Автомобильные предохранители виды и типы


Автомобильные предохранители. Виды. Проверка и замена

Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи.

Если при коротком замыкании своевременно не обесточить электропроводку автомобиля, то токоведущие жилы проводов сильно нагреются и расплавят изоляцию. В результате этого происходит воспламенение находящейся рядом обшивки салона и других элементов. Пожар быстро распространяется по всему салону, и охватывает всю машину. Скорость распространения огня настолько велика, что при приезде пожарной службы тушить бывает уже нечего.

Для предотвращения пожара в таких ситуациях путем размыкания электрической цепи способом расплавления специального легкоплавкого элемента, служат автомобильные предохранители. Срабатывание предохранителя происходит при возрастании тока выше заданной величины. Это значение плавкой вставки рассчитывается по допустимой нагрузке на электрическую цепь.

Классификация и устройство

Существует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи.

Цилиндрические автомобильные предохранители

Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока.

При установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность попадания под напряжение, хотя это и не так опасно, но можно получить ожог пальцев. Габаритные размеры блока предохранителей занимают много места. В отличие от других видов предохранителей, эти вставки не стандартизированы, поэтому при приобретении приходится довольствоваться надписями на их упаковке.

Ножевые автомобильные предохранители

Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами.

Обнаружить сгоревшую вставку не составит труда, так как пластиковый корпус выполнен прозрачным, и целостность плавкого элемента можно наблюдать визуально.

Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
Термические автомобильные предохранители

Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита.

После устранения неисправности в цепи предохранитель включается в работу нажатием кнопки.

Ленточные автомобильные предохранители

Для силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.

Существуют измененные конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны, а защищены пластиковым корпусом.

Автомобильные предохранители на иномарках

Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта.

Эта конструкция относится к дорогостоящим моделям. Она внешне похожа на обычную ножевую вставку, но работает по принципу электрического автомата, и называется прерывателем цепи.

На многих японских иномарках применяются ножевые предохранители, но отличающиеся по конструкции от отечественных образцов видом корпуса и расположением ножей.

Порог срабатывания

Правильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается.

Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:

Iном = Pмакс / U, где:

Особенности замены
Причины выхода из строя
Проверка исправности

Существует три метода, применяя которые можно проверить автомобильные предохранители.

Похожие темы:

electrosam.ru

Предохранители. — DRIVE2

Предохранитель — деталь в электрической цепи, защищающая её от теплового повреждения. Необходимость использования предохранителей вызвана тем, что при прохождении электрического тока через электрическую цепь возникает нагрев элементов цепи (проводов, выключателей и др.). При возникновении короткого замыкания электрической цепи или при чрезмерном увеличении потребляемой мощности возникает перегрев элементов цепи, который может вызвать повреждение изоляции и возгорание. Для предотвращения такого развития событий в электрическую цепь встраиваются предохранители. Предохранители различаются по конструкции и по мощности. Конструкция предохранителя зависит от фантазии изобретателя (производителя), а его мощность рассчитывается в зависимости от конкретной электрической цепи.
Где находятся предохранители в автомобиле? В автомобилях имеется несколько блоков предохранителей. Один или несколько блоков находится в моторном отсеке (рис.1)

Рис.1


и один или несколько в салоне автомобиля (рис.2).

Рис.2


В моторном отсеке находятся предохранители, защищающие электрические цепи двигателя, а в салоне — защищающие электрические цепи салона.
На крышке блока предохранителей имеется схема с указанием названия электрических цепей и мощности используемого предохранителя. Так же имеется пинцет для извлечения предохранителей из разъемов.
Срабатывание (перегорание) предохранителя — тревожный сигнал, требующий внимания. Если новый предохранитель, установленный вместо перегоревшего снова перегорел — нужно обратиться в автосервис для выяснения причины перегорания предохранителей и её устранения. Не допускается кустарный ремонт предохранителей или установка самодельных перемычек — это грозит пожаром (рис.3).

Рис.3


Нельзя использовать более мощные, чем штатные предохранители. Нельзя использовать предохранители сомнительных производителей.
Ассортимент автомобильных предохранителей довольно обширен.
В этой статье мы рассмотрим основные виды автомобильных предохранителей. Так как ни один производитель автозапчастей не выпускает всеобъемлющего ассортимента предохранителей, то и не существует их единой классификации.
Классификация предохранителей.
По принципу срабатывания:
1. Плавкие (при прохождении тока с мощностью, превышающей номинал предохранителя происходит расплавление токопроводящей части предохранителя и размыкание электрической цепи). После срабатывания (перегорания) такого предохранителя требуется его замена на новый.
2. Неплавкие (автоматы) — при прохождении тока с мощностью, превышающей номинал предохранителя происходит (электро-механическое или электронное) размыкание токопроводящей части предохранителя). После срабатывания такого предохранителя не требуется его замена на новый.
По мощности: разброс мощности автомобильных предохранителей от 3A до 300A
По дизайну:
1. Керамические (рис.4) — устаревший тип предохранителей.

Рис.4

По Bosch — torpedo fuse. Полную версию статьи можно прочитать на нашем сайте.

По Bussman — GBC fuse (рис.4b).

Рис.4b

2. Стеклянные (рис.5) — устаревший тип предохранителей.

Рис.5

По Bosch — glass fuses.

По Bussman — glass tube fuse (рис.5b)

Рис.5b

3. Перемычки (рис.6). — имеют вид пластины под крепеж болтами.
По Bosch — Fuse stripes (рис.6)

Рис.6

4. Перемычки с пластиковым корпусом среднего размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По Bussman — AMI fuse (рис.7а).

Рис.7а

По Bosch — Screw locking element midi.

5. Перемычки с пластиковым корпусом крупного размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По Bussman — AMG fuse (рис.8а).

Рис.8а

По Bosch — Screw locking element mega (рис.8b)

Рис.8b

6. Низкопрофильные предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2010 года).
По Bussman — Low-Profile ATM fuse (рис.9а).

Рис.9а

По Bosch — low-profile mini fuses (рис.9b)

Рис.9b

7. Миниатюрные плоские предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2000 года).
По Bussman — ATM blade-type fuse (рис.10а).

Рис.10а

По Bosch — mini flat connection fuses (рис.10b)

Рис.10b

8. Стандартные плоские предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных с 1980 по 2000 года).
По Bussman — ATC blade-type fuse (рис.11а).

Рис.11а

По Bosch — standard flat connection fuses (рис.11b)

Рис.11b

9. Большие плоские предохранители.
По Bussman — maxi blade-type fuse (рис.12а).

Рис.12а

По Bosch — flat connection fuses (рис.12b)

Рис.12b

10. FLF предохранители.
По Bussman — FLF fuse (рис.13а).

Рис.13а

По фирме Bosch — AS fuses (рис.13b). К сожалению количество фотографий в статье ограничено данным сайтом, полную версию статьи и все фото тут.

11. FLN предохранители.
По Bussman — FLN fuse.

12. FLS предохранители.
По Bussman — FLS fuse.

13. FMX предохранители.
По Bussman — FMX fuse.
По Bosch — J series fuses.

14. FMX_LP предохранители.
По Bussman — FMX_LP fuse.
По Bosch — low profile J series fuses.

15. FLD предохранители.
По Bussman — FLD fuse.

16. FLM предохранители.
По Bussman — FLM fuse.
По Bosch — B series fuses.

17. Многоконтурные предохранители.

Спасибо за внимание.

www.drive2.ru

Предохранители автомобильные: виды, типы, номинал

Электрика и электроника остается той областью, в которой свободно себя чувствует наименьшее количество автомобилистов. В статье рассмотрим предохранители автомобильные, виды плавких вставок, как их правильно менять, а также основные правила подключения дополнительного оборудования.

Роль в электрической цепи

Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью.

Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.

В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:

Порог срабатывания

Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где

Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.

Типы

Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:

Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.

1А – черные10А – красные40А – оранжевые
2А – серые15А – голубые60А – голубые
3А – фиолетовые20А – желтые70А – коричневые
4А – розовые25А – белые80А – светло-желтые
5А – желто-оранжевые30А – зеленые100А – сиреневые
7,5А – коричневые35А – светло-фиолетовые

Замена, защита цепей при установке доп. оборудования

Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.

Для того чтобы понять, какой именно элемент следует менять, вам нужно просто проверить работоспособность определенной системы питания авто. Включите, например, дворники и проверьте контролькой наличие напряжения на ножках между перемычкой предохранителя, защищающего эту цепь. Также для этих целей подойдет мультиметр.

При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.

Как выбрать

Предохранители для своего авто следует покупать только от проверенных производителей. Нередки случаи, когда предохранители плохого качества расплавляли изоляцию проводов цепи, посадочное место в монтажном блоке, но сами не перегорали. Скорее всего, расплавится вставка уже в процессе горения авто. Если говорить о фирмах, хорошо зарекомендовавших себя на практике, то можно выделить предохранители AVAR и TESLA.

Если вы не уверены в качестве купленных изделий, проверьте 1-2 плавкие вставки, специально пустив через них ток, при котором они должны перегореть. Для теста вам необходимо собрать цепь с электроприбором, потребление которого больше номинальной силы тока предохранителя. Величину тока в цепи можно рассчитать по формуле: I=P/U, где

В качестве простейшей альтернативы можете сымитировать КЗ.

autolirika.ru

Автомобильные предохранители. Типы и виды.

Половина неисправностей электрооборудования автомобилей связана с предохранителями. Их количество в машине может быть больше ста.

Водитель должен знать виды автомобильных предохранителей, их назначение, способы проверки работоспособности, методы замены и определения номинала.

Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи.

Если при коротком замыкании своевременно не обесточить электропроводку автомобиля, то токоведущие жилы проводов сильно нагреются и расплавят изоляцию. В результате этого происходит воспламенение находящейся рядом обшивки салона и других элементов. Пожар быстро распространяется по всему салону, и охватывает всю машину. Скорость распространения огня настолько велика, что при приезде пожарной службы тушить бывает уже нечего.

Для предотвращения пожара в таких ситуациях путем размыкания электрической цепи способом расплавления специального легкоплавкого элемента, служат автомобильные предохранители. Срабатывание предохранителя происходит при возрастании тока выше заданной величины. Это значение плавкой вставки рассчитывается по допустимой нагрузке на электрическую цепь.

Классификация и устройство

Существует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи.

Цилиндрические автомобильные предохранители

Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока.

При установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность попадания под напряжение, хотя это и не так опасно, но можно получить ожог пальцев. Габаритные размеры блока предохранителей занимают много места. В отличие от других видов предохранителей, эти вставки не стандартизированы, поэтому при приобретении приходится довольствоваться надписями на их упаковке.

Ножевые автомобильные предохранители

Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами.


Нажмите чтобы увеличить

Обнаружить сгоревшую вставку не составит труда, так как пластиковый корпус выполнен прозрачным, и целостность плавкого элемента можно наблюдать визуально.

Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
  • Мини – маленькие.
  • Макси – большие.
  • Стандарт – средние.

Термические автомобильные предохранители

Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита.

После устранения неисправности в цепи предохранитель включается в работу нажатием кнопки.

Ленточные автомобильные предохранители

Для силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.

Существуют измененные конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны, а защищены пластиковым корпусом.

Автомобильные предохранители на иномарках

Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта.

Эта конструкция относится к дорогостоящим моделям. Она внешне похожа на обычную ножевую вставку, но работает по принципу электрического автомата, и называется прерывателем цепи.

На многих японских иномарках применяются ножевые предохранители, но отличающиеся по конструкции от отечественных образцов видом корпуса и расположением ножей.

Порог срабатывания

Правильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается.

Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:

Iном = Pмакс / U, где:

  • I ном – номинальное значение тока, А.
  • Р макс – наибольшая мощность потребителя, обозначаемая на нем, Вт.
  • U – напряжение бортовой сети, В.

Особенности замены

  • ​​​​​​​При установке нового предохранителя следует применять только аналогичный вид такого же номинала по току. Если номинальный ток сделать выше, то он не будет срабатывать при нештатных ситуациях. Например, если на стеклоочистителях заклинит электродвигатель, то вставка не сработает, что приведет к расплавлению электрической проводки и дальнейшим печальным последствиям, рассмотренным нами выше.
  • Занижение величины тока вставки также не даст ничего хорошего. При включении нагрузки легкоплавкая часть будет быстро разрушаться и обесточивать цепь, даже при отсутствии аварийных ситуаций.
  • При замене следует определять ток не только по обозначению на корпусе предохранителя, но и посмотреть маркировку гнезда, из которого его вытащили. Это актуально для автомобилей, приобретенных у других хозяев, или вышедших из авторемонтной мастерской, так как нет уверенности в том, что другой хозяин или автомастер не установили вместо сгоревшей вставки ту, которая была в наличии, не обращая внимание на ее номинал.
  • Если после замены предохранитель снова вышел из строя, не следует повышать его номинал. Даже незначительная попытка увеличения номинала может привести к возгоранию. Чтобы выяснить, в чем проблема в проводке, следует обратиться к специалистам.

  • Если вы имеете достаточную квалификацию, и можете своими руками отремонтировать и устранить неисправности в электропроводке, то рекомендуется иметь в машине электрическую схему. В разных модификациях автомобилей одной и той же марки могут иметься существенные отличия в электрических схемах: одни и те же нагрузки могут работать от разных вставок, цвета проводов не всегда совпадают.
  • По схеме необходимо определить, какие потребители подключены к вышедшему из строя предохранителю, и имеются ли какие-либо разъемы, с помощью которых возможно их отключение. Устанавливая исправную вставку, поочередно отключая и подключая все потребители, определяют от чего произошло расплавление легкоплавкого элемента.
  • Если все питающиеся устройства исправны, то следует проверить сам блок предохранителей, а также жгуты электропроводки, которые отходят от него в салон. Это довольно трудоемкая работа, и требует определенной квалификации.
  • Пользоваться «жучками» запрещается. Даже если будет правильно подобрано сечение провода по его току, то он не способен создать необходимую надежность контакта с цепью. Там, где будет установлен «жучок», контакты будут нагреваться, от чего может расплавиться пайка колодок предохранителей, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Причины выхода из строя
  • Плохая фиксация в гнезде блока.
  • Внутри электрического двигателя какого-либо потребителя увеличилась нагрузка по току из-за большой механической нагрузки. Чаще всего такая причина возникает при работе стеклоочистителей.
  • Неверный выбор модели (слишком маленький корпус).
  • Механические повреждения корпуса предохранителя, вибрационные нагрузки, чрезмерный нагрев.
Проверка исправности

Существует три метода, применяя которые можно проверить автомобильные предохранители.

  • Первый метод заключается в извлечении и визуальном осмотре целостности легкоплавкого элемента. Это не дает полной гарантии точного определения.
  • Проверка тестером. В этом случае предохранитель проверяют тестером на предмет наличия повреждения его цепи. Если цепь исправна, то стрелка тестера покажет нулевое сопротивление. Цифровой прибор также покажет величину сопротивления, близкого к нулевому значению.
  • Проверка пробником. Это наиболее удобный метод, так как нет необходимости вытаскивать вставку из гнезда. Пробник представляет собой любой индикатор напряжения, либо лампочка с проводами. Для проверки необходимо включить неработающую цепь. Один провод пробника подключают на массу автомобиля, а другим касаются сначала одной клеммы предохранителя, а затем другой. Если на одной клемме напряжение есть, а на другой нет, то плавкий элемент расплавился.

Источник: electrosam.ru.

www.vk-sto.by

Предохранители в автомобилях

Предохранитель - деталь в электрической цепи, защищающая её от теплового повреждения. Необходимость использования предохранителей вызвана тем, что при прохождении электрического тока через электрическую цепь возникает нагрев элементов цепи (проводов, выключателей и др.). При возникновении короткого замыкания электрической цепи или при чрезмерном увеличении потребляемой мощности возникает перегрев элементов цепи, который может вызвать повреждение изоляции и возгорание. Для предотвращения такого развития событий в электрическую цепь встраиваются предохранители. Предохранители различаются по конструкции и по мощности. Конструкция предохранителя зависит от фантазии изобретателя (производителя), а его мощность рассчитывается в зависимости от конкретной электрической цепи.

Где находятся предохранители в автомобиле?

В автомобилях имеется несколько блоков предохранителей. Один или несколько блоков находится в моторном отсеке (рис.1) и один или несколько в салоне автомобиля (рис.2). В моторном отсеке находятся предохранители, защищающие электрические цепи двигателя, а в салоне - защищающие электрические цепи салона.

Рис.1 Рис.2

На крышке блока предохранителей имеется схема с указанием названия электрических цепей и мощности используемого предохранителя. Так же имеется пинцет для извлечения предохранителей из разъемов.

Срабатывание (перегорание) предохранителя - тревожный сигнал, требующий внимания. Если новый предохранитель, установленный вместо перегоревшего снова перегорел - нужно обратиться в автосервис для выяснения причины перегорания предохранителей и её устранения. Не допускается кустарный ремонт предохранителей или установка самодельных перемычек - это грозит пожаром (рис.3). Нельзя использовать более мощные, чем штатные предохранители. Нельзя использовать предохранители сомнительных производителей.

Рис.3

Ассортимент автомобильных предохранителей довольно обширен. В этой статье мы рассмотрим основные виды автомобильных предохранителей. Так как ни один производитель автозапчастей не выпускает всеобъемлющего ассортимента предохранителей, то и не существует их единой классификации.

Классификация предохранителей.


По принципу срабатывания:

1. Плавкие (при прохождении тока с мощностью, превышающей номинал предохранителя происходит расплавление токопроводящей части предохранителя и размыкание электрической цепи). После срабатывания (перегорания) такого предохранителя требуется его замена на новый.
2. Неплавкие (автоматы) - при прохождении тока с мощностью, превышающей номинал предохранителя происходит (электро-механическое или электронное) размыкание токопроводящей части предохранителя). После срабатывания такого предохранителя не требуется его замена на новый.
По мощности:
разброс мощности автомобильных предохранителей от 3A до 300A
По дизайну:

1. Керамические (рис.4) - устаревший тип предохранителей.

Рис.4

По фирме
Bosch - torpedo fuse (рис.4a)
По фирме Bussman GBC fuse (рис.4b).

Рис.4a

Рис.4b

2. Стеклянные (рис.5) - устаревший тип предохранителей.
По фирме Bosch - glass fuses (рис.5a)
По фирме Bussman - glass tube fuse (рис.5b)

Рис.5 Рис.5a Рис.5b

3. Перемычки (рис.6). - имеют вид пластины под крепеж болтами.
По фирме Bosch - Fuse stripes (рис.6)

Рис.6

4. Перемычки с пластиковым корпусом среднего размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По фирме Bussman - AMI fuse (рис.7а).

По фирме Bosch - Screw locking element midi (рис.7b)

Рис.7a

Рис.7b

5. Перемычки с пластиковым корпусом крупного размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По фирме Bussman - AMG fuse (рис.8а).

По фирме Bosch - Screw locking element mega (рис.8b)

Рис.8a

Рис.8b

6. Низкопрофильные предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2010 года).
По фирме Bussman - Low-Profile ATM fuse (рис.9а).

По фирме Bosch - low-profile mini fuses (рис.9b)

Рис.9a

Рис.9b

7. Миниатюрные плоские предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2000 года).
По фирме Bussman - ATM blade-type fuse (рис.10а).

По фирме Bosch - mini flat connection fuses (рис.10b)

Рис.10a

Рис.10b

8. Стандартные плоские предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных с 1980 по 2000 года).
По фирме Bussman - ATC blade-type fuse (рис.11а).

По фирме Bosch - standard flat connection fuses (рис.11b)

Рис.11b

9. Большие плоские предохранители.

По фирме Bussman - maxi blade-type fuse (рис.12а).

По фирме Bosch - flat connection fuses (рис.12b)

Рис.12a

Рис.12b

10. FLF предохранители.
По фирме Bussman - FLF fuse (рис.13а).

По фирме Bosch - AS fuses (рис.13b)

Рис.13a

Рис.13b

11. FLN предохранители.
По фирме Bussman - FLN fuse (рис.14).

12. FLS предохранители.

По фирме Bussman - FLS fuse (рис.15).

Рис.14

Рис.15

13. FMX предохранители.
По фирме Bussman - FMX fuse (рис.16a).

По фирме Bosch - J series fuses (рис.16b)

Рис.16a

Рис.16b

14. FMX_LP предохранители.

По фирме Bussman - FMX_LP fuse (рис.17a).

По фирме Bosch - low profile J series fuses (рис.17b)

Рис.17a

Рис.17b

15. FLD предохранители.
По фирме Bussman - FLD fuse (рис.18).

16. FLM предохранители.

По фирме Bussman - FLM fuse (рис.19a).

По фирме Bosch - B series fuses (рис.19b)

Рис.18

Рис.19a

Рис.19b

17. Многоконтурные предохранители.

Рис.20

Рис.20a

stars-auto.com

Предохранители автомобильные: виды, типы, номинал

Электрика и электроника остается той областью, в которой свободно себя чувствует наименьшее количество автомобилистов. В статье рассмотрим предохранители автомобильные, виды плавких вставок, как их правильно менять, а также основные правила подключения дополнительного оборудования.

Роль в электрической цепи

Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью.

Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.

В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:

Порог срабатывания

Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где

Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.

Типы

Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:

Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.

1А – черные10А – красные40А – оранжевые
2А – серые15А – голубые60А – голубые
3А – фиолетовые20А – желтые70А – коричневые
4А – розовые25А – белые80А – светло-желтые
5А – желто-оранжевые30А – зеленые100А – сиреневые
7,5А — коричневые35А – светло-фиолетовые

Замена, защита цепей при установке доп. оборудования

Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.

Для того чтобы понять, какой именно элемент следует менять, вам нужно просто проверить работоспособность определенной системы питания авто. Включите, например, дворники и проверьте контролькой наличие напряжения на ножках между перемычкой предохранителя, защищающего эту цепь. Также для этих целей подойдет мультиметр.

При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.

Как выбрать

Предохранители для своего авто следует покупать только от проверенных производителей. Нередки случаи, когда предохранители плохого качества расплавляли изоляцию проводов цепи, посадочное место в монтажном блоке, но сами не перегорали. Скорее всего, расплавится вставка уже в процессе горения авто. Если говорить о фирмах, хорошо зарекомендовавших себя на практике, то можно выделить предохранители AVAR и TESLA.

Если вы не уверены в качестве купленных изделий, проверьте 1-2 плавкие вставки, специально пустив через них ток, при котором они должны перегореть. Для теста вам необходимо собрать цепь с электроприбором, потребление которого больше номинальной силы тока предохранителя. Величину тока в цепи можно рассчитать по формуле: I=P/U, где

В качестве простейшей альтернативы можете сымитировать КЗ.

Поделиться "Предохранители автомобильные: виды, типы, номинал"

mttunost.ru

Как выбрать предохранители для автомобиля

Несмотря на свой достаточно маленький размер, автомобильный предохранитель имеет огромное значение в работоспособности автомобиля и каждой отдельно взятой его системы. Надёжность и состояние предохранителя напрямую влияет на целостность и сохранность всего транспортного средства. Каждый автомобилист обязан знать, какими бывают предохранители и где они находятся. Это позволит при необходимости заменить их своими руками, не обращаясь за помощью к специалистам. Предохранители необходимы для защиты бортовой электросети от резких скачков напряжения, которые возникают в случае короткого замыкания. Благодаря легкоплавкому элементу, при опасности она плавится, тем самым разрывая контакт между оборудованием и питанием, идущим на него. Размыкая сеть, сгорает только предохранитель, но остаётся целым и невредимым узел, система или агрегат, которые были под его защитой. В выходе из строя этих элементов нет ничего страшного. Замена легко выполняется своими руками, а сами они достаточно дешёвые. Их стоимость в десятки, а порой и сотни раз меньше, нежели цена оборудования, которое защищает предохранитель.

Рекомендации по выборы автомобильных предохранителей.

Разновидности

Для начала разберёмся в существующих типах автомобильных предохранителей. Их можно классифицировать в зависимости от используемых материалов и самой конструкции. Поскольку теперь каждый знает, что чего в автомобиле нужны эти самые предохранители, стоит изучить их разновидности. Теперь к вопросу о том, какие бывают предохранители, использующиеся в авто. Начнём с материалов изготовления. Тут ключевую роль играет то, из чего сделана именно легкоплавкая составляющая. Потому элементы делят на:

Важнейшей характеристикой изделия является скорость или время срабатывания. То есть промежуток времени, за который плавкий элемент успевает расплавиться и разъединить цепь. Чем быстрее вставка сможет расплавиться, тем меньше вероятность, что пострадает защищаемое оборудование. Чтобы добиться желаемого результата, эти вставки изготавливаются из специальных сплавов и металлов, которые характеризуются низкой температурой плавления. Они способны быстро переходить из твёрдого в жидкое состояние. Для увеличения скорости срабатывания, в конструкциях некоторых предохранителей дополнительно предусматривается наличие системы подпружинивания. Конструктивно предохранители, используемые для авто, можно разделить на пальчиковые и флажковые.

Пальчиковые изделия получили широкое распространение на классических моделях автомобилей отечественного автопроизводителя в лице АвтоВАЗ. Это стержни, на которые надевается специальная плавкая перемычка. При этом пальчиковые защитные конструкции для авто делятся на пластиковые и керамические предохранители. Учитывая некоторые особенности предохранительных блоков, которыми оснащаются автомобили Жигули, наиболее предпочтительным вариантом считается именно керамический элемент. Он обладает большей устойчивостью по отношению к высокой температуре, считаются надёжнее и не способствуют ложному срабатыванию, если предохранитель начинает греться.

Но на современных автомобилях от пальчиковых конструкций отказались. Теперь основную массу предохранителей представляют флажковые защитные элементы. Они превосходят пальчиковые аналоги по удобству применения, а также опережают в плане надёжности. Флажковые также часто называют ножевыми, поскольку их конструкция предусматривает наличие пары ножек, необходимых для контакта при установке в своё гнездо внутри предохранительного блока. Наименование флажковых предохранителей можно объяснить прямоугольной или квадратной верхней частью, где и располагается непосредственно сам легкоплавкий элемент или перемычка. Головки на флажках делают разного цвета, который напрямую зависит от номинала. Визуально действительно напоминает флаг, откуда и пошло соответствующее название. Флажковые элементы в предохранительном блоке ценятся за хороший и крепкий контакт в посадочном гнезде. Но для извлечения устройства требуется использовать специальное приспособление.

Автопроизводители предусматривают этот момент, и размещают щипцы из пластика на крышке предохранительного блока с его внутренней стороны. При необходимости такой инструмент легко найти в любом магазине автомобильных товаров. Если действуете в экстремальных условиях, либо просто некогда искать и покупать щипцы, можно ухватиться на флажок с помощью плоскогубцев. Но здесь крайне важно быть аккуратным, чтобы случайно не спровоцировать замыкание выводов. Лучше всё же взять специализированное приспособление.

Понятие номинала

Чтобы изучить все существующие виды предохранителей, используемых для авто, недостаточно знать про конструкцию и материал. Здесь большое значение играют номиналы, то есть размеры силы тока, который элемент способен через себя пропустить. При выборе предохранителей для авто, которые нужны в качестве замены сгоревшим, всегда и обязательно необходимо смотреть на эту характеристику. Дело всё в том, что на различные электролинии в транспортном средстве подключается разное количество электрозависимого оборудования. У каждого энергопотребителя есть своя определённая мощность. Вполне логично и закономерно, что для цепи питания головной оптики нужна пропускная способность значительно выше, чем в случае с цепью для питания подсветки салона. Это означает, что предохранитель фар обязан иметь большую мощность, чем защитный элемент для салонной подсветки. Номинал, означающий силу тока, способную проходить через предохранитель, измеряют в Амперах. Номинал во многом зависит от того, какой тип предохранителя используется. Флажковые значительно разнообразнее в этом компоненте, и представлены с разными номинальными значениями. А уже достаточно устаревшие пальчиковые конструкции имеют всего 2 вида номиналов. Это 16 и 8 Ампер.

Зависимость цвета от номинала

Опытные автомобилисты могут просто по цвету флажкового предохранителя точно сказать, какой номинал у того или иного предохранителя. Не лишним будет изучить все виды номиналов и типы их цветового обозначения. Представленные разновидности защитных элементов стандартизированы, а потому применяются на всех современных автомобилях. То есть автомобильные предохранители разных марок и моделей всё равно примерно имеют одинаковые цветовые оформления в зависимости от значения номинала. Могут отличаться по оттенкам. Предлагаем вам также ознакомиться с этой характеристикой и узнать, при каком цвете какое номинальное значение силы тока будет у защитного компонента.

Важно учитывать, что оттенки девайсов могут несколько отличаться. Потому лучше предварительно заглянуть в руководство по эксплуатации конкретно вашего автомобиля, а также внимательно изучить информацию на крышке предохранительного блока и цифровые обозначения на самих предохранителях. Значение номинала рассчитывают исходя из того, какая нагрузка ложится на электроцепь, когда включаются все запитанные через предохранитель потребители, плюс даётся небольшой запас по прочности. Все эти параметры просчитывают ещё на этапе производства. Информация о расположении и назначении каждого отдельно взятого предохранителя детально описывается в руководстве по эксплуатации и в инструкциях по ремонту. Плюс сама крышка блока с предохранителями также содержит полезную и необходимую автомобилисту информацию. Прежде чем менять сгоревший элемент, нужно проверить, какое у него значение номинала, купить такой же флажок, и установить его на место старого элемента защиты.

Почему важно не перепутать предохранители

Каждый из вас уже прекрасно знает и понимает, что для всех предохранителей предусмотрен определённый номинал, и он адаптирован под конкретные посадочные гнёзда. Каждое гнездо ведёт к той или иной электрической линии автотранспортного средства. Если автомобилист по ошибке или из-за отсутствия соответствующих знаний перепутает места посадки предохранителей, которые отличаются по номиналу, могут возникнуть достаточно серьёзные проблемы. Когда номинал оказывается чрезмерно маленьким, то плавкий элемент будет разрушаться очень быстро при сравнительно небольших нагрузках. Само электрозависимое оборудование, к которому подведён этот предохранитель, может работать в штатном режиме и при стандартных нагрузках. Но сам защитный элемент адаптирован под меньшую силу тока. И если он сталкивается со значением, превышающим его порог плавления, легкоплавкая составляющая разрушается, цепь размывается и оборудование отключается. Здесь не обязательно нужно, чтобы произошло короткое замыкание. Предохранитель сгорит и без него.

Есть и другая ситуация, когда на место легкоплавкого флажка с маленьким номиналом устанавливают предохранители, рассчитанные на большую нагрузку. Тогда с защитным элементом может ничего не произойти даже при значительном повышении силы тока, вплоть до короткого замыкания. Плавкий компонент не воспринимают нагрузку как высокую, но для подзащитного оборудования значения превысили допустимую норму. Происходит короткое замыкание, а цепь не размыкается. Поскольку защитный элемент не сработал, начинает гореть электропроводка автомобиля, может выйти из строя всё оборудование. Как вы можете наглядно видеть, крайне нежелательно путать между собой предохранители, которые обладают разными номинальными значениями. Нужно использовать исключительно те легкоплавкие элементы, которые предусмотрел автопроизводитель для каждого конкретного посадочного гнезда в предохранительном блоке. Этот же фактор запрещает и настоятельно не рекомендует использовать при замене предохранителей подручные средства, такие как проволока, монета и прочие инструменты. Обычно подобным образом поступают в ситуациях, когда специальные щипцы отсутствуют, а нужно срочно поменять сгоревший элемент. Но вы сильно рискуете, используя подручные инструменты. Особенно это касается любых металлических предметов.

Тут важно понимать, что предохранитель вряд ли будет просто так перегорать, если он установлен в правильное гнездо и имеет соответствующий номинал. С помощью проволоки или монеты разомкнуть цепь, когда в электрооборудовании произошло короткое замыкание, не удастся. Вы лишь спровоцируете ещё большие проблемы. Ваши попытки воспользоваться металлическим предметом могут привести к возгоранию и пожару. Потому только специальные щипцы. Если вы потеряли заводской инструмент, который обычно находится на внутренней стороне крышки предохранительного блока, купите новые щипцы в автомагазине.

Рекомендации по выбору

Чтобы предохранитель не подвёл в самый ответственный момент, перед его установкой нужно убедиться в эффективности защитных характеристик элемента. Старые сгоревшие флажки не подлежат ремонту. Это доступные по цене расходники, которые меняют по мере необходимости. Но прежде чем устанавливать новый элемент, нужно разобраться в причинах выхода из строя его предшественника. Когда в машине есть проблемы, простая замена ничего не даст. Новый предохранитель сгорит так же быстро, как и предыдущий. Менять его по несколько раз в неделю точно не вариант. Если проблема с автомобилем решена, то можно смело покупать и устанавливать защитный компонент в предохранительный блок в соответствующее номиналу посадочное гнездо. При выборе рекомендуется придерживаться нескольких простых советов.

  1. Производитель. Доверяйте хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, которые выпускают действительно качественные изделия. Поскольку предохранители дешёвые и очень востребованные, многие пытаются вывести на рынок свой продукт. И далеко не всегда он обладает хорошим уровнем качества. Даже такие элементы лучше брать от проверенных изготовителей.
  2. Место покупки. Красивая упаковка и известное название на ней ещё не говорит о том, что перед вами хороший предохранитель. Часто автомобилисты сталкиваются с подделками и дешёвыми копиями оригинальных защитных устройств. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется обращаться к сертифицированным продавцам и магазинам с хорошей репутацией.
  3. Толщина. Бывает так, что предохранители, имеющие разный номинал, в своей конструкции имеют абсолютно одинаковые по толщине легкоплавкие перемычки. Это явный признак подделки или низкокачественного изделия. Чем выше номинал, тем толще перемычка, поскольку она рассчитана на плавление при более высоких нагрузках. Если вы заметили одинаковую толщину на номинально разных предохранителях, смело выкидывайте всю упаковку. Такие элементы к применению непригодны.
  4. Проверка коротким замыканием. Редко предохранители продаются и покупаются поштучно. Обычно это целая упаковка, которая долго и верно служит автовладельцу, хранится в гараже или в машине, чтобы при необходимости всегда был запасной предохранитель. Можно пожертвовать одним из них, тем самым удостовериться в качестве всей партии. Для этого выполняют короткое замыкание вручную. Только не нужно для этих целей жертвовать своим автомобилем. Достаточно подключить к выводам защитного элементы пару проводов через клеммы типа мама, а обратные концы соединить с выводами на автомобильной аккумуляторной батарее. При этом обязательно отключите батарею от электрической сети самого транспортного средства. После такого соединения хороший и функционирующий предохранитель сгорает. Если же легкоплавкий элемент остаётся целым, но начинает плавиться сам корпус, перед вами плохие предохранители. Использовать их категорически не рекомендуется.

Самым действенным способом обеспечить длительную и безотказную работу для предохранителей является ряд мер, направленных на предотвращение возможного возникновения короткого замыкания в бортовой электрической сети. Старайтесь не перегружать автомобиль лишним оборудованием, реально оценивать возможности генератора и аккумуляторной батареи. Также всегда следите за состоянием электрозависимых узлов, систем и механизмов. Нельзя полноценно защититься от короткого замыкания и перегрузки электросистемы автотранспортного средства. Для этого и предусмотрены специальные предохранители, которые фактически приносят себя в жертву, чтобы не пострадало само оборудование. Ведь его стоимость значительно выше по сравнению с ценой на один простой предохранитель.

drivertip.ru

Автомобильные предохранители — конструкции, виды, как выбрать?

По мере развития электроники появляется все больше схем, защищающих электрические цепи от перегрузки. Однако так называемая последняя линия защиты практически повсеместно основана на плавких предохранителях. Автомобили – не исключение.

В них много электрических цепей и предохранителей. Низкое напряжение 12 В обуславливает даже при сравнительно небольших электрических мощностях токи большой силы. Они при длительном воздействии могут расплавить изоляцию и привести к аварии. Поэтому целесообразнее пожертвовать предохранителем. О них и расскажем более подробно далее.

Особенности конструкции

Пониженное напряжение и значительные токи определяют нижнюю границу номинала автомобильных предохранителей в 5 А. Но среди большого их  количества можно найти модели с наибольшим значением 30 А и даже больше. Для получения надежного контакта, который необходим при токе большой силы, а также удобства замены этого изделия, предохранитель выглядит как плоский штекер с контактами в виде лезвий ножа. Его так и называют – предохранитель ножевой, или штекерный.  

Для того чтобы получить оптимальное соответствие мощностям в электрических цепях, предохранители выпускаются в трех типоразмерах. Для удобства визуального контроля электрических цепей используется цветовая маркировка номиналов этих изделий. Цвет и размеры также значительно упрощают работу продавцов автомагазинов, поскольку по ним легче найти тот или иной предохранитель.

Типоразмеры предохранителей Типоразмеры автомобильных ножевых предохранителей и цветовая маркировка их соответственно номинальному току Визуализация конструктивных разновидностей автомобильных предохранителей

Прогресс затронул и, казалось бы, такую консервативную область техники, как плавкие предохранители. Сейчас уже мало квартир, в которых применяются аналогичные предохранителям пробки. Похоже, что аналогичная ситуация скоро сложится и с автомобильными предохранителями. В них все шире используются конструктивные аналоги автоматических пробок – термические предохранители. Пример такой модели показан на изображении далее. После срабатывания это устройство возвращается в исходное состояние нажатием на кнопку спустя определенное время после естественного охлаждения срабатывающего механизма. 

Термический предохранитель

Там, где существует определенная техническая потребность и конструктивные условия, используются ленточные модели. Для них характерны две разновидности – бескорпусные и корпусные. Бескорпусные – наиболее дешевый вариант, но при этом с определенным недостатком. При срабатывании появляются в виде загрязнения его расплавленные частицы. Чтобы такого мусора не было, надо использовать более дорогие корпусные ленточные предохранители.

Ленточный вариант

В дорогих автомобилях, в которых существенное внимание уделено надежности, используются предохранители, особо устойчивые к вибрациям, которых в авто хоть отбавляй. Эти модели крепятся всего одним винтом, в отличие от ленточных, и показаны ниже:

Модели для крепления одним винтом

Автопроизводители некоторых стран являются сторонниками предохранителей специфической конструкции. Например, японский автопром. В его продукции много предохранителей ножевого типа, но с иными по форме клеммами и корпусом, что хорошо видно на следующем изображении:

Модели, применяемые в автомобилях японских марок

Его можно сопоставить с сечением провода в соответствии с данными следующей таблицы:

Указанную в таблице силу тока умножаем на 1,5 и получаем номинал предохранителя для данного провода

О важности правильной замены

Изменение параметров предохранителя в автомобиле может дорого обойтись его владельцу. Поэтому ни в коем случае нельзя увеличивать номиналы уже задействованных предохранителей. А при тюнинге, связанном с добавлением новых электрических цепей, желательно найти их аналог по электропотреблению и поставить в новой цепи такой же предохранитель. В основном эти изделия расположены на специальной панели под капотом. Здесь сосредоточены все самые важные предохранители.

Последствия применения неправильного предохранителя

Но в зависимости от марки авто, в ней имеются такие места с предохранителями, которые скрыты элементами декора. Поэтому, если возникла неисправность, которая не устраняется перебором этих элементов защиты, надо обратиться к технической документации автомобиля и таким способом найти перегоревший предохранитель в каком-либо невидимом на первый взгляд месте.

Поиск отработанного элемента

Как правило, перегоревший предохранительный элемент приводит к последствиям, которые автовладелец быстро замечает. Если у него уже есть опыт, найти этот предохранитель удается быстро. Но если неисправность до этого не появлялась, скорее всего, большинство автовладельцев откроют капот и начнут поочередно просматривать предохранители на панели. Но в этом способе есть тонкость. Ведь контакт может пропасть не только от сгорания плавкой вставки, но и от окисления, ослабления упругих свойств клеммы.

Надо взять любой тестер с достаточно тонкими щупами и задать в его настройках измерение постоянного напряжения равного или близкого к 12 В. Затем замерить на каждом предохранителе напряжение. На целом элементе его не будет. А на перегоревшем или неисправном прибор покажет напряжение аккумулятора. Прикасаться надо к клеммам панели, в которые вставлен предохранитель. Они легкодоступны. Это хорошо видно на изображении далее. Перед проверкой надо подать напряжение на те элементы, которые обслуживает проверяемая панель.

Предохранитель

Выбираем качественное изделие

Предохранители должны быть в запасе. Причем в количестве нескольких штук. Обычно после того как сгоревший элемент найден, начинается поиск причины его перегорания. После этого ставится новый предохранитель, который, как правило, также перегорает, поскольку причина кроется в другом. Так чаще всего «убивается» три-четыре элемента, и только после этого причина находится и устраняется.

Очевидно, что плавкие предохранители – это расходный материал. А это, как известно, Клондайк для производителей. Особенно для китайских, которые часто производят некачественный товар любого вида. И предохранители не являются исключением из этого правила. Поэтому, прежде чем купить 5–10 элементов, рекомендуем купить сначала один и проверить его. Если проверка пройдена, можно взять больше.

А суть проверки состоит в сравнении свойств плавкой вставки и обычного медного провода, точнее, тонкой жилки. Ведь плавкая вставка в качественном изделии изготовлена из специального сплава. Но сделать «жучок» и продать изделие тиражом в миллионы штук – значит получить сверхприбыль. Чтобы убедиться в покупке нормального предохранителя, надо присоединить к его клеммам жилку, соизмеримую по толщине с его штатной плавкой вставкой. А затем присоединить клеммы к аккумулятору. Если жилка не перегорела, значит предохранитель нормальный. И наоборот. 

Проверка любого предохранителя, извлеченного из своих посадочных приспособлений, сводится к визуальному контролю и «прозвону» тестером.

Похожие статьи:

domelectrik.ru

Какие бывают автомобильные предохранители

Электрика и электроника остается той областью, в которой свободно себя чувствует наименьшее количество автомобилистов. В статье рассмотрим предохранители автомобильные, виды плавких вставок, как их правильно менять, а также основные правила подключения дополнительного оборудования.

Роль в электрической цепи

Многочисленные случаи перегорания электронной составляющей целых систем, возгорания автомобилей подтверждают тот факт, что к электричеству необходимо относиться если не с опаской, то с большой осторожностью.

Предохранитель предназначен для размыкания защищаемой цепи методом разрушения специально предусмотренной для этого токопроводящей части. Разрушение происходит при превышении номинального тока, на который рассчитан предохранитель. Номинальная сила тока плавкой вставки подбирается в соответствии с допустимой нагрузкой на защищаемую цепь, а также с учетом расчетного потребления тока электроприборами, включенными в цепь.

В случае нештатной ситуации первой обязана сгореть плавкая вставка, разомкнув при этом цепь и сохранив автомобиль от возгорания. К чрезмерному нагреву элементов цепи, что является потенциально опасной ситуацией, приводит:

Порог срабатывания

Как вы уже могли догадаться из описания предназначения автомобильных предохранителей, суть правильного выбора предохранителя заключается в подборе уровня сопротивления плавкой части. Разрушение происходит вследствие теплового действия тока. Превышение номинального значения ведет к чрезмерному нагреву плавкой части, что провоцирует ее расплавление (перегорание) и разрыв цепи.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U, где

Гораздо удобней использовать готовые таблицы, в которых указаны допуски по мощности для каждого типа предохранителя.

Согласно классификации по типу срабатывания, в авто применяются плавкие предохранители. Существует 3 типоразмера:

Но главное разделение, разумеется, идет по величине номинальной силы тока. Для удобства пользователей за определенной величиной номинального тока закреплен цвет корпуса. Но ориентироваться только на цвет не стоит, так как производителю никто не запрещает изменить цветовую гамму своих изделий.

1А – черные 10А – красные 40А – оранжевые
2А – серые 15А – голубые 60А – голубые
3А – фиолетовые 20А – желтые 70А – коричневые
4А – розовые 25А – белые 80А – светло-желтые
5А – желто-оранжевые 30А – зеленые 100А – сиреневые
7,5А — коричневые 35А – светло-фиолетовые

Замена, защита цепей при установке доп. оборудования

Менять штатные предохранители необходимо на изделия точно такого же номинала. Вся необходимая информация представлена в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. Если предохранитель перегорел 2-3 раза подряд, ищите неисправность в цепи. Ни в коем случае не устанавливайте плавкую вставку большего номинала. Также не следует менять электропредохранитель на «жука». Починить плавкую вставку в дороге с помощью проволоки можно, но длину и сечение проводника следует подобрать таким образом, чтобы проволока имела такой же номинальный ток, как и штатный предохранитель. Для этого в сети имеются все необходимые формулы и таблицы с готовыми переменными.

Для того чтобы понять, какой именно элемент следует менять, вам нужно просто проверить работоспособность определенной системы питания авто. Включите, например, дворники и проверьте контролькой наличие напряжения на ножках между перемычкой предохранителя, защищающего эту цепь. Также для этих целей подойдет мультиметр.

При установке дополнительных потребителей сначала рассчитайте, выдержит ли штатная проводка автомобиля возросшую нагрузку, и только потом рассчитывайте ток для установки предохранителя большего номинала. Для мощных потребителей следует прокладывать проводку отдельно, номинальный ток предохранителя должен быть в 1.5 раза больше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки на автомобильные провода используйте закон Ома, можете воспользоваться специальными таблицами, в которых для основных видов проводников указаны площадь поперечного сечения и допустимый ток.

Как выбрать

Предохранители для своего авто следует покупать только от проверенных производителей. Нередки случаи, когда предохранители плохого качества расплавляли изоляцию проводов цепи, посадочное место в монтажном блоке, но сами не перегорали. Скорее всего, расплавится вставка уже в процессе горения авто. Если говорить о фирмах, хорошо зарекомендовавших себя на практике, то можно выделить предохранители AVAR и TESLA.

Если вы не уверены в качестве купленных изделий, проверьте 1-2 плавкие вставки, специально пустив через них ток, при котором они должны перегореть. Для теста вам необходимо собрать цепь с электроприбором, потребление которого больше номинальной силы тока предохранителя. Величину тока в цепи можно рассчитать по формуле: I=P/U, где

В качестве простейшей альтернативы можете сымитировать КЗ.

Предохранитель — деталь в электрической цепи, защищающая её от теплового повреждения. Необходимость использования предохранителей вызвана тем, что при прохождении электрического тока через электрическую цепь возникает нагрев элементов цепи (проводов, выключателей и др.). При возникновении короткого замыкания электрической цепи или при чрезмерном увеличении потребляемой мощности возникает перегрев элементов цепи, который может вызвать повреждение изоляции и возгорание. Для предотвращения такого развития событий в электрическую цепь встраиваются предохранители. Предохранители различаются по конструкции и по мощности. Конструкция предохранителя зависит от фантазии изобретателя (производителя), а его мощность рассчитывается в зависимости от конкретной электрической цепи.
Где находятся предохранители в автомобиле? В автомобилях имеется несколько блоков предохранителей. Один или несколько блоков находится в моторном отсеке (рис.1)

По Bosch — torpedo fuse. Полную версию статьи можно прочитать на нашем сайте.

По Bussman — GBC fuse (рис.4b).

2. Стеклянные (рис.5) — устаревший тип предохранителей.

По Bosch — glass fuses.

По Bussman — glass tube fuse (рис.5b)

3. Перемычки (рис.6). — имеют вид пластины под крепеж болтами.
По Bosch — Fuse stripes (рис.6)

4. Перемычки с пластиковым корпусом среднего размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По Bussman — AMI fuse (рис.7а).

По Bosch — Screw locking element midi.

5. Перемычки с пластиковым корпусом крупного размера (устанавливаются между аккумуляторной батареей и например стартером или генератором).
По Bussman — AMG fuse (рис.8а).

По Bosch — Screw locking element mega (рис.8b)

6. Низкопрофильные предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2010 года).
По Bussman — Low-Profile ATM fuse (рис.9а).

По Bosch — low-profile mini fuses (рис.9b)

7. Миниатюрные плоские предохранители (широко используются в легковых автомобилях выпущенных после 2000 года).
По Bussman — ATM blade-type fuse (рис.10а).

По Bosch — mini flat connection fuses (рис.10b)

Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи.

Если при коротком замыкании своевременно не обесточить электропроводку автомобиля, то токоведущие жилы проводов сильно нагреются и расплавят изоляцию. В результате этого происходит воспламенение находящейся рядом обшивки салона и других элементов. Пожар быстро распространяется по всему салону, и охватывает всю машину. Скорость распространения огня настолько велика, что при приезде пожарной службы тушить бывает уже нечего.

Для предотвращения пожара в таких ситуациях путем размыкания электрической цепи способом расплавления специального легкоплавкого элемента, служат автомобильные предохранители. Срабатывание предохранителя происходит при возрастании тока выше заданной величины. Это значение плавкой вставки рассчитывается по допустимой нагрузке на электрическую цепь.

Классификация и устройство

Существует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи.

Цилиндрические автомобильные предохранители

Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока.

При установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность попадания под напряжение, хотя это и не так опасно, но можно получить ожог пальцев. Габаритные размеры блока предохранителей занимают много места. В отличие от других видов предохранителей, эти вставки не стандартизированы, поэтому при приобретении приходится довольствоваться надписями на их упаковке.

Ножевые автомобильные предохранители

Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами.

Обнаружить сгоревшую вставку не составит труда, так как пластиковый корпус выполнен прозрачным, и целостность плавкого элемента можно наблюдать визуально.

Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
Термические автомобильные предохранители

Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита.

После устранения неисправности в цепи предохранитель включается в работу нажатием кнопки.

Ленточные автомобильные предохранители

Для силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.

Существуют измененные конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны, а защищены пластиковым корпусом.

Автомобильные предохранители на иномарках

Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта.

Эта конструкция относится к дорогостоящим моделям. Она внешне похожа на обычную ножевую вставку, но работает по принципу электрического автомата, и называется прерывателем цепи.

На многих японских иномарках применяются ножевые предохранители, но отличающиеся по конструкции от отечественных образцов видом корпуса и расположением ножей.

Порог срабатывания

Правильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается.

Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:

Iном = Pмакс / U, где:

dtp-avarii.ru

Как выбирать автомобильные предохранители?

Предохранитель представляет собой эффективное средство защиты автомобиля от короткого замыкания. К выбору автомобильных предохранителей нужно относиться очень серьезно, так как в случае покупки некачественного товара могут возникнуть не только мелкие неисправности, но и серьезные проблемы, вплоть до возгорания автомобиля.

Большинство автолюбителей согласятся с тем, что на выбор дорогих деталей к своим машинам мы тратим уйму времени, консультируясь со специалистами, спрашивая советов у знакомых, читая информацию в интернете. А вот на такие мелочи, как автомобильные предохранители, многие вообще не обращают внимания, приобретая первый попавший кусок пластмассы. Однако подобный подход абсолютно не верен, так как выбор некачественного предохранителя может повлечь за собой серьезные проблемы. Как же найти хороший автомобильный предохранитель и на что обращать внимание при покупке? Попробуем разобраться.

Определение предохранителя


Предохранитель представляет собой электрический аппарат, который выполняет важную защитную функцию. Автомобильный предохранитель играет роль защитника электрической цепи и ее элементов, которые могут перегреться или даже загореться в результате протекания тока большой силы, что может произойти при коротком замыкании. Чаще всего возгорание автомобиля происходит именно из-за замыкания электрической проводки. Если бы все владельцы автомобилей относились к выбору предохранителей серьезно и ответственно, то количество сгоревших машин резко бы уменьшилось.

О чем говорят цифры на предохранителях?

На каждом предохранителе нанесены определенные цифры. Эти цифры означают силу тока, измеряемую в амперах (А), при превышении которой предохранители перегорают.

Где находятся предохранители в автомобиле?

Практически в каждом современном автомобиле имеется два блока предохранителей. Как правило, первый из них находится возле левого стакана под капотом. Второй блок располагается в салоне машины прямо под панелью возле педалей. Чтобы открыть доступ к автомобильным предохранителям, нужно просто поднять крышку блока. Сделать это можно даже без использования специальных инструментов. Достаточно просто одной рукой нажать на защелку, после чего другой рукой необходимо открыть крышку.

Как отличить некачественный и неисправный предохранитель?

На самом деле вычислить некачественный предохранитель очень легко. Самым быстрым и эффективным методом является подключение предохранителя к аккумуляторной батарее. Далее достаточно просто понаблюдать за происходящей реакцией. В том случае, если предохранитель перегорает, остальные предохранители из набора можно использовать в своем автомобиле. Если же предохранитель расплавится, это значит, что подобные предохранители ни в коем случае нельзя использовать.

Признаком некачественных предохранителей также являются тонкие ножевые контакты, которые могут вызвать нагрев соединений и стать причиной оплавления того места, где предохранители устанавливаются в блоке.

Выявить вышедший из строя предохранитель можно даже визуально. Нужно обратить внимание на среднюю часть предохранителя, которая выгорает, если происходит скачок напряжения.

К чему может привести неисправный предохранитель?

Такой «копеечный товар», как автомобильные предохранители, на самом деле играет очень важную роль. В лучшем случае, если предохранитель перегорит не вовремя, перестанут работать стеклоочистители, без которых невозможно обойтись при проливном дожде.

Если же некачественный предохранитель не сработает тогда, когда произойдет замыкание, как минимум, Вы сможете отделаться сгоревшей проводкой. Но нередко происходят происшествия, когда из-за вышедшего из строя предохранителя автомобиль сгорает полностью.

Как найти в блоке нужный предохранитель?

В любом современном автомобиле находится большое количество предохранителей, каждый из которых должен бесперебойно функционировать для защиты какого-то прибора или лампочки. К примеру, когда перестает работать сигнал, необходимо вскрыть блок и найти значок на крышке, который имеет вид дудки. Расположение автомобильного предохранителя в блоке полностью соответствует расположению изображения на крышке.

Как заменить предохранитель в автомобиле?

Для начала необходимо найти в блоке предохранитель, который вышел из строя. Далее предохранитель вытаскивается из гнезда, а на его место вставляется новый с соответствующей цифрой и цветом, что очень важно.

Как правило, предохранители вставлены в розетки достаточно плотно, поэтому вытащить их пальцами не получится. Для того чтобы достать предохранитель из гнезда, в блоке, а также в упаковке, должна находиться специальная прищепка.

Покупка предохранителя в магазине

Автомобильный предохранитель можно приобрести практически в любом автомагазине. На упаковке обязательно должна быть указана точная информация о производителе. Если информации нет, то лучше воздержаться от подобных покупок.

Желательно отдавать предпочтение автомобильным предохранителям, выполненным из прозрачной пластмассы. В таком случае можно будет визуально увидеть неисправность, если перегорит плавкий элемент. Конечно, это требование некритично.

Если Вы сделаете правильный выбор, хороший предохранитель должен работать, не перегорая, в течение 100 часов, если ток будет превышать номинальный на 10 процентов.

www.avtoall.ru

АвтоЗвук #3 Питание.Предохранители — Лада 2108, 1.6 л., 1998 года на DRIVE2

Введение

Главное это безопасность. Все предохранители в автомобиле можно условно защитить на две группы: группа предохранителей в устройствах (к примеру магнитола и усилитель) и группа, защищающая провода от источника к потребителю. Очень популярный пример предохранителей, защищающие провода, так называемые "автоматы" дома, на работе, в общем везде.

Рассмотрим его как наиболее популярный: "автомат" на 16А "вырубило" — что же произошло? Скорее всего потребители превысили рассчитанную для них мощность. Pmax= 220В*16А = 3520Вт = 3,52 КВт или более неприятная ситуация — короткое замыкание т.е. прохождения пути с наименьшем сопротивлением, сопротивление стремится к нулю, а значит сила тока возрастает I=R/U. В пред.записи я упоминал, что сечение кабеля связано с силой тока. Согласно закону Джоуля — Ленца количество теплоты, выделяемое в единицу времени Q= I*I*R, оставив силу тока в стороне мы увидим прямую зависимость Q от R т.е. выше сопротивление кабеля выше нагрев, но нагрев может быть выше норм безопасности.

В случае, если сила тока в выбранном проводнике превысит некоторое предельно допустимое значение, возможен столь сильный нагрев, что проводник может спровоцировать возгорание находящихся рядом с ним объектов или расплавиться сам. Как правило, при выборе проводов, предназначенных для сборки электрических цепей, достаточно следовать принятым нормативным документам, которые регламентируют выбор сечения проводников.

Приведу таблицу, если не ошибаюсь, её используют на конкурсах АЗ.

Если же у вас при расчетах получилось, что максимальный номинал предохранителя, защищающего проводку, оказался меньше, чем номинал предохранителя, встроенного в само подключаемое устройство, то, скорее всего, вы просто выбрали слишком маленькое сечение питающего провода.

Почему так много предохранителей в автомобили?

В современных автомобилях достаточно много предохранителей — сделано это для безопасности, расположены в одном месте — для удобства обслуживания. К примеру неработающие фары — предохранитель позволяет локализировать неисправность, и если он постоянно вылетает не стоит ставить предохранитель с номиналом выше — надо искать причину.

Требования

1) На КАЖДОМ плюсовом силовом проводе, который вы отвели от аккумулятора, должен стоять предохранитель как можно ближе к аккумулятору. По правилам-на длине провода не больше 30см от клеммы аккумулятора.
2) Участок от клеммы аккума до предохранителя не защищен и потенциально пожароопасен. Поэтому он должен быть максимально короткий, а его расположение не должно угрожать целостности изоляции
провода.
3) На минусовых проводах ставить предохранители нельзя.
4) Закрепляйте держатель предохранителя жестко к кузову для того чтобы провод вместе с предохранителем от вибрации не угодил в подвижные части двигателя или еще куда-нибудь.
5) Ставьте предохранитель в доступном месте чтобы не приходилось разбирать пол машины чтобы до него добраться, кроме того место установки должно быть сухим, чтобы вода не попадала на предохранитель.
6) Если вы меняете провод от генератора до аккумулятора, на более мощный, и располагаете его в потенциально опасных местах, то его крайне желательно снабдить отдельным предохранителем около аккумулятора номиналом близким к максимальному току генератора, ДАЖЕ если на
заводском проводе там предохранителя нет.
7) ВСЕ силовые провода должны быть дополнительно защищены гофрой или
змеиной кожей.

Пример подключения усилителей

Если вы устанавливаете не один, а несколько усилителей, то их можно подключить двумя способами. Первый – протянуть один толстый провод, а потом развести питание с помощью дистрибьюторов. Если провода от дистрибьютора к усилителям окажутся достаточно длинными (больше 40 см) и будут тоньше, чем главный провод, уходящий на аккумулятор, то воспользуйтесь дистрибьютором со встроенными предохранителями, каждый с номиналом, соответствующим сечению подключаемого к нему более тонкого кабеля. Они нужны, чтобы защитить эти отрезки проводки с меньшим сечением.

Второй вариант – тянуть несколько проводов от аккумулятора, каждый к своему усилителю через отдельный предохранитель. Несмотря на то что этот способ на первый взгляд кажется сложнее, у него есть преимущества: во-первых, проложить два тонких кабеля обычно бывает все же легче, чем один толстый, и, во-вторых, количество соединений на пути кабеля в этом варианте оказывается меньше, а это значит, что и сопротивление питающей линии тоже будет меньше.

Типы предохранителей в АЗ

1) Флажковый предохранитель

Для подключения головного устройства можно использовать обычный флажковый предохранитель. Поскольку он будет расположен в моторном отсеке рядом с аккумулятором, выберите для него держатель в герметичном исполнении.

2) Предохранители типа AGU

Предохранители типа AGU наиболее распространены в любительских автозвуковых инсталляциях из-за того что они и их держатели дешевле. Они представляют из себя стеклянный цилиндр с металлическими наконечниками и плавкой вставкой посередине. Главный недостаток предохранителей типа AGU это то что они сделаны из нескольких элементов-металлические наконечники и плавкая вставка соединены между собой контактной сваркой и в условиях окисления и вибрации при установке на автомобиль они могут отказать. Кроме того, в держателе предохранитель типа AGU обжимается пружинными контактами что тоже ненадежно.

3) Предохранители типа ANL

А для более мощных систем лучше использовать предохранители ANL (плоские). Они изготовлены из единой металлической пластины, которая сама и является плавкой вставкой. Такой предохранитель надежно фиксируется болтами в держателе и вероятность отказа от вибрации или окисления практически равна нулю.

4) Предохранители типа miniANL

Так же как и ANL лишены недостатков предохранители типа AGU, но в отличии от ANL используются с меньшими токами и имеют размер меньше своих собратьев.

Продукция ArtLine

5) Автоматические выключатели

Альтернатива предохранителям – автоматические выключатели, срабатывающие при превышении заданного тока.

Продукция ArtLine

Моя схема:

С минуса АКБ идут провода на усилитель фронта (10), усилитель саба (16), магнитолу (4) и генератор(25).

С плюса АКБ идёт провод (25) на блок предохранителей.
Через предохранитель в 15А идет провод (4) на ГУ. Предохранитель флажковый.
Через предохранитель в 30А идет провод (10) на усилитель фронта. Предохранитель miniANL.
Через предохранитель в 60А идет провод (16) на усилитель саба. Предохранитель miniANL.
Через предохранитель в 90А идет провод (25) на генератор. Предохранитель miniANL.

www.drive2.ru


Смотрите также