Электролит для щелочных аккумуляторов
Щелочной электролит для аккумулятора
Щелочной электролит имеет большое количество преимуществ перед другими видами токопроводящих веществ, поэтому широко используется в современных перезаряжаемых источниках питания. Об основных характеристиках, а также о свойствах и химическом составе этого вещества будет подробно рассказано далее.
Что такое щелочной электролит
Щелочной электролит представляет собой химическое соединение, принимающее активное участие при накоплении аккумулятором электроэнергии. Благодаря определённым свойствам такое вещество может многократно участвовать в восстановительно-окислительных реакциях без потери качества.
В щелочных аккумуляторах используются различные химические составы, поэтому аккумуляторы этого типа могут существенно отличаться по многим показателям.
Свойства и химический состав
Наиболее часто в аккумуляторах применяются щелочные электролиты следующих составов:
- Калиево литиевый.
- Натриевый.
- Никель-кадмиевые.
- Никель-металлогидридные.
Натриевые электролиты обладают большим сроком эксплуатации, но совершенно непригодны для использования при отрицательной температуре воздуха.
Калиево-литиевые в этом отношении значительно превосходят натриево-литиевые составы по морозостойкости, но для работы в тропических условиях не подходят из-за ограничения максимальной эксплуатационной температуры на отметке 35˚С.
применяются в современной электронике, но наличие эффекта памяти налагает на использование таких изделий определённые ограничения.
лишены этого недостатка, но их стоимость довольно велика, что является серьёзным препятствием на пути широкого применения элементов этого типа в качестве портативных источников электроэнергии.
Области применения
Они могут использоваться для заправки аккумуляторных батарей различной ёмкости и вольтажа. Такие изделия широко используются в следующих областях:
- Системы сигнализации.
- В качестве стартерных батарей для военной техники.
- Резервные источники питания для пассажирских вагонов, троллейбусов и трамваев.
- В качестве тяговых устройств для мощных электроустановок.
Компактные батареи с щелочным электролитом могут применяться также в электроинструменте, различных гаджетах и детских игрушках.
Кроме применения в аккумуляторных батареях щелочной электролит может быть использован для меднения стали. Такой метод является одним из самых эффективных для покрытия медью других металлов.
Аналогичные щелочные смеси можно сделать для цинкования. Наиболее часто таким образом покрываются цинком изделия, имеющие сложные геометрические формы.
Как заправлять аккумуляторы
Если восстановить работоспособность аккумулятора с помощью зарядки не удаётся, то возможно потребуется замена щелочного электролита. От правильного выполнения такой работы будет зависеть продолжительность эксплуатации АКБ. Рекомендуется осуществлять замену жидкости в такой последовательности:
- Отсоединить аккумулятор от потребителей электроэнергии.
- Надеть защитные очки и перчатки. Не лишним будет защитить одежду от едкого вещества с помощью прорезиненного фартука.
- Удалить пробки и вылить старую жидкость из банок.
- Произвести подготовку нового электролита.
- Залить до рекомендуемого заводом-изготовителем аккумулятора уровня.
- Установить на место пробки.
- Подключить аккумулятор к зарядному устройству.
Если причина неработоспособности аккумулятора заключалась в некачественном электролите, то после замены химического состава и полной зарядки, АКБ можно будет использовать в стандартном режиме.
Меры предосторожности
Как уже было сказано выше использование перчаток и очков является обязательным условием при выполнении работ с щелочными растворами. Игнорирование этого правила может привести к очень серьёзным последствиям. Например, можно получить серьёзные ожоги слизистой оболочки глаз или повредить кожные покровы верхних конечностей.
Если в результате выполнения работ попадания едкого вещества на кожу не удалось избежать, то поражённые участки следует немедленно промыть большим количеством воды, с добавлением уксуса или лимонной кислоты. Про попадании электролита в глаза также необходимо промыть поражённый орган зрения и немедленно обратиться за медицинской помощью.
При работе с элетролитом и зарядке батареи не рекомендуется курить или разводить открытый огонь в помещении. Несоблюдение этого требования может закончиться взрывом горючего газа, который может образоваться в процессе протекания химических реакций.
Как приготовить щелочной электролит
Его можно приобрести в специализированных магазинах, но если такой возможности нет, то жидкую смесь для заливки в аккумулятор можно приготовить своими руками. Для
выполнения этой работы следует подготовить твёрдую щёлочь, дистиллированную воду и неметаллическую посуду. Приготавливается натриево или калиево-литиевый электролит в такой последовательности:
- Налить в посуду необходимое количество воды.
- В воду аккуратно всыпать заранее приготовленную порцию щёлочи.
- Медленно перемешать стеклянной или пластмассовой лопаткой смесь.
- Произвести замер плотности электролита. Если этот параметр находится на слишком низком уровне, то следует добавить сухое вещество, если слишком высокий, то добавить воды (оптимальное значение 1,2 г/мм3).
- Накрыть посуду крышкой и дать отстояться раствору в течение 3 часов.
- Аккуратно слить разбавленную щелочь таким образом, чтобы осадок остался на дне ёмкости.
Приготовленный раствор следует хранить в стеклянной таре с плотно закупоренными горлышками. В качестве крышек рекомендуется использовать резиновые заглушки либо любой материал, не реагирующий на щёлочь.
При приготовлении электролита также следует соблюдать осторожность и использовать защитные очки и перчатки.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
istochnikipitaniy.ru
Щелочные аккумуляторы электролит - Справочник химика 21
Щелочные аккумуляторы значительно легче свинцовых, но дают более низкие напряжения. Рабочее напряжение железо-никелевого аккумулятора составляет приблизительно 1,3—1,2 В для кадмиевого аккумулятора оно несколько меньше. Для щелочного аккумулятора выходы по току меньше, чем для свинцового, а вследствие значительно большей разности между зарядным и разрядным напряжениями выход по энергии составляет только 55—66%. Но зато щелочные аккумуляторы меньше боятся механической тряски, имеют большой срок службы, могут систематически работать с перегрузкой и не выходят из строя при хранении в разряженном состоянии. Электролит щелочного аккумулятора поглощает СО 2 из атмосферы, в результате чего уменьшается его проводимость, поэтому электролит приходится время от времени обновлять. [c.18]При приготовлении и хранении электролита его предохраняют от доступа воздуха, чтобы предотвратить поглощение углекислоты, так как она увеличивает саморазряд аккумуляторов и снижает емкость. При содержании в электролите до 50 г/л соды или поташа электролит заливать не рекомендуется. Все остальные неисправности, возникшие при эксплуатации (утечка тока, короткое замыкание, механические повреждения и т. п.), устраняют обычным способом. Для стабилизации емкости щелочные аккумуляторы подвергают двум-трем тренировочным циклам нормальных режимов. В отдельных случаях, когда батарея на третьем разряде отдает менее 80% номинальной емкости, следует провести дополнительно 1—2 цикла. В первые два цикла батарею заряжают током 150 А в течение [c.264]
Процессы, протекающие в электролите. Процессы разряда и заряда щелочных аккумуляторов в суммарном виде можно представить реакциями [c.88]
Электролит за счет углекислоты воздуха постепенно обогащается углекислым калием, который снижает напряжение, увеличивает внутреннее сопротивление и уменьшает емкость аккумулятора. Для устранения действия углекислоты щелочные аккумуляторы при бездействии и разряде должны быть всегда закрыты. Электролит сменяется примерно один раз в год. [c.160]
Формирование щелочных аккумуляторов заключается в проведении одного или нескольких циклов заряд — разряд. При этом обычно применяют электролит (плотность 1,18—1,20 г/см )—раствор едкого кали и 4—15% гидроокиси лития. Иногда в электролит добавляют АзгОз или 5ЬгОз. Заряд ведут в течение 7—12 ч, а разряд— от 2 до 8 ч до напряжения 1,1 В. [c.98]
Электролит калиево-литиевый—раствор едкого кали и едкого лития. Применяют для щелочных аккумуляторов. [c.119]
Щелочные никель-кадмиевые (НК) аккумуляторы по сравнению с НЖ-аккумуляторами обладают лучшей работоспособностью при пониженной температуре и повышенной токовой нагрузке. Саморазряд НК-аккумуляторов значительно меньше. Все эти преимущества связаны прежде всего со своеобразием электрохимических свойств кадмиевого электрода. Так, различие в сохранности заряда щелочных аккумуляторов объясняется тем, что железо в щелочном электролите термодинамически неустойчиво, тогда как потенциал кадмия в тех же условиях положительнее равновесного потенциала водородного электрода, и самопроизвольное окисление чистого кадмия в обескисло- [c.226]
Пластины и электролит щелочных аккумуляторов помещ т в закрытый сосуд из стали. Преимущество этих аккумуляторов перед кислотными в простоте обслуживания и высокой механической прочности. Кроме того, они не требуют постоянного контроля за концентрацией электролита. Рабочее напряжение заряженных аккумуляторов 1,30 - 1,34 В (для никель-кадмиевых) и 1,37 - 1,41 В (для железо-никелевых). [c.58]
В некоторых случаях электроды получают два и более циклов формирования. Пластины считаются качественными, если в конце разряда потенциал по отношению к стандартному водородному электроду у положительных пластин будет не менее +0,28 в. а у отрицательных не менее —0,52 в. Потенциалы пластин в щелочных аккумуляторах обычно измеряют при помощи вспомогательного цинкового электрода, погруженного в электролит над пластинами. В этом случае потенциал положительных пластин в конце формировочного разряда должен быть не менее 1,5 б и отрицательных не более 0,7 в. Формированные пластины тщательно промывают и сушат. Отрицательные пластины для стабилизации кадмиевой активной массы пропитывают соляровым маслом. Для. этого их на сутки погружают в 10% раствор солярового масла в бензине (или бензоле), а затем 2 ч обдувают воздухом для удаления паров [c.535]
Электролит в этих аккумуляторах, в отличие от свинцовых и щелочных аккумуляторов, в реакциях заряда и разряда не участвует, поэтому его можно брать очень мало. Это обстоятельство позволило создать аккумуляторы, имеющие очень эффективную конструкцию электроды помещены вплотную друг к другу и разделены только тонким слоем целлофана. Весь электролит находится в порах электродов. Серебряно-цинковые аккумуляторы имеют больщую емкость, высокую энергию и высокую мощность на единицу массы и объема, поэтому они широко применяются там, где необходимы аккумуляторы небольшого размера. [c.602]
В качестве анода используют фольговые оксидно-никелевые электроды щелочных аккумуляторов либо аноды из устойчивых в щелочной среде материалов, например графита. Нели при электрохимическом синтезе карбоновых кислот в щелочной электролит ввести сульфат никеля, то в процессе электролиза на поверхности таких анодов осаждается слой гидроксидов никеля, которые окисляют спирт наряду с гидроксидами, находящимися в объеме раствора. [c.208]
Введение гидроокиси лития в электролит щелочного аккумулятора увеличивает емкость и срок службы аккумулятора при обычных температурах и удлиняет рабочий интервал в сторону высоких температур. Это полезное действие, однако, наблюдается лишь при умеренных концентрациях едкого лития в электролит
www.chem21.info
Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов
Исходным материалом для приготовления электролита для щелочных аккумуляторов являются:
- вода дистиллированная, нормируемая по ГОСТ 6709-72
В случае крайней необходимости допускается применять любую питьевую отстоянную воду, кроме минеральной.
- кали едкое КОН (ГОСТ 9285-69) сорт А или В;
- лития, гидрат окиси технический Li(ОН)3 (ГОСТ 8595-75).
Наличие в растворе электролита едкого лития повышает срок службы аккумулятора в 3 раза и обеспечивает для никель-кадмиевых аккумуляторов 1000 циклов заряд-разряд.
Допускается использовать:
- электролит калиево-литиевый щелочной жидкий ТУ № 6-18-84-70;
- электролит калиево-литиевый твердый ТУ № 6-18-58-69.
Едкие щелочи должны быть герметически укупорены во избежание порчи из-за поглощения углекислого газа из воздуха:
- твердые - в железных запаянных банках;
- жидкие - в стеклянных бутылях, закрытых резиновыми пробками и дополнительно залитых парафином.
Употребление кусков едкой щелочи, окрашенных в бурый или желтый цвет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Приготовление электролита должно производиться в чистой железной, чугунной или пластмассовой посуде с плотно закрывающимися крышками.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение оцинкованной, луженной, медной, алюминиевой, свинцовой, керамической и стеклянной посуды, а также посуды, используемой для приготовления электролита кислотных аккумуляторов.
Рекомендуемые плотность и состав электролита в зависимости от температуры эксплуатации, а также соотношения компонентов для приготовления электролита необходимой плотности приведены в соответствующих таблицах инструкции по эксплуатации АКБ.
Приготовление электролита необходимо производить в следующей последовательности:
- влить в сосуд необходимое количество воды;
- с помощью чистых стальных щипцов опускать в воду небольшими порциями куски твердой щелочи или тонкой струйкой вливать жидкую щелочь;
- для ускорения растворения щелочи раствор перемешивать пластмассовой, эбонитовой, стальной или стеклянной мешалкой;
- откорректировать плотность электролита
При всех измерениях плотности электролита должна быть измерена и его температура. В случаях, когда она отличается от + 15°С, в результат измерения плотности необходимо внести поправку, имея ввиду, что повышение температуры на каждый 1°С вызывает уменьшение плотности электролита на 0,005 г/см 3.
- посуду с электролитом прикрыть от доступа воздуха и дать ему остыть до температуры не более 300°С и отстояться в течение 3-6 часов до полного осветления;
- осторожно слить осветленную часть электролита и использовать ее для заливки аккумуляторов.
При использовании для приготовления электролита калиево-литиевой щелочи плотностью 1,41 г/см 3, имеющей белый осадок не растворившегося лития едкого аккумуляторного, необходимо разбавлять щелочь водой до требуемой плотности, одновременно помешивая раствор электролита до растворения осадка.
Для хранения электролит разлить в стеклянные бутыли, которые закрыть резиновыми пробками и залить парафином. На бутыли укрепить бирки с указанием состава, плотности и даты приготовления электролита.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
www.4akb.ru
Про щелочные аккумуляторы. | caves.ru
б.я, как меня бсит ламеризм людей и их нежелние думать и учиться...Электоролит KOH или NaOH!!!
в вообще, если вы чего то не знаете, неужели так сложно догадаться открыть яндекс или гагл, и в строке поиска вести, то, что надо и получить желанный результат:
==================================
Щелочные аккумуляторные батареи издавна привлекают внимание мотоциклистов. Эти батареи менее требовательны к уходу, не боятся тряски; их не
разрушают короткие замыкания во внешней цепи и они не проливаются при опрокидывании мотоцикла; плотность электролита практически не зависит от степени заряженное™ и не нуждается в контроле; что же касается срока службы, то он зачастую превышает срок службы мотоцикла.
Препятствует же их широкому распространению несколько большие масса и размеры, что для мотоцикла немаловажно.
Наиболее подходящими для использования на мотоциклах являются кадмиево-никелевые или железо-никелевые аккумуляторы емкостью ЮА-ч (НКН-10, КН-10, ЖН-10).
Обычно щелочной аккумулятор состоит из стального сварного прямоугольного корпуса, на верхней крышке которого располагается одна или две клеммы и пробка с резиновым кольцом. Активным материалом положительных пластин аккумуляторов названных типов служит смесь гидрата окиси никеля с чешуйчатым графитом; отрицательных пластин кадмиево-никелевых — смесь кадмия и железа; железо-никелевых — мелко измельченного электрохимического чистого железа.
Каждый заряженный аккумулятор обладает напряжением 1,25 В. Поэтому для получения 6-вольтовой батареи нужно последовательно соединить пять аккумуляторов, тщательно изолировав банки друг от друга и от
100
Рис. 33. Щелочные аккумуляторные батареи:
/-аккумуляторы; г-пробка; «-резиновое кольцо; 4 - резиновая прокладка
корпуса мотоцикла (обернув их хотя бы полиэтиленовой пленкой в несколько слоев).
Электролитом названных щелочных аккумуляторов, независимо от типа, служат растворы едкого кали (КОН)' или едкого натра (ЫаОН). Смешивание этих электролитов не вызывает порчи аккумулятора. Чтобы приготовить раствор едкого кали плотностью 1,19...1,21 (для лета), нужно в керамической, чугунной или стальной посуде смешать одну весовую часть твердого кали (сорт А) с тремя весовыми же частями дистиллированной воды; для электролита плотностью 1,25... 1,27 (зимний режим) на одну весовую часть КОН берут две части воды. Раствор едкого натра плотностью 1,17... 1,19 (круглогодично) получают, смешивая одну весовую часть твердо-
101
го едкого натра (каустическая сода, сорт А) с пятью весовыми частями дистиллированной воды.
Охлажденный электролит заливают в аккумуляторы.
Для улучшения характеристик батареи рекомендуется к раствору едкого кали добавить моногидрата едкого лития из расчета 20 г на 1 л; к раствору едкого натра— едкого лития 15 г на 1 л. Чтобы уменьшить испарение электролита, можно в каждую банку влить по 3...5 г вазелинового масла.
Работать следует в резиновых перчатках. Если электролит попал на кожу или одежду, пораженное место необходимо обработать 10%-ным раствором борной кислоты. Раз в год электролит надо менять.
Зарядка батарей проводится током, равным 1/4 емкости. Меньшие токи нежелательны; большие — не дают улучшения процесса.
Плотность электролита в ходе зарядки не изменяется. Показателем ее окончания служит возрастание напряжения у кадмиево-никелевых аккумуляторов до 1,75...1,85 В, а у железо-никелевых — до 1,8...1,95 В и. его стабилизация в течение последующих 20...30 мин.
============================
caves.ru
Электролит щелочной и кислотный - какой выбрать?
Сейчас аккумуляторы очень плотно влились в нашу повседневную жизнь. Аккумуляторы в том или другом виде есть в каждом доме. А что касается транспортных средств, то без аккумуляторов они попросту не смогут нормально функционировать. Автомобилистам очень важно следить за исправностью своих аккумуляторов, проверять уровень электролита в них и вовремя восстанавливать.
Электролит – это основной компонент любого аккумулятора. Именно благодаря электролиту аккумулятор вырабатывает электроэнергию. Существует два основных вида электролитов: щелочной и кислотный. Каждый электролит имеет свои особенности и условия использования.
1. Что такое щелочной электролит.
Щелочной электролит – это раствор едкого лития и едкого калия или едкого натрия и едкого калия в дистиллированной воде. Сам раствор может быть немного окрашенным. Щелочные электролиты более надёжны и долговечны, чем кислотные, а также превосходят кислотные по множеству факторов. Но от щелочных аккумуляторов нельзя получить стартовый ток, поэтому их применение в автомобильных средствах очень ограничено. В автомобилестроении больше распространены именно кислотные аккумуляторы. Конечно, щелочные аккумуляторы долговечны, но и они рано или поздно выходят из строя. Есть некоторые факторы, которые уменьшают срок службы щелочного электролита:
1. Постоянные неполноценные заряды аккумуляторной батареи.
2. Систематические глубокие разряды (ниже критических значений).
3. Понижение уровня электролита ниже верхнего края пластин.
4. Повышение плотности электролита в условиях температур выше 0 градусов по Цельсию.
5. Повышенные рабочие температуры.
2. Сколько электролита лить в аккумулятор?
Аккумуляторы заправлять можно только тем типом электролита, которым они заправлялись ранее. Электролиты очень опасны при попадании на слизистые оболочки или на кожу, поэтому во время заправки обязательно необходимо соблюдать элементарные правила безопасности (одевать защитные очки, перчатки, одежду, а все операции производить очень аккуратно). Перед тем как приступать к заправке аккумуляторной батареи нужно выяснить в чём же точная причина выхода его из строя. Если случилось так, что причина в замыкании или осыпании пластин, то сделать скорее всего ничего не удастся, и придётся покупать новый аккумулятор. Если же причина в электролите, необходимо разрешить такие главные задачи:
1. Каким электролитом заполнен аккумулятор.
2. Какой уровень плотности электролита и что следует сделать.
Первый вопрос может показаться странным, но на практике многие не знают, какой у них электролит (или вообще не знают, что это). Нередко случается, что в щелочной аккумулятор доливают кислоту, а в кислотный – щёлочь. Последствия подобных экспериментов плачевны как для аккумуляторов, так и для здоровья автомобилистов-«умельцев». Чтобы с высокой долей точности определить, какой электролит находиться в аккумуляторе, есть несколько способов:
1. Использовать универсальный индикатор. Кислота даёт красный окрас, а щёлочь – синий либо фиолетовый. Но недостаток этого способа в том, что не у всех есть универсальный индикатор.
2. Нанести несколько капель электролита на известь, мел или на обычную землю. Если электролит кислотный, начнёт выделяться газ. Если же электролит щелочной – никакой реакции не произойдёт.
Для определения плотности электролита понадобиться специальный прибор – ареометр. Плотность кислотного электролита при температуре в 20 градусов по Цельсию должна равняться 1,25-1,27 грамм на кубический сантиметр. Для приготовления кислотного электролита понадобятся серная кислота и дистиллированная вода.
Вливать можно только кислоту в воду тонкой струйкой, но не наоборот. Это связано с тем, что во время смешивания воды и кислоты выделятся тепло. И это тепло при резком вливании вызывает плавление или разрушение посуды. Помните, объём полученного раствора будут меньше, чем общий объём кислоты и воды, так как при их смешении происходит взаимное растворение.
Во время приготовления раствора нужной плотности следует придерживаться определённых соотношений жидкостей. Добиться этого крайне сложно (разве что у вас есть набор точных измерительных приборов). Так что после приготовления обязательно проконтролируйте полученную смесь ареометром. После первой зарядки аккумулятора ещё раз проконтролируйте плотность при помощи ареометра. Если плотность выше или ниже необходимого значения (1,25-1,27 грамм на кубический сантиметр), значит необходимо добавить либо воду, либо кислоту. Плотность щелочного электролита должна составлять 1,19-1,21 грамм на кубический сантиметр. Щелочные электролиты бывают натриевыми и калиевыми. Для каждого из них существуют нормативы соотношения составляющих компонентов, которых стоит придерживаться. Решение несоответствий аналогично кислотным электролитам.
Некоторые умельцы рекомендуют во время заправки электролитом заливать в аккумулятор ещё и масло. Это должно уменьшить испарение воды, и сдержать накопление в нём карбонатов. Если аккумулятор сохранялся с заполненным электролитом менее одного года, то начинать его эксплуатировать можно не меняя этот электролит (если электролит соответствует конструктивным особенностям аккумулятора). Если же аккумулятор хранился более длительное время, электролит обязательно нужно сменить. Сколько электролита лить в аккумулятор? Электролита необходимо столько, чтобы он полностью покрывал аккумуляторные пластины. На некоторых аккумуляторах есть специальная разметка, по которой очень удобно ориентироваться по уровню электролита и его необходимом количестве.
3. Как зарядить аккумулятор со щелочным электролитом.
У автомобилистов-новичков очень часто возникает вопрос: «Как зарядить аккумулятор?». Это одна из самых простых и самых необходимых для автомобилистов процедур. Ведь не будешь каждый раз покупать новый аккумулятор после того, как старый разрядится. А самостоятельная зарядка аккумулятора экономить не только деньги, но и время. Заряд щелочного аккумулятора производится от источника постоянного тока. Заряд в автоматическом режиме без контроля параметров производиться при помощи автоматического зарядного устройства типа УЗПС.
Во время заряда однотипные батареи и аккумуляторы соединяются последовательно, а их количество зависит от напряжения источника питания и необходимого напряжения в конце заряда. Исправный и правильно включённый щелочной аккумулятор должен иметь такие значения напряжения:
1. С начала заряда – 1,40-1,45 В.
2. В конце заряда – 1,75-1,85 В.
Режимы заряда аккумуляторных батарей:
1. Нормальный режим – заряд производится нормальным током на протяжении 6 часов.
2. Усиленный режим – заряд производится нормальным током на протяжении 12 часов.
3. Ускоренный режим – заряд производится силой тока больше нормальной в два раза на протяжении 2,5 часов и нормальной силой тока на протяжении 2 часов.
Усиленный режим заряда применяется в таких случаях:
1. Если аккумулятор вводится в действие.
2. После каждых 10 циклов перезаряда.
3. Если аккумулятор используется нерегулярно – раз в месяц.
4. Если был полностью сменён электролит.
5. После очень глубоких разрядов, которые ниже конечного напряжения.
Рекомендации по зарядке щелочных аккумуляторов:
1. Если заряжать щелочные аккумуляторные батареи при помощи слабого тока, это заметно ухудшает их работоспособность. Поэтому не рекомендуется это делать без крайней необходимости.
2. Во время заряда нельзя допускать, чтобы температура электролита повышалась более чем на 45 градусов по Цельсию для электролитов, в составе которых присутствует добавка едкого лития и более чем на 35 градусов по Цельсию для электролитов без добавок едкого лития. Если вдруг так случилось, то обязательно нужно дать время аккумулятору для остывания.
3. Заряд аккумуляторов можно проделывать в нормальном режиме даже зимой на открытом воздухе, если температура не падает ниже минус 30 градусов по Цельсию (для железно-никелевых аккумуляторов необходима температура не ниже, чем минус 10 градусов по Цельсию). В противном случае аккумулятор стоит утеплить.
4. Когда происходит заряд аккумулятора, нельзя допускать выплёскивания электролита.
5. Перед началом заряда по истечению 10 циклов следует обязательно проверять уровень электролита и довести его до нормального значения.
4. Как восстановить кислотный аккумулятор.
Кислотные электролиты – это раствор в дистиллированной воде серной кислоты, в котором нет посторонних вкраплений. Этот раствор имеет немного желтоватый цвет. Кислотными электролитами заправляют свинцовые и свинцовые тяговые аккумуляторы.
Кислотные аккумуляторы часто выходят из строя. Самая распространённая причина – зимовка незаряженного аккумулятора в гараже. Почему же оставлять незаряженный аккумулятор в гараже на зиму так опасно? Это связанно с тем, что электролит в разряженном аккумуляторе очень ослаблен и по составу скорее напоминает воду. Поэтому он может замёрзнуть уже при температуре минус 10 градусов по Цельсию. Такое промерзание провоцирует закорачивание аккумуляторных пластин и осыпание их верхнего слоя. После подобных событий аккумулятор восстановить будет очень сложно. Но при наличии терпения и упорства сделать это, иногда получается. Главный принцип – привести аккумулятор в исходное состояние.
Этапы восстановления кислотного аккумулятора:
1. Очистить ёмкость аккумулятора от осевшего на дно мусора, так как именно этот мусор и есть причиной возникновения замыкания.
2. Вылить из ёмкости полностью весь электролит и тщательно промыть ёмкость. Здесь пригодиться электролитный измеритель плотности, которым можно всасывать мелкие частицы, осевшие на дне.
3. Если пластины аккумулятора покрыты солью, понадобиться провести процедуру десульфации (подробнее – в следующем пункте).
4. Необходимо проделать «раскачивание аккумулятора». Для этого понадобится зарядное устройства, способное выдать ток малой силы (от 0,1 до 0,5 А). В прочем, в продаже присутствуют современные модели зарядных устройств, у которых сразу же предусмотрен режим восстановления аккумуляторов. Если вдруг при силе тока в 0,1 А, электролит всё равно пузырится, то следует поставить ещё меньшее значение. В таком случае понадобиться больше времени.
5. Заряжать аккумулятор при напряжении в 14,4 В до тех пор, пока увеличение напряжения на аккумуляторных клеммах не прекратиться. Если рост напряжения не происходит уже несколько часов, нужно разрядить аккумулятор.
6. Повторять предыдущий пункт до того момента, пока на клеммах не будет значиться напряжение около 12 В.
7. Нормализовать электролит, разбавляя его водой или добавляя более сильный раствор.
8. Сделать замер ёмкости аккумулятора при помощи лампочки. Зная энергопотребление лампочки, замерить время, за которое она «посадит» аккумулятор и из этого рассчитать его ёмкость.
Разряжать нужно до значения 10,2 В (в каждом отсеке до 1,7 В), так как отсеки могут работать не слаженно после закорачивания. Если после такой процедуры оказалось, что ёмкость аккумулятора приблизительно равна заводской ёмкости, то его можно смело брать в эксплуатацию. Восстановленному аккумулятору требуется больше внимания, нежели новому. Необходимо будет тщательно следить за плотностью электролита, его уровнем, нельзя подвергать такой аккумулятор стрессу (режим использования должен быть максимально плавным). Восстановление кислотного аккумулятора – процедура довольно простая, которая порой помогает сэкономить денежные средства на покупке нового аккумулятора и лучше понять устройство транспортного средства.
5. Десульфатация кислотного аккумулятора.
Десульфация – это процедура, которая необходима в случае покрытия пластин аккумулятора слоем соли. Предназначение процедуры десульфации – устранить солевой налёт с пластин и нормализировать их работу. Для десульфации кислотного аккумулятора используются специальные десульфирующие присадки. Присадки от разных производителей, соответственно, имеют и разные инструкции по применению, так что важно предварительно прочитать эту инструкцию, а потом чётко ей следовать.
Десульфирующую присадку можно заливать или отдельно, или вместе с электролитом. После того, как присадка была залита, следует выждать не меньше 48 часов, пока не раствориться налёт, после чего аккумулятор можно снова брать в эксплуатацию. Помимо присадок, для десульфации пластин кислотного аккумулятора можно использовать и подручные средства.
Процедура состоит из следующих этапов:
1. Заряжать аккумулятор на протяжении нескольких часов.
2. Слить из аккумулятора весь электролит.
3. Все ёмкости промыть несколько раз дистиллированной водой.
4. Залить в ёмкости 2,5-процентный раствор обычной питьевой соды (приготовить его можно, растворив 25 г соды в 1 литре дистиллированной воды).
5. Оставить этот раствор на 2-3 часа, а потом слить.
6. Залить в ёмкости 2-3-процентный раствор обычной поваренной соли (приготовить его можно, растворив 20-30 г соли в 1 литре дистиллированной воды).
7. Провести зарядку аккумулятора на протяжении одного часа в нормальном режиме.
8. Вылить из ёмкостей раствор поваренной соли, а потом тщательно промыть внутренние поверхности дистиллированной водой.
9. Опять залить в ёмкости раствор питьевой соды, но уже 4-процентный (приготовить его можно, растворив 40 г соды в 1 литре дистиллированной воды) и провести зарядку аккумулятора на протяжении одного или нескольких часов.
10. Вылить из ёмкостей раствор питьевой соды и тщательно промыть весь аккумулятор изнутри дистиллированной водой.
11. Заполнить аккумулятор новым электролитом и произвести его полую зарядку.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Свойства щелочных электролитов | Аккумуляторные батареи
Страница 13 из 26
4.2. Свойства щелочных электролитов
Электролитом для щелочных аккумуляторов с электродами из железа и окиси никеля служит раствор едкого кали. К этому раствору для аккумуляторов Эдисона добавляют небольшое количество гидроокиси лития. Гидроокись лития имеет полезное влияние на работу аккумуляторов, но она не является необходимой для основных реакций, которые протекают в них. Применение гидроокиси лития скорее основано на опытных результатах, чем на теоретических соображениях.
Прибавка лития влияет на срок службы эдисоновских щелочных аккумуляторов, в то время как без него кривая испытаний на срок службы имеет падающий характер, с его добавкой кривая в течение значительного времени повышается, прежде чем начнется ее падение.
Концентрация и химический состав щелочных электролитов, рассматриваемые в целом, не меняются в течение заряда, поэтому их измерение имеет меньшее значение, чем для сернокислотного электролита, применяемого в свинцовых аккумуляторах. Однако периодические измерения удельного веса все же должны производиться ввиду того, что происходит постепенное ослабление электролита, сопровождающееся уменьшением емкости батареи. Когда емкость упадет ниже известного предела, электролит должен быть заменен новым.
Щелочные электролиты для аккумуляторов Эдисона применяются трех составов: электролит для первого наполнения, для второго наполнения и электролит для возобновления. Первый состоит из 21%-ного водного раствора едкого кали с добавкой 50 г едкого лития на 1 л раствора. Второй также состоит из 21%-ного раствора едкого кали с добавкой х граммов едкого лития, где х – количество лития, приблизительно равное тому количеству, которое найдено в первоначальном электролите после формирования. Третий состоит из 25%-ного раствора едкого кали с 15 г едкого лития на 1 л. Применение этих растворов в общем указано уже самими их названиями. Начальное заполнение элементов на заводе производится электролитом первого наполнения из наиболее сухого едкого лития с тем, чтобы обеспечить правильное количество его на единицу веса положительного активного материала. Второй род электролита применяется главным образом для тех батарей, которые после формирования отправляются в сухом виде. Электролит для вторичного наполнения применяется также для возмещения потерь при проливании, или когда требуется заменить электролит вследствие его загрязнения. Третий раствор для возобновления применяется, когда электролит в аккумуляторе достиг низшей границы удельного веса. Этот электролит готовится более концентрированный, чем первый, чтобы компенсировать разбавление ослабленным электролитом, находящимся в порах пластин.
Удельные веса этих электролитов до заливки их в аккумуляторы следующие:
Растворы едкого калия
уд. вес при 15,50C
Электролит для первого наполнения. От 1,288 до 1,230
″ второго наполнения ............... ″ 1,210 ″ 1,215
″ возобновления........................... ″ 1,248 ″ 1,250
Когда удельный вес электролита в процессе работы уменьшился до 1,160, он должен быть возобновлен. При определении удельного веса должны быть приняты некоторые меры предосторожности. Электролит нужно пополнить до надлежащего уровня и тщательно перемешать, доведя батарею до состояния полного заряда; проба, взятая для измерения удельного веса, не должна иметь пузырьков газа. Если измерения производятся при температуре, отличной от стандартной температуры 15°С, необходимо ввести соответствующие поправки. В нормальных условиях электролит требует замены 2 или 3 раза в течение полезного срока службы батареи. Необходимо время от времени производить химический анализ электролита и воды, применяемой для доливки элементов.
Когда результаты тщательных измерений показывают, что требуется возобновление электролита, необходимо приготовить достаточное количество нового электролита. Если это удобно, батарея должна быть разряжена до нулевого напряжения, а затем подвергнута короткому замыканию группами не более чем по пяти элементов в течение 2 ч. При выливании старого электролита батарею надо сильно встряхивать для того, чтобы сполоснуть, таким образом, аккумуляторные пластины. Если элементы велики, то следует споласкивать каждый из них в отдельности. Пользоваться водой для споласкивания пластин не следует. После опорожнения каждого элемента следует его сейчас же наполнить новым электролитом, а по наполнении всей батареи ее надо зарядить нормальным 15-часовым режимом. Во время заряда необходимо время от времени измерять температуру, и если она достигает установленного предела 45°С, то следует прервать заряд до тех пор, пока батарея остынет.
Гидрат окиси калия или едкое калия – белое твердое тело, расплывающееся при хранении в открытом виде и легко растворяющееся в воде. Оно растворяет кожу и целый ряд органических веществ. Едкое кали как в твердом состоянии, так и в растворе поглощает углекислоту из воздуха, поэтому необходимо защищать раствор в аккумуляторах от загрязнения углекислотой, пользуясь газовыми вентилями в выходном отверстии. Эти вентили имеют назначением предотвратить доступ углекислого газа, позволяя в то же время газу, образующемуся внутри элемента, свободно выходить наружу. Едкое кали может быть приготовлено электролитическим путем из хлористого калия. Едкий литий получается в растворе действием извести на раствор карбоната лития. Это бесцветная весьма едкая жидкость.
Кристаллы едкого лития содержат всего 54% гидрата окиси лития.
leg.co.ua
Устройство, Эксплуатация и Принцип Работы АКБ, Обслуживание Электролита и Зарядное Устройство Для Зарядки на 6v и 12в
Своё название щелочные аккумуляторы получили от используемого электролита. Применяется едкий калий (КОН) и едкий натрий (NaOH). Как и другие батареи, этот тип зарядных устройств имеет свои достоинства и недостатки. Специфика работы щелочного аккумулятора делают их практически незаменимыми в ряде отраслей народного хозяйства.
Преимущества и недостатки
Аккумуляторы щелочного принципа действия отличаются:
- Длительным сроком эксплуатации при должном обслуживании;
- Имеют относительно небольшой вес и размеры;
- Позиционируются с небольшим самопроизвольным разрядом;
- Стабильной работой в условиях отрицательных t0.
Обратите внимание! Когда показатели отрицательных t0 опускаются ниже отметки – 250С, ёмкость щелочного аккумулятора с уменьшением на один градус, снижается на 0,5%.
В сравнении со свинцово-кислотной батареей – этот показатель выше в 2 раза. Хотя при низких t0, как отмечалось ранее, показатели ёмкости сокращаются.
К существующим минусам можно отнести незначительный коэффициент полезного действия (КПД), который по разным оценкам составляет от 50% до 55%. К сравнению, этот показатель у батарей кислотного принципа действия составляет 80%.
К тому же, наличие эффекта памяти неизбежно приводит к потере ёмкости. Она может появиться в случае неполной разрядки зарядного устройства.
Огорчает большой разброс рабочего напряжения зарядных элементов: 1-1,75 Вольта. Для набора показателя 12В разброс составит 10-17,5 вольта. В данном случае не избежать использования зарядного устройства для щелочного аккумулятора в целях стабилизации рабочих показателей.
На заметку. Обслуживание батарей такого типа должен выполнять квалифицированный сотрудник. Так как, в данном случае, используется электролит для щелочных аккумуляторов, который необходимо периодически менять.
Область применения
Щелочные аккумуляторы могут использоваться в качестве:
- тяговых;
- и стартерных устройств.
Они устанавливаются на рудничных электровозах, локомотивах, в пассажирских вагонах. Обеспечивают разные виды сигнализаций и аварийных систем энергетического снабжения.
Незаменимы при складировании продукции на складах: всевозможные погрузочные машины оснащены как раз такими акуумуляторами. Возможно применение для запуска силовых агрегатов (ДВС).
Батареи, о которых идёт речь, используются в портативной технике, домашнем и профессиональном электрическом инструменте.
Мы постоянно соприкасаемся с ними в домашних условиях. Включаем музыкальный центр, телевизор, используем пульт. Повседневно пользуемся телефонами и фотоаппаратами, где в качестве источника питания, работают пальчиковые батарейки.
Редко, но встречается, их использование в качестве стартерных устройств на грузовых автомобилях и военной технике.
Устройство щелочного аккумулятора
Устройства, работающие с использованием щелочного раствора, агрегируют:
- В комбинации: никель/кадмий;
- Или никель/металлогидрид.
В обоих случаях положительный электрод содержит гидроокись никеля (NiOOH) и добавкой графита и окиси бария, которые повышают рабочие показатели.
Графит положительно влияет на электропроводность, увеличивая её, а окись бария создаёт эффект стабильной работы.
На фото хорошо видно устройство продукта в разрезе. Указано, какие составляющие определяют целостность батареи.
Несколько слов о химических процессах
При разрядке гидроокись никеля + электрода вступает в активную реакцию с ионами электролита. При этой комбинации образуется Ni(OH)2 гидрат закиси никеля.
Аналогичный процесс протекает при – электроде. В данном случае получается образование гидратов окиси кадмия и железа. Разница видимых потенциалов в пределах 1,45 вольта возможна при обеспечении процесса прохождения тока по контурам внутренней и внешней сети. Это и есть принцип работы щелочного аккумулятора.
При зарядке проходит обратный химический процесс. Он заключается в следующем. При взаимодействии тока + электроды окисляются. При этом гидрат закиси никеля переходит в состояние гидроокиси этого элемента. Минусовый электрод постепенно восстанавливается. В нём образуется кадмий и железо.
Особенность происходящих процессов: вещества, выступающие в процессе электрохимических реакций, друг с другом не вступают в химические отношения, то есть, не растворяются в электролите.
В данном случае не предусмотрен расход электролита. Его плотность неизменна: всегда остаётся на прежнем уровне.
Как правильно заменить электролит
Специалисты рекомендуют замену электролита проводить через каждые 100-150 циклов.
До предполагаемой смены состава электролита необходимо разрядить аккумулятор до напряжения 1 вольт нормальным током.
Отработанный электролит следует слить. При этом сам аккумулятор нужно периодически встряхивать, чтобы удалить возможную грязь из сосуда. Затем промыть подщелочённой или дистиллированной водой, энергично встряхивая.
Вода должна к этому времени отстояться. Заливка нового продукта проводится незамедлительно. Залитый новым составом аккумулятор, оставить примерно на 120 минут и можно приступать к замеру плотности электролита. При необходимости, довести до требуемой величины и закрыть крышки.
Обратите внимание! Не рекомендуется после слива старого электролита оставлять аккумулятор сухим. Это может привести к образованию коррозии пластин!
Замена электролита потребуется при переходе в рабочий режим с t0 ниже 200С.
Характеристики щелочных аккумуляторов
Типы АКБ | Номинальная емкость, А-ч | Номинальное напряжение, В | Кол-во электролита в литрах |
НК-28 | 28 | 1,25 | 0,27 |
НЖ-22 | 22 | 1,25 | 0,27 |
НК-55 | 55 | 1,25 | 0,45 |
НЖ-45 | 45 | 1,25 | 0,45 |
НК-80 | 80 | 1,25 | 0,75 |
НЖ-60 | 60 | 1,25 | 0,75 |
В условном обозначении буквы отображают электрохимическую систему АКБ:
- «НК» — никель-кадмиевая;
- «НЖ» — никель-железная;
- Цифры, идущие после букв — это номинальная ёмкость а/батарей, измеряемая в ампер-часах.
Заряд аккумуляторов и батарей щелочного принципа действия
Для подключения на зарядку однотипные продукты соединяются последовательно. Их количество регламентируется напряжением тока, а также напряжением в конце заряда. Эти показатели у рабочей а/батареи при нормальном зарядном токе должны быть в соответствии:
- в начале заряда: 1,40В — 1.45 В;
- в конце заряда: 1,75В — 1,85 В.
Рекомендуется применять нижеуказанный режим заряда:
- Нормальный вариант: заряжать 6 часов нормальным током;
- Усиленный вариант:12 часов нормальным током.
Он сообщается при вводе в действие, а также:
- через каждые 10 циклов. При нерегулярной работе 1 раз в 30 дней;
- после замены электролита;
- после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений;
- после разрядов слабым током, с перерывами в 16 и более часов.
Важно! Перезаряды улучшают рабочий процесс щелочных АКБ.
Никель/кадмивые и никель/железные АКБ рекомендуется заряжать слабым током. При этом, постепенно повышая время зарядки, но понижать ток более чем в 2 раза нельзя.
На заметку. Зарядка с использованием слабого тока ухудшает рабочий процесс щелочных аккумуляторов. В данной ситуации рекомендуется использование этого варианта только при возникшей необходимости.
Кроме этого, никель/железные АКБ заряжать при t0 — 10°С и ниже не рекомендуется.
Нюансы использования батарей
С момента подключения к батарее плановой нагрузки напряжение начинает быстро понижаться, примерно до значения 1,3 вольта. Далее в процессе работы снижение показателей происходит в замедленном режиме.
Рекомендация. Когда напряжение опустится до критической отметки 1(одного) вольта, необходимо приостановить работу.
Заметим, что продолжение эксплуатации батареи со значение 1 вольт и ниже неизбежно приведёт к утрате ёмкости аккумулятора.
Это в свою очередь уменьшит эксплуатационный срок. Следует внимательно относиться к системной подзарядке и контролю уровня используемого электролита.
Как правильно хранить аккумуляторы и батареи
Производитель предусмотрел выпуск готовых изделий для временного и длительного хранения. Используя новые аккумуляторы, следует в обязательном порядке проверить плотное прилегание съёмных пробок.
Обратить внимание на исправность вентильной резины. На первоначальном этапе потребуется смазать никелированные пробки и гайки а/батарей. Слой смазки должен быть минимальных размеров.
Корпус аккумуляторов в заводском исполнении покрыт черным битумно-збонитовым лаком. Предотвратить порчу нанесённого лака можно, используя в качестве смазки вещества, предусмотренные и рекомендованные производителем.
Обратите внимание, что, вазелин, как смазку, применять запрещено!
Аккумуляторам, которые ранее эксплуатировались, а теперь отправляются на длительное хранение (от 1 года и более), требуется разрядка в ток до 1,0В. Кроме этого, для правильной консервации продукта на длительный период времени необходимо:
- Удалить весь электролит;
- Закрыть плотно фиксирующие пробки;
- Протереть корпус и удалить, используя ветошь, пыль и остатки соли;
- Если на корпусе не предусмотрено ранее лаковое покрытие(изоляционный лак чёрного цвета), нанести его.
Однако аккумуляторы, переведенные в спокойное состояние (от 30 дней до года), могут находиться в полу разряженном или полностью разряженном состоянии при условии плотно закрытых пробок.
Во время длительной консервации батареи должны периодически проверяться. При обнаружении на корпусе соли, её нужно удалять.
Если батареи нужно перевезти на большие расстояния, их следует перевести в состояние длительного хранения.
Нельзя хранить вместе аккумуляторы щелочного и кислотного принципа действия. Все кислоты, так или иначе, влияют на батареи, портят их.
Аккумуляторы, где используется никель/кадмиевое соединение, в спокойном состоянии хранятся до 5 лет. Условие: они должны быть без электролита.
Срок консервации составляет в сухом закрытом помещении 4,5 года, а в полевых условиях — полгода. В этом случае, необходимо создать условия хранения, при которых исключается попадание осадков и прямых солнечных лучей.
Хранение никель/железных аккумуляторов в разряженном состоянии с удалённым электролитом в закрытом и сухом помещении составляет не более 3,5 лет.
Читаем условные обозначения: маркировка
Существуют тяговые батареи, изготовленные в различных странах. Мы же с вами рассмотрим сокращения, применяемые на отечественных изделиях.
Отечественная маркировка
Итак, если в маркировке предусмотрены буквы, идущие перед цифрами, то они указывают на число элементов используемых в батареи.
Далее буквы, указывающие на область применения:
- Т – тяговый тип;
- ТП – тепловозный вариант;
- В – вагонное назначение.
Буквы, указывающие на тип: НЖ – никель/железная батарея. И так далее.
Буква «К» указывает на комбинацию блока электродов. Буква «Ш» говорит о назначении батареи для эксплуатации в шахтах и горных выработках.
Если после букв следуют цифры – это величина номинальной ёмкости АКБ, которая выражается в А-ч. Могут ставиться буквы «П» — пластмассовый корпус, или буква «В» говорит о высоком варианте, а «М» указывает на модернизацию.
Буква «У» свидетельствует о возможности эксплуатации батареи в умеренном климате. Буква «Т» подразумевает эксплуатацию а/батареи в тропиках.
Далее прописывается ГОСТ использования: цифра 2 сигнализирует о возможности работы над землёй, а цифра 5 допускает работу под землёй.
Международная маркировка
В международной классификации буква F – это аккумулятор с использованием комбинации никель/железо. О различном режиме разрядки говорят буквы:
- L ─ до 0,5 градусов по Цельсию;
- M ─ (0,5─3,5) градусов по Цельсию;
- H ─ (3,5─7) градусов по Цельсию;
- X ─ больше 7 градусов по Цельсию.
Щелочные АКБ — продукт многофункциональный, встречающийся в различных комбинациях и применяемый в самых разных отраслях хозяйствования. Щелочной аккумулятор в 12в мы используем практически ежедневно, а в качестве тяговых устройств их могут видеть специалисты и обслуживающий персонал.
Однако любая эксплуатация щелочного аккумулятора требует повышенного внимания и правильного обслуживания. Эти мероприятия существенно увеличивают срок службы а/батарей.
Обслуживание щелочных аккумуляторов нужно проводить в строгом соответствии с рекомендациями изготовителя. Нельзя допускать к работе неподготовленный в техническом плане персонал.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru
Приготовление щелочного электролита - Справочник химика 21
При приготовлении и хранении электролита его предохраняют от доступа воздуха, чтобы предотвратить поглощение углекислоты, так как она увеличивает саморазряд аккумуляторов и снижает емкость. При содержании в электролите до 50 г/л соды или поташа электролит заливать не рекомендуется. Все остальные неисправности, возникшие при эксплуатации (утечка тока, короткое замыкание, механические повреждения и т. п.), устраняют обычным способом. Для стабилизации емкости щелочные аккумуляторы подвергают двум-трем тренировочным циклам нормальных режимов. В отдельных случаях, когда батарея на третьем разряде отдает менее 80% номинальной емкости, следует провести дополнительно 1—2 цикла. В первые два цикла батарею заряжают током 150 А в течение [c.264]Кроме того, щелочной электролит может быть приготовлен электрохимическим способом. [c.176]
Щелочной электролит готовится путем растворения солей в чистой воде или конденсате. При приготовлении из двуххлористого олова вначале получается осадок 5п (ОН)2, который [c.175]
Элемент собран в пластмассовом корпусе. Нижняя часть корпуса заполнена активной массой отрицательного электрода, представляющей собой амальгамированный цинковый порошок, смешанный с загустителем. Последний содержит щелочной электролит и крахмал. Над цинковым электродом расположена пастовая диафрагма, состоящая из щелочного электролита, загущенного крахмалом и пшеничной мукой. При изменении влажности воздуха такая паста не должна ни высыхать, ни намокать. При намокании пасты раствор будет проникать в поры положительного электрода, снижая его работоспособность. Электролит, используемый для приготовления пасты, представляет собой концентрированный раствор едкого кали, насыщенный окисью цинка и содержащий небольшое количество хромовых солей. [c.23]
Для приготовления щелочного электролита следует налить в сосуд дистиллированную воду и доливать щелочь небольшими порциями, тщательно перемешивая электролит железной или стеклянной палочкой. Флакон со ще.ючью следует открывать осторожно, не применяя больших усилий. Перед тем как открыть флакон, пробка которого залита парафином, следует предварительно прогреть горло флакона теплыми тряпками. [c.279]
Электролитическое рафинирование. Электролитическое рафинирование галлия ведется из щелочного электролита электролиз в кислой среде дает меньший выход по току. Анодом служит расплавленный галлий, к которому подводится постоянный ток с помощью платинового контакта. Катодом служит либо нержавеющая сталь, либо расплавленный галлий, уже прошедший электролитическое рафинирование. Для приготовления электролита готовится 15—20%-ный раствор чистейшего едкого натра в дважды дистиллированной воде. Для изготовления самой ванны наиболее подходящим материалом являются полимеры, например винипласт, так как кварц и стекло разрушаются щелочью и вносят примеси в электролит. Электролиз ведется при температуре 60° С. Напряжение на ванне 6 в, катодная и анодная плотность тока 0,1—0,3 а см , выход по току 90%. [c.163]
Прн приготовлении электролита, как кислотного, так и щелочного, имеет место разогревание. Наливать в аккумуляторы горячий электролит нельзя, надо дать ему остыть до комнатной температуры. В аккумулятор наливают электролит через воронку в таком количестве, чтобы уровень раствора был по крайней мере на 10—12 мм выще пластин. О высоте этого уровня можно судить, опуская в отверстие для пробки узкую стеклянную трубку. Закрыв верхний конец трубки пальцем, трубку осторожно вынимают и отмечают высоту уровня жидкости в ней. Затем отверстие в крышке аккумулятора плотно закрывают. [c.404]
Корректируют щелочные оловянные электролиты в основном оловом и едким натром (в соответствии с данными анализа), которые рекомендуется вводить как можно чаще, небольшими порциями. Олово добавляется в виде отдельно приготовленного раствора станната натрия. Количество свободной щелочи, вводимой в электролит вместе с оловом, должно соответствовать содержанию свободной щелочи в электролите. Рекомендуется также ежедневно добавлять 1—2 Пл 10-процентного раствора перекиси водорода и воды, чтобы доводить электролит в ванне до требуемого уровня. [c.267]
Электролитический способ снятия олова с жестяных отходов получил наиболее широкое применение, особенно в небольших установках при консервных заводах для переработки обрезков белой жести (до 30% производства банок). В кислых растворах железо на аноде растворяется вместе с оловом этого можно почти полностью избежать, если ввести в раствор серной кислоты сильный окислитель, например, хромовый ангидрид, тогда можно получать довольно чистое олово иа катоде с плотностью тока до 1000 а м однако кислый электролит требует частой корректировки, приготовление его сложно, аппаратура должна быть кислотостойкой. Повсеместное применение получили щелочные электролиты, позволяющие анодно растворять только олово и пассивировать железо. [c.225]
Для приготовления солей Os целесообразно использовать электролиз. Осмий довольно легко переходит в раствор при анодной обработке в щелочной среде с выходом по току 45—50 %. По данным [134], при анодном растворении осмия в 5 и. КОН выход металла по току при плотности тока 1—5 А/дм достигает 96— 98 %, считая на восьмивалентные ионы металла. В электролите, содержащем 4—20 г/л соли осмия (в пересчете на металл) и 10—50 г/л КОН, получены блестящие, хорошо сцепленные с основой осадки толщиной 0,3—0,5 мкм. Несколько большей толщины покрытия осаждали из хлоридного электролита состава (г/л) [c.200]
После выдержки в течение 10—12 ч смесь отстаивается, образовавшийся верхний слой водного раств
www.chem21.info
Где взять щелочь для щелочного аккумулятора
В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен — в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.
Что такое электролит?
Электролит — электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.
Концентрация серной кислоты в АКБ
Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе — около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.
Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая — наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано — продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.
Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов
Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.
Щелочные АКБ
Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.
Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.
Кислотные АКБ
Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим — смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.
Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита
Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?
Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания — гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме — в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент — силикагель, который загустит кислотный раствор.
Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы
В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.
Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.
Железоникелевые источники питания рекомендуется эксплуатировать в тех же условиях, что и кадмиево-никелевые. Однако стоит отметить, что они более восприимчивы к низким температурам. Поэтому их следует использовать до минус 20 градусов.
Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности
Приготовление раствора — работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:
- резиновые перчатки
- одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
- защитные очки;
- нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.
Оборудование
Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:
- ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
- дистиллированная вода;
- инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
- аккумуляторная серная жидкость — для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий — для соответствующих видов АКБ, силикагель — для гелевых аккумуляторов.
Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания
Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.
Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.
- В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
- Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
- По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
- Дайте составу отстояться около 12 часов.
Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.
Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.
Смотрите видео, как измерить плотность электролита.
Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.
Способ развести электролит для щелочного источника питания
Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.
Необходимая плотность раствора
Количество твёрдой щелочи равняется количеству электролита, разделенному на
DIMETICON
ВРОДЕ около 20% но точно не помню
DIMETICON
Scrat
б.я, как меня бсит ламеризм людей и их нежелние думать и учиться.
Электоролит KOH или NaOH.
в вообще, если вы чего то не знаете, неужели так сложно догадаться открыть яндекс или гагл, и в строке поиска вести, то, что надо и получить желанный результат:
==================================
Щелочные аккумуляторные батареи издавна привлекают внимание мотоциклистов. Эти батареи менее требовательны к уходу, не боятся тряски; их не
разрушают короткие замыкания во внешней цепи и они не проливаются при опрокидывании мотоцикла; плотность электролита практически не зависит от степени заряженное™ и не нуждается в контроле; что же касается срока службы, то он зачастую превышает срок службы мотоцикла.
Препятствует же их широкому распространению несколько большие масса и размеры, что для мотоцикла немаловажно.
Наиболее подходящими для использования на мотоциклах являются кадмиево-никелевые или железо-никелевые аккумуляторы емкостью ЮА-ч (НКН-10, КН-10, ЖН-10).
Обычно щелочной аккумулятор состоит из стального сварного прямоугольного корпуса, на верхней крышке которого располагается одна или две клеммы и пробка с резиновым кольцом. Активным материалом положительных пластин аккумуляторов названных типов служит смесь гидрата окиси никеля с чешуйчатым графитом; отрицательных пластин кадмиево-никелевых — смесь кадмия и железа; железо-никелевых — мелко измельченного электрохимического чистого железа.
Каждый заряженный аккумулятор обладает напряжением 1,25 В. Поэтому для получения 6-вольтовой батареи нужно последовательно соединить пять аккумуляторов, тщательно изолировав банки друг от друга и от
100
Рис. 33. Щелочные аккумуляторные батареи:
/-аккумуляторы; г-пробка; «-резиновое кольцо; 4 — резиновая прокладка
корпуса мотоцикла (обернув их хотя бы полиэтиленовой пленкой в несколько слоев).
Электролитом названных щелочных аккумуляторов, независимо от типа, служат растворы едкого кали (КОН)’ или едкого натра (ЫаОН). Смешивание этих электролитов не вызывает порчи аккумулятора. Чтобы приготовить раствор едкого кали плотностью 1,19. 1,21 (для лета), нужно в керамической, чугунной или стальной посуде смешать одну весовую часть твердого кали (сорт А) с тремя весовыми же частями дистиллированной воды; для электролита плотностью 1,25. 1,27 (зимний режим) на одну весовую часть КОН берут две части воды. Раствор едкого натра плотностью 1,17. 1,19 (круглогодично) получают, смешивая одну весовую часть твердо-
101
го едкого натра (каустическая сода, сорт А) с пятью весовыми частями дистиллированной воды.
Охлажденный электролит заливают в аккумуляторы.
Для улучшения характеристик батареи рекомендуется к раствору едкого кали добавить моногидрата едкого лития из расчета 20 г на 1 л; к раствору едкого натра— едкого лития 15 г на 1 л. Чтобы уменьшить испарение электролита, можно в каждую банку влить по 3. 5 г вазелинового масла.
Работать следует в резиновых перчатках. Если электролит попал на кожу или одежду, пораженное место необходимо обработать 10%-ным раствором борной кислоты. Раз в год электролит надо менять.
Зарядка батарей проводится током, равным 1/4 емкости. Меньшие токи нежелательны; большие — не дают улучшения процесса.
Плотность электролита в ходе зарядки не изменяется. Показателем ее окончания служит возрастание напряжения у кадмиево-никелевых аккумуляторов до 1,75. 1,85 В, а у железо-никелевых — до 1,8. 1,95 В и. его стабилизация в течение последующих 20. 30 мин.
============================
DIMETICON
про яндекс согласен
уж больно как то некоторые технические моменты усложнены
KOH (NaOH) можно нарыть у железнодорожников
там у них много такие аккумуляторы используют
например я сливал с аккумуляторных батарей старых вагонов которые прикатывают
на демонтаж на полигон ст. Щербинки
при попаданин на кожу щелочи сперва надо хорошенько промыть водой из под крана
обычно этого достаточно
для нейтрализации пойдет и обычная лимонная кислота или уксус (незабудте разбавить ;D)
в общемто я бы не стал запариватся с таким аккумулятором наверняка уже значительная потеря емкости
да и плотность энергии у них маленькая
Bugsy
Да и вес с габаритами аяй.
Гном, не мороч ты с ним голову, погнали в тот магаз, про который Костян говорил.
- вода дистиллированная, нормируемая по ГОСТ 6709-72
В случае крайней необходимости допускается применять любую питьевую отстоянную воду, кроме минеральной.
- кали едкое КОН (ГОСТ 9285-69) сорт А или В;
- лития, гидрат окиси технический Li(ОН)3 (ГОСТ 8595-75).
Наличие в растворе электролита едкого лития повышает срок службы аккумулятора в 3 раза и обеспечивает для никель-кадмиевых аккумуляторов 1000 циклов заряд-разряд.
- электролит калиево-литиевый щелочной жидкий ТУ № 6-18-84-70;
- электролит калиево-литиевый твердый ТУ № 6-18-58-69.
Едкие щелочи должны быть герметически укупорены во избежание порчи из-за поглощения углекислого газа из воздуха:
- твердые — в железных запаянных банках;
- жидкие — в стеклянных бутылях, закрытых резиновыми пробками и дополнительно залитых парафином.
Употребление кусков едкой щелочи, окрашенных в бурый или желтый цвет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Приготовление электролита должно производиться в чистой железной, чугунной или пластмассовой посуде с плотно закрывающимися крышками.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение оцинкованной, луженной, медной, алюминиевой, свинцовой, керамической и стеклянной посуды, а также посуды, используемой для приготовления электролита кислотных аккумуляторов.
Рекомендуемые плотность и состав электролита в зависимости от температуры эксплуатации, а также соотношения компонентов для приготовления электролита необходимой плотности приведены в соответствующих таблицах инструкции по эксплуатации АКБ.
Приготовление электролита необходимо производить в следующей последовательности:
- влить в сосуд необходимое количество воды;
- с помощью чистых стальных щипцов опускать в воду небольшими порциями куски твердой щелочи или тонкой струйкой вливать жидкую щелочь;
- для ускорения растворения щелочи раствор перемешивать пластмассовой, эбонитовой, стальной или стеклянной мешалкой;
- откорректировать плотность электролита
При всех измерениях плотности электролита должна быть измерена и его температура. В случаях, когда она отличается от + 15°С, в результат измерения плотности необходимо внести поправку, имея ввиду, что повышение температуры на каждый 1°С вызывает уменьшение плотности электролита на 0,005 г/см 3 .
- посуду с электролитом прикрыть от доступа воздуха и дать ему остыть до температуры не более 300°С и отстояться в течение 3-6 часов до полного осветления;
- осторожно слить осветленную часть электролита и использовать ее для заливки аккумуляторов.
При использовании для приготовления электролита калиево-литиевой щелочи плотностью 1,41 г/см 3 , имеющей белый осадок не растворившегося лития едкого аккумуляторного, необходимо разбавлять щелочь водой до требуемой плотности, одновременно помешивая раствор электролита до растворения осадка.
Для хранения электролит разлить в стеклянные бутыли, которые закрыть резиновыми пробками и залить парафином. На бутыли укрепить бирки с указанием состава, плотности и даты приготовления электролита.
dtp-avarii.ru
Электролит щелочные - Справочник химика 21
Щелочные аккумуляторы значительно легче свинцовых, но дают более низкие напряжения. Рабочее напряжение железо-никелевого аккумулятора составляет приблизительно 1,3—1,2 В для кадмиевого аккумулятора оно несколько меньше. Для щелочного аккумулятора выходы по току меньше, чем для свинцового, а вследствие значительно большей разности между зарядным и разрядным напряжениями выход по энергии составляет только 55—66%. Но зато щелочные аккумуляторы меньше боятся механической тряски, имеют большой срок службы, могут систематически работать с перегрузкой и не выходят из строя при хранении в разряженном состоянии. Электролит щелочного аккумулятора поглощает СО 2 из атмосферы, в результате чего уменьшается его проводимость, поэтому электролит приходится время от времени обновлять. [c.18]Электролит щелочных аккумуляторов [c.321]
Пластины и электролит щелочных аккумуляторов помещ т в закрытый сосуд из стали. Преимущество этих аккумуляторов перед кислотными в простоте обслуживания и высокой механической прочности. Кроме того, они не требуют постоянного контроля за концентрацией электролита. Рабочее напряжение заряженных аккумуляторов 1,30 - 1,34 В (для никель-кадмиевых) и 1,37 - 1,41 В (для железо-никелевых). [c.58]
В табл. 29 приведен состав унифицированных щелочных электролитов. В их обозначении первые две буквы (ЭЩ) обозначают — электролит щелочной. Буква, стоящая после цифры, является порядковым номером разработок. [c.117]
Введение гидроокиси лития в электролит щелочного аккумулятора увеличивает емкость и срок службы аккумулятора при обычных температурах и удлиняет рабочий интервал в сторону высоких температур. Это полезное действие, однако, наблюдается лишь при умеренных концентрациях едкого лития в электролите, превышение которых, наоборот, приводит к ухудшению свойств аккумулятора. Установлено, что при большой концентрации едкого лития в электролите он может образовать с. массой положительного электрода электрохимически инертное соединение Ь ЫЮ2, от чего емкость электрода падает. [c.138]
Электролит ЭЩ-6 содержит 480 г/л едкого калия, 52 г/л окиси цинка и 0,45 г/л двуокиси кремния. Электролит ЭЩ-7 готовится растворением в дистиллированной воде 600 г/л едкого калия, 62 г/л окиси цинка и 0,45 г/л двуокиси кремния. Электролит ЭЩ-28 по своему составу аналогичен ЭЩ-7, но не содержит двуокиси кремния. В наименовании электролита первые две буквы обозначают электролит щелочной , последующая цифра— условный порядковый номер. Электролит ЭЩ-7 предназначается для элементов летнего типа, работающих при температурах 0 +50° С. Электролит ЭЩ-6 применяется для элементов универсального типа, работающих при температурах —30-ь - -Ь50°С. [c.292]
Соотношение между напряжением и концентрацией электролита. Электролит щелочного аккумулятора, рассматриваемый в целом, не претерпевает изменений при работе аккумулятора. Поэтому есть основания ожидать, что э. д. с. железо-никелевого аккумулятора не зависит от коицентрации электролита. Это очень близко к истине. Однако опытами Ферстера установлено, что реакции в железо-никелевом аккумуляторе не полностью независимы от концентрации электролита. Он нашел, что при изменении концентрации электролита в пределах более широких, чем принято в практике, напряжение аккумулятора изменялось на несколько милливольт. Этими незначительными изменениями напряжения в зависимости от концентрации электролита можно пренебречь. [c.223]
В качестве католита применяется водно-спиртовой раствор нитробензола, так как в чистой воде нитробензол почти нерастворим. Прибавка уксуснокислого натрия создает в электролите щелочную среду (раствор уксуснокислого натрия обладает щелочной реакцией). Это способствует процессу, так как реакция (2) в щелочной среде идет значительно быстрее. [c.120]
Такой способ регулирования кислотности неоднократно предлагался и проверялся в опытных и производственных условиях. При питании электролизеров кислым рассолом наблюдалось усиленное разрушение асбестовых волокон диафраг.мы кислым анолитом, выщелачивание магния из асбеста и осаждение Мд(0Н)2 в толще диафрагмы, где электролит щелочной. Насколько нам известно, проводившиеся в этом направлении опыты пока не позволили увеличить выход по току и снизить удельный расход графита. [c.110]
На катоде металл выделяется в виде крупных блестя шдх кристаллов. Чистота металла — 99,8—99,99%. Раз мер кристаллов может быть уменьшен путем введения в электролит боратов, фосфатов, карбонатов или силикатов, однако в этом случае вольфрам получается более грязным. К загрязнению катодного осадка приводит также присутствие в электролите щелочных металлов. [c.138]
Электролитическими методами получают многие металлы и некоторые неметаллы. Кислород и водород получают электролизом воды, содержащей электролит. Щелочные металлы, щелочноземельные металлы, магний, алюминий и многие другие металлы производят для нужд промышленности или для специальных целей электрохимическим восстановлением их соединений. [c.325]
Совмещение операции обработки электродов щелочью с их катодной нагрузкой уменьшает потери гидроокиси, которая при простом воздействии щелочи образует значительные наросты на поверхности пластины, т
www.chem21.info
Приготовление электролита для щелочных аккумуляторов. — Студопедия.Нет
Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево – литиевых и натриево – литивых готовых составляющих щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться таблицей.
Если составной электролит готовится из отдельных компонентов – едкого кали, едкого натра, едкого лития, то в готовых раствор едкого кали плотностью 1,19 – 1,21 г/см3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на 1 л раствора в готовый растров едкого натра плотностью 1,17 – 1,19 г/см3 – едкий литий из расчета 10г на 1 литр раствора.
Количества электролита в литрах необходимого для заливки аккумуляторных батарей, указано в таблице.
Для растворения щелочи пригодный дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, и вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат, а также питьевая вода (кроме минеральной). Электролит приготавливается в железных, пластмассовых баках или стеклянных сосудах, имеющих плотно закрывающиеся крышки. Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения в дистиллированной воде необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно 3 – 6 ч), после чего снять осветленную часть. Отстоявшийся и остывшийся до температуры не выше + 300С раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
Заряд щелочных аккумуляторов.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются режимы зарядов:
· Нормальный заряд – основной режим зарядки нормальным током в течении 6ч;
· Усиленный режим – нормальным током в течении 12 ч, при вводе в действие; через каждые 10 циклов, а при не регуляторной работе – один раз в месяц; после смены электролита; после глубоких разрядов (ниже допустимых конечных напряжений), а так же после разрядов слабыми токами, чередующихся с перерывами в течении 16 ч. и более;
· Ускоренный заряд – током в двое больше нормального 2,5 ч и нормальным 2 ч.
Не допускается повышение температуры при заряде более +450С – составных электролитов и более +350С для электролитов без добавки едкого лития. В случае превышения указанных температур необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть. У исправных и правильно включенных аккумуляторов напряжение при нормальном токе заряда должно быть: в начале заряда 1,40 – 1,45; в конце заряда 1,75 – 1,95 В.
Зарядное устройство.
Судовое зарядное устройство с полупроводниковыми выпрямителями. Включение аккумуляторной батареи на заряд производится вручную, нажатием кнопки S1. При этом катушка контактора К1 получает питание через замыкающий контакт реле напряжения, который замкнут при нормальном напряжении на шинах ГРЩ. В цепи батарей замыкаются замыкающие контакторы К1 и размыкают размыкающие контакты К1. батареи включаются в режим зарядки.
При исчезновении напряжения на шинах ГРЩ, реле КV размыкает свой контакт в цепи линейного контактора К1. Последний размыкает размыкающийся контактор К1, переключая таким образом батареи на разряд. При этом батареи включены последовательно.
Правела технической эксплуатации. Судовые графики ТО – 2 судового электрооборудования.
Поддержание судового электрооборудования в хорошем техническом состоянии непосредственно влияет на выполнение плана перевозок речного флота.
Организация и контроль технической эксплуатации электрооборудования на судах возложен на службы судового хозяйства (ССХ) пароходств. ССХ путем проведения осмотров проверяет выполнение цехами технической эксплуатации ремонтных предприятий, береговыми производственными участками (БПУ) и командирами судов действующих правил и инструкций и положений по технической эксплуатации судового электрооборудования.
Совместно с линейными подразделениями изучает техническое состояние флота, рассматривает ежегодные и перспективные планы всех видов ремонта судов, разрабатывает план их модернизации, определяет потребность флота в сменных и запасных деталях и составляет заявки на их поставку, изучает износы и причины поломок деталей судовых механизмов и разрабатывает мероприятия по проведению сроков их службы; осуществляет техническое наблюдение за ремонтом механизмов на судне и организует приемку их из ремонта в эксплуатацию; определяет лимит на ремонт; модернизацию и переоборудование в пределах общего плана переоборудования. ССХ контролирует качество подготовки плав. состава организует инструктаж команды по уходу за механизмами и выполнения правил технической эксплуатации судовых установок, организует изучение передового опыта и руководят его распространением.
Вторым структурным звеном в организации технической эксплуатации флота является ремонтно – эксплуатационные базы и судоремонтные предприятия, в которых имеются специализированные цехи и цехи технической эксплуатации. С этой целью на базовых предприятиях созданы также БПУ по техническому обслуживанию флота.
Береговое техническое обслуживание предусматривает выполнение плановых видов работ по главным и вспомогательным механизмам, по судовому электрооборудованию, комплексной автоматика, ДАУ и холодильному оборудованию в соответствии с действиями в системе Мин. реч. флота, инструкциями предназначенными для определенного руководства по эксплуатации механизмов.
Графики технического обслуживания являются нормативным документом, определяющие состав и трудоемкость работ по операциям, предназначенными для оперативного планирования и отчетности.
БПУ принимает непосредственное участие в техническом обслуживании судового электрооборудования начиная с ТО – 2 периодичность которого определяется 500ч рабочего времени.
studopedia.net