовсе не возвращается в предыдущий вид - панель видна под другим углом - так по умолчанию симулируется физиологическая ограниченность угла поворота головы у человека
- В результате труднее выдерживать направление, крен и осматриваться по сторонам
На самом деле для обзора по траверзу и на третьем и четвертом развороте можно использовать систему видов, которые есть во FlightGear - тогда одну из кнопок джойстика можно назначить на циклическую смену видов и при этом при нажатии в крен вы вводить самолет не будете - направление нажатия - вперед по тангажу. Кроме того обзор будет производиться быстрее - легче будет выдерживать направление полета с учетом тенденции Цессны к крену. Самих обзоров у FlightGear несколько, но они делятся на два типа - с заданными независимыми координатами - например Tower View ( вид с диспетчерской вышки ) и с координатами, которые связаны с движением самолета - почти все остальные ( пункты ниже c172p Specific View добавил я сам - по умолчанию их нет ):
Отдельное в стороне представления - Fly-By View - оно гибрид. Из тех что связаны с самолетом - только одно - внутренне - Cockpit View. Все остальные внешние - т.е. точка обзора располагается вне самолета на некотором расстоянии и можно ее двигать вокруг центра самолета, подбирая обзор с нужного ракурса. В таком случае ее надо расположить так, чтобы обзор был назад и сбоку самолета:
Я использую для этих случае два вида: Helicopter View ( вид с вертолета ) - для обзора назад под углом 45 градусов и Model View ( вид модели ) - для обзора вбок. В обоих случаях точки обзора располагаются в стороне от правого борта самолета. Установка обзора вбок делается просто - просто вращаем точку обзора по горизонтали не трогая вертикальное движение - чтобы установился вид ровно сбоку:
Для подготовки вида под 45 градусов удобно сначала сместить точку обзора так , чтобы вид был сверху, и настроить угол по разметке полосы рядом с самолетом:
А потом опустить точку обзора, меняя ее только по вертикали, чтобы вид был сверху, но немного :
Чтобы удобнее было работать с одной координатой, надо зайти в меню настройки джойстика и поставить на центральную кнопку функциональность циклической смены видов ( View Cycle Forwards ), а на четырехпозиционный переключатель - вращение вида ( оси 6 и 7 - View(horizontal) и View(vertical) ):
После редактирования и открытия этого диалога заново, путь к конфигурационному файлу - изменится ( второй красный прямоугольник ) - FlightGear скопирует измененный файл в домашний каталог пользователя. Этот файл лучше сразу немного отредактировать, сделав предварительную копию на всякий случай. Дело в том, что у джойстика - ручка короткая. А реально при полете по кругу ход рулей большой не потребуется - не более 40 процентов от максимального отклонения, зато много мелких движений будет в окрестности нейтрального положения. Поэтому ручку полезно задемпфировать - т.е. сделать так, чтобы максимальное отклонение ручки соответствовало где-то 60-70% отклонению рулей - тогда пилотирование будет более плавным, что очень полезно для начала. Кроме того потенциометры в джойстиках могут иметь ошибки отклонения на малых углах, поэтому имеет смысл также "загрубить" динамический диапазон - 10000 градаций и более - вовсе ни к чему - сотни вполне хватит. Для этого добавляем строчки, обведенные красным, для указания параметров - tolerance ( порог ) и dead-band ( мертвый диапазон ) для осей Aileron ( элероны ) и Elevator ( руль высоты ). A также меняем у них параметр factor ( множитель ) с единицы, на 0.7 ( 70% ):
Проделать это надо для обоих осей - можно просто в точности написать то, что на картинке выше.
После этого FlightGear надо перезапустить, чтобы изменения подхватились программой. При последующих запусках это уже трогать будет не надо.
Ну и последнее, что полезно сделать - включить подсветку индикаторов, чтобы когда солнце спереди и приборы в тени, мы также спокойно могли считывать их показания:
Ручка управления подсветкой показана стрелочкой. На данной картинке я включил отображение всех органов, которыми можно управлять. Делается это нажатием Ctrl+c и убирается повторным нажатием той же комбинации. Если высотомер поставлен на ноль, то мы готовы к полету:
Разберем полет по кругу по этапам:
0.32 - 0.54 - разгон по полосе ( около 30 секунд )
0.54 -1.05 - выдерживание и разгон скорости в воздухе до 80 узлов ( ручку надо несколько отдать от себя )
1.24 - 1.42 - первый разворот ( 18 секунд )
Ориентир 1 для окончания первого разворота - верхушка горы вдали:
1.42 - 1.54 - набор высоты до второго разворота ( 12 секунд )
1.54 - 2.09 - второй разворот ( 15 секунд )
Ориентир 2 для окончания второго разворота - угол второго черного пятна за большим первым черным пятном:
2.09-2.48 - полет до точки траверза ( 39 секунд ):
2.48 - начало снижения
2.48 - 3.28 - снижение до третьего разворота ( 20 секунд ), условие начала третьего разворота - нахождение точки траверза под углом 45 градусов назад:
3.28 - 3.51 - третий разворот ( 23 секунды ). Ориентир 3 для его окончания - самая высокая верхушка холма впереди:
3.51 - 4.12 - снижение до четвертог
yacc11.livejournal.com