Бсз на 412 москвич


ИЖ Москвич 412 Ржавый › Бортжурнал › Коротко о некоторых системах зажигания на а/м Москвич.

Машина была куплена 4 года назад с пробегом более 100 т. километров.
Двигатель 1.5 л, карбюратор ДААЗ 2140-20. В летний период свечи А20Д, на зиму погорячее Brisk-L15Y.

Начиналось всё со стандартного контактного зажигания . Далее по нарастающей — контактно-транзисторное (КТЗ), бесконтактное (БСЗ), двух канальное бесконтактное (ДБСЗ).

Контактное (КЗ) один год в работе — не самый надёжный запуск зимой, быстрое выгорание контактов и потому довольно частое их обслуживание — чистка, регулировка. Зазор в свечах по даташиту — 0,7, катушка Б115-В. Дёшево и сердито :)

КТЗ (1,5 года в работе) — отличный зимний запуск, отсутствие выгорания и износа контактов прерывателя (регулировать придётся намного реже), есть вероятность их замасливания.
Более мощная искра даже при просаженном аккумуляторе — требуется чаще обращать внимание на состояние контактов крышки трамблёра. Зазор в свечах уже 0,9 — ни каких печальных последствий для той же катушки Б115-В.

БСЗ (1,5 года в работе) — самый оптимальный вариант. Как говорится — поставил и забыл :). Всю комплектуху можно приобрести в магазине, на рынке, в интернете.

Кроме установки начального угла опережения зажигания ни каких регулировок не требуется (теоретически). На практике — центробежные регуляторы трамблёров заводского изготовления нуждаются в настройке(такие мне попадались), иначе будет детонация и не будет тяги.
Хороший зимний запуск. Можно добавить октан-корректор с режимом многоискрового зажигания для просушки свечей или аварийной работы с неисправным датчиком Холла, а так же как элемент газобаллонной системы питания. Зазор — 0,9, катушка 3122.3705 от Ваз 2108.

ДБСЗ (три недели) — зимой ещё не проверялся. В отличии от всех предыдущих нет нагара на контактах крышки трамблёра, догадайтесь почему :). Вся высоковольтная часть размещена максимально высоко — это к теме форсирования водных преград.
Искровой зазор в свечах 1,0. Сдвоенная катушка зажигания от модуля зажигания Ваз2110. Но всё та же механика, как и везде, в центробежном и вакуумном регуляторе опережения зажигания.

Снял осциллограммы искры на всех системах по первой свече с одинаковым зазором 1,0 мм, режим холостого хода, обороты около 1000. Не ругайте за качество -техника в процессе освоения :) Делал по несколько скринов под каждую систему. Выбрал самые читаемые.

Контактная система.

КЗ

Время горения искры- 1,8 милисекунды. После первоначального пробоя, когда напряжение максимально, искра переходит в фазу горения. Площадка горения имеет много меньшее напряжение (уровень), которое идет на подъем из-за сгорания (обеднения) смеси и повышения давления в цилиндре в ходе такта сжатия (не забываем, что искра зажигается за 10 градусов до ВМТ). Как только энергия, накопленная в катушке, заканчивается, искра гаснет.

Площадка горения не плавная — видны колебательные процессы в катушке. Несколько измерений показали большую разницу картинки для каждой последующей вспышке. Большой ток заряда катушки, протекающий через контактный прерыватель, очень чувствителен к сопротивлению контактной группы. Т.е. говорить о стабильно хорошей искре в контактной системе не имеет смысла .

Контактно-транзисторная система

КТЗ

Время горения — 1,8. Видны всё те же колебания, но только увеличенные из за меньших потерь в транзисторном коммутаторе. Ещё бы чуть-чуть добавить уровень и получим многоискровое зажигание :). Стабильность формы разряда от искры к искре несравненно выше чем в контактной системе, поскольку контакт прерывателя разгружены и по ним протекает малый ток управления

Бесконтактная система

БСЗ

Время горения еле дотягивает до 1,4 миллисекунды :(. Причина проста- если катушка зажигания Б115В накапливает 92 мДж заряда, то Вазовская 3122.3705 только 50 мДж и выдыхается несколько раньше. Особенно в случае увеличенного зазора в свечах (1,0 мм) много энергии расходуется на первоначальный пробой искрового промежутка.

Двухканальная система

ДБСЗ

Время горения — 1,5 мс — модуль зажигания 55.3705 — это две катушки по 50 мДж. Только в этом случае отсутствует искровой промежуток между бегунком и контактами крышки трамблёра. Поэтому более низкое и пробивное напряжение (из-за выбранного масштаба не удалось это отобразить, но можете поверить на слово), и бОльшая часть энергии идёт на поддержания горения искры. Площадка горения самая равномерно поднимающаяся, в сравнении с другими системами.

Вот как-то так :).

www.drive2.ru

Мучаем систему зажигания (ДБСЗ) — ИЖ Москвич 412, 1.5 л., 1973 года на DRIVE2

На москвиче стояло обычное контактное зажигание, при чем судя по потрепанному виду, некоторые компоненты требовали замены. Так зачем их обновлять, если можно сделать за одно и апгрейд, правда? Вяло посмотрев на БСЗ и ее бегунок, вдруг захотелось чего-то еще большего и я начал изучать МПСЗ. Но открыв прайс, страничку с курсом валют и взяв калькулятор, в тот же момент забыл о ней: "хэхэ, ну и стукнет же в голову такое".
Было решено искать золотую средину. А посредине у нас только "Двухконтурная БСЗ". Искра как на инжекторных МПСЗ за исключением того, что УОЗ на тех же грузиках и вакуумниках обычного трамблера. Сигнал с ДХ трамблера идет на двухканальный коммутатор, а оттуда на инжекторный модуль зажигания. В трамблере заменяется только шторка. Минимум гемороя и денег — максимум результата.
Еще мне повезло, что в нашей стране достаточно энтузиастов-инженеров, которые вытачивают шторки не только себе.
Андрей из Николаева продает их по символической цене для ВАЗов и Москвичей.
В том числе и целые наборы. Список компонентов можно посмотреть здеся

Он любезно предоставил мне:
— б\у трамблер, МЗАТЭ с установленной спец-шторкой (старую тоже выслал. в случае чего, можно будет откатиться до обычного БСЗ)
— переделанный для этой системы модуль зажигания (т.е. катушка со встроенной схемой)
— жгут проводов
— инжекторные провода (там особенные штекеры для модуля и доп. сопротивление вроде должно быть)
— двухканальный коммутатор (можно использовать два обычных, но тахометр тогда так просто не поставишь)
+ отдельно докупил привод трамблера нового образца. Повезло найти производства СССР в отличном состоянии

Не смотря на подробные консультации Андрея, при установке я успел налажать. Так что советую сначала учить матчасть =)
1) коннекторы — капризная штука. На ДХ жгут никак не фиксировался, наверное обломал ножку фиксатора. Пришлось обмотать одним слоем изоленты и закрепить жгут на трамблере переломив его — держится нормально. На фото ниже видно
2) свечи можно оставить и старые, но для инжекторных проводов на них должно быть специальное крепление, а не резьба. Его можно накрутить на резьбу, если повезет найти старую свечу у соседа по гаражу. В идеале — у свечей должен быть больший зазор и вн. сопротивление (для повышения порога срабатывания и лучшего накопления заряда)
3) запомните хорошенько как должны работать цилиндры: +--+, -++-, +--+, -++- и т.д. Это поможет не лажануть. Провода устанавливаются не 1342 по порядку срабатывания, а 1234 (как подписано на модуле). Иначе двигатель будет чихать, пердеть, тупить и всячески вас пугать

Пришлось подвинуть бачки, т.к. коммутатор и катушку не везде поцепишь

На этот коммутатор "мгновенную диагностику" не подключишь, поэтому напишу как выставляли зажигание:
— выставляем по первой метке коленвал
— проверяем чтобы данное положение приходилось на такт сжатия (подробно не буду, гугл подскажет)
— вытаскиваем первую свечу, прислоняем к массе
— резко крутим трамблер туда-сюда и смотрим в каком его положении загорается искра вытащенной свечи. Фиксируем трамблер в этом месте, заводим. Если двигатель "останавливает" стартер — вы попали не на тот такт. Проверьте все еще раз хорошенько. Бегунок при выставленной метке скорей всего должен смотреть на центр радиатора, хоть он от шторки сильно и не зависит.
— на более-менее заведенном моторе подстраиваем трамблер чтобы повысились обороты (лучше подстраивать от позднего к раннему, т.е. крутить по часовой)

По зажиганию осталось:
1) Подстроить зажигание на ходу
2) Купить инжекторные свечи. Выбрал Bosch FR78
3) Андрей предупредил о несовершенности схемы коммутатора: на вход желательно впаять стабилитрон… Со временем что-то решу с этим вопросом, скорее всего поставлю китайскую микросхемку-стабилизатор с привязкой к ардуино. Извращение, да, зато открываются новые возможности =)

Пока рано делать выводы, о модификации не жалею. С ГБО она точно себя проявит.

www.drive2.ru

Установка БСЗ на УЗАМ 3313 — logbook IZh Москвич 412 1972 on DRIVE2

Zoom

Достаточно спорная и породившая немало срачей в интернете и жизни тема, это установка бесконтактной системы зажигания на двигатель узам. Я встречал много разных мнений на этот счет. Кто то считает для себя недопустимым любую замну заводских узлов, кто то небезосновательно аргументирует это отличием углов зажигания у безконтактных трамблеров от заводских параметров, кто то считает что любые новодельные запчасти для отечественных авто полная дрянь, и непременно развалится или не будет работать. С другой стороны есть и те хвалят более легкий запуска двигателя, стабильную работу во всем диапазоне оборотов, более мощную искру, и даже некоторую прибавку в мощности.

До этого я ездил на контактном зажигании в разных вариантах распределителя, Р118, Р147, и в последнее время новодельный Р147 распределитель производства фенокс. После настройки на стенде, он отлично подходил для штатного 1.5 мотора. Мотор был динамичным и отзывчивым, вот только контактная группа была очень слабенькая, быстро изнашивалась и требовала регулярной настройки зазора и чистки контактов. Впрочем после установки ксз стало откровенно не хватать. Как ни настраивай зажигание — мотор тупил и не ехал. По этому поводу заехал к Vof4eG. С помощью подключаемого к ноутбуку осцилографа посмотрели зажигание. Как оказалось — дело было все же в вышедшей и строя катушки зажигания, нежили в КСЗ как таковом.

Zoom

Zoom


Впрочем мне было интересно лично попробовать бесконтактную систему зажигания. Покупал я её ещё для своего красного москвича, но тут выдался отличный повод протестировать её в действии перед установкой.
При выборе распределителя руководился статьей в журнале за рулем по постройке форсированного узама большего объема. Дело в том что узамы 3313, 3318, 3320 с завода выпускались с МПСЗ, и штатной контактной системы зажигания не имели. Журнал советует для линейки 1.7-2.0 использовать распределитель с номером 5406.3706. Важно не перепутать и не поставить например волговский БСЗ распределитель — запускаться и работать двигатель на нем конечно будет, но о нормальной работе речь не идет. Такой комплект я купил в Москве на южно порту, по цене около 2500рус р.

Zoom


Я не буду расписывать процедуру установки, на данную тему уже написано достаточно инструкций, тут все стандартно.

Zoom

Zoom


Пользуясь случаем отрегулировали тепловой зазор в клапанах, протянули шпильки гбц, и проверили датчик давления масла мех манометром. Из 3 датчиков, только 1 оказался рабочий, и то впрочем занижал давление масла на 1 единицу. Так что если у кого тодатчик показывает опасно низкие значения — советую проверить в первую очередь его, а не бежать за маслом погуще. Излишне густое масло не принесет двигателю никакой пользы.

Zoom

Zoom

Zoom

После установки проверили все тем же осцилографом. Стало действительно лучше и ровнее рабоать, исчезли пропуски зажигания. Единственная деталь вызывавшая вопросы — коммутатор, который не дотягивал до заявленных характеристик. Как выяснилось спустя 1000 км, при новом замере, он действительно постепенно теряет точность и силу искры, и требует замены. К счастью распределитель зажигания и катушка оказались качественными. Поскольку 7 контактный коммутатор вещь универсальная — и подходит от вазов и иномарок с аналогичной системой зажигание, стал вопрос его выбора. Если у вас был опыт эксплуатации различных коммутаторов — пишите в комментариях, какие понравились а какие нет.

Zoom

Огромное спасибо Vof4eG за помощь в установке и диагностике!

www.drive2.com

Необычное БСЗ на Москвич — logbook Moskvich 2140 1976 on DRIVE2

Пока кое-кто из Рязани описывает французские трамблеры на заказных Москвичах, я возвращаю вас, дорогие подписчики, в реальность. Очень удачно подвернулся на распродаже неликвидных запчастей в старом автомагазине комплект очень необычного бесконтактного зажигания на Москвич производства СОАТЭ (г. Старый Оскол). В отличие от распространенного варианта с использованием датчика Холла, в таком трамблере используется индукционный датчик. Коммутатор у него тоже свой, от Волги с ЗМЗ-402, начиная с 31029.

Но для начала сделаю некоторое необходимое отступление.

Zoom

Этот автомобиль, безусловно, собирается в оригинальной комплектации, как и любой другой мой Москвич. Штатный трамблер Р118 чувствует себя неплохо, да и в целом к нему у меня претензий нет. Поиски "мощной искры" оставлю пенсионерам из СССР и великим мотористам. В общем, всё хорошо у Р118, кроме одного но. С каждым днем больше их не становится, да и сам трамблер — узел не вечный. К чему это я? Хочу или не хочу я, но иногда приходится поступаться принципами и допускать применение различных нежелательных узлов. Так случилось и в этот раз, когда в мой "стратегический запас" попала деталь, о которой стоит рассказать, поскольку информации о ней в Сети немного.

Zoom

В комплект, помимо проводов для подключения, входят:

1) Трамблер 19.3706МА
2) Транзисторный коммутатор 131.3734
3) Катушка Б116-02
4) Инструкция

Трамблеры СОАТЭ выпускались в трех вариантах: МА (для УЗАМ-412), МВ (для 412ДЭ) и М1 (для 331.10 объемом 1.5). Мой как раз в варианте МА. Наличие разных вариантов для каждого двигателя дает надежду на то, что характеристика там будет более-менее подходящей для полуторалитрового мотора. Для сравнения, распространенные трамблеры с ДХ выпускаются лишь в одном варианте, по отзывам — скорее для 1.7.

У трамблера "МА" присутствует некий октан-корректор на манер Р118, чего нет у "М1".

В качестве плюсов по сравнению с КСЗ я предполагаю, вероятно, большую надежность механических компонентов, меньшее количество точек обслуживания и более простую регулировку.
В сравнении с обычным БСЗ, помимо вероятно более подходящей характеристики для 1.5, можно отметить меньшее количество потенциально уязвимых деталей (ДХ, коммутатор и коса против коммутатора у индукционного БСЗ).
Недостатки у такого БСЗ пока предполагаю следующие. При выходе из строя РР, скорее всего, всё сгорит. А так же отмечу дороговизну коммутатора 131.3734.

К сожалению, при доставке катушка повредилась. Попробую подклеить (или я занимаюсь ерундой?). Обидно: при цене комплекта в 900р катушка отдельно стоит в обычном магазине в районе 800р.

Zoom

Некоторые выдержки из довольно подробной инструкции:

Схема

Типичные неисправности

Zoom

Типичные неисправности

Сам едва ли в ближайшее время воспользуюсь данным узлом (и даже не факт, что конкретно на этом автомобиле), поэтому вопрос гражданам: кто-нибудь такое уже использовал? Каковы ощущения, есть ли проблемы с надежностью? И есть ли электронные качественные аналоги родному коммутатору? Жду любых ваших мнений по поводу такой довольно редкой детали.

www.drive2.com


Смотрите также