Если забит катализатор как ведет себя машина
почему нужно срочно решать проблему

Каталитический нейтрализатор или просто катализатор представляет собой важный элемент в устройстве выхлопной системы современного автомобиля. Если просто, автомобильные катализаторы – это своеобразные фильтры, которые установлены в выхлопной системе и активно взаимодействуют с проходящими через них отработавшими газами.
Основная задача состоит в том, чтобы добиться снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу посредством восстановления оксидов азота, а также эффективного дожига угарного газа, не сгоревших углеводородов и т.д. Так вот, катализатор в автомобиле изнутри покрыт особыми веществами, которые при их нагреве позволяют ускорять химические реакции во время контакта с выхлопом.
Само собой, пока система работает нормально, выхлопные газы свободно проходят через каталитический нейтрализатор и очищаются должным образом. Однако если возникла проблема с катализатором (например, забился катализатор), в этом случае игнорировать неполадки никак нельзя и необходимо немедленно принимать меры.
Содержание статьи
Автомобильный катализатор: признаки неисправности и почему возникают проблемы
Итак, важно понимать, что забитый катализатор не позволит выхлопу нормально выходить наружу. Результатом становится ухудшение вентиляции и рост давления в системе, а также целый ряд других проблем. Чтобы вовремя заметить неполадки, необходимо знать основные признаки забитого катализатора.
- Как правило, на большинстве авто в случае забитого катализатора двигатель может заводиться с трудом, глохнуть после запуска;
- Зачастую на приборной панели горит «чек» двигателя;
- Отмечается заметная потеря мощности, автомобиль теряет в динамике, при нажатии на газ отклик слабый, заметно увеличивается расход горючего и моторного масла;
- Во время холодного пуска двигателя появляется характерный и резкий запах, которого ранее не было;
В случае, когда неисправен сам двигатель или его системы (например, изношена ЦПГ или залегли кольца), возникает увеличенный расход моторного масла. В свою очередь, это масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и «убивает» катализатор.
То же самое можно сказать и о случаях, когда мотор по той или иной причине троит, появляются пропуски зажигания. В такой ситуации горючее не сгорает в цилиндре, остатки топлива и моторное масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя каталитический нейтрализатор.
Еще данный фильтр достаточно хрупкий. Его могут выводить из строя механические повреждения (например, при небрежной эксплуатации авто или агрессивной езде в сложных условиях), а также поломки самой выхлопной системы.
При этом важно понимать, что забитый катализатор является достаточно серьезной проблемой и напрямую влияет не только на токсичность выхлопа, но и на сам двигатель. Другими словами, игнорировать неполадки и ездить с забитым катализатором настоятельно не рекомендуется!
Главное, помнить, что забитый катализатор может сильно навредить ДВС. Дело в том, что в случае физического разрушения катализатора его части могут попадать в цилиндры, что станет причиной серьезных неисправностей или капитального ремонта мотора.
Вполне очевидно, если проявилась неисправность катализатора, независимо от класса автомобиля (катализатор ВАЗ или авто премиальных марок) необходимо выполнить диагностику и устранить неисправность одним из доступных методов, о которых мы поговорим ниже.
Как проверить катализатор на машине

Как видно, причин для выхода из строя катализатора много. Это может быть качество топлива, сбои в системе зажигания, общее состояние ДВС и т.д. Так или иначе, если двигатель потерял мощность, на панели горит «чек», а также появился нехарактерный шум (напоминает стук мелкого щебня в области выпускного коллектора, звон при разгоне), необходимо проверять катализатор.
Как правило, на начальном этапе нужно провести визуальный осмотр и оценку запаха выхлопа. Если после активной езды загнать машину на яму или на подъемник, можно увидеть, что катализатор раскалился. В данном случае предельный нагрев может указывать на то, что он забит. Также о проблемах говорит и слишком едкий и резкий запах при запуске ДВС «на холодную».
Еще один простой способ быстрой проверки катализатора — метод, в рамках которого следует приложить руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно проходят выхлопные газы. Если возникли подозрения, тогда нужна более глубокая диагностика.
Параллельно в ситуации, когда горит «чек», следует сначала выполнить компьютерную диагностику, однако чтобы проверить автомобиль именно на предмет забитого катализатора, желательно применение следующих способов:
- Проверка на противодавление, когда измеряется давление выхлопа, после чего его сравнивают с оптимальными показателями. Чтобы выполнить диагностику, нужен манометр, а также переходник, чтобы его подключить. Далее снимается первый лямбда-зонд и на его место через переходник подсоединяется манометр. Главное, получить максимальную герметичность соединения. После остается завести мотор, погазовать до 3000 тыс. об/мин в течение 10-15 сек. и фиксировать данные с манометра.
- Средние данные таковы: если давление составляет 0.3 кгс/см2, тогда все в порядке, если показатель 0.35 кгс/см2 для ДВС без тюнинга, тогда показания превышают норму. Кстати, если мотор доработан, а давление составляет от 0.5 кгс/см2, тогда это тоже говорит о проблемах с катализатором.
Еще добавим, что проверку катализатора также можно выполнить при помощи мотор-тестера. В двух словах, это спецоборудование, которое определяет множество параметров на основе осциллограммы. Устройство ставится в двигатель вместо свечи зажигания, после чего силовой агрегат запускают и диагностируют. Полученные данные позволяют сделать вывод о состоянии катализатора.
Ремонт и замена катализатора
Начнем с того, что катализатор не ремонтируется. Выходом в сложившейся ситуации является или замена устройства, или удаление катализатора. С учетом высокой стоимости такой детали (даже более дешевых универсальных аналогов), второй вариант по удалению нейтрализатора повсеместно практикуется в странах СНГ.
Если просто, из катализатора удаляются вставки из керамики, после чего пустую «болванку» ставят на место. Параллельно штатную прошивку ЭБУ автомобиля корректируют, также может потребоваться поставить обманку лямбда-зонда и т.д. Главное, чтобы двигатель нормально работал без катализатора.Еще есть вариант сразу вырезать катализатор и поставить пламегаситель (труба с отверстиями). Такое решение позволяет эффективно отводить выхлопные газы, двигатель работает мягче, улучшается приемистость, однако звук выхлопа становится более громким, а также страдает сама выхлопная система и сокращается ее ресурс.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.
По этой причине следует обращать внимание на любые признаки, которые могут указывать на неисправности каталитического нейтрализатора. Дело в том, что не редко отмечаются случаи, когда части разрушенных элементов нейтрализатора отработавших газов попадали в двигатель со всеми вытекающими последствиями.
Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя. Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.
Читайте также
krutimotor.ru
7 признаков забитого катализатора - Статьи
Катализатор – это составная часть выхлопной системы. Если он забит, то не выполняет свою функцию по нейтрализации выпускаемых машиной вредных веществ. Если забит катализатор, как ведет себя машина?
Признаки забитого катализатора выхлопных газов:
- двигатель заводится и сразу глохнет;
- машина стала медленно разгоняться;
- при нажатии на педаль газа чувствуется сопротивление;
- забитый катализатор расход топлива сильно увеличился;
- при запуске двигателя «на холодную» чувствуется неприятный резкий запах;
- горит индикатор «проверьте двигатель»;
- увеличился расход масла.
Не традте время в пустую, воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения от ближайших сервисов с конкретными ценами
Забитый катализатор. Каковы причины?
Причинами некорректной работы каталитического нейтрализатора становятся разные факторы. Основными из них являются следующие: топливо низкого качества (мотор хуже «дышит»), большой расход масла, неправильная настройка системы зажигания, механические повреждения, некорректная работа выхлопной системы. Из-за этих факторов фильтр забивается.
Как выглядит забитый катализатор? Лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать. На фото показан забитый катализатор.
В отечественных автомобилях (ВАЗ, Калина, Лада Приора, Нива) частой причиной поломки становятся неполадки в системе зажигания.
Проблемы у иномарок (Ниссан, Опель, Пежо, Форд, Солярис, Ауди, Лачетти, Лансер) идентичны: теряется мощность, в корпусе слышен шум, как от мелкого щебня, двигатель работает нестабильно.
Расход масла при забитом катализаторе
При неисправной работе двигателя автомобиль «жрет» масло. Это связано с выходом из строя маслосъемных колец. Они могут истончиться из-за трения о стенки. Остатки масла попадают на каталитический фильтр и забивают его. Выхлопные газы синего цвета говорят о неисправности маслосъемных колец. Таким образом, автомобиль «жрет» масло, то есть оно сгорает и его уровень значительно падает.
Забило катализатор. Как самому проверить?
Вы можете сами диагностировать поломку при помощи своих органов чувств: - Посветите мощным фонарем вовнутрь детали, чтобы визуально идентифицировать неисправность. Для удобства поднимите машину на кронштейне, если есть такая возможность. - Принюхайтесь. Если катализатор источает резкий и неприятный запах, то поломка налицо. - Подставьте руку к выхлопной трубе. Если тактильно вы чувствуете сопротивление, то катализатор исправен. Если нет, то есть необходимость в ремонте.
Ремонт каталитического нейтрализатора
Удаление нейтрализатора выглядит так: из катализатора извлекаются керамические детали, а далее монтируется обратно уже пустой блок. Там, где у автомобиля есть «мозги», требуется еще и «перепрошивка».
При замене на пламегаситель вместо испорченной начинки устанавливают трубу с множеством отверстий. Свободное пространство заполняется базальтовой ватой. Это дешево, требования к качеству бензина снижаются, долго служит, не оказывает сопротивления газам (работа двигателя облегчается). Из недостатков: звук выхлопа громче, выхлопная система прослужит меньше из-за высокой температуры газов. Состав выхлопа не соответствует нормам.
Также можно установить универсальный катализатор. Сама деталь и ее монтаж стоят дешево. Это хорошая альтернатива, когда средств на оригинальный катализатор не хватает.
Самостоятельно его заменить, обладая навыками сварочных работ, возможно. Снимаете трубу, вырезаете «болгаркой» старую трубу, ввариваете другой.
Последствия, если не починить катализатор
На что влияет забитый катализатор? Сегодня в 80% случаев эксплуатация авто с неисправным катализатором может привести к замене ДВС. Во-первых, есть риск не завести двигатель. Во-вторых, при физическом разрушении элемента керамические частицы могут попасть в цилиндры. В этом случае понадобится капитальный ремонт.
В заключение скажем, что во многих современных автомобилях компьютер проинформирует автовладельца о неисправности. Для диагностики самостоятельной проблемы с фильтром вы можете ориентироваться по признакам, которые мы указали в этой статье. Замена каталитического фильтра в случае поломки – это лучшее решение. Также существует дешевая альтернатива: установить пламегаситель. Он гасит шум и температуру, но не решает проблему с загрязнением окружающей среды.
uremont.com
Как проверить катализатор на забитость не снимая в домашних условиях
В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.
Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.
Устройство катализатора и его неисправности
Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутрь которой помещены специальные бобины.
Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.
Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.
Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
Забитие сотов.
Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сотов, приводя к их забитию.
Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.
В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Оплавление сотов.
Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
Исчерпан ресурс катализатора.
Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки неисправностей
Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.
Самый первый признак.
Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.
Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.
Второй признак.
Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.
Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.
И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.
Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.
Шумы.
Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.
Косвенный признак.
Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.
Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Самостоятельная проверка на противодавление
Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.
Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см. куб. Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.
Имея все это, можно приступать к замерам:
- Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
- Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
- Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
- На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
- К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
- Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
- После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
- В это время манометром заменяется давление на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.
Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.
- Такой способ можно делать и самому, заведя трубку с манометром в салон. Чтобы более точно произвести замеры, лучше их делать во время движения. То есть, авто выгоняется на трассу, двигается надо на всех режимах, а с манометра в это время снимаются показания.
Проверка со снятием.
Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.
Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.
Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.
Неотъемлемой частью катализатора является лямбда зонд, который тоже требует проверки, как это делать читайте на этой странице https://autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/609-kak-proverit-lyambda-zond.html.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
- Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
- Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
- Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.
Оцените статью
autotopik.ru
Признаки и симптомы засорения катализатора автомобиля.
14.08.2019Признаки засорения катализатора
Содержание
Признаки засорения катализатора, проверка
Забился катализатор. Как это понять
Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
Как проверить целостность катализатора
Симптомы забитого керамического элемента
Забился катализатор. Что теперь?
Относиться к катализатору как к порождению зла, неправильно. Другое дело, что стоит он сумасшедших денег, если менять изношенный или разбитый на новый. Замена катализатора проводится только в тех случаях, когда пробег автомобиля не превышает 70-90 тысяч км или раньше. Однако выйти из строя нейтрализатор может и раньше. Поэтому важно знать, как его проверить, чтобы не совершать необдуманных трат.
Забился катализатор. Как это понять
Каждый владелец автомобиля с каталитическим нейтрализатором должен понимать, что это непростое устройство и не просто лишняя банка в системе выхлопа, которую можно просто вырезать безболезненно. В зависимости от того, каким экологическим стандартам соответствует двигатель (Евро2, Евро3, Евро4 и выше), сложность конструкции нейтрализатора будет разной.
В катализаторе может быть установлен один, два или четыре датчика кислорода, каждый из которых может выйти из строя в любой момент, тем самым подводя под подозрение керамический элемент и систему дожига несгоревшего топлива. Кроме того, катализатор может пострадать от механического разрушения, химического, что приведет к ремонту системы выхлопа и замене всего устройства.
Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
Забитый катализатор — результат естественного износа керамического элемента. В этих случаях есть шанс восстановить устройство, расшив банку и прочистив элемент, но это не факт. Другое дело, когда элемент разрушен. Здесь последствия будут необратимыми. Для восстановления работоспособности двигателя придется либо заменять нейтрализатор полностью, либо искать б/у элемент, либо устанавливать пламегаситель.
Существует ряд симптомов, при которых можно самостоятельно, либо с помощью мастера, выяснить, разрушен ли катализатор:
- Низкая пропускная способность катализатора. Может говорить как о разрушении (механическом или химическом), так и о забитом элементе. Давление в выхлопной системе до и после здорового нейтрализатора должно быть практически идентичным. Визуально это можно выяснить по интенсивности выхлопа, по звуку, по сравнению давления выхлопа из глушителя на здоровом автомобиле и на тестируемом — менее интенсивный выхлоп будет говорить о проблеме с керамическим элементом.
- Явный запах сероводорода при работе двигателя. Это самый яркий маркер того, что катализатор разрушен.
- Повышенный расход топлива на фоне полностью исправной системы питания, зажигания, чистом воздушном фильтре и нормальной рабочей температуре во время движения. Двигатель начинает потреблять топливо сверх нормы по причине того, что вышедший из строя нейтрализатор не в состоянии поддерживать оптимальную температуру дожига бензина.
К примеру, если на катализаторах, соответствующих стандарту Евро4 нормальная температура дожига должна быть в пределах 500-760 °С, то неисправный элемент с помощью датчика кислорода посылает на электронный блок управления двигателем данные, согласно которым ЭБУ добавляет бензин для повышения температуры дожига. Этого, естественно, не происходит, поэтому лишний бензин просто скапливается в глушителе или испаряется, что может привести к взрыву паров и выходу глушителя из строя.
- Характерный металлический стук при резком увеличении оборотов или разгоне. Это верный признак того, что керамический элемент имеет механические повреждения или же смещен со своего законного места, свободно перемещается по банке. Такой катализатор тоже работать не будет.
Как проверить целостность катализатора
Разрушенный или поврежденный катализатор проверяется только визуально. Для этого можно спуститься под автомобиль и внимательно осмотреть корпус. Вмятины, следы прогара, потемнения, трещины на корпусе будут свидетельствовать о необходимости выполнить ремонт глушителя.
Более трудоемкий, но верный метод проверки керамического элемента — визуальный осмотр сот. Для этого придется разобрать систему выхлопа, а лучше — снять катализатор и внимательно осмотреть торцы элемента. Забитые или разрушенные соты будут видны сразу.
Еще один эффективный способ — проверка давления в системе выпуска до и после катализатора. Для этого будет необходим манометр и резьбовой переходник. Чтобы измерить давление перед катализатором, выкручиваем первый лямбда-зонд, вкручиваем манометр и оцениваем давление в зоне средних оборотов, около 3-4 тысяч. После этого проводится замер на втором датчике кислорода. Большой перепад давления будет говорить о разрушенном или забитом катализаторе. Номинал давления в выхлопной системе у каждой модели двигателя свой.
Симптомы забитого керамического элемента
До тех пор, пока мы не видим состояние керамического элемента, мы можем судить о его целостности и уровне засорения только по вторичным симптомам. Некоторые из них мы уже рассмотрели, в том числе, самую действенную проверку — проверку давлением и визуальный осмотр.
Тем не менее опытный водитель может сделать вывод о том, что соты катализатора забиты по дополнительным признакам:
- Пропадает тяга и динамика разгона. Это слишком расплывчатый симптом, но если мы знаем точно, что остальные системы работают идеально, при снижении разгонной динамики и проявлении хотя бы еще одного симптома, можно говорить о забитом нейтрализаторе.
- Пропадает тяга на высоких оборотах при полностью рабочем двигателе. Если на низких оборотах мощность сильно зависит от настроек системы впрыска и ГРМ, а также системы зажигания, то на верхах снижение тяги может вполне говорить о неисправности катализатора.
- Появление ошибок, загорается лампа Check Engine. В этом случае неисправность определить проще, если есть опыт работы с простейшим диагностическим оборудованием — сканером OBD II и соответствующим программным обеспечением.
Появление ошибок на бортовом компьютере и их расшифровка помогут определить состояние не только самого керамического элемента катализатора, но и датчиков кислорода и цепей, связанных с ними.
В ряде случаев, при сильно забитом катализаторе, двигатель может вполне нормально запускаться, но после прогрева терять мощность или просто глохнуть. Все попытки запустить его на горячую могут ни к чему не привести. История усугубляется тем, что при забитом керамическом элементе система самодиагностики не выявит никаких сбоев и не сообщит об ошибке. Это объясняется тем, что в бензиновом двигателе чаще всего пропускная способность катализатора контролю не подвергается.
Забился катализатор. Что теперь?
А теперь нужно думать. В Европе за автомобилистов эту проблему решили официальные дилеры, партнерские компании и экологи. Чтобы не заставлять владельцев загрязнять окружающую среду и удалять катализатор из системы, в странах ЕС принимают старые катализаторы в обмен на новые. С доплатой, конечно, но на толстом европейском кошельке это не отображается практически никак. Более того, если автомобиль прошел более 100 000 км, независимо от состояния катализатора, его нужно менять.
Нам же нужно решать и выбирать из нескольких вариантов выхода из положения:
- Покупка нового катализатора. Хорошо, но дорого. К примеру, новый катализатор на Форд Фокус 3 обойдется от $400 до $800 в зависимости от качества, производителя, типа элемента и качества керамики. Это с одной стороны, хорошо, поскольку ближайших 100 тысяч км автомобиль без всякого вмешательства в электронные системы будет соответствовать экологическим нормам. С другой стороны, за эти деньги можно найти решение эффективнее.
- Навсегда забыть о проблемах с катализатором можно гораздо дешевле, установив пламегаситель из хорошей нержавеющей стали. При этом необходима перепрошивка электронного блока управления двигателем.
Есть возможность временно снять вопрос с катализатором, попробовав отмыть старый, если он в хорошей физической форме, не поврежден и не потерял геометрию. В любом случае, специалисты компании решат любую проблему с глушителем быстро и недорого с гарантией качества выполненных работ.
mosglush.ru
Если забился катализатор — какие могут быть последствия

Катализатор (он же нейтрализатор каталитический, конвертер) — очень нужное устройство для всех видов автомобилей, использующих двигатель внутреннего сгорания. Его главная задача – снизить уровень концентрации токсичных выбросов в выхлопных газах, превращая их в относительно нейтральные вещества.
Катализаторы устанавливают в выпускной системе двигателя. Они выполняют роль фильтров. Устройство представляет собой пористую, с небольшими канальцами, керамическую или металлическую массу покрытую слоем металла, как правило, палладием, родием или платиной.
Со временем каталитический фильтр может засоряться или даже частично разрушаться. Это может негативно влиять на состояние автомобиля.
Причины разрушения катализатора
Важно помнить, что катализатор является хрупким и дорогостоящим устройством. Существует множество причин, приводящих к его разрушению, что может вывеси из строя мотор.
Так чего же нужно опасаться?
- Некачественное топливо. Горючее плохого качества содержит повышенное количество свинца, которое очень быстро выводит из строя катализатор.
- Система зажигания неисправна. Мотор работает нестабильно, топливо в цилиндре полностью не сгорает, его остатки и моторное масло проникают в систему отвода выхлопных газов, что вызывает загрязнение или даже разрушение катализатора.
- Расход масла резко увеличился.
- Механические поломки, повреждения выхлопной системы. Катализатор представляет собой достаточно хрупкое устройство, которое при некорректной эксплуатации автомобиля или из-за препятствий на дороге (лежачий полицейский, ямы, бордюры и т.д.) может разрушиться.
- Особенности конструкции. Отверстия в сотах катализатора очень маленькие, быстро забиваются даже мельчайшими частицами.
- Присадки сомнительного качества. Вместо улучшения эти вещества могут нанести существенный вред катализатору и вывести из строя двигатель.
- Перегрев двигателя. К выходу из строя нейтрализатора может привести продолжительная поездка при высокой температуре, если существуют неполадки системы охлаждения.
К чему могут привести повреждения катализатора
Исправная работа каталитического нейтрализатора не только снижает токсичность выбросов, но и обеспечивает безотказную работу двигателя.
Продолжать использовать автомобиль с неисправным устройством нежелательно, так как поломка может усложниться и двигатель может не завестись. Вовремя заметить, что катализатор оказался в проблемном состоянии можно уже на ранних стадиях по некоторым характерным симптомам.
Забитый катализатор может привести к следующим негативным последствиям:
- Снижается мощность двигателя – это наиболее распространённый симптом ухудшения работоспособности нейтрализатора. Двигатель начинает работать нестабильно, сильно греется и «троит». Это происходит при уменьшении проходимости катализатора, так как ячейки плавятся и закупоривают отверстия, что увеличивает сопротивление проходу продуктов сгорания топлива. Ухудшается динамика и управляемость автомобиля.
- Двигатель запускается с трудом, а после «задыхается» и глохнет. Неисправность катализатора не позволяет разогнать автомобиль до высокой скорости.
- Расход моторного масла и топлива значительно увеличивается, в результате возрастают материальные затраты.
- Резкий неприятный запах появляется во время холодного пуска двигателя, увеличивается содержание вредных газов в выхлопах.
- Громкие удары в районе днища автомобиля особенно во время пуска и большой нагрузке двигателя. Если катализатор начал разрушаться, его осколки хаотично уносятся потоком выхлопных газов, стучат по стенке кожуха.
- Давление выхлопных газов из глушителя уменьшилось. При нормальной работе двигателя выхлопные газы выходят пульсирующе, толчками. Если катализатор забит этот поток будет слабым, но ровным. После остановки двигателя напор ещё какое-то время продолжается из-за скопившихся газов в забитом катализаторе.
- На панели приборов появляется световой сигнал Check Engine, который в быту называют «чек» двигателя — это универсальный предупреждающий знак о неисправностях в автомобиле. При обнаружении этого симптома необходимо применить диагностический сканер, установить код ошибки и ликвидировать неполадку.
- Если электронная система автомобиля обнаруживает с помощью датчиков отклонения от нормы, она оповещает об этом водителя индикаторным значком на приборной панели и переводит в аварийный режим систему управления двигателем.
Что делать, если катализатор забит?
Если возникла проблема с каталитическим нейтрализатором, игнорировать неполадки нельзя, необходимо немедленно принимать меры. Например, один из вариантов:
- Попробовать помыть и почистить устройство. Такой способ восстановления катализатора эффективен только в начальной стадии проблемы. Если соты катализатора забились полностью либо уже оплавлены и разрушились, это не поможет решить проблему.
- Удалить наполнитель из корпуса, заменить его на пламегаситель и эмульгаторы вместо кислородных датчиков. Чтобы двигатель работал корректно, необходимо перепрошить электронную систему управления автомобилем. Наиболее подходит для иномарок. Такой способ предусматривает вмешательство в систему выброса продуктов сгорания топлива, однако позволит забыть о проблемах с катализатором. При проверке газоанализатором будет обнаружено высокое содержание канцерогенных веществ в выхлопных газах, что грозит наложением штрафа.
- Заменить испорченный нейтрализатор новым. Такой способ считается наиболее дорогим и зависит от марки автомобиля.
Таким образом, забитый каталитический нейтрализатор является серьёзной проблемой не только для автомобиля, но и для экологии. Эту проблему не сложно устранить.
Похожие записи
plusiminusi.ru
Борьба с забитыми катализаторами — Mitsubishi Pajero Sport, 3.0 л., 2003 года на DRIVE2
С проблемой забитых катализаторов многие сталкиваются, а если вы еще не знаете что это, то не переживайте, скоро узнаете.
Итак. Имеем катализаторы и кислородные датчики.

Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter) — устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.
Каталитический нейтрализатор расположен либо на приемной трубе, либо сразу после нее. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находится керамическая сотовая конструкция. Соты нужны для того, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO, CH, NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим также в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы содержат в основном N2 и СО2.
В отработавших газах есть вредные компоненты, которые влияют на окружающую среду, а главное на организм. Каждый из них оказывает различное воздействие:
— окись углерода СО (угарный газ): возникает в результате неполного сгорания топлива. Этот газ не имеет ни цвета, ни запаха, взрывоопасен и очень ядовит. Он обладает способностью увеличивать скорость разрушения гемоглобина находящегося в крови примерно в 300 раз, тем самым, блокируя поступления кислорода, и способен вызвать смерть при относительно малой концентрации в воздухе (объёмная концентрация 0,3% может привести к смерти человека в течение 30 мин)
— оксиды азота NOx: (NO, NO2, N2O и другие) образуются при сгорании в двигателе под воздействием высокой температуры и давления при наличии избытка кислорода. Некоторые из них токсичны и вызывают расстройство центральной нервной системы и дыхательной системы в зависимости от уровня концентрации этого компонента и продолжительности его вдыхания.
— углеводороды СН: появляются в результате неполного сгорания топлива и могут появляться в различных формах (например, С6Н6, С8Н18 и др.) и их действие на организм человека различно. Некоторые из них вызывают раздражение органов чувств, а другие развитие злокачественных опухолей.
— углеводороды СН и оксиды азота NOx: распределение этой смеси в атмосфере воздуха приводит к образованию фотохимического смога при сильном солнечном свете. Фотохимический смог состоит из озона, альдегидов и нитратов, вызывающий раздражение кожи, слизистых оборочек и глаз.
В основном на автомобили устанавливают трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы.

Для преобразования токсичных компонентов (СО, СН и NOx), содержащихся в отработавших газах, в безвредные вещества применяются комбинированные каталитические покрытия нейтрализатора (платино-родиевое или платино-родиевое-палладиевые).
В трехкомпонентном нейтрализаторе происходит одновременно две различные химические реакции: окисления и восстановления. Реакция восстановления приводит к образованию азота N2, а освободившийся при этом кислород О2 используется для реакции окисления окиси углерода СО и углеводородов СН, приводящей к образованию углекислого газа CO2 и воды h3O.
Реакции нейтрализации в присутствии катализаторов начинаются при температуре 250°С. Преобразование наиболее эффективно в диапазоне температур от 400 до 800°С.
Низкие температуры в комбинации с плохой испаряемостью/плохим качеством, а также неисправность систем зажигания и топлива ухудшают способность топливно-воздушной смеси к воспламенению. Это приводит к тому, что частично сгоревшее или даже полностью не сгоревшее топливо попадает в катализатор и догорает уже в нём, разрушая и расплавляя его.
Другой враг этого устройства – этилированное топливо. Оно практически моментально уничтожает каталитический слой в нейтрализаторе и циркониевое напыление лямбда-зонда. Результат выхода из строя.

Состояние катализатора контролирует блок управления двигателем. В случае его неудовлетворительного состояния загорается контрольная лампа "Check". Оценка состояния катализатора блоком управления двигателем заключается в следующем:
Сигнал переднего кислородного датчика отличается от сигнала заднего кислородного датчика при исправном катализаторе. Это происходит потому, что нейтрализатор изменяет состав ОГ. В процессе деградации каталитического нейтрализатора сигналы переднего и заднего датчиков сближаются. Блок управления двигателем ведёт сравнение сигналов переднего и заднего датчиков.
В процессе компьютерной диагностики получаем следующие данные:
Код ошибки Р0420.

Графики работы переднего и заднего лямбда-зондов при неисправности катализатора.

Катализатор забит и не выполняет своих функций, а только тормозит выхлопные газы, чем утежеляет выдавать двигателю нужную мощность.
Требуется замена катализатора. Но для многих стоимость катализатора выглядит просто нереальной: предварительный катализатор левый MR 529410 — 815 у.е.; предварительный катализатор правый MR 529411 — 1050 у.е.; основной катализатор MR 529412 — 785 у.е. В таком случае остается единственный метод решения проблемы -удалить/вырезать катализатор.


Вырезав катализатор врезаем на его место пламегаситель, он же стронгер, он же резонатор, а точнее — один из видов резонатора но с технологическими доработками в виде турбины и второй камеры для охлаждения выхлопных газов которые выполнял катализатор.


В отличии от других типов резонаторов пламегаситель должен быть максимально надёжным, толстостенным, так как он испытывает самые большие нагрузки по сравнению с другими деталями выпускной системы. Температура газов, вылетающих из камеры сгорания, очень велика, скорость тоже не маленькая и наш пламегаситель должен все эти газы принять по принципу турбинки, затем обработать и выпустить их в дальнейший путь уже более холодными, не такими быстрыми и сохранить вашу выхлопную систему которая создана по стандарту евро 2,3,4, что тоже немаловажно, смешать пульсирующие потоки из каждого отдельно взятого цилиндра в один более ровный поток. Плюс к этому корпус пламегасителя не должен издавать никаких посторонних звуков, к чему его принуждают бьющиеся в него газы — например всем известен звук Волги или звук пустого катализатора, который возникает именно по этой причине. К тому же помимо немалой внутренней нагрузки, на пламегаситель действуют так же внешние вибрации, передающиеся от работающего мотора, рывки от болтающегося глушителя и ужасный соляной раствор, брызжущий зимой на разогретую деталь. Такая вот нелёгкая жизнь у пламегасителя, который сохраняет вашу выхлопную систему после удаления катализатора и установки обманки.

Но, прежде чем Вы примите решение удалять/вырезать катализаторы посмотрите это видео.
Удалив катализатор вы наполовину решите проблему. Остается вопрос — как заставить "думать" электронный блок управления двигателя, что катализатор есть и работает исправно? Ответом на этот вопрос будет — "обманка". Обманки бывают двух видов — механическая и электрическая.
Механическая обманка — проставка, которая устанавливается между резьбовым гнездом и кислородным датчиком на задний (за катализатором) лямбда-зонд.



Электронная обманка. Для тех, кто дружит с паяльником и не боится слова канифоль.
Для этого понадобится резистор и
www.drive2.ru
Признаки забитого или разрушенного катализатора машины. Методы диагностирования неисправностей катализатора

Мы уже говорили ранее о катализаторе (каталитический нейтрализатор) и его работе, теперь разберемся с симптомами неисправности. Любой неопытный водитель без проблем определит неисправность в выхлопной трубе, зачастую связанную с нейтрализатором. Сигналы неисправности будут идентичными как для отечественных автомобилей марки ВАЗ, так и иномарках будь то Ford, Toyota или другая марка.
Признаки неисправности забитого или разрушенного катализатора
- Автомобиль не заводится или моментально глохнет. Говорит о полной поломке нейтрализатор.
Решение: Выкрутить датчик кислорода (стоит перед катализатором). Завести двигатель, если автомобиль заработал — значит боченок катализатора неисправен, требуется замена на новый или аналог (пламегаситель). - Автомобиль плохо разгоняется и двигатель медленно набирает обороты. При движении создается впечатление что машину удерживают сзади. Значит соты забиты частично.
- Увеличился расход топлива. Тоже симптом неполадок катализатора, но не обязательный, может указывать и на другую неисправность, например топливных форсунок.
- Выхлопы слабо выходят из трубы – соты забиты.
- Выхлопы имеют сизый оттенок и едкий, неприятный запах – катализатор разрушен или оплавлен.
- При перегазовке или разгоне слышится металлический звук (как будто щебенки насыпали) — катализатор наполовину разрушен, забит блок, или возможно бочек катализатора сдвинулся с назначенного места.
- Загорелся индикатор «Check Engine», низкая эффективность (ошибка P0420). Может возникнуть при других проблемах, но и сигнализирует о возможной неисправности нейтрализатора.
%rtb-4%
Как диагностировать неисправность катализатора
Удостовериться в работоспособность каталитического нейтрализатора можно самостоятельно. На крайний случай, автосервисы делают платную диагностику. Выделим 3 основных метода проверки каталитического нейтрализатора.
-
Визуальный
При деформации корпуса, велика вероятность повреждения сот катализатора. В таком случае наружный осмотр не даст понимания о загрязненности, потребуется снятие детали с машины. Проблема заключается в очень сложном снятии данной детали, не редко фиксаторы «прикипают», в таком случае их приходится срезать болгаркой.
Сняв нейтрализатор, внимательно осматривают на просветы. Если соты забиты грязью, их чистят или меняют на новый.
Но не всегда конструкция позволяет провести внутренний осмотр без вскрытия корпуса катализатора. -
Противодавление
Популярный метод, демонтаж не требуется. Используется манометр и трубка-переходник для него. Манометр устанавливают вместо кислородного датчика (лямбда-зонда). Важно создать полностью герметичное соединение. Завести двигатель, поднять обороты до 2,5-3 тысяч, поддерживать их 10-15 секунд для фиксации показания манометра. Полученные данные сравнить с нормой. У всех моделей норма разная, но можно и ориентироваться на усредненные:
· 0,3 кгс/см2 – норма;
· 0,35 кгс/см2 – норма для доработанных двигателей, иначе повышенный;
· 0,5 кгс/см2 и выше – проблема с нейтрализатором. -
Диагностика мотор-тестером
Мотор-тестер — комплект оборудования, помогающий определить состояние машины на основе осциллограмм. Подключается вместо свечи зажигания, при старте двигателя снимаются данные, на основе которых делают выводы неисправностях автомобиля.
Последствия эксплуатации автомобиля с разрушенным или забитым катализатором
Забитый сажей нейтрализатор можно прочистить. Но, стоит упустить этот момент и в лучшем случае автомобиль однажды не заведется или сразу заглохнет. Куда хуже, если бобина оплавится, восстановление детали будет невозможно. Куда хуже – механическое разрушение катализатора, велика вероятность попадания керамики в цилиндры, приводящее к капитальному ремонту двигателя.
Устранив своевременно неисправность каталитического нейтрализатора, можно избежать сложного и дорогостоящего ремонта, а так же снизить расход топлива.
Что такое катализатор в автомобиле?
Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле
autoshas.ru
Три способа как выявить забитый катализатор. — DRIVE2

Три метода, как найти, забит ли катализатор
Нет необходимости инспектировать катализатор, пока вы не заметите такие симптомы:
* автомобиль до определенной скорости едет с трудом, после этого у мотора раскрывается 2-ое дыхание и он работает в обычном режиме;
* неувязка идет по нарастающей, поначалу автомобиль движется со скоростью 150 км/час, позже 120 км/ч, а потом с трудом добивается отметку в 100 км/ч;
* в томных случаях мотор может не запуститься.
Предпосылкой таких симптомов бывают различные части мотора, часто трудности с динамикой начинаются, когда его пропускная способность уменьшилась до небезопасной отметки или когда вполне забивается катализатор в системе выхлопа. В итоге миниатюризируется производительность мотора из-за ухудшения вентиляции цилиндров, так как агрегат не может «втянуть» нужное количество воздуха, потому что возрастает противодавление катализатора. В цилиндрах застревает часть выхлопа и не разрешает топливно-воздушной консистенции заполнить камеру сгорания, что понижает мощность тяги и приводит к ухудшению динамики.
Почему забивается катализатор?
Забивается катализатор в итоге длительных дефектов в движке либо в выхлопной системе. Тому предпосылкой может быть огромное содержание масла в выхлопе, когда мотор поглощает масло, а по этому поводу обладатель автомобиля ничего не решает. Еще катализатор забивается по той причине, что у него достаточно малые пропускные соты, чтоб их забить не будет нужно много времени, довольно только нескольких капель, которые при высочайшей температуре приклеиваются намертво.
Нередко предпосылкой становится то, что в автомобиле употребляется горючее отвратительного свойства, от чего забивается катализатор. В цилиндрах во впускном коллекторе догорают остатки еще не спаленного горючего, что вызывают перегрев и оплавление катализатора.
На состояние катализатора оказывает влияние таковой фактор, как дорога. Повреждения механического нрава, такового, как удар о «лежачий полицейский», холмы, бордюр и ухабы, может нанести большой удар по достаточно хрупкой внутренностях катализатора. Маленькая крошка забивает соты катализатора и отлетает от покоробленных сот.
Как проверить катализатор
1. Самым верным методом распознать забитый катализатор считается демонтаж катализатора и дальше его осмотр на предмет, если в нем просвет. Время от времени так прикипает крепление катализатора, что его можно снять только при помощи болгарки или других приспособлений. К тому же конструкции систем выхлопа у неких производителей так сложные, что для их демонтажа пригодится не один денек, а в других сложных ситуациях бывает просто нереально снять выхлопную трубу.
2. Верный метод проверить на противодавление катализатор — в выпускной системе измерить давление. Чтоб это сделать, нужно заместо кислородного датчика с помощью переходника вкрутить манометр, и на различных режимах работы мотора снимаются показания. Установленным значением считается давление 0,3 кгс/см3 при оборотах 2500 за минуту. Есть у такового метода недочеты — для проверки таковой процедуры бывает неловко снять датчик, датчики практически прикипают к выпуску, и для того, чтоб их снять, придется хорошо потрудиться.
3. 3-ий метод считается самым техничным, он предугадывает измерение противодавления с помощью мотор-тестера. У такового метода таковой принцип — в цилиндр заместо свечки устанавливают датчик давления, потом на завышенных оборотах делают анализ осциллограммы.
источник "auto-dot.ru"
www.drive2.ru
Признаки неисправности и симптомы забитого катализатора
Сегодня мы поговорим про признаки неисправности катализаторов. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но, к сожалению это далеко не так.
Каталитический нейтрализатор – зачем он?
Конструкторы автомобилей все больше внимания обращают на снижение вредных выбросов.
Для этого модернизируются системы питания силовых установок, чтобы добиться как можно меньшего потребления топлива, при этом не оказывая влияния на мощностные показатели.
Также все больше автомобилей укомплектовываются каталитическими нейтрализаторами, установленными в систему отвода выхлопных газов.
Суть работы катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.
Состоит каталитический нейтрализатор из корпуса, внутри которого помещен активные катализаторы, так называемые бобины.
Сейчас эти бобины зачастую изготавливаются из керамики, но есть и сделанные из металла.
В бобине сделано большое количество сот, через которые и проходят выхлопные газы.
Но керамика в химическую реакцию не вступает, для этого поверхность сотов покрыта слоем благородных металлов – платиной, иридия. Благодаря этим металлам и происходит реакция, в результате которой снижается вредность выбросов авто.
Эффективность работы данного устройства зависит от температуры – оптимальной считается от 300 град., поэтому внутри корпуса имеется также теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается как можно ближе к выхлопному коллектору.
Более подробно о конструктивных особенностях каталитического нейтрализатора, а также о принципе его работы можно почитать здесь.
Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его сравнительно недолгий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. км, после чего он становится не рабочим.
Признаки неисправности катализатора
Однако выйти из строя катализатор может и значительно раньше. Основным признаком нерабочего каталитического нейтрализатора является загоревшаяся лампочка «Check Engine» и переход работы мотора в аварийный режим.
Сканирование же ошибки в таком случае показывает на нарушение работы данного элемента. Но сразу это происходит только в случае повреждения корпуса катализатора или обрыва проводки одного из лямбда-зондов.
Но нарушение работы катализатора может идти постепенно, не доходя до появления сигнала «Check Engine».
В таком случае неисправность проявляется в виде падения мощности двигателя, снижения динамики набора скорости и затрудненного пуска.
Зачастую виной падения мощности является закупорка сотов бобины сажей, из-за чего пропускная способность катализатора падает.
В результате не успевшие пройти катализатор газы «задавливают» двигатель.
В целом это равносильно полной закупорке выхлопной трубы, из-за чего двигатель попросту не сможет работать.
Механическое разрушение сот, а также их оплавление тоже может стать причиной падения мощности.
Сигнал «Check Engine» дополнительно может вызвать и стирание слоев платины или иридия, из-за чего свою функцию катализатор не выполняет и это «замечает» лямбда-зонд, установленный за нейтрализатором.
Дополнительным признаком забитого катализатора может стать поток выхлопных газов из трубы.
При нормально работающем катализаторе поток газов настолько мощный, перекрыть трубу рукой затруднительно. А вот если катализатор забит, то поток будет очень слабым.
К тому же из-за нерабочего катализатора поменяется запах отработанных газов, поскольку количество СО на выходе из трубы значительно увеличится, поэтому в выхлопе добавится запах «тухлых» яиц.
Особенности забития катализатора на разных авто
Пройдемся по разным моделям авто, оснащенных данным устройством, чтобы более явно определить, что забит каталитический нейтрализатор.
Начнем с отечественных моделей – ВАЗ 2110, 2114, «Калина».
Итак, помимо того, что автомобиль на низких оборотах «тупит», разгон происходит медленно, неисправность катализатора на этих моделях может выдать появившийся звук под авто, как будто в корпус катализатора насыпали мелкого щебня.
Такой звук является четким сигналом того, что произошло механическое разрушение бобины, из-за чего она рассыпалась на мелкие части.
В целом выявить забитие или оплавление катализатора на ВАЗ иногда бывает достаточно сложно, ведь такие признаки могут быть и из-за проблем с другими элементами авто – датчиками, системой питания, системой зажигания.
Здесь следует отметить, что проблемы с системами питания и зажигания могут как раз и стать причиной выхода катализатора из строя.
Некачественное топливо, неправильное смесеобразование, пропуски зажигания приведут к тому, что топливо не полностью будет сгорать, из-за чего в выхлопных газах будет значительное количество сажи.
И как итог – быстрое забивание бобин с возможным последующим оплавлением.
Что касается иномарок, к примеру, форд Фокус, то признаки забитого элемента полностью идентичны автомобилям ВАЗ.
Вся та же потеря мощности, нестабильная работа силовой установки, возможет шум внутри корпуса.
К чему может привести поврежденный катализатор
Если каталитический нейтрализатор только забит сажей, то его еще можно прочистить. Но если не обращать внимания на возникшую проблему, то в лучшем случае автомобиль попросту однажды не сможет завестись, или же мотор запустится, но быстро заглохнет.
Хуже, если из-за сажи произошло оплавление бобины. Восстановить поврежденный элемент не получится, тогда вернуть работоспособность двигателю поможет либо замена каталитического нейтрализатора, либо удаление его и установка пламегасителя.
Самым худшим вариантов является механическое разрушение. Частицы сотов могут значительно осложнить прохождение выхлопных газов по катализатору.
Из-за этого часть газов может вернуться обратно в цилиндры, да еще и с примесями керамики.
А сторонние предметы в цилиндрах, пусть и мелкие могут привести уже к повреждению цилиндропоршневой группы и надобности в капитальном ремонте.
Но не стоит всегда «грешить» на катализатор, он может быть лишь последствием того, что какая-то из систем авто работает неправильно, или в машину заливается некачественное топливо с большим количеством присадок.
Поэтому даже при малейшем падении мощности следует сразу же провести диагностику состояния систем питания и зажигания, а также оценить работоспособность всех датчиков, а уже после проверять катализатор.
autotopik.ru
симптомы, способы устранения проблемы и рекомендации
Катализатор в современном автомобиле – это важная деталь выхлопной системы. Данный элемент решает две задачи. Это очистка отработанных газов, прежде чем они попадут в атмосферу, а также снижение сопротивления для их выхода. От катализатора зависит мощность, которую будет выдавать двигатель. Если вдруг автомобиль уже не может ехать так быстро, как раньше, или повысился расход топлива, тогда на лицо такая проблема, как забитый катализатор. Симптомы эти могут быть и при других неисправностях, но чаще всего они связаны именно с катализатором. Рассмотрим и другие признака загрязнения элемента, а также способы решения проблем.
Основные признаки неисправности элемента
Водители даже с небольшим опытом без каких-либо проблем смогут определить, что в выпускной системе есть неисправности. Если выхлопные газы плохо проходят через систему, это неизбежно отразится на поведении автомобиля и звуках работы двигателя.
Потеря мощности
Автомобиль будет с большим трудом набирать скорость.

Chek Engine
Это также один из симптомов, который может указывать на катализатор.

Высокий расход топлива
Из-за чрезмерного загрязнения катализатора может значительно повысится расход горючего. Стоит обратить внимание на тот факт, что расход будет сообщать о проблемах в выхлопной системе только в том случае, если наблюдаются и другие симптомы забитого катализатора – потеря мощности и медленный набор скорости.
Почему элемент выходят из строя
Автомобильный нейтрализатор не может выйти из строя просто сам по себе. Если с этой деталью наблюдаются проблемы или двигатель не хочет набирать обороты и потерял свою мощность, то это говорит о том, что в системе деформированный, либо забитый катализатор.

Некачественное горючее
Если смесь бензина и воздуха не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, то горение завершается в катализаторе или в выпускном коллекторе. Затем происходит оплавление основных деталей выхлопной системы. Продукты сгорания оседают в нейтрализаторе и мешают газам проходить с необходимой скоростью. В результате система просто забивается.
Катализатор низкого качества
Автопроизводители комплектуют автомобили качественными деталями и расходными материалами. Но если что-то в машине менялось, то не факт, что владельцу продали качественные запчасти. Если в автомобиле установлен некачественный или неоригинальный нейтрализатор, то существует большой риск, что ячейки катализатора слишком маленького размера. Вследствие недостаточного размера они легко забиваются продуктами сгорания топлива.

Проблемы с работой двигателя
Это еще одна причина. В результате владелец получает забитый катализатор. Симптомы каких-то проблем в работе двигателя незаметны, а максимально точно сказать, что именно приводит к росту продуктов горения топлива в выхлопной системе без серьезной компьютерной диагностики, очень сложно. Проверяются «мозги» автомобиля и считываются все коды ошибок.
Плохие дороги
Если автомобиль регулярно эксплуатируется на дорогах плохого качества, тогда есть большой риск, что он может деформироваться. Достаточно даже незначительного удара, чтобы соты начали разрушаться или деформироваться. Чтобы не заменять дорогостоящую деталь, лучше аккуратнее пересекать препятствия, к примеру, лежачих полицейских.
Дизельные двигатели
На таких силовых агрегатах никакого катализатора нет. Там вместо него есть сажевый фильтр, он выполняет ту же задачу, что и каталитический нейтрализатор в бензиновом двигателе. Еще одно отличие – это цена. Сажевый фильтр обойдется в три раза дороже бензинового элемента.

Как протестировать катализатор на автомобиле
Провести диагностику этой детали можно и самостоятельно при условии, что имеются необходимые знания, умения и оборудование. Также проверяют нейтрализатор в любом сервисе. Существует три метода диагностики.
Визуальный способ
Здесь предполагается простой осмотр. Проблемы в работе этой системы можно определить, просто взглянув на него. Если на корпусе имеются различные деформации, есть большая вероятность того, что соты повреждены. Выяснить, что катализатор забит снаружи – нельзя. Его придется демонтировать.


Тест противодавления
Этот метод не требует демонтажа. Принцип проверки заключается в измерении давления выхлопных газов. Затем данные сравнивают с идеальными параметрами. Для проведения операции нужен манометр и переходник для его включения в систему. Автомобиль следует установить на эстакаду или яму. Далее снимают первый лямбда-зонд, а вместо него подсоединяют манометр. Важно соединить его в систему так, чтобы все было максимально герметично.
Далее заводят мотор и поднимают обороты до 2500-3000, а также фиксируют показатели манометра. Если давление примерно 0,3 кгс/см2, то с нейтрализатором все нормально. Если 0,35 кгс/см2, тогда (если мотор не модифицировался) стоит на него обратить внимание. Когда уровень составляет 0,5 кгс/см2 и выше – нейтрализатор неисправен.
В заключение
Обычно в современных автомобилях компьютер сам сообщает водителю, если забит катализатор. Какие симптомы будут на автомобилях без диагностической системы – описано выше. Лучшее решение проблемы – замена. Но это очень дорого, поэтому на многих СТО предлагают установить пламегаситель.
fb.ru
Как проверить катализатор на забитость не снимая с машины
Всем привет! Думаю, все знают об основном предназначении выхлопной системы. В ее состав входит и такой элемент как катализатор. При этом закономерно многих водителей интересует, как проверить катализатор на забитость не снимая устройство.
В зависимости от того, забит или нет этот элемент, во многом будет протекать нормальная работа устройства.
Стоит напомнить, что в составе выхлопной системы катализатор выполняет две ключевые функции. Это первостепенная очистка отработавшего газа из автодвигателя перед его выходом наружу, а также снижение дополнительного сопротивления выхлопа.
Располагается устройство под днищем машины, занимая промежуточное место между выпускным автомобильным коллектором и непосредственно самим глушителем. Так же находится лямбда зонд. Он же кислородный датчик. Катализаторы применяются на ДВС бензинового и дизельного типа. От работоспособности элемента зависит мощность, расход горючего и динамика авто. Если он забьется, мощность и динамика упадут, а расход топлива увеличится.
Симптоматика неисправностей
Для начала вам следует ознакомиться с тем, какими бывают признаки умирающего, загрязненного устройства под названием катализатор.
В действительности на дизеле и на бензиновом моторе даже автомобилист без особого опыта может своими руками определить текущее состояние узла. Если отработавшие в моторе газы начали с трудом выходить в выхлопную систему, это будет проявляться в виде следующих признаков.
Возникнут трудности с набором скорости. Подобная проблема будет проявляться до определенного момента. Он зависит непосредственно от того, насколько узел поврежден или же загрязнен. К примеру, если это загородная трасса, набор скорости будет постепенным, медленным при включении низких передач. Если же перейти на высокую передачу и набрать солидную скорость, система вернется к нормальному режиму работы. Это можно сравнить с ощущениями, когда за машиной тянется тяжелый прицеп. Если чувствуете нечто подобное, стоит проверить катализатор.
Также распространенным признаком выступает активная лампочка, сообщающая о необходимости проверить двигатель. Он же Check, он же Check Engine.
Если же катализатор на ТС действительно сильно загрязнился, электронный блок управления активирует эту лампочку, сообщая водителю о том, что имеет место та или иная неисправность.
При наличии на авто бортового компьютера иногда появляется ошибка с кодом Р0420. Она говорит о том, что с эффективностью двигателя имеются проблемы.
Еще один признак проявляется в повышенном расходе горючки. К этому явлению приводит загрязненный и некорректно работающий катализатор. Но тут следует обратить внимание на конкретные обстоятельства. Проблема наверняка будет крыться в катализаторе, если параллельно с повышенным потреблением горючего будут наблюдаться сложности с набором скорости. То есть повышение аппетита двигателя происходит одновременно с падением динамики.
Бывает и так, что при сильном повреждении или засоренности, двигатель даже не заведется. Либо же двигатель будет заводиться и глохнуть буквально сразу, о чем мы уже вам ранее рассказывали.
Причины неисправностей
Не стоит думать, что подобная проблема вас обязательно обойдет стороной. По факту практически каждый автомобилист, в особенности на машинах с солидным пробегом, хотя бы раз сталкиваются с подобной неисправностью.
Такое возможно буквально на любой машине, где имеется катализатор. Включая:
- Форд Фокус;
- Митсубиси Лансер 9;
- Хендай Солярис;
- Киа Рио;
- Киа Сид;
- ВАЗ 2107;
- Мерседес С класс;
- Форд ЭкоСпорт;
- Дэу Ланос;
- Шевроле Лачетти;
- Ниссан Альмера;
- Ауди А5 и пр.
То есть это возможно как на Приоре, так и на автомобиле представительского класса. Только сначала убедитесь, на месте ли ваш катализатор.
И это не шутка, поскольку достаточно часто производится замена катализатора на пламегаситель. Особенности и необходимость такой процедуры вы сможете узнать, перейдя по ссылке.
Заметив звук неисправного катализатора на машине, либо определив вероятность его загрязнения по иным признакам, стоит разобраться, почему такое могло произойти.
Существует несколько основных причин. К ним относят:
- применение топлива низкого качества;
- использование плохих катализаторов;
- наличие иных проблем в работе автодвигателя;
- неправильная настройка ЭБУ;
- неисправности иных элементов выхлопа;
- частая езда по плохим автодорогам;
- механические дефекты и повреждения;
- разрушение внутренних сот катализатора из-за износа и старения.
Если вовремя не решить эту проблему, она повлечет за собой более серьезные неисправности двигателя.
Проверку катализатора можно осуществлять непосредственно на машине. Да, снятый элемент будет более наглядным, но демонтаж нужен не всегда.
Актуальные способы проверки
Чтобы самому проверить текущее состояние такого элемента как катализатор, проводить сложные демонтажные работы не обязательно.
Рекомендуемый многими способ предусматривает его снятие. Ведь только так удастся визуально проверить, не забито ли устройство продуктами сгорания. Но демонтаж процедура сложная, из-за чего многие предпочитают альтернативные варианты.
Не все автомобильные катализаторы позволяют изучить состояние внутренних полостей и оценить степень чистоты.
Если вы хотите выполнить проверку без снятия, можно воспользоваться различными методами. Одни пользуются эндоскопом, других привлекает диагностика сканером типа ELM327.
Наиболее распространенным вариантом без демонтажа считается проверка на параметры противодавления. Суть основана на измерении давления системы выхлопа, которые сопоставляются с идеальными для конкретного авто параметрами. Здесь нужен обычный манометр и собранный своими руками переходник.
- разместите ТСна яме или поднимите;
- снимите первый кислородный датчик;
- на его место подключите свой манометр;
- для установки используется переходник из шланга;
- обеспечьте полную герметичность соединения;
- заведите мотор;
- поднимите обороты до 2500—3000 оборотов;
- покрутите мотор 10-15 сек;
- параллельно фиксируйте данные с манометра.
Если полученное давление будет до 0,3 кгс/см2, все хорошо. 0,35 считается несколько повышенным, а значения от 0,5 и более указывают на наличие проблем.
Также применяются мотор-тестеры, способные определить множество характеристик и параметров. Устройство устанавливается на место свечи зажигания, а по результатам определяется наличие проблем. Но работать с осциллографом могут не все, как и разбирать осциллограмму.
Некоторые эндоскопом слушают работу узла и по звуку определяют, загрязнен он или нет. Тут уже действуйте по мере своих возможностей, навыков и умений. Если ответ получить не удалось, обратиться в автосервис.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы!
pricep-vlg.ru